Автор: Ротай Анастасия Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ № 97
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: Формирование УУД через использование технологии развития критического мышления в начальной школе.
Тема: Формирование УУД через использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка в в начальной школе.
Раздел: начальное образование
Ротай А.С.
МОУ «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 97
Дзержинского района Волгограда"
Если вы мне расскажете, я это быстро
забуду, если вы мне напишете, я прочитаю, но
тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело,
я буду это знать и запомню…
Жан Жак Руссо
Формирование
УУД
через
использование технологии
развития
критического мышления в начальной школе.
С
переходом
на
предметное
обучение
возрастает
роль
смыслового
чтения,
основы
которого
в
соответствии
с
требованиями
ФГОС
закладываются на уровне начальной школы, в основной школе учащиеся
учатся решать учебно - познавательные и учебно-практические задачи,
требующие полного и критического понимания текста. На современном
этапе
развития
общества
человека
окружает
мощное
информационное
поле,
в
котором
нелегко
ориентироваться
не
только
ребёнку,
но
и
взрослому.
Для
успешного
освоения
новых
знаний,
умений
и
компетентностей,
включая
самостоятельную
организацию
процесса
усвоения,
учащиеся
должны
овладеть
универсальными
учебными
действиями УУД.
Одним
из
видов
УУД
являются
действия
познавательной
направленности.
В
число
общеучебных
входят
такие
познавательные
действия, как смысловое чтение; извлечение необходимой информации из
прослушанных текстов, умение их преобразовывать в таблицы, кластеры,
диаграммы и т.д.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде
всего, через формирование универсальных учебных действий, которые,
прежде
всего,
являются
инвариантной
основой
образовательного
и
воспитательного
процесса.
Овладение
учащимися
УУД
создает
возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений
и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
Поэтому
приоритетной
целью
обучения
становится
формирование
(начальная школа), а затем развитие личностных и метапредмпетных УУД
в
основной
школе.
Одним
из
самых
важных
и
непременных
условий
формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение
преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий
Активно развивать познавательную деятельность учащихся помогает
использование
технологии
развития
критического
мышления. Это
совершенно чёткая структура, имеющая в своей основе развивающие и
воспитательные цели.
Главное
достоинство
данной
технологии,
это
то,
что
она
помогает
ломать стереотипы и находить верные, иногда, казалось бы, невероятные
пути решения проблем, и не только в учебе. Еще Г.К. Лихтенберг писал:
«Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому,
как
они
должны
думать,
исчезнут
всякие
недоразумения».
Именно
мышление становится в центр развития ребёнка в период его младшего
школьного
возраста. Критическое
мышление
–
это
один
из
видов
интеллектуальной
деятельности
человека,
который
характеризуется
высоким
уровнем
восприятия,
понимания,
объективности
подхода
к
окружающему его информационному полю.
Информация
является отправным,
а
отнюдь
не
конечным
пунктом
критического мышления.
Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения
проблем, которые нужно решить.
ТРКМ
(технология
развития
критического
мышления)
позволяет
значительно повысить надежность образования, потому что оно становится
осознанным
и
рефлексивным,
повышает
коммуникативный
потенциал
личности.
Критическое
мышление"
-
это
технология,
которая
дает
освоение нового способа познания.
В начальном звене мы, конечно же, можем преподать лишь основы
этой
технологии,
так
как
ребёнок
7-8
лет
мыслит
конкретными
категориями.
Ребёнок,
начиная
обучаться
в
школе,
должен
обладать
достаточно
развитым
конкретным
мышлением.
К
моменту
перехода
в
основную школу учащиеся должны научиться самостоятельно рассуждать,
делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное
и общее, устанавливать простые закономерности.
Как же адаптировать эту технологию РКМ в младших классах и в
условиях развивающего обучения? Как сделать так, чтобы дети на уроке
сотрудничали, все были включены в работу, слышали друг друга, могли
высказать свое мнение по поводу ответа товарища, согласиться или не
согласиться
с
мнением
того,
кто
только
что
ответил,
а
может
даже
дополнить ответ новыми фактами? Это возможно, если детей научить
слышать друг друга. Уроки, выстроенные по технологии "критического
мышления", побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к
поиску ответа. Структура занятия в концепции "критического мышления"
состоит из трёх этапов и может работать как в начальной школе, так и в
основной.
Три стадии дидактического цикла: вызов, осмысление, рефлексия.
Стадия
вызова
предполагает
следующие
виды
работ: «Что
я
знаю»,
«Свободное
письмо»,
«Ассоциация»,
«Ключевые
слова»
и
др.
В
начальной школе учащиеся начинают овладевать некоторыми приемами, а
в основной школе продолжают эту работу. Рассмотрим один из примеров
такого вида работы.
1 этап - "Вызов" (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед
собой вопрос "Что я знаю?" по данной проблеме.
«Что я знаю»
1)Озвучивание темы;
2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос:
Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?;
3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний;
4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;
5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения
2 этап - "Осмысление" (реализация осмысления). Ее присутствие на
каждом уроке обязательно. На данной стадии ребенок под руководством
учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам
поставил перед собой на первой стадии (Что хочу знать?).
