Напоминание

“Представление опыта работы с вокально-эстрадным ансамблем”


Автор: Никуленкова Елизавета Владимировна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ДТ "Измайловский"
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: “Представление опыта работы с вокально-эстрадным ансамблем”
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом творчества

«Измайловский» Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка:

“Представление опыта работы с вокально-

эстрадным ансамблем”

Педагог дополнительного образования

Никуленкова Елизавета Владимировна

г. Санкт-Петербург

2021

Вокальное пение — это вид музыкального исполнительства, которое основывается на

искусстве владения голосом. Это умение передать содержание музыкального произведения с

помощью выразительных способов певческого голоса. Это сложный мыслительный процесс,

включающий в себя работу голосового, дыхательного и артикуляционного аппаратов.

Для достижения совершенства владения голосом необходимо донести до учащихся, что

вокал является искусством потому, что певец должен не только точно повторить мелодию,

написанную композитором, но и при помощи голоса передать все ее оттенки, характер и

настроение, не каждый человек способен на это.

Мною был проведен анализ и обобщение опыта работы с детьми 6-7 лет в течение 2-х

лет работы. Я постаралась вывести 5 главных составляющих в моей методике преподавания,

без чего не проходит ни одно занятие в течение всего года обучения:

-

Работа над дыханием;

-

Работа над артикуляцией;

-

Работа над интонированием;

-

Работа над ритмом;

-

Совершенствование высоких нот;

В каждом разделе я представила необходимость представленной темы. Также я

постаралась выявить наиболее острую проблематику раздела и привести несколько способов

решений данных проблем. Привела множество практических примеров и рекомендаций.

Работа над дыханием

Во время пения очень важным элементом является правильное певческое дыхание.

Необходимо донести до детей о том, что звук не существует без дыхания. То, как мы дышим,

напрямую связано с качеством звукоизвлечения. Необходимо выработать контроль

выдыхаемого воздуха, а также рассказать о трех этапах дыхания это: вдох-задержка-выдох.

Этап вдоха

Как правило, ребенку очень сложно передать на словах о том, какие мышцы принимают

участие во время правильного певческого дыхания, поэтому очень эффективными методом

предоставления информации считаю - ассоциации.

Чтобы почувствовать правильный певческий вдох необходимо представить, будто мы

удивляемся. Резко вдыхаем и обязательно следим за тем, чтобы плечи не поднимались в этот

момент. Можно сделать его утрированно шумно, но затем стараться убрать шум из вдоха.

Этап задержки

После этапа вдох добавляем гласный звук "а". Необходимо попросить обратить внимание на

маленькую паузу, что и есть задержка непосредственно перед самим звуком.

Затем в не быстром темпе стараемся закрепить вдох - задержка - и гласная “а”.

Этап выдоха

Для того чтобы почувствовать правильный, контролируемый выдох, мы должны вспоминать

наши ощущения при смехе или кашле, так как именно в такие моменты включаются нужные

нам мышцы живота, которые так необходимы нам во время пения.

В медленном темпе делаем 3 последовательных выдоха со звуком “а”. Важно обратить

внимание на то, чтобы дети не спутали выдох с простым слогом "ХА", ребёнок должен именно

не произносить согласный “Х”. Похожий звук должен происходить именно от мощного

выдыхаемого воздуха.

Добавляем темп и выдыхаем последовательно ХИ - ХИ - ХИ, ХЭ - ХЭ - ХЭ, ХА - ХА - ХА.

Работа над артикуляцией

Перед знакомством с детьми я всегда задаю вопрос: как работает наш голос? И перебираю

варианты: что было бы, если бы у нас не было языка? Если бы не было губ или щек, зубов и

так далее. Из чего, дети сами приходят к выводу, что артикуляция помогает нам разговаривать,

понимать друг друга ну и, конечно, воспроизводить звуки голоса.

Четкая дикция, как никогда, важна для произношения слов в песнях.

