Автор: Колчкова Ольга Геннадьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ школа №529
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Опыт развивающего обучения на примере образовательного периода День Книги «В горах мое сердце» Интегративный подход в развитии личности ученика.
Раздел: полное образование
Опыт развивающего обучения на примере образовательного периода
День Книги «В горах мое сердце»
Интегративный подход в развитии личности ученика.
Одиним из четырех образовательных периодов в течение учебного года, традиционно
проводимых в ГБОУ школа 529 Санкт-Петербурга, является подготовка к проведению
Дня Книги. Этот период ежегодно бывает с начала февраля и до окончания третьей
четверти. Каждый класс выбирает тему предстоящего мероприятия исходя из
общешкольной тематики, выбранной на учебный год, часто это согласуется с
объявленным в стране годом.
За последние годы в школе несколько раз темой образовательного периода «День Книги»
становилось творчество Роберта Бернса. В 2011 году был реализован разновозрастной
проект для учащихся 8-9 классов. В 2017 в проект охватил учащихся трех 7-х классов. В
2020 году участвовала параллель 10 классов, для которых этот образовательный период
пришелся на начало дистанционного обучения, что сказалось как на заданиях
подготовительного этапа, так и на способе проведения заключительного мероприятия.
При работе во время образовательного периода организуется тесное взаимодействие
большинства учителей, работающих в классе.
В конкретном случае я представляю опыт классного руководителя – учителя английского
языка. В тесном сотрудничестве с учителями искусства и истории, классными
руководителями двух других классов седьмой параллели, преподающих в каждом из этих
классов, с привлечением учителей-предметников и использованием технологии CLIL
удалось разносторонне подойти к изучению и «прочтению» произведений Роберта
Бернса.
Работа в рамках данного образовательного периода ставила перед собой следующие
Цели:
- Воспитание хорошего литературного вкуса
- Воспитание чувств патриота, гражданина и тонко чувствующей личности.
- Развитие читательской компетентности учащихся
- Межкультурная коммуникация и взаимопроникновение культур
- Побуждение к творчеству
Образовательный период состоит из трех этапов – подготовительный (6 предметов),
промежуточный итог по каждому классу (английский язык), общее заключительное
праздничное мероприятие.
Учащиеся получают задания дифференцированно, соответственно своим склонностям,
способностям и желанию. Ребята участвуют в целом ряде подготовительных этапов
основного заключительного мероприятия образовательного периода, что позволяет им
посмотреть на изучаемый текст (книгу) с разных точек зрения.
Работа учителей-предметников согласована между собой и идет в рамках своего
предмета, распланирована на весь образовательный период.
Литература
Знакомство с особенностями художественного перевода,
работа с подстрочником, первые навыки стихотворного перевода.
Знакомство с лучшими образцами перевода стихов Р.Бернса на русский язык.
Конкурс чтецов (декламация собственных переводов).
.
Изобразительное искусство
Ученые утверждают, что основной язык творческого мышления – это зрительные образы.
Иллюстрация – это авторский визуальный текст - важная составляющая усвоения
материала. Можно долго рассуждать о чем-либо или что-то объяснять, но это не
сравнится с тем эффектом, который дает визуализация информации.
Данный когнитивный профиль можно назвать одним из важнейших, так как он связан с
базисными инструментами познания мира и адаптивности у любого организма.
Визуализация мыслительных процессов становится базовой стратегией культуры XXI
века .
Иллюстрируя поэтические произведения, учащиеся получают возможность воспринять,
проанализировать, вдохновиться и создать собственные уникальные работы.
ИКТ
Базовая стратегией культуры XXI века - визуализация мыслительных процессов.
Использование программных графических пакетов в качестве инструмента познания и
творчества.
Создание презентаций и видео работ для передачи семантики поэтических текстов.
Использование возможностей цифровой среды для поиска, хранения и передачи
информации (создание информационных презентаций).
Технология
Применение технологии CLIL.Урок английского языка. Burns’ Supper – состоит из блюд,
воспетых Р.Бёрнсом, подаваемых в определенной последовательности. Знакомство с
рецептами традиционных шотландских блюд. Апробация рецептов на практике.
МХК
На уроках МХК изучалось влияние Р.Бернса на культуру России. Использование его
произведений в кино, музыке. Знакомство с шотландской музыкой и танцами.
Разучивание песни Auld Lang Syne «Былые времена» на стихи Роберта Бернса на
русском и английском языках.
История
Основы геральдики, значение геральдических символов и цветов.
Создание своего «паттерна» тартана с объяснением значения выбранных цветов.
Знакомство с представителями шотландских кланов и их вкладом в историю Санкт-
Петербурга и России (Роберт Брюс, кланы Лермон, Барклай).
Взаимодействие с культурной средой города в рамках программы «Город+»
Участие в конкурсе «Петербургский тартан». Победительницей стала Д.Баранова,
ученица школы 529, по ее эскизу была создана ткань петербургского тартана.
Участие в открытии Дней Шотландии,
международной культурно-образовательной
программы Санкт-Петербургской ассоциации международного сотрудничества
Участие в выставке рисунков в Российской национальной библиотеке, посвященной
проведению Дней Шотландии в Санкт-Петербурге.
Английский язык
Урок – литературная гостиная – “My Heart in the Highlands” (читая стихи Р.Бернса).
- Результаты работы на подготовительном этапе. Работа в мини-группах.
- Презентация «клана», его тартан и девиз
- Информационные презентации мини-групп. Задания по их содержанию
- Декламация стихов на английском и их перевода на русский
- Демонстрация иллюстраций и творческих видео работ
- Просмотр отрывков из кинофильмов, где использованы стихи Р.Бернса
- Обобщающая игра «What is common?» на основе ассоциативного ряда
- Конкурсный отбор работ групп для участия в заключительном праздничном
мероприятии
Завершает образовательный период аключительное праздничное событие в День
Книги Устный журнал . «…и буду петь, чтоб позабавить поля вокруг..»
Общее мероприятие для всех групп/классов. Проводится на русском и английском
языках. Классы представляют свои лучшие творческие работы. Все вместе поют песню
застольную на стихи Роберта Бернса.
Ч
тение через пространство культуры-среды, по мнению Д. С. Лихачева, имеет не только
протяженность, но и глубину.
По окончании образовательного периода учащиеся получают более глубокое знание
книги, понимание глубоких смыслов и исторического контекста, чем при простом
прочтении произведения.