Напоминание

Психолого- педагогическое сопровождение первоклассников в условиях реализации ФГОС


Автор: Даурцева Татьяна Анатольевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Образовательный центр "Созвездие""
Населённый пункт: Красногорск
Наименование материала: Презентация
Тема: Психолого- педагогическое сопровождение первоклассников в условиях реализации ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




Психолого-педагогическое

сопровождение

первоклассников

в условиях реализации

ФГОС

Адаптация

2

-

естественное

состояние

человека,

проявляющееся

в

приспособлении

(привыкании)

к

новым

условиям

жизни,

новой

деятельности,

новым

социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода

вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том,

что

от

благополучности

его

протекания

зависит

не

только

успешность

овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе,

здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

-

«Адаптация»

-термин

ввел

А.Уберт

(немецкий

психолог)

«adaрtatio»

-

прилаживание, приспособление, приноровление.

Дошкольники Первоклассники

Беспечность,

беззаботность,

погруженность в игру,

наивность

Соблюдение режима дня,

подчинение нормам и

правилам школьной

жизни

3

Возрастные особенности первоклассников.

Переход из дошкольного, в младший школьный возраст нередко сопровождается кризисом 7 лет.

Нормы и правила школьной жизни порой идут вразрез с желаниями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться.

Дети

наряду

с

радостью,

восторгом

или

удивлением

по

поводу

происходящего

в

школе,

испытывают

тревогу,

растерянность напряжение.

Свое новое положение ребенок не всегда осознает, но обязательно переживает его: он гордиться тем, что стал

взрослым, ему приятно его новое положение.

Формируется самооценка личности.

Первоклассник уже понимает, что оценка его поступков определяется прежде всего тем, как его поступки выглядят в

глазах окружающих людей.

Дети возбудимы, легко отвлекаются, т.к. лобные доли больших полушарий не сформированы, они сформируются к 13

годам.

Особую роль в жизни школьника играет учитель, который выступает как центр его жизни.

Период приспособления к требованиям школы, существует у всех 1-классников. У одних он длиться 1 месяц, у других 1

четверть, у 3-их растягивается на 1-ый учебный год.

4

Начало обучения в школе нередко совпадает

с возрастным кризисом.

Признаки возрастного кризиса 7 лет

-

Повышенная утомляемость

-

Раздражительность

-

Перепады настроения

-

Изменения в работе сердечно-сосудистой, нервной и др. систем

-

Изменения в характере (упрямство, непокорность)

-

Изменения в самооценке

5

Особенности современного первоклассника :

У детей большие различия паспортного и физиологического развития.

У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно

бессистемна.

У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение.

Высокий уровень самооценки.

Наличие

недоверчивости

к

словам

и

поступкам

взрослых.

Нет

веры

во

всё

сказанное

ими.

Авторитет – не тот!

У современных детей более слабое здоровье.

Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили

телевизоры,

компьютеры.

И

как

следствие

-

дети

приходят

в

школу

не

обладая

навыками

общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в

обществе.

6

Трудности, которые

часто

возникают у

первоклассников.

В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма,

могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура.

Первоклассники

отвлекаются

быстро

утомляются,

возбудимы,

эмоциональны,

впечатлительны.

Поведение

нередко

отличается

неорганизованностью,

несобранностью,

недисциплинированностью.

Для детей характерна высокая утомляемость.

7

Адаптация к школе

Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и

эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому

организованному школьному обучению.

Дезадаптация – это нарушение приспособления личности школьника к

условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление

расстройства у ребенка общей способности к психологической

адаптации в связи с какими – либо патологическими факторами.

8

9

Адаптация

Физиологический

компонент

Психологический

компонент

Социальный

компонент

Уровни адаптации. Высокий уровень адаптации.

Первоклассник положительно относится к школе;

требования воспринимает адекватно;

учебный материал усваивает легко, глубоко и полно;

решает усложненные задачи;

прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя;

выполняет поручения без лишнего контроля;

проявляет большой интерес к самостоятельной работе;

готовится ко всем урокам;

занимает в классе благоприятное статусное положение.