Перед началом каждого занятия необходимо провести артикуляционную гимнастику.

"Иголочка"

Наш язык - это иголочка, которым необходимо "проколоть" правую щеку, а затем левую.

Стараемся следить за тем, чтобы ребенок не путал с надуванием щеки, а работа происходила

именно языком, тогда предлагаю ощутить “иголочку” рукой на щеке.

"Чупа-чупс"

Перекатываем язык по кругу, в одну сторону, затем в другую, будто перекатываем чупа-чупс.

Необходимо забраться языком как можно дальше и ощутить каждый зуб ротовой полости.

Можно представить, будто язык - это щётка и мы чистим ей зубы.

"Лошадка"

Цокаем языком в ритме марша, попадая в каждую долю в среднем темпе. Затем ускоряемся

делаем упражнение в два раза быстрее.

Работа над дикцией в песнях

На уроках мы часто работаем над проблемными дикционными моментами в песнях,

проговаривая тот или иной кусок песни от 5 до 10 раз, доводя сложное место до автоматизма.

Сначала в очень медленном темпе утрируем все согласные в сложном куске, для отчетливости,

а затем, прибавляя темп, стараемся пропеть сложный момент песни.

Отработка дикции при помощи скороговорок

В медленном темпе под метроном проговариваем каждое слово скороговорки, попадая в

каждую долю метронома. Очень полезно обозначить акценты в скороговорке, для

подчеркивания главной доли на слог.

Например:

от тОпота копЫт пыль пО полю летИт, летИт (под музыку Ф. Хайтовича)

андрЕй воробЕй, не гонЯй голубЕй

гоняй гАлочек, из под пАлочек

бЫк тупогУб тупогУбенький бычОк,

у быкА бела губА была тупА

Работа над интонированием

Музыкальная интонация отличается от речевой, фиксированностью звуков по высоте и

подчинением их системе лада.

В самом начале работы над интонированием предлагаю детям определить, в какую сторону

движется мелодия, возможно, вверх, вниз или же остаётся на одном месте. Это помогает

развить музыкальное воображение. Такая практика полезна для анализа любых простых

мелодий, распевов и так далее. Для начала можно попросить воспроизвести звук машины

скорой, а также изобразить рукой, как движется мелодия. Очень эффективен способ

изображения рукой в пространстве. Если мелодия движется вверх все дружно поднимают руку

и наоборот.

Далее в работе над интонированием я использую принцип ориентирования в пределах 7 цифр,

что являются 7-ю степенями мажора или минора.

Разберем на примере русской народной песни “Во поле березка стояла”.

Отчетливо слышно, что момент “Во по-ле бе..” 4 слога находятся на одной высокой ноте.

Далее спрашиваю, насколько далеко относительно цифры 1 (то есть тоники) находится начало

мелодии? Приходим к выводу, что начало мелодии начинается с 5 цифры (ступени).

Далее “..рё..” находится ниже пятой и поется один раз

“..зка сто..” следующие слоги поются еще ниже и мелодия 2 ноты

“..я-ла” Последний проход - это спуск мелодии от второй ступени к первой.

В итоге получаем:

Во по-ле бе-рё-зка сто-я-ла

5 5 5 5 4 3 3 2 1

Таким образом, наиболее удобно понимать, в каких пределах спета та или иная мелодия.

Как можно чаще стараюсь спрашивать каждого по отдельности, в какую сторону движется

мелодия, как далеко или на сколько большое расстояние между интервалам.

Это помогает как изучать материал, так и его запомнить.

Работа над ритмом

Ритм – набор разных по длительности звуков, исполненных в определённой

последовательности. Каждая нота, звуча определённое количество времени, объединяется с

другими, и они образуют ритмический рисунок.

При работе над ритмом важно рассказать детям, что существуют как сильные, так и слабые

доли в песне.

В работе над сложными местами ритмически в песнях, необходимо всегда обозначать начало

каждого такта. Для наглядной демонстрации чувства ритма, прошу прохлопать ритм простой

мелодии.

