Напоминание

Логопедическая викторина


Автор: Лю-Вен-Фу Галина Геннадьевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: Детский дом "Надежда"
Населённый пункт: г. Белово Кемеровской области
Наименование материала: Сценарий
Тема: Логопедическая викторина
Раздел: дополнительное образование





Назад




Сценарий логопедической викторины

Автор: учитель – логопед

детского дома «Надежда»

города Белово

Лю-вен-фу Галина Геннадьевна

Пояснительная записка.

Особое место в системе воспитания и обучения детей с речевыми

расстройствами занимают развлекательные мероприятия. Высокий

эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют

чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают речевые материалы.

Проведение таких мероприятий развивает у детей чувство уверенности,

коммуникативные навыки и творческие способности.

Помочь ребенку максимально реализовать потенциальные возможности и

скорректировать имеющиеся недостатки, можно только в процессе

интенсивной, систематической и последовательной коррекционно -

развивающей работы.

Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в

сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики,

фонетики), сенсорных и психических функций.

Данное мероприятие заключается в том, что викторина имеет

комбинированный характер, который выражается в обогащении словаря,

коррекции грамматического строя речи, развитии звукового анализа,

моторики речевого аппарата, активизации высших психических функций.

Материал в предлагаемом курсе имеет многофункциональный характер.

Игры и упражнения, подобранные в порядке нарастающей сложности,

направлены на развитие фонематического восприятия, произносительных

навыков, зрительного и слухового внимания, вербальной памяти,

артикуляционной моторики, развитие лексико – грамматического строя речи,

коррекция дисграфии и дислексии.

Цель: Развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого

высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание

его речи окружающими.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

- закрепить накопленный речевой материал на логопедических занятиях;

- уточнить, систематизировать и закрепить имеющиеся знания детей о слове,

как о языковой единице, о его морфемном и звукобуквенном составе;

- повторить пространственно – временную последовательность действий и

событий.

Коррекционно - развивающие:

- совершенствовать фонематическое восприятие, анализ и синтез;

- развивать зрительное и слуховое внимание и память;

- развивать способность к концентрации, распределению и переключению

внимания, логического мышления;

- активизировать словарь и устную речь учащихся;

- развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения;

- коррекция дисграфии и дислексии.

Коррекционно - воспитательные:

- воспитывать умение работать в коллективе и доброжелательное отношение

друг к другу;

- соблюдать речевой этикет при общении, эмоционально устойчиво

воспринимать победы и поражения, объективно оценивать свою работу и

работу товарищей.

Оборудование:

эмблемы с названиями команд; карточки с вопросами для блица – опроса;

карточки со словами, в которых пропущены буквы; карточки с пословицами;

таблицы с набором букв; таблица с буквами и цифрами; карточки для

конкурса капитанов; грамоты; медали; призы.

Ход занятия:

Организационный момент

Ведущий:

Здравствуйте уважаемые взрослые и дети! Мы рады приветствовать вас на

интеллектуально-познавательном и развлекательном шоу «Логопедическая

викторина». Сегодня нашим командам предстоит показать свои знания,

умения и эрудицию в области развития речи, грамматики, логики и

мышления. Оценивать наши команды будет уважаемое жюри. По результа-

там конкурсов мы суммируем все баллы и определим, какая из команд

победит.

Итак, мы начинаем.

Конкурс «Приветствие»

Команды представляют название и девиз своей команды.

Команда «Грамотеи».

Девиз: Ясно, чётко говорим, потому что не спешим.

Команда «Умники».

Девиз: Говорим всегда красиво, смело и неторопливо.

1. Конкурс «Разминка»

Конкурс называется «Блиц опрос». Я каждой команде буду задавать по

вопросу. За 1 минуту участники команды должны ответить на максимальное

количество вопросов. Какая из команд даст большее количество ответов та и

победит в этом конкурсе.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1 команда

1.

Дом для учебников. (Портфель)

2.

Буквы, которые не составляют звука. (Ь, Ъ)

3.

Он до Киева доведет. (Язык)

4.

Цветок – гадалка? (Ромашка)

5.

Из какой посуды ничего нельзя поесть? (Из пустой).