Первоклассник

положительно

относится

к

школе,

ее

посещение

не

вызывает

отрицательных переживаний;

понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно;

усваивает основное содержание учебных программ;

самостоятельно решает типовые задачи;

бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным;

общественные

поручения

выполняет

добросовестно;

дружит

со

многими

одноклассниками.

Уровни адаптации. Средний уровень адаптации.

Уровни адаптации. Низкий уровень адаптации.

Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки

жалобы на нездоровье;

доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины;

объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с

учебником затруднена;

при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса;

к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль,

систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей;

сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха;

близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

9

Группы детей по степени

адаптированности

I группа – адаптация

в первые два месяца.

II группа – адаптация

в течение первого полугодия.

III группа – адаптация

в течение первого года обучения.

Показатели адаптационных затруднений:

Недостаточная реализация личностного потенциала;

Слабая

интегрированность

ребёнка

в

детском

коллективе

низкий

статус

в

группе, отсутствие авторитета, неполное принятие роли ученика;

Трудности в общении;

Острое переживание неудач;

Неадекватная самооценка;

Несамостоятельность, поиск причин во вне.

15

Деятельность

педагогического

коллектива

школы

по

организации

благоприятной

адаптационной

среды

на

переходе

от

дошкольного

к

начальному

школьному

образованию

направлена

на

создание

следующих психолого-педагогических условий:

1. Организация режима школьной жизни первоклассников;

2. Создание предметно-пространственной среды;

3. Организация оздоровительно-профилактической работы;

4. Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в

адаптационный период;

5. Организация внеурочной жизни первоклассников;

6. Взаимодействие с участниками образовательного сообщества.

Нормативные документы

- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в

Российской Федерации"

- ФГОС НОО

-

письмо Минобразования России от 25 сентября 2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в

первом классе четырёхлетней начальной школы»

-

письмо

Минобразования

России

от

20.04.2001

г.

408/13-13

«Рекомендации

по

организации

обучения первоклассников в адаптационный период»

- СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения

в

общеобразовательных

учреждениях"

(утверждены

Постановлением

Главного

государственного

санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте

России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993)

- письмо Минобразования и науки РФ от 08.10.2010г. № ИК-1494/19 «О введении третьего часа

физической культуры».

16

Организация режима школьной жизни первоклассников

в сентябре-октябре

1.

Продолжительность

учебного

года

для

обучающихся

1-х

классов

не

более

33

недель

(за

счет

дополнительных недельных каникул в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения).

2. Занятия проводятся только в первую смену. Время их начала – не ранее 8 часов. Запрещается проводить

уроки во второй половине дня.

3. Учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену. Объем недельной

нагрузки

не

должен

превышать

21

ч.

Образовательную

недельную

нагрузку

необходимо

равномерно

распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня

не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков за счет урока физической культуры

4. В 1-м классе используется "ступенчатый" режим обучения в первом полугодии: в сентябре, октябре – по 3

урока в день по 35 минут каждый, в ноябре–декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь–май – по 4

урока по 45 минут каждый.

5.

Для

первоклассников

рекомендуется

организация

в

середине

учебного

дня

динамической

паузы

продолжительностью не менее 40 минут;

17

Организация режима школьной жизни первоклассников

в сентябре-октябре

6. Продолжительность перемен между уроками - не менее 10 мин, большой перемены после второго урока -

не менее 20 мин. В это время организуется завтрак в помещении школьной столовой.

7. При составлении расписания уроков необходимо учитывать следующее: уроки, требующие большого

умственного напряжения (русский язык, математика), целесообразно проводить первыми или вторыми;

уроки

по

искусству,

окружающему

миру,

технологии

целесообразно

проводить

третьими;

уроки

с

преобладанием двигательного компонента (физическая культура, ритмика и др.) целесообразно проводить

последними.

8. Недопустимо введение в 1-м классе дополнительных часов на факультативы, занятия с отстающими.

9. В 1-м классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Никакому (в т. ч. словесному)

оцениванию

не

подлежат:

темп

работы,

личностные

качества

и

своеобразие

психических

процессов

обучающихся (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).

10. В течение первого года обучения контрольные работы не проводятся и домашние задания не задаются.

11. Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой в соответствии с ростом и

состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся

первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна.

18

Организация оздоровительно-профилактической работы

19

1. Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников

2. Профилактическая работа по предупреждению заболеваний

3. Максимальное обеспечение двигательной активности детей

4. Организация рационального питания первоклассников

5. Организация логопедической и психологической помощи первоклассникам.

6. Использование в учебном процессе здоровьесберегающих образовательных

технологий

Организация оздоровительно-профилактической работы

1. Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников:

медицинский

осмотр

детей,

поступающих

в

школу,

врачами-специалистами

(педиатром,

окулистом,

отоларингологом, хирургом, неврологом);

• мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников с целью выявления наиболее часто

болеющих

детей;

определение

причин

заболеваемости

с

целью

проведения

более

эффективной

коррекционной и профилактических работ (по мед. картам);

• диагностика устной и письменной речи (мониторинг речевого развития).

2. Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:

• проведение плановых и внеплановых прививок медработником школы (в т.ч. вакцинация против гриппа);

• витаминизация;

• создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков: мытья рук, переодевания

сменной обуви и проветривания учебных кабинетов и т.д.;

• соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;

20

Организация оздоровительно-профилактической работы

3. Максимальное обеспечение двигательной активности детей:

Согласно требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 п.10.10.17 физкультминутки проводятся на

каждом уроке продолжительностью по 1,5-2 минуты (рекомендуется проводить на 10-й

и 20-й минутах урока). В комплекс физминуток включаются различные упражнения с

целью профилактики нарушения зрения, простудных заболеваний, заболеваний опорно-

двигательного аппарата;

согласно

требованиям

СанПиН

в

середине

учебного

дня

(после

двух

уроков)

для

первоклассников проводится динамическая пауза;

подвижные игры на переменах;

ежедневная прогулка в группе продленного дня;

внеклассные спортивные мероприятия;

школьные спортивные кружки

21

Организация оздоровительно-профилактической работы

4. Организация рационального питания первоклассников предусматривает:

• назначение учителя, ответственного за организацию горячего питания в школе;

выполнение

требований

СанПиН

к

организации

питания

в

общеобразовательных

учреждениях;

• соблюдение основных принципов рационального питания:

• создание благоприятных условий для приема пищи и обучение культуре поведения за

столом;

• 100%-ный охват первоклассников горячим питанием;

5. Организация логопедической и психологической помощи первоклассникам.

6.

Использование

в

учебном

процессе

здоровьесберегающих

образовательных

технологий с целью вхождения ребенка в образовательное поле школы без потерь для

здоровья,

достижения

положительного

результата

без

излишнего

напряжения

и

переутомления.

22

Организация учебно-познавательной деятельности

первоклассников в адаптационный период

Цели:

• обеспечение психологической адаптации детей;

• знакомство с основными школьными правилами;

• привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;

• обучение элементарным приемам обратной связи;

• развитие внимания, памяти, мышления, воображения;

• организация классного коллектива.

23

Особенности организации урока в 1-м классе

24

Учитывая особенности первоклассников, урок строится иначе, чем в следующих классах начальной школы.

В уроке представляем два структурных элемента: организационный момент и основную часть.

Организационный

момент

используется

для

обучения

детей

умениям

организовывать

рабочее

место

(достать учебник, разложить кассу букв, расположить на парте правильно и

удобно тетрадь и т.п.). Здесь требуется терпеливая, длительная работа, в основе которой лежит пошаговая

инструкция

учителя,

подробно

объясняющая,

что

и

как

делать

(используется

прием

проговаривания

последовательности действий).

Основная часть урока - «дробная» т.е. состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов

деятельности. Особое внимание уделяется использованию игр как структурной части урока. Необходимо

использовать

в

качестве

дидактических

игр

не

только

игры

с

правилами,

которые

способствуют

формированию новой ведущей деятельности - учебной, но и ролевые игры, способствующие развитию

творческих способностей, основа которых - воображение. Домашние задания в первом классе не задаются

(СанПиН 2.4.2.1178-02п.10.10.10).

