Авторы: Сергеева Наталья Николаевна, Безматерных Татьяна Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - детский сад № 210" г. Перми
Населённый пункт: Пермский край
Наименование материала: Конспект интегрированного занятия
Тема: "Нет дороже мамочки..."
Раздел: дошкольное образование
Сергеева. Н. Н.,
музыкальный руководитель,
Безматерных Т. А.,
воспитатель.
«Нет дороже мамочки...»
Конспект интегрированного занятия, посвященного Дню Матери,
для детей подготовительной группы ОВЗ (ИЗО и музыка)
Цель: воспитание нравственных качеств через интеграцию различных видов искусства –
поэзию, музыку, живопись.
Задачи:
Обучающие:
Учить детей слушать и узнавать инструментальную музыку; называть композитора;
подбирать
музыкальные
инструменты,
соответствующие
эмоционально-образному
содержанию
пьесы;
определять
характер музыки.
Соотносить
характер музыки
цветовому спектру (музыкальная палитра).
Развивающие:
Развивать певческие навыки тембрового слуха, интонации. Развивать выразительность
речи, используя прилагательные, синонимы. Развивать цветовое восприятие – различать
и называть многообразие оттенков цвета; художественное творчество детей.
Продолжать развивать интерес детей к портрету как жанру живописи, знакомить с
различными типами портрета. Развивать воображение, выразительность эмоций.
Воспитательные:
Воспитывать нравственные качества – любовь к маме, желание заботиться о ней,
доставлять радость. Воспитывать эмоциональную отзывчивость; интерес к восприятию
произведений искусства.
Материалы, оборудование:
• мультимедийное оборудование: проектор, экран, компьютер.
•музыкальные инструменты (треугольники, колокольчики, металлофоны, барабан,
деревянные ложки, бубен);
• музыкальные произведения: пьеса «Мама» П. И. Чайковского, «Вальс» И. Брамса,
«Мама-первое слово» Б.Жорар, "Нет дороже мамочки" (муз. и сл. Елены Обуховой.)
Репродукции картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, Боровиковского, Петрова-Водкина с
изображением мадонны и младенца; дидактическая игра «Разноцветные лепестки»
(вырезанная из бумаги палитра и разноцветные лепестки).
Ход занятия
Дети входят в зал под запись песни «Мама- первое слово» (сл.Ю. Энтина, муз. Буржоа
Жорар), садятся на стулья, расположенные полукругом.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, сегодня, у нас необычное занятие. Сегодня мы
будем говорить о маме, о празднике, который отмечается в последний день осени.
Называется он – «День Матери».
Слова «мама», «мать» – одни из самых древних на Земле и почти одинаково звучит на
языках разных народов. Это говорит о том, что все люди почитают и любят своих
матерей. Все лучшее, что в человеке, достается ему от матери. В «День Матери» люди
поздравляют своих мам, приезжают к ним в гости.
Как можно поздравить маму?
Дети: устроить для них праздник, подарить подарки.
Воспитатель: Что мы можем подарить маме?
Дети: Прочитать стихи, спеть песню, подарить танец, рисунок и т. д.
Воспитатель: Во все времена поэты, композиторы, художники, прославляют матерей в
своих произведениях.
Ребята, скажите, как называется человек, который сочиняет стихи?
Дети: Поэт.
Воспитатель: Вы тоже учили стихи о маме. Давайте подарим нашим мамам стихи.
Дети читают стихи
1.Милым нашим мамам посвящаем
Мамам, самым близким в мире людям,
Мило улыбаемся подчас,
Но сказать о том, что мы их любим
Не хватает времени у нас.
2.О, как прекрасно это слово – мама!
Всё на земле от материнских рук.
Она нас, непослушных и упрямых,
3.Люблю тебя, мама, за что я не знаю,
Наверное, за то, что живу и мечтаю,
И радуюсь солнцу, и светлому дню.
За это тебя я родная, люблю.
За небо, за ветер, за воздух вокруг
Люблю тебя, мама, ты лучший мой друг.
Музыкальный руководитель: Ребята, скажите пожалуйста, какое у вас настроение в
минуты общения с мамой?
Дети: Радостное, весёлое, прекрасное, душевное, спокойное и т. д.
Музыкальный руководитель: А когда мамы нет дома, что вы испытываете?
Дети: печаль, тоску, скуку, грусть, неуютно.
Музыкальный руководитель: Грустно было и маленькому Пете, когда его мама уехала
из дома на несколько дней. Петя очень любил свою маму, скучал по ней. В печали Петя
сел к роялю, долго что-то бормотал про себя, напевал и подбирал на клавишах. Наконец
сочинил музыку. Пьеса получилась немного грустной, но ведь и вправду грустно, когда
мама уезжает. Прошли годы, маленький Петя вырос и стал композитором, которого
узнали и полюбили все люди на земле за его прекрасную музыку.