6.

Где сухого камня не найдешь? (В воде)

7.

Какая часть речи отвечает на вопросы: Что делает? Что делают? Что

будет делать? (Глагол)

8.

Какой знак препинания чаще всего используется в конце

предложения? (Точка)

9.

Как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс)

10.Яблоко, мандарин, груша – одним словом. (Фрукты)

11.Если вчера был вторник, то какой день будет послезавтра? (Пятница)

12.Слово, противоположное по значению слову «КРИВОЙ»? (Прямой)

13.Площадка для катания на коньках? (Каток)

14.Тетрадь для записи домашних заданий. (Дневник)

15.Шкаф, кровать, стол – одним словом. (Мебель)

2 команда

1.

Дом для денег. (Кошелек)

2.

Чем кончается «лето» и начинается «осень»? (Буквой О).

3.

Как называется часть слова, которая стоит перед

корнем? (Приставка)

4.

Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)

5.

Кто собирает яблоки спиной? (Ёж)

6.

Если позавчера был понедельник, то какой день будет

завтра. (Четверг)

7.

Какая часть речи отвечает на вопросы, Какой? Какая?

Какое? (Прилагательное)

8.

Сколько гласных звуков в русском языке? (10)

9.

Как называются слова образованные от одного корня? (Однокоренные)

10.Пиджак и брюки – одним словом. (Костюм)

11.Слово противоположное по значению слову

«БЫСТРЫЙ»? (Медленный)

12.На какое дерево садится ворона вовремя проливного дождя? (На

мокрое)

13.Предмет, которым вытирают руки и лицо. (Полотенце)

14.Морковь, свекла, кабачок – одним словом. (Овощи)

15.Маленькое юркое животное, у которого может оторваться и снова

вырасти хвост. (Ящерица)

Молодцы команды как вы быстро ответили на вопросы и принесли своей

команде первые баллы. Давайте посчитаем, сколько у каждой команды

баллов.

2. Конкурс «Помоги прочитать слова».

Вставьте нужные буквы.

На доске карточки со словами для каждой команды, в которых пропущены

буквы. Дети по – одному выходят к доске и вставляют буквы. Чья команда

первая закончит, та и победит. Карточки с отгаданными буквами

отправляются к жюри, для проверки наличия ошибок.

Задание для 1 команды:

Вставь букву И или Ы

ж…дкость

верш…на

м…ло

ш…повник

л…сый

Задание для 2 команды:

Вставь букву А или Я

ч…йный

обещ…ть

лис…та

уч…сток

д…тел

Уважаемое жюри, скажите, сколько у каждой команды баллов за этот

конкурс, и какой общий счет?

3. Конкурс «Продолжи пословицы».

На столах перед членами команд лежит лист, на котором в первом столбике

написано начало пословицы, а во втором - конец пословицы. Нужно

соединить начало и конец пословиц. Время на задание 1 минута. После

выполнения задания участники вслух читают составленные пословицы.

Задание для 1 команды:

За двумя зайцами погонишься, потехе час.

Одна голова хорошо, а имей сто друзей.

Не имей сто рублей, ни одного не поймаешь.

В здоровом теле – на базаре нос оторвали.

Делу время, здоровый дух.

Любопытной Варваре, а две лучше.

Задание для 2 команды:

Не откладывай на завтра то, недалеко падает.

Старый друг лучше, а дома лучше.

В гостях хорошо, что можешь сделать сегодня.

Дареному коню, кто смеется, последим.

Яблоко от яблони, в зубы не смотрят.

Хорошо смеется тот, новых двух.

Даем слово нашим членам жюри, пожалуйста, огласите результаты за этот

конкурс и общий счет.

А сейчас дадим время нашим командам немного передохнуть и поиграем с

нашими зрителями.

Игра для зрителей «Вершки и корешки»

У одних овощей мы едим то, что находится на поверхности земли (вершки), а

у других – то, что растет в земле (корешки)

Задание: Ведущий называет овощ, зрители поднимают правую руку, если в

названном овоще в пищу идет вершок, если – корешок, то левую руку.

Капуста (П).

Морковь (Л).

Баклажан (П).

Свекла (Л).

Картофель (Л).

