Автор: Лебедева Инесса Владимировна
Должность: ПДО
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №7 Советского района
Населённый пункт: г. Самара, Самарская область
Наименование материала: Разработка
Тема: Духовно-нравственное воспитание.
Раздел: дополнительное образование
Духовно-нравственное развитие и
воспитание учащихся.
МБУ ДО ДШИ № 7
Лебедева И.В.
Нравственность – это разум
сердца
Г. Гейне
Проблема духовно-нравственного образования и воспитания, согласно
Конституции РФ, – это проблема государственная. Постановка
проблем нравственности и внимание к ним в мире сегодня
исключительно актуальны.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются
первостепенной задачей современной образовательной системы и
представляют собой важный компонент социального заказа для
образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-
нравственной консолидации российского общества.
«Родной край, его история,» – писал академик Дмитрий Сергеевич
Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост
духовной культуры всего общества».
Управление образования администрации г. Тулы ставит перед собой
цель создания городской системы, обеспечивающей духовно-
нравственное образование учащихся, основанное на приобщении к
культурным ценностям Тульского края. Продуманы виды и формы
деятельности учащихся, концепция, программы.
В рамках системы духовно-нравственного воспитания учащихся
осуществляются проекты «Наше наследие», «Духовные святыни
России» и другие.
Проект «Наше наследие» имеет несколько направлений:
– «Литературное краеведение» (встречи с писателями, книжные
выставки, презентации книжных новинок, лучших популярных и
забытых художественных произведений, их постоянные участники
МОУГ № 20, МОУСОШ № 18, 28, 58, 65);
– «Современная литература» (дискуссии «Современна ли русская
классика», декады чтения «Великой Победе – 65», в нихпринимали
участие учащиеся МОУГ № 20, МОУЛ № 2, МОУСОШ № 18, 58, 65);
– «Библиотека и молодежь. Информационное обеспечение
образования» (выпуск информационных изданий, мультимедийных
обзоров, справочников. Этим успешно занимается МОУСОШ № 38,
18,65, 71);
– «Искусство как способ познания жизни» (конкурсы мультимедиа
проектов, творческие конкурсы, праздники, фестивали. В их
реализации были задействованы педагоги и учащиеся МОУСОШ №
36, 3,55, МОУЛ№ 3);
Реализация данных проектов невозможна без сотрудничества с
учреждениями культуры города. Продумана система взаимодействия
с Тульским художественным музеем, музеем П. Н. Крылова, военно-
историческим музеем-заповедником «Куликово поле», библиотеками
города.
В рамках проекта «Духовные святыни России» работает городское
методическое объединение учителей основ православной культуры.
Во многих школах города преподаются курсы мировой
художественной культуры, основ православной культуры,
культурологии.
Проводятся Рождественские и краеведческие чтения, творческие и
научно-исследовательские конкурсы учащихся и педагогов.
Таким образом, осуществляется социальный заказ общества на
духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся.
Базовые национальные ценности – основное содержание
духовно-нравственного развития и воспитания
Е. И. Барышникова,
методист МОУ ДОВ «РМК Центрального района г. Тулы»
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные
национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных
ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к
родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным
ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей
отечественной истории.
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества
отводится образованию. Школа – единственный социальный институт,
через который проходят все граждане России. Ценности личности,
конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее
системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие
и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому
именно в школе должна быть сосредоточена не только
интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее
восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот
недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в
последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается
большой психологической устойчивостью.
Методологической основой разработки и реализации федерального
государственного образовательного стандарта общего образования
является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития
и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей,
принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение
определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция
духовно-нравственного развития и воспитания личности?
Современный национальный воспитательный идеал – это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в
духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания
и социализации являются базовые национальные ценности. Эти
ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем
от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку
противостоять разрушительным влияниям.
Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это
Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество,
семья, труд, искусство, наука, религия, природаё человечество.
