Напоминание

"Культура педагогического общения"


Автор: Коршунова Елизавете Семеновна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ №7" г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: доклад
Тема: "Культура педагогического общения"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №7»

городского округа Самара

443074, г. Самара, ул. Авроры,117 тел. 264-94-81

электронная почта:

a

a

r

r

t

t

s

s

c

c

h

h

o

o

o

o

l

l

7

7

@

@

r

r

a

a

m

m

b

b

l

l

e

e

r

r

.

.

r

r

u

u

Культура

педагогического общения

доклад

Составитель:

методист МБУ ДО «ДШИ №7»

Коршунова Е.С.

Самара 2021

Культура педагогического общения

Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя.

Н.В. Гоголь

Для

того

чтобы

освоить

культуру педагогического общения

и

быть

готовым передать способность к продуктивному общению учащимся, педагогу

важно

найти

ответы

на

вопросы,

возникающие

часто

из-за

трудностей

и,

возможно, неудач в педагогическом общении:

отчего зависит успех в общении,

почему мы не всегда понимаем друг друга,

чем объяснить необычную реакцию партнера по общению,

почему

учебный

материал,

который,

казалось

бы,

предельно

четко

и

понятно

объяснил

учитель,

остается

не

усвоенным

учащимися,

как найти путь к взаимопониманию.

Подобные вопросы очень часто задают участники курсовой подготовки и

переподготовки педагогических кадров.

Одна из причин подобных вопросов в недостатке знаний о сущности и

особенностях коммуникативной деятельности. Анализ высказываний педагогов

позволяет

выделить

наиболее

часто

встречающиеся

проблемы

в

педагогическом общении:

неумение наладить контакт с учащимися;

непонимание внутренней психологической позиции учащихся;

неумение

выстраивать

отношения

и

перестраивать

их

в

зависимости от конкретной ситуации;

сложности в организации диалога на занятиях;

неумение

гибко

реагировать

на

спонтанно

возникающие

нестандартные ситуации;

сложности

в

управлении

собственным

психологическим

состоянием.

Опрос оставивших работу педагогов свидетельствует о том, что нередко

одной из причин оказывается недостаточная коммуникабельность, когда сам

факт общения с другими людьми не свойственен их личностной природе и

потому не может перерасти в профессионально-личностное качество.

Но и для благополучных с точки зрения коммуникабельности учителей

адаптация

в

новой

социальной

роли

часто

связаны

с

преодолением

возникающих

психологических

барьеров

из-за

недостаточной

подготовленности к коммуникативной деятельности. Причиной барьеров может

быть следующее:

несовпадение

установок:

учитель

приходит

с

замыслом

интересного урока, увлечен им,

а

класс

равнодушен, несобран,

невнимателен, учитель раздражен, нервничает, неудовлетворен и

собой и детьми.

боязнь класса: сама мысль непосредственного контакта с детьми

пугает, сковывает инициативу.

отсутствие контакта: учитель входит в класс и, вместо того, чтобы

оперативно

организовать

взаимодействие,

начинает

действовать

автономно (пишет на доске, развешивает наглядные пособия и т.

п.), а дети в это время расхолаживаются, и, оказывается непросто

настроить их теперь на деловой лад.

сужение функций общения: учитывается лишь информационные

задачи, упускаются социально - перцептивные, интерактивные.

негативная установка на класс, которая возникла под впечатлением

отзывов коллег или из-за собственных неудач в работе с данным

классным коллективом.

прошлый негативный

опыт

общения с

отдельными

учащимися:

страх неумения противостоять их нежелательной позиции.

боязнь организационно-педагогических ошибок: опасение опоздать

на урок, не уложиться во времени, забыть выставить оценки в

журнал и т. д.

механический перенос приемов общения опытного пелагога, тем

более – стиля общения без учета своей индивидуальности и своих

коммуникативных возможностей.

К

сожалению,

в

процессе

профессиональной

подготовки

будущего

педагога

его

профессионально-психологической

подготовке

не

уделялось

должного внимания.

Сами учителя часто отмечают, что знания по педагогике и психологии,

полученные в вузе, дают только самую первоначальную базу для работы, но не

готовят

к

преодолению

психологических

трудностей,

возникающих

в

непосредственном

педагогическом

общении,

в

управлении

своим

самочувствием.

Поскольку одновременно с термином «общение» используется термин

«коммуникация»,

важно

разобраться

в

понятиях,

чтобы

обеспечить

взаимопонимание. Термин «коммуникация» до начала XX века не употреблялся

в научной литературе,

оперировали лишь термином

«общение»; теперь он

используется различными науками, но при этом трактуется по-разному, так как

имеет

несколько

значений.

