Напоминание

"Коррекция агрессивного поведения детей с помощью сказкотерапии"


Автор: Гилева Юлия Юозовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: билингвальный детский сад "Bambini"
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Коррекция агрессивного поведения детей с помощью сказкотерапии"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Занятие по коррекции агрессивного поведения с помощью

сказкотерапии для детей 5-6 лет.

Цель занятия: коррекция агрессивного поведения.

Задачи занятия :

1.

обучение

детей

адекватным

способам

и

приемам

выражения

негативных эмоций.

2.

обучение детей техникам конструктивного решения конфликтов.

Практики:

1.

Чтение сказки «Заяц с рюкзаком»

2.

Разыгрывание сказки «Заяц с рюкзаком» с детьми на песке.

3.

Работа с песком, изготовление «злючек-колючек».

Уроки занятия:

1. «Сила есть – ума не надо».

2. Быть сильным, не значит всех обижать.

3. Если тебя боятся, это не значит, что тебя уважают.

4. Всегда найдется тот, кто сильнее тебя.

5. Если ты будешь обижать и драться, с тобой никто не будет дружить.

6. Есть другие способы, как избавиться от своей злости и обид.

Методы: песочная сказкотерапия, релаксационные игры и упражнения.

Оборудование:

1. Покрывало для ковра-самолета и маленькие подушки;

2. Спокойная музыка, музыка ветра, моря, голоса птиц, дождя и т.д.;

3. Песочница с песком;

4. Кукла-сказочница;

5. Фонарик, свеча и спички;

6. Реквизит для сказки;

7. Счетные палочки, камушки, шишки и т.д. для злючки-колючки;

8. Игрушечные деревья, листочки, цветы, елочки, пенечки, грибы, ягоды и т.д.

для создания сказочного леса.

Ход занятия:

Ориентация

( Дети заходят в группу, садятся на пол).

Педагог: Дорогие мои маленькие волшебники, мы с вами не виделись целую

неделю! Вероятно, произошло немало интересных событий

за это время!

Расскажите, что с вами происходило! (дети рассказывают). А помните в

прошлый раз, мы с вами получили волшебное задание, заглянуть в себя и

придумать волшебную сказку, про хорошего мальчика или девочку, который

живет

внутри

и

нарисовать

его

(её)!

Давайте,

сейчас,

каждый

из

вас

расскажет свою сказку и покажет свой рисунок! (все дети рассказывают свою

сказку и обсуждаем ее). Что ж, сегодня мы отправимся в новое путешествие,

и узнаем много нового и интересного! Вы готовы!

Ритуал входа

Педагог: Ребята, сегодня, мы отправимся в гости к одной сказочнице, которая

живет далеко-далеко, за семью морями, высокими горами, в прекрасной

песочной стране. Сказочницу зовут Дарёна. А зовут ее так, потому что любит

она дарит людям волшебные сказки, но не только, а чье сердечко открыто,

еще и доброту, любовь и ласку. Дарёна очень ждет нас в своей стране. Она

приготовила нам одну удивительную сказку, но к ней не так легко попасть,

надо

лететь

на

волшебном

ковре-самолете,

который

наша

сказочница

отправила за нами! Вы готовы ребята отправиться в путешествие? (дети

отвечают)

Педагог раскладывает покрывало на полу. Дети решают, кто, где будет лежать

или сидеть на нем, как они поместятся. (Педагог отмечает, как дети себя вели

при этом, возникли ли конфликты, смогли ли дети без помощи педагога сесть

на ковер-самолет). Когда дети расположились на ковре, педагог включает

музыку, дети закрывают глаза и ковер отправляется в путь. Педагог под

музыку комментирует, как ковер взлетает, мимо чего пролетает и т.д.

Расширение

Педагог: Вот мы и подлетели к песочной стране, (дети подходят к закрытой

песочнице и садятся на стульчики вокруг) но посмотрите вход в страну

сказочницы Дарёны закрыт, и нам предстоит открыть его. Вы готовы пройти

еще одно испытание? (дети отвечают). Тогда сказочница передала нам свой

волшебный фонарик. Но он не простой, а волшебный. Мы сейчас будем его

зажигать

и

желать

друг

другу

только

хорошее

и

доброе,

и

задувать

волшебный фонарик, тогда дверь в сказочную страну начнет открываться.

(Каждый по очереди, говорит добрые слова и задувает свечу в фонарике).