Соответственно этому и определяются базовые национальные
ценности:
– Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к
России, служение Отечеству;
– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и
вероисповедания, правовое государство;
– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие
к людям, институтам государства и гражданского общества,
справедливость, милосердие, честь, достоинство;
– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов,
прогресс человечества, международное сотрудничество,
– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина
мира;
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к
родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание,
целеустремленность и настойчивость;
– традиционные российские религии – представление о вере,
духовности, религиозной жизни человека, толерантности,
формируемые на основе межконфессионального диалога;
– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека,
нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое
развитие;
– природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета
Земля, экологическое сознание;
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни,
определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Иными словами необходима интегративность всех программ духовно-
нравственного развития личности.
Для организации такого пространства необходимо взаимодействие
школы с семьей, общественными и религиозными объединениями,
учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта,
средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия
является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся.
Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все
виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно
и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это
неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она
способствует реализации требований федеральных образовательных
стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление
учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на
развитие школьника.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных
знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о
социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе
и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений
школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,
природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к
социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта
самостоятельного социального действия. «Действии для людей и на
людях» спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Организация работы по формированию базовых компетенций
современного школьника
Г. З. Вакуленко,
учитель истории и обществознания МОУСОШ № 36
Смена ценностных ориентиров современного общества, расширение
информационного пространства, снижение эффективности
традиционных методов обучения заставляют нас искать новые методы
и технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения.
На примере нашей школы № 39 можно проследить, как менялась год
от года материально-техническая база образования, как внедрялись
новые технологии.
Мы имеем доступ к Интернету, интерактивную доску, практически в
каждом учебном классе организовано автоматизированное рабочее
место учителя, создана библиотека электронных учебных пособий по
различным предметам, готовится к открытию еще один
компьютерный класс для начальной школы. Как и большинство ОУ
города, школа заключила договор о создании электронной системы
«Дневник. ru». Мы готовимся к переходу на работу в новой
операционной системе Linux.
Идейные ресурсы современного образования заложены в ФГОС,
проекте «Наша новая школа» и новой редакции Закона об
образовании. В этих документах акцент сделан на расширение
правовой базы образования. В этих документах говорится о
компетентностном подходе в обучении.
А что же такое компетенция? Это готовность человека действовать в
любой ситуации. Базовые компетенции стали своего рода
общеобязательным минимумом требований работодателей для любой
специальности и профессии. В уставе ЮНЕСКО выдвинуто
требование к школе – «учить познавать, действовать, жить, жить
вместе».
Для современного школьника базовыми являются компетенции:
– информационная (готовность к работе с информацией);
– коммуникативная (готовность к общению с другими людьми);
– кооперативная (готовность к сотрудничеству с другими людьми).
– проблемная (готовность к решению проблем).
К методам формирования ключевых компетенций на уроке относятся:
– обращение к опыту учащихся;
– решение проблемных задач и ситуаций, дискуссии, дебаты, диспуты;
– организационно-деятельностные игры (ОДИ);
– проектная деятельность: исследовательские, творческие,
практические работы;
– интеграция обучения.
Внедрение Федерального государственного стандарта образования
предусматривает использование системно-деятельностного подхода и
личностно-ориентированных технологий обучения. Мы широко
используем организационно - деятельностные игры. Они не только
оживляют уроки, но и позволяют формировать базовые компетенции
учащихся.
Большое значение уделяется интеграции содержания образования.
Интегрированные уроки дают учащимся более широкое и яркое
представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений.
Они развивают творческий потенциал учащихся, побуждают к
осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к
развитию логики, коммуникативных способностей.
Внедрение Федерального государственного стандарта образования
предусматривает использование системно-деятельностного подхода и
личностно-ориентированных технологий обучения. Мы широко
используем организационно-деятельностные игры. Они не только
оживляют уроки, но и позволяют формировать базовые компетенции
учащихся.
Если говорить о формах внеурочной работы, то, на мой взгляд,
эффективное решение – создание и организация работы научных
обществ учащихся. НОУ позволяет реализовать личностно
ориентированный подход, педагогику сотрудничества, поддержку
одаренных детей, выстраивать индивидуальную траекторию развития
личности. Исследовательские и проектные работы презентуются как в
школе, привлекая других детей, так и в конкурсах различного уровня.
Городские научные чтения учащихся «Шаг в науку» стали трибуной
для школьников, занимающихся исследовательской и проектной
деятельностью.