Термин

«коммуникация»

(от

латинского

communicare, что означает – связывать, делать общим, общаться) употребляется

в трех значениях:

1.

путь

сообщения

(устная

или

письменная

форма;

почтой,

телеграфом, телетайпом или электронной почтой);

2.

сама

форма

связи

или

средство

связи

(средство

массовых

коммуникаций);

3.

акт общения, сообщения информаций.

Классифицируют общение и по объему (реальное и воображаемое), и по

средствам

общения

(вербальное

и

невербальное),

и

по

видам

(деловое,

официальное,

ритуальное,

неформальное,

интимное,

дружеское,

профессиональное

и,

в

соответствии

с

нашим

вариантом

общения,

-

педагогическое).

В

социологии,

например,

под

общением

понимают

особую

форму

взаимодействия в межличностных отношениях людей (Краткий словарь по

социологии М.,

1989,

с.

197).

Более

детально

характеризуется

общение

в

психологии: «Общение - сложный, многоплановый процесс установления и

развития

контактов

между

людьми,

порождаемый

потребностями

совместной

деятельности

и

включающий

в

себя

обмен

информацией,

выработку

единой

стратегии

взаимодействия,

восприятие

и

понимание

другого человека…» (Краткий психологический словарь. М., 1989, с 213).

Общение и потребности человека

Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент-Экзюпери

Начнем с самого распространенного и характерного для любого возраста

– потребности в общении как таковом. Только что закончился урок. Вы под

впечатлением

неожиданной

остроумной

реакции

одного

из

учеников

на

неудачный ответ одноклассника. В учительской Вам не терпится поделиться

впечатлением с коллегами. Или на уроке Вас что-то расстроило, и в этом случае

общение помогает облегчить душу, поведав о неприятном. Здесь проявляется

потребность эмоционального контакта.

Потребность

в

безопасности.

Обратите

внимание,

как

совсем

незнакомые люди становятся общительнее в ситуации тревожного ожидания.

Долго нет автобуса. Стоящие на остановке люди, до того хранившие молчание,

начинают обмениваться репликами, выражая досаду и опасение, что, возможно,

маршрут отменили. Чем дольше длится задержка, тем активнее включаются

они в общение.

Потребность в доминировании. Она связана со стремлением оказывать

активное

влияние

на

других

людей.

О,

как

часто

наши

воспитанники

испытывают проявление такой потребности со стороны учителей, родителей,

вообще со стороны взрослых, которые так любят поучать, убеждать в своей

правоте.

Бывает

и

так,

что

признанный

в

классе

лидер

не

прочь

продемонстрировать свое превосходство, проявляя в общении со сверстниками

снисходительное, а то и пренебрежительное к

ним отношение. Одним это

неприятно,

и

они

подчас

«взрываются».

А

другие

почему-то

спокойно

относятся к подчиненному положению, в котором оказываются при проявлении

со стороны лидера потребности в доминировании.

Потребность в престиже. Проявление этой потребности мы наблюдаем,

когда человек, вступая в общение с Вами или выступая публично, надеется

получить признание, испытать удовлетворение от того, что восхищаются его

знаниями, прямотой, умением аргументировать, артистизмом.

Потребность быть индивидуальностью, ощутить себя личностью - она

близка

к

потребности

в

признании

самоутверждении.

Для

культуры

педагогического

общения

существенное

значение

имеет

осознание

руководителем, учителем этой потребности подчиненных, воспитанников: если

мы

осознаем

стремление

собеседника

к

самоутверждению,

мы

проявим

уважение к

его позиции, терпимость в том случае,

если наши мнения не

совпадают.

Потребность в покровительстве, помощи – она в известной мере близка

к потребности быть ведомым. Разница в том, что потребность быть ведомым

может

быть

устойчивой

характеристикой

личности,

а

потребность

в

покровительстве,

помощи

ситуативная;

любой

в

определенных

обстоятельствах

может

испытывать

эту

потребность,

даже

если

он

по

характеру человек активный и привык, как правило, надеяться на себя.

Общение как вид деятельности.

Советский

психолог,

академик

Б.Г.

Ананьев

отмечал,

что

особой

и

главной характеристикой

общения, как деятельности, является

способность

человека строить свои отношения с другими людьми. В то же время общение

представляет

собой

не

только

социальное,

но

и

индивидуальное

явление,

которое выражается не только в познании другого и выстраивании отношений,

но и в познании человеком самого себя.

