Автор: Гиниятуллина Альфия Азгамовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Многопрофильная школа № 181"
Населённый пункт: КАЗАНЬ ТАТАРСТАН
Наименование материала: Классный час
Тема: «Поговорим о дружбе…»
Раздел: начальное образование
Классный час на тему «Поговорим о дружбе…»
Цель: раскрыть сущность понятия «дружба», показать какими качествами
должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни;
развить стремление дружить с окружающими.
Формируемые УУД:
Личностные: создать условия для формирования дружного коллектива
класса и успешного протекания процессов самопознания и саморазвития
личности учащихся.
Регулятивные: умение определять и формировать цель внеклассного
мероприятия с помощью учителя, проговаривать последовательность
действий, оценивать правильность выполнения, высказывать свои
предположения.
Коммуникативные: создать условия для формирования умения рассуждать
и аргументировать свою точку зрения.
Познавательные: познакомить с понятием настоящей бескорыстной
дружбы, «настоящий друг»; различать понятия «друг», «приятель»,
«товарищ», «знакомый».
Форма работы: разговор-рассуждение с презентацией.
Оборудование: проектор, презентация,
карточки с заданиями для парной и групповой работы, магнитная доска,
разрезные буквы слова ДРУЖБА, карточки со словами: друг, приятель,
товарищ, знакомый.
I.
Вступление.
- Как здорово, что у нас появилась возможность поговорить о чем-то
интересном, А тему нашей беседы, я думаю, нам подскажет слово, которое
вы сами составите из рассыпанных букв.
Слово это серьёзное,
Главное, важное.
В нём стремленье
Другому быть нужным. (Дружба)
-Дружба – это близкие отношения, взаимная расположенность,
привязанность друг к другу, основанные на взаимном доверии,
преданности, общности интересов, целей.
-Дружба связывает не только отдельных людей, но и целые
коллективы, предприятия, классы. Есть дружба народов, между странами.
существуют дружба и между животными. (Л.Толстой «Лев и собачка»???)
Дружба является одной из важнейших жизненных ценностей в судьбе
каждого человека. Именно дружба, дружеские связи между людьми
помогают выстоять им в самых трудных жизненных ситуациях.
- А как вы понимаете, что такое дружба? (Высказывания детей.)
«Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии,
привязанности, общности интересов» Толковый словарь С.Ожегова.
Дружба — …это бескорыстная приязнь. Толковый словарь В.Даля
Бескорыстие — …нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или
убыток другим; нежелание наград и возмездий…Толковый словарь В.Даля
И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты
дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал,
не потому, что это выгодно, а потому что он близок тебе. Близки его
интересы, его взгляды, его внутренний мир. Сейчас, правда, некоторые
ребята выбирают себе друга по одежке: кто богато и модно одевается, с тем и
дружат. Но настоящих друзей они так и не находят. А без друзей человек не
может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому
быть порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику,
уступить место пожилому человеку – все это проявления порядочности.
Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные
друзья. Друзья на всю жизнь.
-Оказывается, дружба –это чудо.
II. Понятие «Кто такой друг?»
Дружба настоящая в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда,
Дружба настоящая сердцем проверяется
И остаётся с нами навсегда.
1.– Кого мы называем другом? Давайте поразмышляем об этом.
Друг – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой. Друг- близкий человек,
который знает тебя, твой характер, твою жизнь настолько, чтобы точно знать,
когда нужна помощь, или когда просто необходимо быть рядом. И, конечно,
настоящий друг - это тот, кто не будет тебе завидовать.
2. -
А с какими словами ассоциируется слово друг? Так давайте разберемся,
чем отличаются понятия
“друг”, “товарищ”, «знакомый», «приятель».
Эти понятия очень близки друг другу, но все же различаются. Как?
Задание:
расположите слова по степени их возрастания? ( на доске-
карточки : знакомый, приятель, товарищ, друг)
Знакомый – человек, который с кем-нибудь состоит в знакомстве.
Приятель - близкий и дружески расположенный знакомый. Приятельские
отношения - временные узкие связи, нет взаимной заинтересованности в
судьбе, личные симпатии.
Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по
условиям жизни; дружески расположенный к кому-нибудь.
Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
2. - А теперь потренируемся уверенно различать, когда и какое слово
употребить.
( Читаю начало предложения, дети его заканчивают и громко произносят
последнее слово)
О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать…
знакомый.
О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм,
какие-то события, вы скажете… приятель.
Об однокласснике, с которым за 8 лет съеден пуд соли, скажете… товарищ.
О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и
печали, скажете… друг.
Вывод: Друг, приятель, товарищ – понятия-синонимы, они близки по
смыслу. Но от обычного приятельства дружба отличается тем, что друзья
имеют родственные души, умеют сопереживать друг другу и в радости, и в
горе. Приятелей много, а друг – один.
