Напоминание

«Поговорим о дружбе…»


Автор: Гиниятуллина Альфия Азгамовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Многопрофильная школа № 181"
Населённый пункт: КАЗАНЬ ТАТАРСТАН
Наименование материала: Классный час
Тема: «Поговорим о дружбе…»
Раздел: начальное образование





Назад




Классный час на тему «Поговорим о дружбе…»

Цель: раскрыть сущность понятия «дружба», показать какими качествами

должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни;

развить стремление дружить с окружающими.

Формируемые УУД:

Личностные: создать условия для формирования дружного коллектива

класса и успешного протекания процессов самопознания и саморазвития

личности учащихся.

Регулятивные: умение определять и формировать цель внеклассного

мероприятия с помощью учителя, проговаривать последовательность

действий, оценивать правильность выполнения, высказывать свои

предположения.

Коммуникативные: создать условия для формирования умения рассуждать

и аргументировать свою точку зрения.

Познавательные: познакомить с понятием настоящей бескорыстной

дружбы, «настоящий друг»; различать понятия «друг», «приятель»,

«товарищ», «знакомый».

Форма работы: разговор-рассуждение с презентацией.

Оборудование: проектор, презентация,

карточки с заданиями для парной и групповой работы, магнитная доска,

разрезные буквы слова ДРУЖБА, карточки со словами: друг, приятель,

товарищ, знакомый.

I.

Вступление.

- Как здорово, что у нас появилась возможность поговорить о чем-то

интересном, А тему нашей беседы, я думаю, нам подскажет слово, которое

вы сами составите из рассыпанных букв.

Слово это серьёзное,

Главное, важное.

В нём стремленье

Другому быть нужным. (Дружба)

-Дружба – это близкие отношения, взаимная расположенность,

привязанность друг к другу, основанные на взаимном доверии,

преданности, общности интересов, целей.

-Дружба связывает не только отдельных людей, но и целые

коллективы, предприятия, классы. Есть дружба народов, между странами.

существуют дружба и между животными. (Л.Толстой «Лев и собачка»???)

Дружба является одной из важнейших жизненных ценностей в судьбе

каждого человека. Именно дружба, дружеские связи между людьми

помогают выстоять им в самых трудных жизненных ситуациях.

- А как вы понимаете, что такое дружба? (Высказывания детей.)

«Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии,

привязанности, общности интересов» Толковый словарь С.Ожегова.

Дружба — …это бескорыстная приязнь. Толковый словарь В.Даля

Бескорыстие — …нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или

убыток другим; нежелание наград и возмездий…Толковый словарь В.Даля

И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты

дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал,

не потому, что это выгодно, а потому что он близок тебе. Близки его

интересы, его взгляды, его внутренний мир. Сейчас, правда, некоторые

ребята выбирают себе друга по одежке: кто богато и модно одевается, с тем и

дружат. Но настоящих друзей они так и не находят. А без друзей человек не

может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому

быть порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику,

уступить место пожилому человеку – все это проявления порядочности.

Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные

друзья. Друзья на всю жизнь.

-Оказывается, дружба –это чудо.

II. Понятие «Кто такой друг?»

Дружба настоящая в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда,

Дружба настоящая сердцем проверяется

И остаётся с нами навсегда.

1.– Кого мы называем другом? Давайте поразмышляем об этом.

Друг – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой. Друг- близкий человек,

который знает тебя, твой характер, твою жизнь настолько, чтобы точно знать,

когда нужна помощь, или когда просто необходимо быть рядом. И, конечно,

настоящий друг - это тот, кто не будет тебе завидовать.

2. -

А с какими словами ассоциируется слово друг? Так давайте разберемся,

чем отличаются понятия

“друг”, “товарищ”, «знакомый», «приятель».

Эти понятия очень близки друг другу, но все же различаются. Как?

Задание:

расположите слова по степени их возрастания? ( на доске-

карточки : знакомый, приятель, товарищ, друг)

Знакомый – человек, который с кем-нибудь состоит в знакомстве.

Приятель - близкий и дружески расположенный знакомый. Приятельские

отношения - временные узкие связи, нет взаимной заинтересованности в

судьбе, личные симпатии.

Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по

условиям жизни; дружески расположенный к кому-нибудь.

Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

2. - А теперь потренируемся уверенно различать, когда и какое слово

употребить.

( Читаю начало предложения, дети его заканчивают и громко произносят

последнее слово)

О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать

знакомый.

О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм,

какие-то события, вы скажете… приятель.

Об однокласснике, с которым за 8 лет съеден пуд соли, скажете… товарищ.

О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и

печали, скажете… друг.

