Авторы: Чиркова Елена Владимировна, Хлюпина Нина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - детский сад №210" г. Перми
Населённый пункт: Пермский край
Наименование материала: Деловая игра
Тема: "Пойми меня"
Раздел: дошкольное образование
Родительское собрание.
Деловая игра «Пойми меня» (роль семьи в социально-
нравственном воспитании ребенка).
Цели:
- раскрыть перед родителями роль семьи в социально-нравственном
воспитании ребенка;
- осуществить педагогическую поддержку родителей в виде практических
предложений по установлению правильных взаимоотношений с детьми;
- выработать тактику сотрудничества установлению согласованных действий
между д/с и семьи.
Предварительная работа.
1. Приглашение родителям на собрание.
2. Анкетирование.
3. Подготовить памятку для родителей «Как научить ребенка общаться».
Ход и содержание. Родители расположились за столиками, разбившись на
две команды. Воспитатель выполняет роль жюри. На доске вывешены
высказывания В. А. Сухомлинского: «Главный смысл цель семейной жизни –
воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения
мужа и жены, отца и матери»; «Ребенок - зеркало семьи, как в капле воды
отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и
отца.».
Воспитатель:
Семья – источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе.
Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на нашей
встрече, надеюсь, что мы с пользой и весело проведем время. Сегодня мы
будем говорить о социально – нравственном воспитании. Нравственное
воспитание – процесс становления положительных качеств в характере
человеческой личности, определяющих ее моральный облик. Ребенок с
первых дней связан с окружающими его людьми, в общении с которыми
возникают первые симпатии к ним.
Позже он пытается разобраться в том, что хорошо, а что плохо. Дети
присматриваются к поступкам своих товарищей и взрослых. Постепенно в их
представлении создаются моральные мотивы поведения. Нравственные
чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и
сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья.
Наша с вами встреча будет проходить в виде игры. Игра называется «Пойми
меня».
Выступление детей (читают стихи).
Очень люблю, когда все собираются.
Белою скатертью стол накрывается.
Бабушка с мамою, папа и я,
Мы называемся вместе – семья.
Семья.
М. Тахистова.
Мне бабушка сказку расскажет,
И сделает сладкий пирог,
И даст мне немножечко пряжи,
Чтоб с кошкой побегать я мог!
А дед мне подарит рубанок,
Гвоздей принесет, молоток,
И будет готов спозаранок
Скворечник у нас и совок!
А папа возьмет на рыбалку,
Расскажет о травах лесных…
Мы рядом, немного вразвалку
Пойдем мимо елей грибных.
А мама, склонясь над кроваткой,
Спокойную песню споет,
На цыпочках выйдет украдкой
И добрые сны позовет!
А в окна врывается ветер,
Я думаю, долго не сплю:
Ну чем мне на это ответить?
Я просто их очень люблю!
Стихи о семье.
Воскресенье – вот везенье!
Воскресенья так нужны!
Потому что в воскресенье
Мама делает блины.
Папа к чаю чашки моет.
Вытираем их вдвоем,
А потом мы всей семьею
Чай с блинами долго пьем,
А в окошко льется песня,
Я и сам запеть готов,
Хорошо, когда мы вместе,
Даже если нет блинов.
Дорогие родители, вы уже поделились на две команды. За одну минуту вам
нужно дать название своей команде и выбрать капитана, который будет
представлять вашу команду.
Название может быть любым, даже шуточным. (На столах имеются 2
таблички,
на
которых
капитаны
записывают
названия
команд).
У капитанов имеются звоночки, при помощи которых они подают сигнал
ведущему о готовности отвечать на вопрос.
Каждая
команда
за
быстрое
выполнение
заданий,
за
активность
и
оригинальность получает в каждом туре кирпичик или кубик.
1 тур.
Разминка «Мудрые мысли».
Объяснить смысл пословиц. (Закончить пословицу, мудрое изречение). Суть
задания в том, чтобы быстро и максимально верно передать смысл пословиц.
Не тот отец – мать, кто родил, а тот… (кто вспоил, вскормил, да добру
научил).
Человек без воспитания - … (тело без души).
Дитятко – что тесто: … (как замесил, так и выросло).
Детей наказывай стыдом …, (а не кнутом).
Не тот богат, кто много имеет, а тот… (кто много дает).
Лучше плакать в детстве, … (чем в старости).
Добрый пример лучше… (ста слов).
Гни дерево, пока гнется, учи дитятко… (пока слушается).
Из молодого, как из воска: … (что хочешь, то и вылепишь).
На что и клад, коли… (в семье лад).
Семья сильна, когда… (над ней крыша одна).
2 тур.
«Общение детей и родителей в лицах» (карточки с пиктограммами).
Ведущий. Отвечая на вопрос, нарисуйте на общем листе ту пиктограмму,
которая подходит для вашего ответа.
- С каким лицом чаще всего вы общаетесь с ребенком?
- С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?
- Каким вы желаете видеть лицо ребенка при общении с вами?
Обсуждение:
- Каких пиктограмм больше?
- Совпадают ли пиктограммы первого и второго вопросов?
- Есть ли разница в ответах на второй и третий вопросы.
3 тур.
«Ассоциации».
Итак, все, что для этого нужно – услышать задание и постараться записать
первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову. Капитан
выбирает человека, который будет записывать ассоциации. Помогает вся
команда. Оценивается оригинальность мышления.