Открывается песочница и появляется кукла- сказочница: Я рада вас видеть

в

своей

песочной

стране,

меня

зовут,

Дарёна,

я

хочу

с

каждым

из

вас

познакомиться и подарить каждому из вас волшебную сказку, но в моей

стране есть правила, которые нужно строго соблюдать, иначе дверь в страну

закроется. А правила очень простые, давайте вместе их запомним: здесь

нельзя кусаться, драться, и нельзя песком кидаться, отбирать и отнимать, а

можно

лишь

давать,

просить,

меняться,

хохотать

и

обниматься!

Ну

что,

запомнили мои правила! (дети отвечают). Тогда поздоровайтесь и песочком в

моей

стране.

(дети

берут

в

руки

песок,

пересыпают,

слушают,

как

он

сыплется.

Педагог

в

это

время

готовит

реквизит

для

сказки).

А

теперь

послушайте мою сказку!

Заяц с рюкзаком (Анна Смирнова)

Итак, в магазин поступила новая партия игрушек, среди которых было несколько кукол, пушистый

котенок, динозаврик, маленькие тролли в разноцветных штанишках, большая розовая пантера и

два зайчика: один — с бантом на шее, другой – с рюкзаком за спиной. Когда стрелки часов

приблизились к двенадцати, заяц снял рюкзак.

— Ну, все, хватит с меня, завтра твоя очередь держать на спине эту тяжесть, — сказал он зайчику

с бантом.

— Моя? Почему?

— Потому что я так сказал и давай без вопросов. Сказано – сделано.

— Но я же не виноват, что тебе надели рюкзак, а мне — бант.

— Вот и поменяемся. Это будет справедливо.

— Какая же это справедливость? — обиделся зайчик. — Ты в два раза больше и сильнее меня.

— А я, вот, сейчас схвачу тебя за ухо, да дерну больно. Тогда увидим, кто из нас прав.

— Не ссорьтесь, — вступил в разговор тролль в синих штанишках. — Ты не прав, — обратился он

к зайцу с рюкзаком.

— Кто ты такой, чтоб мне указывать?!

— Я — игрушка, такая же, как и ты, но в мои обязанности входит еще и следить за порядком.

— Тебе только покупателей отпугивать, а не за порядком следить, — засмеялся заяц. — Я таких

страшненьких игрушек никогда и не видел.

— Может быть, мы и страшненькие, но дети нас любят, — заступился за друга тролль.

— Ой, еще один уродец, откуда вы такие?

С полки спрыгнули остальные тролли:

— Ну, ты, длинноухий, хочешь неприятностей? Сейчас ты их получишь!

— Испугать меня решили? Попробуйте, если допрыгнете. С таким ростом вам только с муравьями

бороться.

— Друзья мои, успокойтесь, — вмешался динозаврик. — Не стоит портить себе настроение из-за

какого-то рюкзака.

— А это что еще за чучело? — усмехнулся заяц. — Без тебя разберемся.

— Ой, какой грубый, а с виду такой симпатичный, — вздохнул котик.

Заяц пнул его в бок:

— Не лезь, куда не просят, — и, бросив в троллей рюкзак, добавил, — всех касается!

Динозаврик спустился с полки.

— Ладно, не хочешь по-хорошему, поговорим по-плохому.

Куклы закрыли глаза:

— Ой, что сейчас будет.

— Не надо, динозаврик, — закричал зайчик с бантиком. — Я надену рюкзак, только не деритесь.

— Вот уж нет! Я этого грубияна проучу.

— Ос

— Он ударил моего друга.

— Ударил, значит, извинится и никогда больше этого не сделает. — Правда, заяц?

— Какая трогательная речь, — усмехнулся заяц. — Делать мне больше нечего.

— Не вынуждай нас. Со всеми тебе одному не справиться!

— Кот получил по заслугам. В следующий раз не будет вмешиваться, когда его не спрашивают. И

не надо меня пугать. Я еще, когда на фабрике жил, был самым смелым. Все игрушки меня боялись

и уважали.

— Уважали? — удивился динозаврик, — интересно, за что? |

— За силу. Мне подчинялись даже те, кто был в несколько раз больше.

Динозаврик рассмеялся:

— И это ты называешь уважением? Правильно в пословице говорится: «Сила есть – ума не надо».

Заяц толкнул динозаврика и тот упал на пол, сильно ударившись головой.

— Вот и у тебя ума поменьше будет. Кто следующий?

Одна из кукол подбежала к динозаврику, а тролли яростно налетели на зайца, но от одного взмаха

его лапы разлетелись разные стороны.