Здесь могут
быть предложены следующие методы:
1. Инсерт - система маркировки текста.
2. Чтение с остановками.
3. Бортовые журналы.
4. Кластеры и др.
Прием «чтения с остановками.»
Главным требованием считается
следующее:
произведение
должно
быть
незнакомым
для
учащихся,
обладать динамичным сюжетом, небольшим объемом. Поэтому данный
прием необходимо начинать практиковать в начальной школе. Достоинства
данного
приема
сложно
переоценить:
ученики
с
большим
интересом
вносят свои предположения о дальнейшем развитии сюжета, о чувствах и
мыслях героев, мотивах их поступков.
Неважно, что их предположения
могут не подтвердиться (здесь в принципе нет правильных и неправильных
ответов),
важно
другое:
каждый
ученик
вдумчиво
относится
к
тексту
произведения, ему хочется читать и слушать дальше, чтобы понять, почему
именно
так
разворачиваются
события,
почему
именно
эти
чувства
испытывает герой.
«Кластер» – это графическая организация материала, показывающая
смысловые поля того или иного понятия. Обучение составлению кластеров
необходимо
начинать
в
начальной
школе,
так
как,
овладев
навыками
графического изложения материала, ребенок открывает для себя новые
стороны изображаемого явления, учится отделять информацию, усвоенную
от имеющихся знаний. Один мудрый человек сказал: "Когда я пишу, я
узнаю о том, о чем я думаю". Когда ребенок использует кластер, он лучше
понимает
себя
и
то,
что
изучает.
Видя
свою
у с п е ш н о с т ь ,
заинтересовывается в познании нового. Благодаря кластеру мы развиваем
творчество ученика, ведь каждый кластер индивидуален и неповторим. Он
помогает превратить урок в увлекательную игру, где учащиеся делают
попытки систематизировать тот материал, к изучению которого они еще не
приступали.
Объединившись
в
группы,
проводят
презентацию
кластеров
и
выбирают наиболее интересный вариант.
3 этап – "Рефлексия" (размышление). Размышление и обобщение
того,
что
узнал
ребенок
на
уроке
по
данной
проблеме,
информация
анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается. .
На этой стадии может быть:
• составлен опорный конспект в тетради учащегося;
• или использован метод синквейна, пятистишия, где должен отразиться
смысл темы.
«Синквейн»
Этот прием позволяет ученикам проявлять свое творчество и выразить
свое отношение к изучаемому явлению. Синквейн – это стихотворение,
которое
требует
синтеза
материала
в
кратких
предложениях.
Таким
образом, это стихотворение, состоящее из 5 строк.
Правила написания синквейнов:
В первой строчке тема называется одним словом.
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).
Четвертая строчка – это фраза , показывающая отношение к теме.
Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию
темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Таким образом, на любых уроках необходимо использовать приемы
технологии критического мышления. На занятиях ученики воспринимают
и
интерпретируют
информацию,
изображают
персонажей
с
помощью
символов, составляют по схемам текст, проводят различные дискуссии, что
способствует
развитию
универсальных
учебных
действий. Применение
технологии «Критическое мышление» на уроках:
– способствует активизации мышления, повышает мотивацию;
–
способствует
самовыражению
учащихся,
дает
возможность
проявить
себя, свои творческие способности;
– учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с
другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение;
– заставляет учеников задумываться.
В результате
такой работы большинство ребят
уже в 5-ом классе
умеют пользоваться памятками, слаженно работать в группах и учитывать
мнения других. Учащиеся перестают испытывать затруднения при работе с
разнообразными источниками информации, умеют применять свои знания
на практике при выполнении письменных работ.
Реализация преемственности между начальной школой и основной
должна обеспечить создание системы непрерывного образования.
Постепенно
на
знакомый
детям
материал
начальной
школы,
накладывается новая терминология, одновременно это помогает развивать
логическое
и аналитическое
мышление,
умение
обобщать
и
делать
выводы. Знания, полученные учащимися в начальной школе, выходят на
н о в ы й качественный
уровень,
дополняются
новыми
теоретическими
сведениями. Совместные усилия учителей начальной школы и учителей
основной школы по применению ТРКМ дают хорошие результаты.
Технология
РКМ
позволяет
значительно
поднять
уровень
познавательных запросов учащихся, повысить интерес к предмету, привить
потребность
к
чтению
и
научить
получать
максимальное
количество
информации из прочитанного текста.
Литература
1. Громова О. Критическое мышление – как это по-русски?//Библиотека
в школе. - 2001. - №12.
2. Заир-Бек
С.
Технология
развития
критического
мышления
посредством чтения и письма// Библиотека в школе. – 2001. - №12.
3. Концепция
федерального
государственного
образовательного
стандарта общего образования М., 2011.
4. Методика
«Прогноз
и
профилактика
проблем
обучения
в
3-6
классах» Л. А. Ясюковой
5. Никитин А., Суворова Н. Технология
критического мышления. //
Учитель. - 2002. - № 8.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М,1998.
7.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе:
от действия к мысли. М., 2011