Внешкольную деятельность невозможно осуществить без сетевого
образовательного пространства. Это сотрудничество с учреждениями
дополнительного образования, культуры, общественными
организациями, с вузами, сузами.
В своей деятельности творчески работающие учителя города широко
используют музейную педагогику не только для воспитания
социально-значимых качеств личности, но и для формирования
базовых компетенций. Это в первую очередь большая поисковая
работа, музейные уроки, работа лекторских групп. Каждое ОУ
подбирает своих партнеров для сотрудничества. Для нашей школы
важным направлением работы является участие в международной
совместной долгосрочной программе «Академия детской дипломатии
на пути к культуре мира». Формированию базовых компетенций
служат телемосты и Интернет-конференции в режиме он-лайн
общения школьников разных стран, слеты, ставшие традиционными в
ходе реализации программы. Таким образом, в современных условиях
учителю необходимо формировать базовые компетенции
современного школьника как в урочной, так и во внеурочной и
внешкольной деятельности.
Роль школьной библиотеки в духовно-нравственном
просвещении младших школьников
Ф. Е. Корсакова,
заведующая библиотекой МОУСОШ № 64
О роле библиотеки в духовно- нравственном воспитании можно
говорить много. Библиотека может и должна стать центральным
местом воспитания, прежде всего нравственной, творческой личности.
Воспитать такого человека без книг невозможно. Я же сегодня хочу
поделиться с вами опытом своей работы в этом направлении. Мною
разработана и используется на протяжении нескольких лет программа
«Духовность. Нравственность. Культура». В основе её лежат правила
этикета.
«Этикет – очень большая и важная часть общечеловеческой культуры,
нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков
жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре,
справедливости, человечности – в области моральной культуры и о
красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности – в
области культуры материальной».
Цели и задачи занятий:
– формирование духовно-нравственных ориентиров;
– воспитание культуры поведения и сознательной дисциплины;
– формирование потребности в самообразовании, самовоспитании
своих морально-волевых качеств.
Программа занятий состоит из 11 тем.
Тема 1. Исторические корни этикета.
Ещё в XII веке князем Владимиром Мономахом были составлены и
названы «Поучениями» первые письменные правила поведения, где в
частности говорилось: «Куда не пойдете по своей земле, нигде не
позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в
селениях, ни в полях... где не остановитесь в пути… Везде напоите и
накормите всякого просящего... чтите гостя, откуда бы к вам ни
пришел, – простой ли человек, или знатный, или посол, – ...угостите
пищей или питьем... Больного посещайте, мертвого пойдите
проводить... Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а
скажите всякому при встрече доброе слово...»
Тема 2. Культура общения.
Эта основополагающая тема, в дальнейшем, какую бы тему мы ни
изучали, мы обязательно обращаемся к ней.
В наше время, когда обращение «товарищ» ушло, а «сударь,
сударыня» так и не прижилось, рекомендуется учить детей обращение
к незнакомому человеку начинать со слов «будьте добры, скажите,
пожалуйста», а затем излагать свою просьбу или задавать вопрос.
Тема 3. Гостевой этикет.
Разбираем эту тему на примерах празднования Дня рождения, Нового
года. Говорим, что это за праздники и как их надо отмечать, как
приглашать, встречать гостей. Разбираем ситуацию, когда приходят
неожиданные гости, как при этом надо вести себя гостям и хозяевам.
Тема 4. Застольный этикет.
Застольный этикет, пожалуй, самый скучный раздел этикета, но знать
или хотя бы один раз прочитать его надо.
Существует следующая легенда – за истинность ее поручиться сложно,
но изюминку оценить нетрудно. Юрий Гагарин получил приглашение
на обед от королевы Великобритании. За обедом космонавт,
посмотрев на блестящие веера ложек, вилок, щипчиков и ножей, в
строгом порядке расположенных вокруг его тарелки и блюд, смутился,
но, поскольку был человеком военным и прямодушным, не стал
краснеть и ерзать на стуле, а прямо обратился к Елизавете: «Ваше
Величество! Я – человек простой, вырос в глухой русской деревне, где
для любой еды инструмент один – ложка. Поэтому я не знаю, как
пользоваться всеми этими штуками. Помогите мне». Королева
ответила: «Вы напрасно смущаетесь, молодой человек. Я выросла в
Букингемском дворце, но до сих пор тоже плохо разбираюсь в
назначении этих приборов». И она взяла простую ложку и вместе с
космонавтом Гагариным стала кушать омаровый паштет.