Куклы в страхе попрятались, а та, которая помогала динозврику встать, в отчаянии закричала:

— Что ж ты такой злой?! Тебя же никто не обижает!

Заяц довольно потер лапы:

— Еще бы! Обижать всех — это мое право.

— Ни у кого нет права делать другим больно.

— У меня есть, потому что я — самый сильный.

— Но обижать тех, кто слабее — жестоко.

— За волосы тебя оттаскать, что ли, — задумчиво произнес заяц.

— Я тебе не сделала ничего плохого.

— Ну и что. Мне просто скучно, — сказал заяц, приближаясь к кукле, но котенок преградил ему

дорогу.

— Опять ты? — протянул заяц. — Мало получил? Сейчас добавлю.

И ударил котика так, что из него полетели клочья ваты.

— Ну, ты! Бандит! — крикнул зайчик с бантом. — Попробуй лучше сразиться со мной!

— С тобой? Нашел с кем тягаться! На тебя достаточно дунуть, чтоб ты упал.

И, взяв зайчика за хвост, забросил его на верхнюю полку. Потом подошел к кукле и схватил ее за

волосы.

— Не трогай ее, — попросил поднявшийся тролль, — она же – кукла!

— И что с того? — спросил заяц, но куклу все-таки отпустил. Вытирая слезы, она достала иголку

и стала зашивать котенка.

— Ты думаешь, что кулаками чего-нибудь добьешься? — продолжал тролль.

— Уже добился. Вы меня боитесь, а это главное.

— Нет, главного у тебя никогда не будет.

Чего же?

— Друзей.

— Это вроде тебя, что ли? Больно надо. Обойдусь. Мне и одному хорошо.

Наступило утро. В магазин вошли продавцы, а чуть позже — дети с родителями. Маленькой

девочке папа с мамой подарили котика, мальчику — динозаврика. За день раскупили всех кукол.

Ночью тролль в красных штанишках обратился к игрушкам с торжественной речью:

— Друзья мои, я целый день наблюдал за детьми – и мне открылась одна тайна.

— Тайна? Какая? Расскажи, — оживились игрушки.

— Ни для кого из вас нет секрета в том, что мы все хотим поскорее стать подарками для детишек.

Мы ждем этого момента с трепетом и каждое утро думаем: «Вот сегодня-то я обязательно кому-

нибудь понравлюсь, и у меня появится друг». Но проходят дни, а кроме кукол никого не покупают.

И знаете, почему?

— Почему?

Причина

в

зайце.

Это

он

делает

нас

непривлекательными.

Посмотрите,

какими

злыми

становятся наши лица, когда мы ругаемся и деремся. Целый день мы только и думаем о том, как

побороть зайца. Все эти мысли отражаются на наших лицах.

Разве можем мы в эту минуту кому-нибудь понравиться? Разве захочет с нами хоть кто-нибудь

играть? Я вчера разговаривал с котиком и динозавром. Хотел договориться с ними, как можно

отомстить зайцу, но они сказали, что хоть он и обидел их, вовсе не сердятся, а, наоборот, жалеют

его. Потому что он одинок.

И сегодня их купили.

— Я понял, — сказал тролль в желтых штанишках, — до тех пор, пока в голове у нас будет место

гневу, грубости, желанию подраться, дети будут проходить мимо нас.

Услышав последнюю фразу, только что проснувшийся заяц, рассмеялся:

— В жизни не слышал более глупых слов.

Игрушки никак не отреагировали на это замечание и занялись своими делами.

— Что это вы, сегодня, такие молчаливые? Не поучаете меня? Или боитесь моих кулаков? Никто

не хочет подраться?

Розовая пантера, молчавшая все то время, пока шли споры и драки с зайцем, и незаметно

дремавшая на верхней полке так, что про нее все забыли, лениво потянулась и зевнула:

— Эй ты, забияка! Хочешь угодить в мусорное ведро?

— А это еще кто там мяукает? — поинтересовался заяц.

Плавным прыжком пантера слетела с полки и, схватив зайца за уши, посадила в ведро, закрыв его

крышкой, и прыгнула обратно. Заяц стал кричать и стучать:

— Выпустите меня! Выпустите! Здесь грязно, темно!

— Тебе там и место, а завтра вместе с мусором будешь выброшен, — зевая сказала пантера и снова

уснула.

— Ну, погодите! Стоит мне только выбраться отсюда – я вам покажу!

Без зайца игрушкам стало легко и свободно. Они дружно провели время, вместе играли, смеялись.