Характер педагогического общения влияет не только на степень усвоения

передаваемой

информации,

но

и

на

самопознание,

как

педагогом,

так

и

воспитанниками своих возможностей, на преобразование внутреннего мира

личности.

Не

случайно,

доктор

педагогических

наук

В.А.

Кан

-

Калик

настаивал на том, что в педагогическом процессе взаимоотношения первичны,

на

них

строится

вся

пирамида

обучения

и

воспитания,

через

них

идет

постоянное восхождение педагога к детям, они делают ребенка сотворцом

собственной личности.

Советский

психолог

А.Н.

Леонтьев

отмечал,

что

оптимальное

педагогическое общение создает наилучшие условия для развития мотивации

учащихся и творческого характера учебной деятельности, для формирования

личности. Оно обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучению,

препятствует

возникновению

психологического

барьера.

Обеспечивает

управление

социально-психологическими

процессами

в

ученическом

коллективе и позволяет максимально использовать личностные особенности

учителя.

Культура

педагогического

общения

предполагает

единство

всех

его

компонентов. Если

учитель считает

главной задачей

передать

знания и,

обладая

достаточной

компетенцией,

осуществляет

эту

коммуникативную

сторону общения весьма успешно. Но почему одни восприняли и усвоили

информацию, а другие нет? Почему ослабевает внимание отдельных учащихся

к концу урока? Ведь информация была интересной, учитель добросовестно

подготовился к содержанию монолога, цель которого – трансляция учебного

материала.

Именно

монолога,

потому

что

методы

получения

обратной

информации,

актуализация

личного

опыта

учащихся

не

были

продуманы.

Педагог реализовал коммуникативную сторону общения и не учел значимости

интерактивной и перцептивной сторон.

Успех педагогического общения во многом зависит от умения организовать

целостный

процесс

коммуникативной

деятельности,

то

есть

от

уровня

коммуникативной культуры педагога.

Психологические закономерности общения.

Анализируя процесс познания человеком человека в процессе общения,

С.Л.

Рубинштейн писал:

«В

повседневной

жизни,

общаясь

с

людьми,

мы

ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы «читаем» его, то есть

расшифровываем

значение

его

внешних

данных

и

раскрываем

смысл

получающегося

таким

образом

текста

в

контексте,

имеющем

внутренний

психологический план. Это «чтение» происходит бегло, поскольку в процессе

общения с

окружающими вырабатывается

определенный, более или

менее

автоматически функционирующий подтекст к их поведению»

Как

происходит это

чтение?

Что

влияет

на

восприятие

партнеров

по

общению?

Почему

иногда

неадекватно

воспринимается

обращенная

к

собеседнику информация. В чем причина нестыковки смысловых позиций

партнеров?

Именно

в

психологических

особенностях

общения.

Знать

их

педагогу полезно для того, чтобы успешнее общаться с воспитанниками, а

также для того, чтобы самому чувствовать себя комфортно в образовательном

процессе.

Процесс познания начинается с потока ощущений: слуховых, зрительных,

тактильных и др., посылающих информацию в мозг. Но влияют на характер

восприятия информации не только возникшие в данный момент ощущения, но

и

предшествующий

запас

представлений,

образов,

впечатлений,

которые

хранит наша память. Поэтому схему восприятия можно было бы изобразить

так:

Ощущение >восприятие< запас представлений

Связь

восприятия

с

предшествующим

опытом

называется

в

психологии

апперцепцией. Не случайно К.Д. Ушинский говорил, что мы можем воспринять

только то, что нам уже знакомо, и воспринять по аналогии, по контрасту,

проявив избирательный интерес к новому, неожиданному.

Неоднозначность восприятия информации в процессе общения зависит от

трех факторов: установки, жизненного опыта и особенностей психического

склада человека.

Установка

В педагогической практике ситуаций, когда педагог, классный руководитель,

директор

школы

оказываются

во

власти

установки,

встречается

довольно

много.

Перешел

из

соседней

школы

преподаватель

иностранного

языка.

Директор, как правило, не упустит случая поинтересоваться, почему учитель

решил уйти из той школы. Какую характеристику дадут учителю из той школы,

такая установка и сложится.

И

если

правильно

среагировать

и

не

всегда

доверять

этой

установке,

полученной извне, тогда и общение правильно будет складываться.

Уметь

в

каждом

увидеть

положительное,

подойти

с

оптимистическим

настроением – одно из условий гуманных взаимоотношений и продуктивности

педагогического общения.

