Напоминание

«Создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников в ДОУ»


Авторы: Кодак Ирина Борисовна, Маркина Юлия Юрьевна
Должность: педагоги
Учебное заведение: МАДОУ № 27 комбинированного вида
Населённый пункт: город Мончегорск, Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: «Создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников в ДОУ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Создание условий для художественно-

эстетического развития дошкольников в ДОУ»

Художественно -эстетическое развитие предполагает развитие

предпосылок

ценностно-смыслового

восприятия

и

понимания

произведений

искусства

(словесного,

музыкального,

изобразительного,

мира

природы;

становление

эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных

представлений

о

видах

искусства;

восприятие

музыки, художественной

литературы,

фольклора;

стимулирование

сопереживания

персонажам

художественных

произведений;

реализацию

самостоятельной

творческой

деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и

др.) Художественно-эстетическое

развитие

дошкольников

осуществляется

непосредственно по образовательным областям: «Познавательное развитие»,

«Социально-коммуникативное

развитие»,

«Речевое

развитие»,

«Физическое

развитие».

Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания

ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной

сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности,

повышает

и

познавательную

активность.

Эстетическое

развитие

является

результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится

художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний,

умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

В своей работе я большое внимание уделяю художественно-эстетическому

развитию воспитанников. На своих занятиях я формирую творчески активную

личность, способную воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве.

Формирую художественный вкус, вырабатываю и совершенствую в детях

способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, умение

правильно понимать и оценивать его.

В

нашей

группе имеется уголок продуктивного творчества, где собраны

необходимые средства для изобразительной деятельности в удобном и доступном

для детей месте. Каждый ребенок имеет возможность здесь для самостоятельных

занятий, что помогает развитию интересов и способностей.

Оборудование и материалы продуктивной зоны

составляют

:

различные изо-средства – гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые и

цветные мелки, ручки, простые карандаши, пластилин, фломастеры; кисточки,

стеки, ватные палочки, трафареты, линейки, бумага различной фактуры (для

рисования, цветная, картон, салфетки); дощечки для рисования, палитра;

книги на ознакомление с народно – прикладным искусством, дидактические игры

по ознакомлению с искусством, фланелеграф

индивидуальные папки детей с рисунками, в которых собраны рисунки с младшего

возраста.

Чтобы привить любовь, вызвать интерес к рисованию совместно с детьми были

оформлены альбомы с рисунками «Времена года», «Сказки глазами детей»,

«Космос», «23 февраля и 9 мая». Пополняю рисунками альбом «Город сказка,

город мечта».

Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят

личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть

творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей

действительности.

Разнообразные

творческие

занятия

детей

способствуют

развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности,

дисциплинированности.

Ребенок должен не только видеть прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а

он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве,

жизни, самостоятельно создавать продукты творчества.

Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее

благоприятный

для

формирования

художественно-эстетической

культуры,

поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции,

появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям,

личная

активность,

происходит

качественные

изменения

в

творческой

деятельности.

Наиболее близкие и естественные для ребенка – дошкольника виды деятельности –

игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная,

изобразительная, художественно – театральная деятельность, детский труд и

самообслуживание

занимают

особое

место

в

системе

художественно-

эстетического развития. Рисование является средством художественного развития,

индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.

Именно

поэтому

необходимо

уделять

большое

внимание

художественно-

эстетическому развитию воспитанников.

Цель моей работы развитие творческого потенциала ребёнка, создание условий для

его самореализации. Моя творческая деятельность осуществляется с учетом

дифференцированного

подхода

и

включает

разнообразные

формы работы:

групповые и подгрупповые занятия, праздники, развлечения, дидактические игры,

выставки

рисунков

и

поделок,

свободную художественную

деятельность;

организацию конкурсов, выставок, эстетическое оформление интерьера. Тем

самым мной осуществляется вариативное развитие творческого потенциала детей.

Игра является ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста, дети

не просто играют, но и через игру приобретают знания, умения, опыт, развивают

свои творческие способности. Именно на игру я опираюсь в своей работе. Ведь

играя, дети без перегрузки усваивают необходимые знания. Занимаясь с детьми

рисованием, я уделяю большое внимание играм, развивающим вариативное

мышление и творческие способности ведь мало научить детей рисовать, главное

научить их мыслить.

Главным в моей работе, является всесторонние развитие ребенка, развитие его

мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил .

Основными задачами моей работы являются:

 формирование мотивации учения, ориентированные на удовлетворение

познавательных интересов, радость творчества;

 развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей;

 развитие речи, умение аргументировать свои высказывания;

 увеличение объема внимания и памяти.

Все эти задачи я решаю, опираясь в своей работе на дидактические игры. В ходе

игр осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с

ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают,

что идет процесс обучения, они учатся играя. Для этого весь наглядный материал я

стараюсь сделать ярким, красочным, интересным для детей, использую загадки,

стихи, физ.минутки, музыку. Например, можно спросить у ребенка: какие цветовые

тона использовал художник для передачи настроения, какой из двух предметов

расположен дальше (ближе) и почему, какие используются выразительные

средства в изображении картины и т.д.

Все эти вопросы можно обратить в игру кисточка (краски) «ожила» и спрашивает,

если ребенок без затруднения находит ответ надо спросить его, почему он так

думает, тем самым мы не только закрепим понятия, но и научим детей мыслить и

рассуждать.

На занятиях я предлагаю детям самостоятельный выбор деятельности, выбор

изобразительных средств (восковые мелки, цветные карандаши, акварель, гуашь).

Ребенок всегда откликается на прекрасное в природе, предметном мире, искусстве,

на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт

ребенка, его побуждения, стремления, переживания.

Таким образом, осуществление вариативного развивающего образования позволяет

создать благоприятные условия для развития художественно – эстетических

способностей детей, творческого воображения и, как результат художественно-

эстетического воспитания, духовно богатую, всесторонне развитую личность.

Например, на занятии в старшей группе тема «Зимняя сказка» дети

самостоятельно разделились на три подгруппы. Первая подгруппа рисовала

зимний узор на стекле - рисование гуашью, вторая подгруппа расписывала посуду с

помощью росписи «Гжель» - акварелью, третья подгруппа рисовала портрет

снегурочки.

В свободной деятельности дети часто объединяются в группы и работают с

пластилином

создавая

образы

животных

(собачка,

дельфин),

людей

(пограничник на посту, парашютист.) с удовольствием рисуют, создают

композиции и сюжеты рисунков.

Например, сейчас в группе оформлена выставка воспитанницы «Любимые мульт –

герои». На выставке представлены знакомые детям персонажи мультфильмов,

которых они без труда узнают.

Организация разнообразных форм работы с детьми отражается на результатах:

дети

проявляют

интерес

и

творчество

в

изобразительной,

музыкальной,

художественно-речевой, театрализованной деятельности; участвуют в выставках и

конкурсах. Знания, полученные на занятиях, отражаются в игровой деятельности

воспитанников. Они с удовольствием музицируют, разыгрывают сценки, танцуют,

пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.



В раздел образования