Чтобы совершенствовать чувство ритма, очень эффективным заданием является - топать ногой

ритмическую сетку, одновременно прохлопывая ритмический рисунок несложной мелодии.

Очень полезно работать под метроном, проговаривая слова и акцентируя каждую главную

долю. Важно начинать с медленного темпа, регулируя количество ударов в минуту, и

постепенно увеличивая темп. Для ощущения главной доли, эффективно добавить движение

рукой, головой или корпусом, таким образом, не только голосом, но и телом дети смогут

ощутить и определить, в какую долю необходимо акцентировать.

Совершенствование высоких нот

Не секрет, что каждый поющих желает спеть ярко звонко, при этом не вредя своему

голосовому аппарату. Зачастую, высокие ноты, которые мы слышим, кажутся нам очень

громкими и кажется, что берутся “через силу”. Однако это не так. С каждым повышением

распевки, неотъемлемым считаю заметить улыбки на лицах поющих. Без правильной

артикуляции и поднятой верхней губы, часто звук попросту “не выходит” на верха. Также

необходимо познакомить детей со звонким звучанием, образующимся в области носа, так

называемая назализация звука или еще этот прием называется “ТВАНГ”. Преимущество такого

звучания - это однородный насыщенный звук на всём диапазоне голоса.

Для закрепления и усиления этого звука я использую следующие упражнения:

“Утка”

На среднем регистре голоса, необходимо максимально поднять гортань и изобразить звук утки

на гласном "А". Он должен получиться максимально звонким, утрированно узким. Не нужно

бояться, что звук получается носовым. При повышении такое узкое положение гортани

помогает снизить нагрузку на голосовые связки, подняться голосом очень высоко и соединить

головной и грудной регистры.

"Кошечка"

По ступеням трезвучия пропеваем мяу-мяу-мяу, также обращая внимания на назальный звук.

Следим за тем, чтобы звук [А] был максимально приближен к гласной «Я», челюсть

практически не открывается в этот момент. Звук должен оставаться однородным на всём

диапазоне голоса.

Важно в дальнейшем следить за тем, чтобы звук не оставался только назальным, добиться

красивого звонкого открытого звука в голосе получится при опускании челюсти, но

соблюдении поднятой гортани.

Выводы и рекомендации

В работе с детьми над совершенствованием голоса считаю одним из самых важных моментов

— это задавать вопросы, дискутировать и анализировать. Важно, чтобы присутствующие

понимали, для чего делается то или иное упражнение. Необходимо прислушиваться к каждому

ученику. Вполне может быть кому-либо что-то неудобно, что-то непонятно. У каждого своё

восприятие и это нужно учитывать. Кому-то кажется одно, а кому-то другое, и, это очень

интересно, узнать у ребёнка: "а на что, по-твоему, похожа эта мелодия?" Также и с точки

зрения психологии, важнейший элемент преподавания - взаимопонимание. Каждый ребенок

должен быть услышан и понят. Все имеют право на мнение, на свои эмоции и чувства. Всегда

стараюсь проводить глубокий анализ любого совместного действия. Уточняю все ли понятно,

всем ли слышно повышение/понижение мелодии и так далее.

Также в работе над репертуаром/скороговорками/попевки мы анализируем смысл текста. Мне

важно понимать, что каждый действительно вкладывает какие-либо эмоции, переживания в

слова во время исполнения. Никогда не против воплощения идей со стороны учащихся, а

только наоборот, стараюсь внедрять в процесс урока что-то, придуманное детьми. Это всегда

весело и добавляет новые краски в процесс урока.

Мне очень понравилось анализировать свой опыт, это помогает структурировать работу,

выделить как сильные, так и слабые стороны преподавания. Я поняла, что в моей методике,

помимо совершенствования голоса, одним из главнейших задач является сплочение

коллектива, дружественная атмосфера, в которой всем вместе будет легко идти к высоко

поставленным целям.



В раздел образования