Напоминание

Реализация ИКТ-технологий в образовательной деятельности начальной школы


Автор: Ротай Анастасия Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ № 97
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: Развитие личности младшего школьника и личностно-профессиональное развитие учителя начальных классов в условиях стандартизации образования
Тема: Реализация ИКТ-технологий в образовательной деятельности начальной школы
Раздел: начальное образование





Назад




Реализация ИКТ-технологий в образовательной деятельности начальной

школы

Ротай Анастасия Сергеевна

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 97

с углубленным изучением отдельных предметов

г. Волгоград

Глубокие перемены, происходящие в современном образовании,

выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых

технологий обучения и воспитания.

Основная идея новой парадигмы образования сводится к

интеллектуальному и нравственному развитию личности (человека), что и

заложено в качестве основных целей обучения во многих программах

образовательных систем в мировой практике: интеллектуальное и

нравственное развитие личности, формирование самостоятельного

критического, творческого мышления, умения работать с информацией.

В современных условиях информатизации всех сфер жизни общества

формирование критического мышления является наиглавнейшей задачей

системы образования в целом.

А любой ли человек может мыслить критически? С кого возраста необходимо

развивать критическое мышление ребенка? Как вообще его можно развивать?

Сегодня у педагогов есть возможность применять в своей работе

технологию развития критического мышления посредством чтения и

письма (ТРКМЧП).

Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии

мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни

(умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять

главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).

Основу технологии составляет трехфазовая структура урока: вызов,

осмысление (содержание), рефлексия.

Задача первой фазы урока – не только активизировать, заинтересовать

детей, мотивировать их на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже

имеющиеся знании, создать ассоциации по изучаемому вопросу. Результатом

этого этапа становится либо формулирование учениками собственных

вопросов, на которые им непременно хочется найти ответы, либо, в

зависимости от выбранных учителем приемов, предположения учащихся,

которые нуждаются в дальнейшей проверке и уточнении.

На фазе осмысления идет непосредственная работа с информацией.

Поэтому основной этап урока предполагает чтение информационных и

художественных текстов, структурирование информации, ее анализ и оценку.

На заключительной фазе урока, названной рефлексия (размышление),

информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается.

Базовая модель урока в технологии развития критического мышления

может быть реализована с помощью различных стратегий. Стратегия в

педагогике – это последовательность шагов, повышающая вероятность

достижения запланированного результата. Любая стратегия представляет

собой совокупность приемов, реализующих все три стадии урока: Вызов –

Содержание – Размышление. В ТРКМЧП применяются следующие методы и

приемы: кластер, синквейн, инсерт (чтение с пометками), зигзаг, верные и

неверные утверждения, фишбоун (рыбья кость), понятийное колесо, таблица

толстых и тонких вопросов, «Шесть шляп мышления», РАФТ и другие .

1. Кластер – данный прием предполагает выделение смысловых единиц текста и

их графическое оформление в виде грозди. В центре кластера обозначается тема,

вокруг нее – крупные смысловые единицы темы. Может применяться как на фазе

вызова, так и на фазе рефлексии.

2. Синквейн – в переводе с французского означает «пять». Нерифмованное

стихотворение – творческая работа, позволяющая в сжатой форме запечатлеть

эмоциональное переживание изучаемой темы (на фазе рефлексии). Наиболее

удачно используется данная стратегия на уроках окружающего мира и

литературного чтения.

3. Инсерт

Прием очень эффективен при работе над формированием навыков

изучающего чтения, на стадии вызова. Этот прием работает и на стадии

осмысления. Важным этапом работы станет маркировка текста.

Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях

пометки.

"V"-уже знал

"+"-новое

"-"-думал иначе

" ? " - не понял, есть вопросы

4. Бортовой журнал.

Прием «Бортовой журнал» - это способ визуализации материала. Он

может стать ведущим приемом на смысловой стадии.

Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего

письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают

свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем

варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся

записывают ответы на следующие вопросы:

Что я уже знаю/ Что я узнал нового.

Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой

журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы

бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со

своим личным опытом. Проводя подобную работу, учитель вместе с

учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом

ученики могли этим пользоваться.

«Технология развития критического мышления» и ее основные стратегии

обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и

творческих способностей. Данная технология отвечает целям образования на

современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с

информацией, методами организации учения самообразования.

Список литературы.

1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития.

– СПб., 2003.

2. Ласкожевская Е.В. Технология развития критического мышления младших

школьников. // Начальная школа. – 2007, № 7, с.68-70.

3. Технология развития критического мышления. Фишбоун. // Новое

образование. – 2006. № 4, с.19



В раздел образования