-Иметь друга и самому быть другом очень большое счастье для каждого из
нас.
-Берегите друзей. Бытует мнение, что друзья познаются в беде, в трудную
минуту.
3.-А сейчас, я бы хотела, чтобы вы послушали старую мудрую притчу.
(
Притча рассказывается под спокойную тихую мелодию.)
Притча
Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару
овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его
овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро
хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной
овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его
многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре
вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни.
Прошел еще один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно
все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в
облачке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми
руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во
двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в
несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шел
выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь
его семьи.
4. - Какие пословицы, на ваш взгляд, очень точно выражают смысл притчи?
(«Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Дружба дороже золота», «Друзья
познаются в беде» и др.) Действительно, друзья важнее денег. Деньги
приходят и уходят, а настоящие друзья остаются всегда рядом.
5. Парная работа.
-Я говорю начало пословицы или поговорки, а вы обсуждаете с соседом по
парте и заканчиваете.
1.Нет друга – ищи,… (а нашел - береги).
2. Не имей сто рублей, … (а имей сто друзей).
3.Один за всех … (и все за одного).
4. Человек без друзей,… (что дерево без корней).
5. Дружба – как стекло: … …. (разобьешь – не сложишь).
6. Один в поле….(не воин).
7. Старый друг лучше….. (новых двух).
8. Крепкую дружбу и … /топором не разрубишь/
9. Друг познается… (в беде).
10. С кем поведёшься …(от того и наберёшься).
11. Друга иметь, …(себя не жалеть)
III. Коллективная работа. Составление кластера.
Какой он настоящий друг?
Качества настоящего друга.
(
Добрый, вежливый, честный, откровенный, правдивый щедрый, сильный,
внимательный, заботливый, преданный, понимающий, отзывчивый,
любезный, терпеливый, доверчивый, веселый, уважающий, строгий,
справедливый, общительный, бескорыстный, трудолюбивый.)
IV. Обсуждение и решение проблемных ситуаций в группах.
– А сейчас, ребята, обсудите ситуации: “Как бы я поступил?”.
1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его
списать.
2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
3. Твой друг не умеет играть в футбол и подводит команду.
4. За пять минут до первого урока все сидели в классе. Оля пришла
последней.
У нее был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.
- Чего это у тебя глаза на мокром месте? громко закричала Катя.
- Что у тебя случилось, расскажи! Кто тебя обидел? Ну, давай-давай,
рассказывай! — подскочила к ней Наташа.
- Что случилось? Почему слезы? — закричали все.
Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами.
- В чем была их ошибка?
(Ребята проявили бестактность. Нельзя такие вопросы задавать при всех,
громко. Иногда нужно дать человеку успокоиться, а затем проявить
сочувствие.)
5. Твой друг получает плохие отметки за четверть и , твои родители
запрещают тебе играть с ним.
V. – Молодцы. Многие из вас умеют дружить. Но всегда ли гладко и
хорошо у друзей? Могут ли друзья ссориться и спорить?
- Ссоры и споры, конечно, бывают. Но настоящие друзья никогда по
пустякам не будут ссориться. Серьёзные проблемы решат сообща, вместе. Но
даже если ссора возникла и если вы дорожите дружбой, своим другом, вы
сумеете найти способ помириться.
VI. Законы дружбы. Групповая работа. А чтобы дружба была крепкой,
нужно соблюдать определённые правила, законы. Мы после обсуждения их
разместим в классном уголке.
VII. Итог занятия.
- Ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас
ваш друг. Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не -
прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой.
И я желаю, что каждый из вас нашёл не только настоящего, верного друга,
но и стал им, умел дорожить дружбой. Но помните, что друзей находит тот,
кто сам встречает их улыбкой!
Не только в радости, но и в печали
Мы верных друзей повсюду узнавали
Нас школьная семья недаром породнила,
Мы школьные друзья, и в этом наша сила.
Коллективное составление синквейна.
Дружба
Честная, верная
Понимать, помогать, дорожить
Быть настоящим другом
Счастье
ть какими качествами
должен обладать
настоящий друг, какую роль
играют друзья в нашей
жизни; развить стремление
дружить с
окружающими.
Цель: раскрыть сущность
понятия «дружба», показать
какими качествами должен
обладать
настоящий друг, какую роль
играют друзья в нашей
жизни; развить стремление
дружить с
окружающими.
Цель: раскрыть сущность
понятия «дружба», показать
какими качествами должен
обладать
настоящий друг, какую роль
играют друзья в нашей
жизни; развить стремление
дружить с
окружающими.