Тролли почистили свои штанишки, готовясь к утру, зайчик погладил бантик… Когда настало время

для открытия магазина, тролли выпустили зайца из ведра.

Никто не знает, о чем он думал всю ночь, сидя в ведре, о чем разговаривал с троллями. Не известно

ничего из того, что произошло с зайцем. Но в следующую ночь он надел рюкзак и больше никого

не обижал.

Сказочница Дарёна: Вот такая история произошла в магазине игрушек.

А как вы думаете, что произошло с зайцем за ночь?

Что бы вы сказали

такому зайцу, если бы повстречали его? Если вас кто - либо обидит (ударит,

обзовет), как поступите вы? (дети отвечают).

Закрепление

А у вас есть обидки, злючки, которые сидят внутри? (дети отвечают).

А

теперь я предлагаю вам сделать злючку-колючку, в которого мы положим все

наши злючки, обиды. (дети из песка делают злючку-колючку, втыкают в него

счетные палочки, камушки).

Педагог: Что же нам теперь с ними делать, таких злючек-колючек нельзя

оставлять в сказочной стране, иначе они начнут всех обижать и нас больше

Дарёна не пустит к себе. (дети сами должны предложить пути выхода из

ситуации, педагог подталкивает превратить их в добрых и хороших ежиков).

Сказочница Дарёна:

Какие вы молодцы, ведь в моей стране никто никого

не обижает, все живут мирно и дружно, и ваши милые ежики, в которых

превратились «злючки-колючки», поселятся в моем волшебном лесу. Давайте

сделаем

для

них

самый

настоящий

лес.

(дети

делают

лес

вокруг

своих

ежиков). А теперь надо подружить наших ежиков, чтобы им было весело и

интересно. (дети по очереди рассказывают про своих ежиков).

Интеграция

Сказочница Дарёна:

Расскажите,

что

вы

сегодня

узнали

нового?

Как

лучше

жить

зло

или

миролюбиво, или со всеми дружить? А когда внутри тебя живут злость и

обида, то тебе хорошо или плохо? А как избавиться от своих злючек и

обидок? (вместе придумываем способы).

Педагог: Мы сегодня узнали, что обиды и злость приносят только плохое,

никто с тобой не хочет дружить и играть, все от тебя отворачиваются, и ты

можешь остаться совсем один. Поэтому лучше дружить со всеми, тогда будет

весело и интересно. А если, «злючка-колючка» к нам опять придет, мы знаем,

что с ней делать. Помните, как заяц обижал все игрушки в магазине, приятно

ли было всем общаться с таким зайцем. Хотели бы быть похожими на этого

зайца? Давайте. каждый из вас расскажет, если ему вдруг захочется кого-

нибудь обидеть или ударить, что он будет делать? (каждый ребенок говорит,

как он будет себя контролировать и бороться со своей агрессией).

Резюмирование

Педагог: Итак, сегодня мы с вами узнали, что быть сильным – это не значит

всех обижать, драться. Если тебя все боятся, это не значит, что тебя уважают

и хотят с тобой дружить и играть, а наоборот, никто с тобой не захочет

дружить,

и

ты

останешься

совсем

один!

А

если

вдруг,

ты

на

кого-то

рассердился или обиделся, то мы с вами теперь знаем, как можно избавиться

от своих «Злючек-колючек» и превратить свою обидку во что-то хорошее.

Сказочница

Дарёна:

Я

очень

рада

была

вас

сегодня

всех

увидеть.

Я

благодарю моих маленьких волшебников, что вы побывали в моей сказочной

стране. Я благодарю (имя ребенка, как он здорово сегодня, а ......, и так

каждого

ребенка).

У

меня

для

вас

есть

задание

на

дом,

вы

должны

придумать, как же наш заяц подружился со всеми игрушками в магазине и

нарисовать

его,

каким

он

стал!И

жду

вас

снова!

До

свидания!

(педагог

убирает куклу и закрывает песочницу).

Ритуал выхода

Педагог: А чтобы нам попасть домой, надо задуть волшебный фонарик и

поблагодарить друг друга за путешествие! (дети по очереди задувают свечу и

благодарят). А теперь садимся на волшебный ковер-самолет и летим домой!!!

(дети устраиваются на покрывале, педагог отмечает, как дети себя ведут при

этом, закрывают глазки и под музыку летят назад). Вот мы и дома. Будем

ждать нового путешествия с нетерпением!!!



В раздел образования