Особенности организации урока в 1-м классе

25

При составлении расписания уроков следует учитывать «ступенчатый» режим

занятий с постепенным наращиванием нагрузки. Четверг или пятница являются

днями учебной разгрузки обучающихся. В эти дни рекомендуется не ставить в

расписание

математику

(если

количество

часов

по

математике

4).

Все

образовательные

учреждения

составляют

недельное

расписание

с

учетом

шкалы трудности предметов для 1-4 классов (см. СанПиН 2.4.2.2821-10).

Индивидуальная работа с первоклассниками

26

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Дети, пришедшие в первый

класс, бывают разными. Часть первоклассников имеет несформированность школьно-значимых функций:

многие быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Разные

приходят

ребята

и

по

уровню

интеллектуального,

речевого,

нравственно-волевого

развития.

Формы

индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:

• задания разной степени трудности;

• специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие мышления, речи, воображения,

внимания, памяти и пр., занимающие не большую по времени часть урока. При этом по возможности дети

объединяются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую

задачу;

предлагаемый

детям

на

уроке

дополнительный

материал,

который

создает

благоприятный

интеллектуальный и эмоциональный фон обучения.

Не требуется от каждого ребенка запоминания дополнительного содержания, т.к. оно больше служит для

поддержания интереса детей, чем увеличения их информированности.

Организация внеурочной жизни первоклассников

27

Внеурочная

деятельность

первоклассников

организуется

в

соответствии

с

интересами

и

желаниями детей и их родителей:

1. Организация групп продленного дня.

2. Развивающие кружки по направлениям внеурочной деятельности:

Спортивно-оздоровительное: «Хореография», «Ритмика».

Общеинтеллектуальное: «Умники и умницы», «Легоконструирование», «Я-исследователь».

Духовно-нравственное: «Я гражданин России».

3.

Общешкольные

и

классные

мероприятия

во

внеурочное

время

с

целью

приобщения

первоклассников к школьным традициям. Выполнение требования соответствия содержания и

форм воспитательной работы возрастным особенностям первоклассников.

Воспитание в процессе игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, спортивные и т.д.) как

прием воспитания.

Детские праздники.

Экскурсии.

Выставки детского творчества.

Концерты для родителей.

СОЗДАНИЕ

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

28

Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за

партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и

зрения. Для детей с наруше ниями слуха и зрения парты, независимо от

их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой

зрения они размещаются в первом ряду от окна.

Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было

организо вать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся

на уроке. По возмож ности учебники и дидактические пособия для

первоклассников хранятся в школе.

СОЗДАНИЕ

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

29

Помещение класса делится на два пространства – игровое и учебное. Одно из них служит для сюжетных и

подвижных игр в перерывах между занятиями, отражает внеклассную работу и увлечения детей. Наполнение

игрового пространства во многом зависит от реальной степени подготовленности к школьному обучению

конкретных

детей.

Другое

устроено

привычным

образом

и

является

основным

местом

разворачивания

учебного

процесса.

Столы

в

классных

комнатах

располагаются

так,

чтобы

можно

было

организовать

фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке. Каждый первоклассник обеспечивается

удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для

детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с

пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна. В учебном пространстве также

находятся стол учителя, центральная доска, несколько рабочих досок, на которых обучающиеся пробуют найти

решение задачи и место ответственного действия ученика или учителя – это могут быть подиум, кафедра,

любое выделенное и символически оформленное место.

Анализируя

процесс

адаптации

первоклассников

к

школе,

целесообразно

выделить

те

его

формы,

знание

которых

позволит

реализовать идеи преемственности в работе воспитателя дошкольного

учреждения и учителя общеобразовательной школы.

1.

Адаптация

организма

к

новым

условиям

жизни

и

деятельности,

к

физическим и интеллектуальным нагрузкам.

В данном случае уровень адаптации будет зависеть от возраста ребенка, который

пошел в школу;

от того, посещал ли он детский сад или его подготовка к школе осуществлялась в

домашних условиях;

от степени сформированности морфофункциональных систем организма;

уровня

развития

произвольной

регуляции

поведения

и

организованности

ребенка;

от того, как изменялась ситуация в семье.



В раздел образования