Нам не безразлично, какими нас воспринимают окружающие, мы иной раз

стараемся казаться, а не быть, пытаемся играть определенную роль, выглядеть в

глазах собеседника как можно разумнее, интеллигентнее, привлекательнее. И

вновь встречаемся с тем, что не всегда наше представление о том, каким нас

воспринимают,

совпадает

с

представлением

о

нашем

образе

в

сознании

собеседника.

Жизненный багаж человека.

Это особенности личности, которые проявляются в трех ракурсах.

1.

Что я хочу? Это направленность личности (мои цели,

установки,

потребности, ценности, идеалы)

2.

Что

я

могу?

Подразумеваются

задатки,

способности,

склонности,

знания, умения, опыт.

3.

Кто

я

такой?

Имеется

в

виду

мой темперамент,

характер,

стиль

взаимоотношений с окружающими, отношение к самому себе.

Эти особенности могут, так или иначе, влиять на процесс общения. Вы,

безусловно, замечали, насколько свободнее и увереннее чувствует себя человек,

когда

разговор

касается

области

знаний,

сферы

деятельности,

которыми

успешно владеет. Мы видим, как один и тот же ученик уверенно отстаивает

свое мнение, когда обсуждают вопросы истории, права, и чувствует себя совсем

неуверенно на уроках физики, математики. Почему? Потому что эта область

еще не в такой мере освоена, как содержание предметной области.

Особого внимания требует третья позиция: кто я такой? Дело в том, что есть

характеристики

личности,

заложенные

генетически.

Эти

специфические

особенности личности определяют способность к общению, быстроту реакции

в

коммуникативной

деятельности,

остроту

переживаний,

эмоциональное

восприятие успехов и неудач в общении. Проявляются эти психологические

особенности

в

типе

нервной

деятельности,

темпераменте,

общем

стиле

поведения.

Особенности психического склада человека.

Есть

характеристики

человека,

заложенные

в

нем

от

рождения.

Эти

индивидуальные особенности определяют способность человека к общению,

быстроту реакции в

коммуникативной деятельности,

остроту переживаний,

эмоциональное

восприятие

успеха

и

неудач

в

общении

и

других

видах

деятельности. Проявляются они в темпераменте, общем стиле поведения.

Темперамент

от

латинского

слова

temperamentum,

что

означает

надлежащее соответствие частей, соразмерность – это характеристики человека

со стороны его динамических особенностей: интенсивности, быстроты, темпа,

ритма психических процессов и состояний. Различаются 4 вида темперамента:

сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный, образно его можно

охарактеризовать так: «бег могучего потока»

Холерик - сильный, неуравновешенный, стремительный - «поток, мощно и

стремительно низвергающий свои воды с утеса»

Флегматик - сильный, уравновешенный, инертный - «спокойное, гладкое

течение многоводной реки»

Меланхолик

-

слабый,

при

возбуждении

преобладают

тормозные

процессы

-

«слабый

ручеек

на

равнине,

который

может

превратиться

в

болотце»

Чистый темперамент встречается очень редко. Чаще в человеке сочетаются

черты разных типов, хотя преобладают свойства какого-нибудь одного. Ни в

коем случае нельзя смешивать свойства темперамента с чертами характера.

Честным,

добрым,

тактичным,

ответственным,

смелым

или

наоборот

-

лживым,

грубым,

злым,

трусливым,

может

быть

человек

с

любым

темпераментом.

Важно учитывать, что у человека с определенным темпераментом одни

черты характера вырабатываются легче, а другие труднее.

Зная темперамент своих партнеров по общению: руководителей, коллег,

родных

и

близких,

должностных

лиц,

вы

можете

избрать

наиболее

продуктивный вариант коммуникаций, подходящий стиль общения: вовремя

поддержите меланхолика, проявите терпение при

общении с

флегматиком,

воспользуйтесь

быстротой

реакции

сангвиника,

будьте

сдержанны

и

осторожны, помня о непредсказуемости и взрывоопасности холерика.

Используемая литература:

1.

И.И. Зарецкая «Коммуникативная культура педагога и руководителя»

Москва «Сентябрь» 2002

2.

Д. Карнеги. «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей»

М. «Прогресс»,1979

3.

Р. Фишер, У. Юрии «Путь к согласию или переговоры без поражений»

М., 1992

4. В.А. Канн – Калик «Учителю о педагогическом общении: книга для

Учителя. М. «Просвещение» 1978



В раздел образования