Автор: Ротай Анастасия Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ № 97
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: Развитие личности младшего школьника и личностно-профессиональное развитие учителя начальных классов в условиях стандартизации образования
Тема: Реализация ИКТ-технологий в образовательной деятельности начальной школы
Раздел: начальное образование
Реализация ИКТ-технологий в образовательной деятельности начальной
школы
Ротай Анастасия Сергеевна
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 97
с углубленным изучением отдельных предметов
г. Волгоград
Глубокие перемены, происходящие в современном образовании,
выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых
технологий обучения и воспитания.
Основная идея новой парадигмы образования сводится к
интеллектуальному и нравственному развитию личности (человека), что и
заложено в качестве основных целей обучения во многих программах
образовательных систем в мировой практике: интеллектуальное и
нравственное развитие личности, формирование самостоятельного
критического, творческого мышления, умения работать с информацией.
В современных условиях информатизации всех сфер жизни общества
формирование критического мышления является наиглавнейшей задачей
системы образования в целом.
А любой ли человек может мыслить критически? С кого возраста необходимо
развивать критическое мышление ребенка? Как вообще его можно развивать?
Сегодня у педагогов есть возможность применять в своей работе
технологию развития критического мышления посредством чтения и
письма (ТРКМЧП).
Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии
мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни
(умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять
главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).
Основу технологии составляет трехфазовая структура урока: вызов,
осмысление (содержание), рефлексия.
Задача первой фазы урока – не только активизировать, заинтересовать
детей, мотивировать их на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже
имеющиеся знании, создать ассоциации по изучаемому вопросу. Результатом
этого этапа становится либо формулирование учениками собственных
вопросов, на которые им непременно хочется найти ответы, либо, в
зависимости от выбранных учителем приемов, предположения учащихся,
которые нуждаются в дальнейшей проверке и уточнении.
На фазе осмысления идет непосредственная работа с информацией.
Поэтому основной этап урока предполагает чтение информационных и
художественных текстов, структурирование информации, ее анализ и оценку.
На заключительной фазе урока, названной рефлексия (размышление),
информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается.
Базовая модель урока в технологии развития критического мышления
может быть реализована с помощью различных стратегий. Стратегия в
педагогике – это последовательность шагов, повышающая вероятность
достижения запланированного результата. Любая стратегия представляет
собой совокупность приемов, реализующих все три стадии урока: Вызов –
Содержание – Размышление. В ТРКМЧП применяются следующие методы и
приемы: кластер, синквейн, инсерт (чтение с пометками), зигзаг, верные и
неверные утверждения, фишбоун (рыбья кость), понятийное колесо, таблица
толстых и тонких вопросов, «Шесть шляп мышления», РАФТ и другие .
1. Кластер – данный прием предполагает выделение смысловых единиц текста и
их графическое оформление в виде грозди. В центре кластера обозначается тема,
вокруг нее – крупные смысловые единицы темы. Может применяться как на фазе
вызова, так и на фазе рефлексии.
2. Синквейн – в переводе с французского означает «пять». Нерифмованное
стихотворение – творческая работа, позволяющая в сжатой форме запечатлеть
эмоциональное переживание изучаемой темы (на фазе рефлексии). Наиболее
удачно используется данная стратегия на уроках окружающего мира и
литературного чтения.
3. Инсерт
Прием очень эффективен при работе над формированием навыков
изучающего чтения, на стадии вызова. Этот прием работает и на стадии
осмысления. Важным этапом работы станет маркировка текста.
Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях
пометки.
"V"-уже знал
"+"-новое
"-"-думал иначе
" ? " - не понял, есть вопросы
4. Бортовой журнал.
Прием «Бортовой журнал» - это способ визуализации материала. Он
может стать ведущим приемом на смысловой стадии.
Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего
письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают
свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем
варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся
записывают ответы на следующие вопросы:
Что я уже знаю/ Что я узнал нового.
Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой
журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы
бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со
своим личным опытом. Проводя подобную работу, учитель вместе с
учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом
ученики могли этим пользоваться.
«Технология развития критического мышления» и ее основные стратегии
обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и
творческих способностей. Данная технология отвечает целям образования на
современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с
информацией, методами организации учения самообразования.
Список литературы.
1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития.
– СПб., 2003.
2. Ласкожевская Е.В. Технология развития критического мышления младших
школьников. // Начальная школа. – 2007, № 7, с.68-70.
3. Технология развития критического мышления. Фишбоун. // Новое
образование. – 2006. № 4, с.19