Автор: Андрианова Наталья Борисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №29"
Населённый пункт: г. Иваново
Наименование материала: проект в старшей логопедической группе
Тема: "ЗДРАВСТВУЙ, ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ"
Раздел: дошкольное образование
Проект в старшей логопедической группе «Золотой ключик» МБДОУ
«Детский сад комбинированного вида №29» на тему: «Здравствуй, осень
золотая».
Организатор проекта: Андрианова Наталья Борисовна.
1.
Вид проекта: групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой.
2.
Сроки реализации: краткосрочный с 4 по 8 октября 2021г.
3.
Участники проекта: воспитатели и дети старшей группы, музыкальный
руководитель, родители воспитанников.
4.
Актуальность проекта:
огромную роль в экологическом образовании
дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных
условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из
определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как
«активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача
педагогов развивать это «активный интерес».
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не
только по картинкам и фотографиям, но и через прямой контакт ребенка с
природой.
Интересные для наблюдений природные объекты изучать лучше в процессе
проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и
эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию,
он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям
знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае
в области экологического воспитания
.
5.
Цель:
расширять и систематизировать знания детей об осени, как о времени года, ее
признаках и явлениях.
6.
Задачи:
углубить представления об изменениях в природе осенью;
развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
привлечь внимания к окружающим природным объектам;
развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его
красок и форм;
пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи»;
расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых
в осенний период;
воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с
природой.
7.
Предполагаемые результаты:
углубление и расширение знаний об осени, ее признаках и дарах;
пополнение словарного запаса;
развитие навыка общения и речи, пространственной ориентации;
расширение познавательного интереса и кругозора;
развитие художественно-творческих навыков.
8.
Этапы реализации проекта:
8.1.
Подготовительный.
Выбор темы проекта.
Определение цели и задач проекта.
Составление плана работы.
Изучение методической литературы.
Подготовка оборудования, материалов.
Предварительная работа с родителями.
8.2.
Практический этап.
8.3.
План реализации проекта.
8.4.
Содержание деятельности по образовательным областям.
8.5.
Познавательное развитие.
НОД «Осенняя прогулка», «Что нам осень принесла», «Осень в лесу»,
цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью»;
экскурсия в парк у реки Уводь («Деревья и кустарники осенью», «Ищем приметы
осени», «Соберем листья для гербария» и др.);
экспериментальная деятельность с осенними листьями;
беседа по ОБЖ: «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?», «Как
вести себя у водоёмов поздней осенью;
настольно – печатные игры: «Времена года», «Мемори», «Чьи семена?», «Кто где
живёт?», «С какой ветки детки?», «Что лишнее?» и др.
8.6.
Речевое развитие.
А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», И. А. Бунин «Лес, точно терем
расписной…», К. Бальмонт «Осень», А. Майков «Осенние листья», Е. Трутнева
«Листопад», Ю. Тувим "Овощи", А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный
сад…», И. Соколов-Микитов «Листопадничек», М. Пришвин «Птицы и листья», К.
Чашева «Деревья спят», К. Ушинского «Четыре желания».
Загадки, пословицы, поговорки.
Составление рассказов об осени из личного опыта и по картинам и иллюстрациям.
8.7.
Социально-коммуникативное развитие.
Сюжетно-ролевые игры: «На прогулке в осеннем лесу», «Овощной магазин»,
«Магазин цветов», «Семья».
Дидактические игры: «Кто больше знает примет осени?», «Какой сок, варенье?»,
«Хлопай в ладоши», «Какая бывает осень?», «Угадай, что где растет?», «Осенние слова»,
«Найди дерево по описанию», «Найди пару», «Времена года», «Узнай по описанию»,
«Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?».
Беседы: «То, что растет живое», «Сколько красок у осени?», «Золотая осень»,
«Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью», «Осенний лес», «Поздняя осень», «Животный и
растительный мир осеннего леса», «Жизнь природы осенью», «Как заполнять календарь
природы?», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Труд людей осенью» и др.
Художественно-эстетическое развитие.
ИЗО нетрадиционными способами: «Деревья в лесу» (рваная аппликация).
«Разноцветный лес» (штампование губкой).
НОД «Осенний лес» (коллективная работа).
Лепка «Овощи для магазина», «Грибная полянка».
Рассматривание репродукций картин:
И. И. Левитан «Золотая осень», «Поздняя осень»,
И. Шишкин «Осень», «Осень в лесу»
Прослушивание музыкальных произведений.
П. Чайковский «Времена года»,
А. Вивальди «Времена года», песни об осени.
Музыкально – дидактическая игра «Узнай песенку».
Физическое развитие.
Пальчиковая
гимнастика
«Вышел
дождик
погулять»,
«Листочки»;
физкультминутка «Мы – осенние листочки», «Ветерок»; дыхательная гимнастика
«Ветерок»; хороводная игра «К нам осень пришла», «Собираем урожай».
Подвижные игры «У медведя во бору», «Совушка», «Перелет птиц», «Раз, два,
три, названный лист бери», «Съедобное-несъедобное», «Я знаю 5 названий»; эстафета
«Соберем осенний букет», «Перенесем урожай», «Кто быстрее оббежит лужи».
Трудовая деятельность.
Совместное украшение группы к осеннему празднику.
Сбор природного материала на прогулке.
Посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки.
Подготовка клумбы группового участка к зиме.
Укрывание корней деревьев опавшей листвой.
Сбор и оформление гербария.
Взаимодействие с родителями.
Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной».
Папка-передвижка «Осенние месяцы».
Сбор природного материала.
Участие в выставке «Осенние фантазии».
Разучивание с детьми стихов к утреннику.
9.
В процессе работы использовались.
Разнообразные методы и приемы: игровые, наглядные, словесные, наблюдения.
Использовались
технологии:
здоровье
сберегающие,
информационно-
коммуникативные, исследовательская деятельность.
10. Заключительный этап.
10.1.
Подведение итогов проекта.
Продукт проектной деятельности.
Выставка поделок из природного материала «Осенние фантазии».
Праздник осени.
Оформление раздевалки с использованием работ детей.
Оформление галереи репродукций картин художников «Осень».
11. Анализ результатов работы.
В ходе реализации проекта у детей:
Развивались творческие способности.
Углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости
бережного отношения к ней.
Совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность,
устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире.
Расширился и активизировался словарный запас.
У родителей появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием
приняли участие в оформлении выставки.