Разумеется, не каждый день приходится обедать с королевой
Великобритании, однако научиться пользоваться столовыми
приборами все-таки желательно, ведь вам может попасться куда менее
деликатный сосед по столу.
Тема 5. Этикет поведения в общественных местах.
Когда рассматриваем правила поведения на улице, обязательно
говорим о правилах дорожного движения.
Тема 6. Нравственные отношения.
В мире есть три вещи, которые ни при каких условиях не могут быть
подвергнуты осмеянию – патриотизм, истинная любовь к женщине и
старость.
Говоря о дружбе, хочу привести слова Конфуция: «Полезных друзей
три и вредных три. Полезные друзья – это друг прямой, друг
искренний и друг много слышавший. Вредные друзья – это друг
лицемерный, друг льстивый и друг болтливый»
Тема 7. Семейный этикет.
«Ныне называют сыновней почтительностью то, что они кормят своих
родителей. Но ведь собак и лошадей тоже кормят. Если это делается
без глубокого почтения к родителям, то в чём же здесь разница?» Так
говорил Конфуций, который жил в IV-V веке до н. э.
Вот с точки зрения почтительного отношения к родителям, к
старшему поколению мы и разбираем эту тему.
Рассматривая вопрос «Семейные праздники», мы говорим о
Рождестве, Дне Петра и Февронии, Дне Победы. Это помогает в
формировании представлений о семейных ценностях и уважения к
членам семьи.
Тема 8. Гигиена и нравственность.
Знакомство с этой темой помогает в воспитании негативного
отношения к вредным привычкам и пропаганде здорового образа
жизни.
Тема 9. Школьный этикет.
Изучение этой темы помогает в формировании у учащихся осознания
принадлежности к школьному коллективу, стремления к сочетанию
личных и общественных интересов, к созданию атмосферы
подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
Эта тема включает в себя и цикл библиотечно-библиографических
занятий: «История возникновения письменности», «Из истории
возникновения библиотек», «Структура книги», «Бережное
отношение к книге» и т.д.
Тема 10. Национальные нормы этикета.
Английский писатель Голдсмит писал: «Только тот истинно воспитан,
кто понимает, при каких обстоятельствах следует держаться
национальных привычек, а когда можно пренебречь тем, что так
неукоснительно соблюдал на родине. Умный человек сразу примечает,
что мудрецы одинаково учтивы в любой стране, тогда как дураки
бывают учтивы лишь дома». Не забывайте, что в своей стране вы
всего лишь один обыкновенный гражданин среди миллионов
сограждан, в то время как за границей вы «испанец», «француз»,
«русский». От ваших поступков зависит мнение о вашей стране.
Тема 11. «Вежливые» советы.
Это заключительная тема. На занятии мы, рассматривая конкретные
ситуации, отвечаем на вопрос: «Как в данном случае поступит
воспитанный человек?». Составляем памятки о правилах поведения по
каждой теме.
«Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество
людей ставит в неловкое положение». (Дж. Свифт)
В этом году я провожу занятия в 4 классах. Сейчас, когда у нас в
школе уже многие кабинеты оснащены стационарными проекторами,
появилась возможность использовать на занятиях презентации.
Поэтому к каждому рассматриваемому вопросу у меня разработана
презентация. Это позволяет сделать занятия более наглядными и
содержательными. Ребятам очень нравится данная форма работы.
Материал презентаций используется учителями начальных классов на
уроках «Окружающий мир».
Методы и приемы педагогической работы
по формированию духовно-нравственных качеств
у детей младшего школьного возраста
на уроках гуманитарно-эстетического цикла
Ю. Н. Кочеткова,
учитель начальных классов МОУСОШ № 36
Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области
просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности,
морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития
российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой,
высоконравственной, образованной и творческой личности.
Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-
образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с
увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие,
происходит переориентация со «знаниецентристской» системы
преподавания на «культуросообразную» систему, призванную
обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение
к ценностям национальной и мировой культуры.
Все сказанное учитывается в федеральных государственных
образовательных стандартах общего образования II поколения, а
именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного
отечественного образования и одной из приоритетных задач общества
и государства является воспитание, социально-педагогическая
поддержка становления и развития высоконравственного,
ответственного, творческого, инициативного, компетентного
гражданина России».
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление
отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду,
своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие
качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное
отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы
социально необходимые требования общества педагоги превратили во
внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь,
совесть, достоинство.
Психологи установили, что младший школьный возраст
характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний,
верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти
особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости
младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие
возможности для систематического и последовательного духовно-
нравственного воспитания детей.
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит
главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле
урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний,
накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети
приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления
которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других,
научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои
знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и
принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое
чувство радости от самого процесса получения новых знаний,
огорчения от неудач, ошибок.
В нашей жизни существует противоречие между знаниями и их
использованием, умениями и поведением человека, приобретенными
им навыками и совершаемыми поступками. Почему знающий не
поступает согласно своему знанию, не использует его? Это означает,
что знания не повлияли на саму личность, на ее качество, ничего не
изменили в ее сущности, остались «мертвым капиталом». Как сделать
так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили
к развитию личности?
Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в
основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта.
Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта
учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических
технологий (системно-деятельный подход, личностно-
ориентированный), способствующих актуализации собственной
деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и
эстетических проблем в духовно-нравственной практике.
Начнем с того, что нравственное начало пронизывает всю
многогранную практическую деятельность ребенка, его
мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы. На это
надо опираться при выборе методов и приемов духовно-
нравственного воспитания младших школьников на каждом этапе
урока.
Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть,
повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в
любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда
у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.
Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной
цели. Существуют различные способы развития мотивации:
1. Организация образовательного процесса.
Здесь важны:
– новизна, практическая значимость подаваемого материала;
– четкое структурирование;
– логичное, яркое, контрастное выступление;
– ритмичное чередование видов деятельности;
– опора на возрастные, половые и индивидуальные потребности.
2. Использование нетрадиционных форм обучения: соревнования,
экскурсии, путешествия, спектакли, использование разных средств
искусства, игры, выпуск газет, коллективных работ, другие.
3. Проблемные ситуации.
Противоречивость материала дает эффект удивления и желание
разобраться в проблеме. Это связано с врожденным стремлением
личности к гармонии.
4. Культура общения: гуманное отношение, доверие к ученикам,
разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.
5. Чувство юмора.
6. Ситуация успеха.
Ситуация успеха – эффективный стимул познавательной деятельности.
Для стимулирования нужна более высокая оценка, которая приводит
детей к противоречию – «действительно ли я такой». Правильный
выход из данного противоречия зависит от мастерства педагога и
знания детской психологии.
Мотивация создает благоприятные условия для самореализации
личности в условиях современного образования.
Теперь воздействуем на эмоциональную сферу.
Принципиально значимым является способ воздействия на личность
ребенка посредством художественных произведений.
Один из приемов – непосредственно эмоциональное вслушивание –
требует специального внимания учителя и специальной организации
(использование литературно-музыкальных композиций с широким
включением изобразительного ряда – репродукции картин, слайдов.)
Главная задача – создание определенной эмоционально-эстетической
атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в
эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание. Подготовка и
проведение таких уроков требует широкого сотрудничества самих
детей. Такие уроки должны оставлять у детей ощущение праздника,
поэтому случаться не слишком часто.
Выразительное чтение взрослого. Чтение взрослого – это своего рода
театр одного актера, который «своей игрой» (интонацией, паузами,
расстановкой акцентов) помогает маленьким читателям «открывать» в
тексте новые глубины и оттенки.
Выразительное чтение самих детей. Это своеобразный отчет себе
самому о своем понимании текста, способность идентифицировать
себя с героем произведения.