- Если семья – это постройка, то она …
- Если семья – это цвет, то она…
- Если семья - это музыка, то она…
- Если семья – это геометрическая фигура, то она…
- Если семья – это название фильма, то она…
- Если семья – это настроение, то она…
- Если семья – это страна, то она называется…
- Если семья – это фрукт, то она…
- Если семья – это известный литературный персонаж, то это…
- Если семья – это животное, то это…
Воспитатель: В ходе этого упражнения мы с вами увидели, что у каждого
свои ассоциации связанные с таким понятием как Семья! У каждого свое
видение и свое представление о семье. Это говорит о том, что все мы разные
и уникальные в своих ассоциациях и восприятии. И это здорово и вполне
естественно.
4 тур.
Карусель проблем.
Решение педагогических проблемных ситуаций. Предлагается родителям
проиграть возможные проблемные ситуации, найти оптимальные пути их
разрешения. Ведущий предлагает по одной педагогической ситуации каждой
команде. Время обсуждения 2 мин.
Выпал первый снег. Дети явились домой довольные, но в грязи и
мокрой одежде. Мать в качестве наказания поручает им мыть полы.
Прав ли она? Как поступили бы вы?
(Правильный
ответ:
наказание
трудом
в
результате
порождает
негативное
отношение
к
труду.
Никакого
проступка
дети
не
совершали. Даже взрослые, когда на улице грязно, приходят в грязной
обуви и могут замарать одежду.
Что в этом случае делают взрослые? Чистят одежду, моют обувь.
Поэтому и мы можем предложить ребенку вместе почистить одежду,
тем самым ребенок поймет, как трудно привести в порядок вещь. В
следующий раз ребенок постарается быть более аккуратным).
За все успехи в учебе взрослые в знак благодарности делают подарки
ребенку. Когда девочка заняла призовое место в олимпиаде, в качестве
поощрения бабушка купила ей в подарок книгу о Пушкине и конфеты.
А
Надя,
развернув
подарок,
сделала
гримасу
и
объявила
во
всеуслышание: «Книжки у нас есть, а конфеты такие дешевые не
нужны!» И отвернулась. Какие допущены ошибки в воспитании? Как
поступили бы вы?
(Правильный ответ: конечно, очень важно заинтересовать ребенка
учебой. За ответственное отношение можно похвалить, поощрить, но
поощрение материальное не должно войти в систему. Важно, чтобы
духовные ценности были выше материальных. Ребенок должен
воспринимать вашу улыбку, похвалу, одобрение как поощрение).
5 тур
Решаем конфликт.
Что означает, по вашему мнению, быть толерантным? (За правильный ответ
команда тоже может заработать кубик).
Толерантность
– это способность мирным путем разрешить проблему,
способность встать на место другого человека и понять его, терпимость к
чужому мнению, лояльность, широта взглядов.
Предлагаю разрешить конфликт первой команде:
Мама говорит сыну: «Миша, играй тише! Почему у тебя опять
разбросаны игрушки? А вчера ты сломал новую машину и испачкал
фломастером стол. Я тебя накажу!
Как бы вы решили проблему с позиции толерантности? На обсуждение
– 1 минута.
(Правильный ответ: «Миша, не шуми, пожалуйста, ведь уже поздно,
все твои игрушки устали и хотят спать. Положи каждую на свое место
и пожелай им спокойной ночи. А мы с тобой возьмем карандаши и
нарисуем
волшебные
сны
для
твоих
игрушек».
Итог:
мама
удовлетворена.
Конфликт
исчез,
не
успев
появиться.
Причина
конфликта – это поведение мамы. Не нужно предъявлять несколько
претензий в один момент, ребенку трудно их усвоить и принять к
сведению. Ни в коем случае не нужно кричать и унижать ребенка,
помнить, что ребенок – это личность, и она требует к себе уважения и
понимания).
Следующая проблемная ситуация для второй команды:
Рома: «Папа, идем кататься на каток! Смотри, Ваня с папой уже там.
Ты мне вчера обещал.
Папа: «Ну и что, что обещал. Мне сейчас некогда. Нужно доделать
очень важную работу.».
Рома: «Ну, пожалуйста».
Папа: «Займись делом!»
Какую ошибку допустил папа? (Не сдержал обещание, оттолкнул от
себя ребенка). Как решить эту проблему?
(Правильный ответ: Роме не так важно пойти на каток, он мог бы пойти
один, но для него очень важно, чтобы с ним пошел папа, потому что
дети, а особенно мальчики, стремятся во всем быть похожими на своих
отцов, гордиться и восхищаться ими. Совет папе: оставить проблему за
дверью, пойти на каток с сыном, что поможет отвлечься от проблемы
на некоторое время. Тем самым вы не усугубите ситуацию и не
создадите еще один конфликт).
Подведение итогов.
Из кирпичиков, которые вы сегодня заработали, вы можете построить себе
дом, где вам будет уютно и тепло, он будет вашей крепостью, семейным
очагом и защитой.
Ведущий подводит итого и называет команду, набравшую наибольшее
количество кубиков/кирпичиков, определяет, чей дом получился выше и
добавляет в заключении:
Но все-таки, не важно, чей дом оказался выше, ведь самое главное, что дом –
это семья, а семья – это дом, и как всякий дом он может со временем ветшать
и нуждаться в ремонте и обновлении. Не забудьте время от времени
проверять, не нуждается ли ваш семейный дом в обновлении и ремонте. В
каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать на них
глаза, а решать их. Увидеть проблему – это сделать шаг к ее решению.
Желаю вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания
вашего ребенка, пусть ребенок приносит вам радость и счастье!
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Ссоры все позабудьте
И в свободную минуту
Рядом побудьте.
Решение:
1. Быть примером взаимоотношений в семье для детей.
2. Беречь, заботиться друг о друге.
3. Принимать активное участие в сотрудничестве д/с и семья в вопросах
воспитания детей.