Напоминание

Формирование УУД через использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка в в начальной школе.


Автор: Ротай Анастасия Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ № 97
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: Формирование УУД через использование технологии развития критического мышления в начальной школе.
Тема: Формирование УУД через использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка в в начальной школе.
Раздел: начальное образование





Назад




Ротай А.С.

МОУ «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 97

Дзержинского района Волгограда"

Если вы мне расскажете, я это быстро

забуду, если вы мне напишете, я прочитаю, но

тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело,

я буду это знать и запомню…

Жан Жак Руссо

Формирование

УУД

через

использование технологии

развития

критического мышления в начальной школе.

С

переходом

на

предметное

обучение

возрастает

роль

смыслового

чтения,

основы

которого

в

соответствии

с

требованиями

ФГОС

закладываются на уровне начальной школы, в основной школе учащиеся

учатся решать учебно - познавательные и учебно-практические задачи,

требующие полного и критического понимания текста. На современном

этапе

развития

общества

человека

окружает

мощное

информационное

поле,

в

котором

нелегко

ориентироваться

не

только

ребёнку,

но

и

взрослому.

Для

успешного

освоения

новых

знаний,

умений

и

компетентностей,

включая

самостоятельную

организацию

процесса

усвоения,

учащиеся

должны

овладеть

универсальными

учебными

действиями УУД.

Одним

из

видов

УУД

являются

действия

познавательной

направленности.

В

число

общеучебных

входят

такие

познавательные

действия, как смысловое чтение; извлечение необходимой информации из

прослушанных текстов, умение их преобразовывать в таблицы, кластеры,

диаграммы и т.д.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде

всего, через формирование универсальных учебных действий, которые,

прежде

всего,

являются

инвариантной

основой

образовательного

и

воспитательного

процесса.

Овладение

учащимися

УУД

создает

возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений

и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Поэтому

приоритетной

целью

обучения

становится

формирование

(начальная школа), а затем развитие личностных и метапредмпетных УУД

в

основной

школе.

Одним

из

самых

важных

и

непременных

условий

формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение

преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий

Активно развивать познавательную деятельность учащихся помогает

использование

технологии

развития

критического

мышления. Это

совершенно чёткая структура, имеющая в своей основе развивающие и

воспитательные цели.

Главное

достоинство

данной

технологии,

это

то,

что

она

помогает

ломать стереотипы и находить верные, иногда, казалось бы, невероятные

пути решения проблем, и не только в учебе. Еще Г.К. Лихтенберг писал:

«Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому,

как

они

должны

думать,

исчезнут

всякие

недоразумения».

Именно

мышление становится в центр развития ребёнка в период его младшего

школьного

возраста. Критическое

мышление

это

один

из

видов

интеллектуальной

деятельности

человека,

который

характеризуется

высоким

уровнем

восприятия,

понимания,

объективности

подхода

к

окружающему его информационному полю.

Информация

является отправным,

а

отнюдь

не

конечным

пунктом

критического мышления.

Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения

проблем, которые нужно решить.

ТРКМ

(технология

развития

критического

мышления)

позволяет

значительно повысить надежность образования, потому что оно становится

осознанным

и

рефлексивным,

повышает

коммуникативный

потенциал

личности.

Критическое

мышление"

-

это

технология,

которая

дает

освоение нового способа познания.

В начальном звене мы, конечно же, можем преподать лишь основы

этой

технологии,

так

как

ребёнок

7-8

лет

мыслит

конкретными

категориями.

Ребёнок,

начиная

обучаться

в

школе,

должен

обладать

достаточно

развитым

конкретным

мышлением.

К

моменту

перехода

в

основную школу учащиеся должны научиться самостоятельно рассуждать,

делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное

и общее, устанавливать простые закономерности.

Как же адаптировать эту технологию РКМ в младших классах и в

условиях развивающего обучения? Как сделать так, чтобы дети на уроке

сотрудничали, все были включены в работу, слышали друг друга, могли

высказать свое мнение по поводу ответа товарища, согласиться или не

согласиться

с

мнением

того,

кто

только

что

ответил,

а

может

даже

дополнить ответ новыми фактами? Это возможно, если детей научить

слышать друг друга. Уроки, выстроенные по технологии "критического

мышления", побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к

поиску ответа. Структура занятия в концепции "критического мышления"

состоит из трёх этапов и может работать как в начальной школе, так и в

основной.

Три стадии дидактического цикла: вызов, осмысление, рефлексия.

Стадия

вызова

предполагает

следующие

виды

работ: «Что

я

знаю»,

«Свободное

письмо»,

«Ассоциация»,

«Ключевые

слова»

и

др.

В

начальной школе учащиеся начинают овладевать некоторыми приемами, а

в основной школе продолжают эту работу. Рассмотрим один из примеров

такого вида работы.

1 этап - "Вызов" (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед

собой вопрос "Что я знаю?" по данной проблеме.

«Что я знаю»

1)Озвучивание темы;

2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос:

Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?;

3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний;

4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;

5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения

2 этап - "Осмысление" (реализация осмысления). Ее присутствие на

каждом уроке обязательно. На данной стадии ребенок под руководством

учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам

поставил перед собой на первой стадии (Что хочу знать?).