Художественная литература – богатый источник переживаний,
личного интеллектуально-эмоционального опыта внутреннего
поведения – не только способствует созданию и обогащению картины
мира читающего, но и позволяет ему в процессе анализа ситуации
приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения и
общения, о вариантах решения нравственных задач, переживать
понимаемое и вырабатывать оценку происходящему, способствует
мыслительно-эмоциональному «переносу» ребенка в ситуацию,
описываемую в произведении, помогает идентифицировать себя с
героем произведения.
Акцентное вычитывание – своего рода самостоятельное
«вычерпывание» из текста определенных моментов для решения тех
или иных читательских задач, например, вычитывание развития
образа-переживания лирического героя, отношения автора к
происходящему, изменения в поведении героя.
Системно-деятельный подход предполагает использование на уроках
приема «шести ролей: «автор», «читатель», «критик», «теоретик»,
«художник», «историк». Отношение «автор – литературное
произведение – читатель» – процесс практической литературной
деятельности самих школьников то в роли «автора», то в роли
«читателя». Обе эти роли творческие: как автор, так и читатель не
имеют «готового» образа; автор создает его по законам искусства, а
читатель «воссоздает». Работа в роли «критика» – литературно-
критическая и нравственная оценка. Чтобы творчество автора и
читателя было успешным необходимы знания по теории литературы –
работа в роли «теоретика». Каждый должен побывать в роли
«художника», представляя и воображая смоделированную ситуацию.
Роль «историка» позволяет взглянуть на объект обсуждения с точки
зрения культурного наследия. Таким образом, главная задача работы с
литературным произведением – поставить учащихся в те роли, без
которых невозможна полноценная читательская деятельность, помочь
детям утвердиться в них, овладеть средствами и способами решения
нравственных проблем. Здесь невозможно обойтись без опоры на
интеллектуальную сферу учащихся.
Обязательным элементом на уроке является обращение к личному
опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через
моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть
востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных
отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности.
В связи с этим представляет интерес ситуационный подход,
соответственно которому процесс обучения осуществляется через
создание личностно-утверждающей (личностно-развивающей)
ситуации (В.В. Сериков)
Ситуационный подход как ведущий способ реализации личностно-
ориентированного образования позволяет сделать обучение сферой
самоутверждения личности, актуализации силы ее самовыражения.
В педагогической практике используются следующие личностно-
развивающие ситуации:
– проблемная – когда идет поиск новых знаний для решения
проблемы;
– прогностическая – направлена на развитие умений предвидения
последствий поступка (своего или чужого);
– конструктивная – предполагает проектирование поведения в
заданных условиях;
– оценочная – направлена на формирование и развитие навыков
оценки;
– аналитическая – используется для анализа верных и ошибочных
действий участников;
– репродуктивная – предполагает возможность словесно или
практически продемонстрировать опыт поведения.
Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций учащиеся
изучают действительность, которая окружает их непосредственно,
ежедневно, а также ту, что предстает перед ними опосредованно – в
книгах, картинах, музыкальных произведениях.
На уроках используются такие формы и виды деятельности, как
педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительная
деятельность, прикладное творчество, коллективные творческие
работы, написание детьми рассказов и стихов, занимательный
материал, создание газет по материалам творческих заданий.
Подходим к концу урока. Итог предполагается подвести самим
учащимся, отвечая на вопрос учителя. Это позволяет педагогу
избежать лишней назидательности, а младшим школьникам –
проявить самостоятельность в оценке и определении позиции по
данному вопросу. Итог может быть сформулирован и в виде задания,
выполнение которого требует использование полученных на уроке
знаний. Там, где это целесообразно и вытекает из хода урока, следует
предложить детям организовать практические дела, помочь их
реализовать. В практической работе нравственные представления и
понятия у детей будут уточняться и закрепляться. Можно провести
интересную проектную (исследовательскую) деятельность или
полезную общественную работу (в виде акций, проектов).
Одним из показателей эффективности системы воспитания должно
быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его
духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в
устойчивости нравственного поведения детей в обычных и
осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения
от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть
нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего
контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого
себя как носителя нравственности.
Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность
самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность,
ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм».
(А. С. Макаренко
Методическая литература
1. Эстетическое воспитание младших школьников // Начальная школа.
- 2008. - N 5. - c.14-18, 31 (вкладка).