Кабачок (П).

Помидор (П).

Яблоко (Яблоко фрукт. Руки поднимать не надо).

Репа (Л).

Огурец (П).

Лимон (фрукт, руки поднимать не надо).

Редис (Л).

4. Конкурс «Найдите слова».

Каждой команде предлагается таблица с набором букв, среди которых нужно

найти слова на тему «Школа». В течение 1 минуты команды должны

отгадать наибольшее количество слов.

Команда получает фишку за каждый правильный ответ.

Слова: учебник, тетрадь, ручка, папка, пенал, линейка, дневник.

у

ч

е

б

т

е

а

д

ь

р

у

ч

н

ю

т

р

и

к

п

у

к

и

к

е

в

н

а

а

ч

а

е

н

н

д

ц

к

п

е

б

п

а

л

э

ю

й

к

а

н

и

к

л

и

н

е

Итак, даем слово нашему жюри, сколько баллов заработали команды за этот

конкурс, и какой общий счет.

5. Конкурс «Шифровальщики».

На доске таблица с буквами и цифрами.

Каждая команда получает слова на карточке и зашифровывает их цифрами

по таблице.

Тема: «Школьные принадлежности».

Слова для 1 команды: ручка, линейка, тетрадь.

Слова для 2 команды: учебник, пенал, дневник.

Каждый участник получает фишку за правильный ответ.

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

к

л

м

н

о

п

р

с

т

у

ф

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

х

ц

ч

ш

щ

ъ

ы

ь

э

ю

я

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

Например, карандаш (12,1,18,1,15,5,26);

ручка (18,21,25,12,1);

линейка (13,10,15,6,11,12,1);

тетрадь (20,6,20,18,1,5,30)

учебник (21,25,6,2,15,10,12);

пенал (17,6,15,1,13);

дневник (5,15,6,3,15,10,12)

Итак, слово нашему жюри, сколько баллов заработали команды за этот

конкурс, и какой общий счет.

6. Конкурс «Конкурс капитанов».

Конкурс «Озорные буквы».

Для каждого капитана команды подготовлены по 5 карточек с пословицами и

поговорками.

Задание. Найти в пословицах и поговорках «озорные» буквы, которые

встали не на свои места. Пример: Забота не волк, в лес не убежит (работа) З-

Р.

Капитаны по очереди называют выбранные буквы.

Карточки для капитана 1 команды

:

1.

Мы сами с ушами (усами) Ш-С

2.

Больше дела, меньше снов (слов) Н-Л

3.

Не тесто красит человека, а человек тесто (место) Т-М

4.

Лось до добра не доведет (ложь) С-Ж

Карточки для капитана 2 команды:

1.

Лес рубят, кепки летят (щепки) К-Щ

2.

Не зная броду, не суйся в моду (воду) М-В

3.

Полк в овечьей шкуре (волк) П-В

4.

Нашла коза на камень (коса) З-С

Оценивание: 1 балл за правильный ответ

Ведущий: Каждому капитану вопросы будут задаваться по очереди.

Вопросы для капитана 1 команды:

Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

Каким цветом обозначаются согласные звуки? (синим, зеленым)

Найдите одинаковый звук в словах арбуз, аист, астра, аквариум. (а)

Сколько гласных букв в алфавите? (10)

Закончите фразу: «Звуки мы слышим, а буквы ….» (пишем)

Вопросы для капитана 2 команды:

Сколько букв в алфавите? (33)

С помощью, каких органов артикуляционного аппарата мы говорим?

(язык, зубы, нёбо, губы)

Каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным)

Назовите последний звук в словах дом, сом, ком. (м)

Закончите фразу: «Буквы мы пишем, а звуки ….» (слышим)

Итак, слово нашему жюри, сколько баллов заработали команды за этот

конкурс, и какой общий счет.

А сейчас подведем итоги.

Вручение грамот командам за 1 и 2 места.

Ведущий:

На этом наше интеллектуально-познавательное и развлекательное

шоу «Логопедическая викторина» заканчивается. Мы были рады встречи с

вами. Хочу поблагодарить наше уважаемое жюри за помощь в проведении

нашей викторины. До новых встреч.



В раздел образования