Здесь могут

быть предложены следующие методы:

1. Инсерт - система маркировки текста.

2. Чтение с остановками.

3. Бортовые журналы.

4. Кластеры и др.

Прием «чтения с остановками.»

Главным требованием считается

следующее:

произведение

должно

быть

незнакомым

для

учащихся,

обладать динамичным сюжетом, небольшим объемом. Поэтому данный

прием необходимо начинать практиковать в начальной школе. Достоинства

данного

приема

сложно

переоценить:

ученики

с

большим

интересом

вносят свои предположения о дальнейшем развитии сюжета, о чувствах и

мыслях героев, мотивах их поступков.

Неважно, что их предположения

могут не подтвердиться (здесь в принципе нет правильных и неправильных

ответов),

важно

другое:

каждый

ученик

вдумчиво

относится

к

тексту

произведения, ему хочется читать и слушать дальше, чтобы понять, почему

именно

так

разворачиваются

события,

почему

именно

эти

чувства

испытывает герой.

«Кластер» – это графическая организация материала, показывающая

смысловые поля того или иного понятия. Обучение составлению кластеров

необходимо

начинать

в

начальной

школе,

так

как,

овладев

навыками

графического изложения материала, ребенок открывает для себя новые

стороны изображаемого явления, учится отделять информацию, усвоенную

от имеющихся знаний. Один мудрый человек сказал: "Когда я пишу, я

узнаю о том, о чем я думаю". Когда ребенок использует кластер, он лучше

понимает

себя

и

то,

что

изучает.

Видя

свою

у с п е ш н о с т ь ,

заинтересовывается в познании нового. Благодаря кластеру мы развиваем

творчество ученика, ведь каждый кластер индивидуален и неповторим. Он

помогает превратить урок в увлекательную игру, где учащиеся делают

попытки систематизировать тот материал, к изучению которого они еще не

приступали.

Объединившись

в

группы,

проводят

презентацию

кластеров

и

выбирают наиболее интересный вариант.

3 этап – "Рефлексия" (размышление). Размышление и обобщение

того,

что

узнал

ребенок

на

уроке

по

данной

проблеме,

информация

анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается. .

На этой стадии может быть:

• составлен опорный конспект в тетради учащегося;

• или использован метод синквейна, пятистишия, где должен отразиться

смысл темы.

«Синквейн»

Этот прием позволяет ученикам проявлять свое творчество и выразить

свое отношение к изучаемому явлению. Синквейн – это стихотворение,

которое

требует

синтеза

материала

в

кратких

предложениях.

Таким

образом, это стихотворение, состоящее из 5 строк.

Правила написания синквейнов:

В первой строчке тема называется одним словом.

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).

Четвертая строчка – это фраза , показывающая отношение к теме.

Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию

темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Таким образом, на любых уроках необходимо использовать приемы

технологии критического мышления. На занятиях ученики воспринимают

и

интерпретируют

информацию,

изображают

персонажей

с

помощью

символов, составляют по схемам текст, проводят различные дискуссии, что

способствует

развитию

универсальных

учебных

действий. Применение

технологии «Критическое мышление» на уроках:

– способствует активизации мышления, повышает мотивацию;

способствует

самовыражению

учащихся,

дает

возможность

проявить

себя, свои творческие способности;

– учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с

другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение;

– заставляет учеников задумываться.

В результате

такой работы большинство ребят

уже в 5-ом классе

умеют пользоваться памятками, слаженно работать в группах и учитывать

мнения других. Учащиеся перестают испытывать затруднения при работе с

разнообразными источниками информации, умеют применять свои знания

на практике при выполнении письменных работ.

Реализация преемственности между начальной школой и основной

должна обеспечить создание системы непрерывного образования.

Постепенно

на

знакомый

детям

материал

начальной

школы,

накладывается новая терминология, одновременно это помогает развивать

логическое

и аналитическое

мышление,

умение

обобщать

и

делать

выводы. Знания, полученные учащимися в начальной школе, выходят на

н о в ы й качественный

уровень,

дополняются

новыми

теоретическими

сведениями. Совместные усилия учителей начальной школы и учителей

основной школы по применению ТРКМ дают хорошие результаты.

Технология

РКМ

позволяет

значительно

поднять

уровень

познавательных запросов учащихся, повысить интерес к предмету, привить

потребность

к

чтению

и

научить

получать

максимальное

количество

информации из прочитанного текста.

Литература

1. Громова О. Критическое мышление – как это по-русски?//Библиотека

в школе. - 2001. - №12.

2. Заир-Бек

С.

Технология

развития

критического

мышления

посредством чтения и письма// Библиотека в школе. – 2001. - №12.

3. Концепция

федерального

государственного

образовательного

стандарта общего образования М., 2011.

4. Методика

«Прогноз

и

профилактика

проблем

обучения

в

3-6

классах» Л. А. Ясюковой

5. Никитин А., Суворова Н. Технология

критического мышления. //

Учитель. - 2002. - № 8.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М,1998.

7.

Формирование универсальных учебных действий в основной школе:

от действия к мысли. М., 2011



В раздел образования