Содержание:
Воспитание
в
поликультурной
среде
средствами
народных
сказок;
Нравственно-эстетическое
воспитание
младших
школьников.
2. Архарова Л.И. [Праздники и классные часы на тему нравственности]
/
Л.И.
Архарова //
Архарова Л.И.
Cценарии праздников,
классных
часов, игр, развлечений для начальной школы. – М., 2005. – с.58-65
3.
Баранец,
Надежда
Анатольевна.
Формирование
ценностных
ориентаций младшего школьника
в современной информационной
среде / Н. А. Баранец // Начальная школа: плюс до и после. – 2008. – N
7. – c.75-78
Воздействие
информационной
среды
(СМИ,
телевидения,
компьютерных игр) на младших школьников. Информационная среда
и нравственное воспитание детей.
4.
Беспятова,
Надежда
Константиновна.
[Занятия
по этикету для
младших
школьников]
/
Н.
К.
Беспятова
//
Беспятова
Н.
К.
Организация
и
содержание
воспитательного
процесса
в
школе:
Методическое пособие / Н.
К.
Беспятова,
Д.
Е.
Яковлев.
– М.,
2006. –
c.70-77.
Содержание:
Правила поведения в транспорте и в театре;
Идем в
гости; Как правильно приветствовать людей в различных ситуациях.
5.
Беспятова,
Надежда Константиновна.
Занятие "Доброта"
/
Н.К.
Беспятова
//
Беспятова
Н.К.
Организация
и
содержание
воспитательного процесса
в школе:
Методическое пособие /
Н.К.
Беспятова, Д. Е. Яковлев. - М., 2006. - c.36-38
6.
Беспятова,
Надежда
Константиновна.
Рыцарский
турнир
вежливости и воспитанности: [сценарий] / Н.К. Беспятова // Беспятова
Н.К.
Организация и содержание воспитательного процесса в школе:
Методическое пособие /
Н.К.
Беспятова,
Д.Е.
Яковлев.
- М.,
2006.
-
c.81-87
7.
Бразговка
Л.П.
Значение
нравственной установки
в
процессе
морального становления
младшего подростка
/
Бразговка
Л.П.
//
Этическое воспитание. - 2007. - N 3. - с.35-40
8.
Величко О.Ю.
Методы стимулирования нравственного развития
младших школьников / О.Ю. Величко // Начальная школа + практика:
(вкладка к четным номерам). - 2010. - N 7. - c. 97-100
9. Величко О.Ю. Роль нравственно-ориентированной игры в процессе
этического
воспитания
младших
школьников
/
О.Ю.
Величко
//
Начальная школа. - 2008. - N 8. - c.11-15
10.
Венецкая
А.Б.
Формирование
культуры общения
младших
школьников (на материале курса "Этическая грамматика, или Веселый
этикет") / А.Б. Венецкая // Начальная школа. - 2009. - N 2. - c.73-77
Понятие
"культура
общения".
Описание
программы "Этическая
грамматика,
или
Веселый
этикет".
Фрагмент
занятия
по
теме
"Здравствуй, друг!" о приветствиях.
11.
Власов,
Игорь.
Школа общения:
классный час
/
И.
Власов //
Начальная школа. Приложение к газете "Первое сентября". - 2009. - N
15. - c.12-14
Сценарий классного часа для 2 класса о дружбе и общении.
12.
Гагич,
Светлана.
Быть волшебником:
игровое занятие для 1-5-х
классов / С. Гагич // Классное руководство и воспитание школьников.
Приложение к газете "Первое сентября". - 2010. - N 6. - c.16-17
Сценарий классного часа о доброте, вежливости, общении детей.
13. Герасимова О.Б. Где добро, там и тепло: командная игра. 4 класс /
О.Б. Герасимова // Практика. Пособие для учителя. Вкладка к журналу
"Начальная школа". - 2009. - N 6. - c.45-46
Сценарий
игры
о
добре,
дружбе
и
самопознании
младших
школьников.
14. Ерина Э.Г. Этика (мораль). Программа для учащихся 1-4-х классов
/ Э.Г. Ерина // Завуч начальной школы. - 2007. - N 6. - c. 119-125