На экране появляется портрет Чайковского (слайд
№
)
Музыкальный руководитель: А вы, ребята, узнали, о ком идёт речь?
Дети: Это композитор Пётр Ильич Чайковский.
Музыкальный руководитель: Музыка, которую мы услышим сегодня, написана П.
И. Чайковским специально для «Детского альбома» и тоже посвящена самому близкому
и дорогому для каждого из нас человеку. «Мама» – так и называется эта пьеса (слайд
№
)
Звучит пьеса «Мама» из детского альбома П. И. Чайковского
Музыкальный руководитель: Какой характер у музыки?
Дети: Музыка нежная, спокойная, задумчивая.
Музыкальный руководитель: Да, она звучит плавно, спокойно, нежно, ласково,
задумчиво. Ребята, какие чувства выразил композитор в своём произведении к маме? Как
он относился к своей маме?
Дети: Пётр Ильич Чайковский любил свою маму, не огорчал её, относился к ней с
нежностью, лаской, любовью.
Музыкальный руководитель: Музыкальная пьеса П.И. Чайковского без слов, как
называется такая музыка?
Дети: Инструментальная.
Музыкальный руководитель: Какой инструмент исполняет пьесу?
Дети: Фортепиано.
Музыкальный руководитель: Ребята, здесь на столе есть различные музыкальные
инструменты, подойдите к ним и выберете тот, который подходит к пьесе «Мама».
(Дети подходят к столу и выбирают музыкальные инструменты.)
Музыкальный руководитель: Какие музыкальные инструменты вы подобрали к пьесе
«Мама»?
Дети: Колокольчики, треугольники, металлофоны.
Музыкальный руководитель: А почему вы не взяли барабан, бубен, ложки?
Дети: Потому, что эти музыкальные инструменты не подходят из-за своего громкого,
глухого звука.
Воспитатель: Музыкальные инструменты вы подобрали, а сейчас попробуем подобрать
цвета к пьесе «Вальс» Иоганесса Брамса. В этом нам поможет музыкальная палитра.
Проводится дидактическая игра "Разноцветные лепестки"
Цель игры: закрепить знания об основных цветах и их оттенках.
Ход игры: под музыку "Вальс" И. Брамса дети подбирают лепестки с подходящими
цветами из цветовой палитры. Находят лишний цвет и объясняют свой выбор (почему
этот цвет лишний).
Воспитатель: Какие цвета вы выбрали и почему?
Дети: Розовый, светло-зелёный, голубой, потому что они нежные, светлые, приятные.
Воспитатель: Вот какая у нас получилась цветовая палитра. Это очень нежные
ласковые, приятные оттенки, такие же как мамины руки, мамина забота, мамины сказки,
песенки на ночь.
Воспитатель: Почему вы не выбрали чёрный цвет, коричневый, серый?
Дети: Эти цвета печальные, мрачные, неласковые, даже злые. Не такие как мамы.
Воспитатель: - Предлагаю сказать красивые слова о маме, передавая друг другу вот это
красивое сердце. Какая ваша мама?
Дети: - Милая, любимая, добрая, красивая, нежная, умная, ненаглядная, очаровательная,
внимательная, трудолюбивая, приветливая, симпатичная.
Воспитатель: Вы читали стихи о маме, слушали музыкальную пьесу, посвященную
маме, играли. Свои произведения посвящали матери не только поэты и музыканты, но и
художники во все времена. Как называется жанр картин, на которых изображен человек?
Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас в картинную галерею. Здесь мы с вами увидим,
как художники в разные времена, в разных странах изображали образ матери. Один из
первых – это образ мадонны с младенцем. Рисуя портрет, художники передают черты
лица, цвет кожи, глаз, губ, волос. По лицу мы можем узнать о характере, настроении
человека. Мы любуемся его прической, одеждой, украшениями.
Сегодня я предлагаю вам нарисовать портрет мамы, чтобы подарить на День матери.
Воспитатель: Тогда садитесь за столы и принимайтесь за работу, рисуйте ваших
любимых мам! Постарайтесь подробнее вспомнить мамино лицо. Какого цвета ее глаза,
волосы, длинные они или короткие, распущенные или забранные в пучок, есть ли в ушах
сережки?
Нарисуем мамочку и поставим в рамочку.
Будет мамочкин портрет излучать волшебный свет.
(Звучит нежная спокойная музыка).
Дети рисуют.
Индивидуальная работа с детьми
Воспитатель: Ребята, мы теперь можем организовать свою картинную галерею
(Выставка работ на магнитной доске.)
Когда вы сегодня увидите свою маму, скажите ей добрые слова и подарите портрет!
В заключении нашего занятия давайте исполним с вами песню "Нет дороже мамочки"
(музыка и слова Елены Обуховой.)