Вывод: Друг, приятель, товарищ – понятия-синонимы, они близки по

смыслу. Но от обычного приятельства дружба отличается тем, что друзья

имеют родственные души, умеют сопереживать друг другу и в радости, и в

горе. Приятелей много, а друг – один.

-Иметь друга и самому быть другом очень большое счастье для каждого из

нас.

-Берегите друзей. Бытует мнение, что друзья познаются в беде, в трудную

минуту.

3.-А сейчас, я бы хотела, чтобы вы послушали старую мудрую притчу.

(

Притча рассказывается под спокойную тихую мелодию.)

Притча

Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару

овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его

овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро

хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной

овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его

многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре

вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни.

Прошел еще один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно

все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в

облачке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми

руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во

двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в

несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шел

выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь

его семьи.

4. - Какие пословицы, на ваш взгляд, очень точно выражают смысл притчи?

(«Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Дружба дороже золота», «Друзья

познаются в беде» и др.) Действительно, друзья важнее денег. Деньги

приходят и уходят, а настоящие друзья остаются всегда рядом.

5. Парная работа.

-Я говорю начало пословицы или поговорки, а вы обсуждаете с соседом по

парте и заканчиваете.

1.Нет друга – ищи,… (а нашел - береги).

2. Не имей сто рублей, … (а имей сто друзей).

3.Один за всех … (и все за одного).

4. Человек без друзей,… (что дерево без корней).

5. Дружба – как стекло: … …. (разобьешь – не сложишь).

6. Один в поле….(не воин).

7. Старый друг лучше….. (новых двух).

8. Крепкую дружбу и … /топором не разрубишь/

9. Друг познается… (в беде).

10. С кем поведёшься …(от того и наберёшься).

11. Друга иметь, …(себя не жалеть)

III. Коллективная работа. Составление кластера.

Какой он настоящий друг?

Качества настоящего друга.

(

Добрый, вежливый, честный, откровенный, правдивый щедрый, сильный,

внимательный, заботливый, преданный, понимающий, отзывчивый,

любезный, терпеливый, доверчивый, веселый, уважающий, строгий,

справедливый, общительный, бескорыстный, трудолюбивый.)

IV. Обсуждение и решение проблемных ситуаций в группах.

– А сейчас, ребята, обсудите ситуации: “Как бы я поступил?”.

1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его

списать.

2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

3. Твой друг не умеет играть в футбол и подводит команду.

4. За пять минут до первого урока все сидели в классе. Оля пришла

последней.

У нее был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.

- Чего это у тебя глаза на мокром месте? громко закричала Катя.

- Что у тебя случилось, расскажи! Кто тебя обидел? Ну, давай-давай,

рассказывай! — подскочила к ней Наташа.

- Что случилось? Почему слезы? — закричали все.

Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами.

- В чем была их ошибка?

(Ребята проявили бестактность. Нельзя такие вопросы задавать при всех,

громко. Иногда нужно дать человеку успокоиться, а затем проявить

сочувствие.)

5. Твой друг получает плохие отметки за четверть и , твои родители

запрещают тебе играть с ним.

V. – Молодцы. Многие из вас умеют дружить. Но всегда ли гладко и

хорошо у друзей? Могут ли друзья ссориться и спорить?

- Ссоры и споры, конечно, бывают. Но настоящие друзья никогда по

пустякам не будут ссориться. Серьёзные проблемы решат сообща, вместе. Но

даже если ссора возникла и если вы дорожите дружбой, своим другом, вы

сумеете найти способ помириться.

VI. Законы дружбы. Групповая работа. А чтобы дружба была крепкой,

нужно соблюдать определённые правила, законы. Мы после обсуждения их

разместим в классном уголке.

VII. Итог занятия.

- Ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас

ваш друг. Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не -

прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой.

И я желаю, что каждый из вас нашёл не только настоящего, верного друга,

но и стал им, умел дорожить дружбой. Но помните, что друзей находит тот,

кто сам встречает их улыбкой!

Не только в радости, но и в печали

Мы верных друзей повсюду узнавали

Нас школьная семья недаром породнила,

Мы школьные друзья, и в этом наша сила.

Коллективное составление синквейна.

Дружба

Честная, верная

Понимать, помогать, дорожить

Быть настоящим другом

Счастье

ть какими качествами

должен обладать

настоящий друг, какую роль

играют друзья в нашей

жизни; развить стремление

дружить с

окружающими.

Цель: раскрыть сущность

понятия «дружба», показать

какими качествами должен

обладать

настоящий друг, какую роль

играют друзья в нашей

жизни; развить стремление

дружить с

окружающими.

Цель: раскрыть сущность

понятия «дружба», показать

какими качествами должен

обладать

настоящий друг, какую роль

играют друзья в нашей

жизни; развить стремление

дружить с

окружающими.



В раздел образования