Автор: Баудер Татьяна Георгиевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №3 им.О.Б.Воронец"
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Компетентностный подход в дополнительном образовании:проблемы,поиски,решения
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Детская школа искусств №3 им. О. Б. Воронец»
Методическая разработка на тему:
«Компетентностный подход в дополнительном образовании:
проблемы, поиски, решения».
Составитель: концертмейстер высшей
квалификационной категории,
Почетный работник среднего
профессионального образования РФ
Баудер Т.Г.
Смоленск, 2021
1
Важнейшей составляющей образовательного пространства,
сложившегося в современном российском обществе, является
дополнительное
образование
детей.
Именно
система
дополнительного образования детей, в силу своей уникальности,
способна не только раскрыть личностный потенциал любого
ребенка,
но
и
подготовить
его
к
условиям
жизни
в
высококонкурентной среде.
Одним
из
перспективных
направлений
в
модернизации
музыкального обучения и развития детей в этих условиях может
стать компетентностный подход. На протяжении двух десятилетий
в России произошел пересмотр идейных, социальных, а с ними – и
культурно-художественных ценностей, что повлекло за собой
существенные
изменения
в
образовательных
и
культурных
потребностях учащихся.
Изменились, прежде всего, целевые
установки главного «потребителя» музыкально-образовательных
услуг: из области профессиональных интересов ориентационные
мотивы учения многих юных музыкантов переместились в область
общего
эстетического развития. Следовательно,
внедрение в
образовательный
процесс
компетентностного
подхода,
т.е.
ориентация
на
целенаправленное
развитие
ключевых
и
профессиональных компетенций педагога-музыканта и учащихся,
становится все более актуальным.
Говоря
о
компетентностном
подходе
в
музыкальном
образовании, нельзя обойти и такие понятия, как компетентность и
компетенции. В настоящее время существуют противоречия между
актуальностью, высокой практической значимостью формирования
компетентностей у педагога-музыканта, выпускника ДМШ и
недостаточной
разработанностью
в
психолого-педагогической
науке теоретических представлений о сущности и специфике
данной
интегративной способности.
Социально-педагогическая
значимость проблемы формирования компетентностного подхода в
области дополнительного образования, компетентности педагога и
выпускника
ДМШ
и
ее
недостаточная
теоретическая
и
методическая
разработка
обусловили
актуальность
и
дали
основания
для
определения
темы
моей
разработки:
«Компетентностный
подход
в
дополнительном
образовании:
проблемы, поиски, решения».
В качестве основных задач инновационной работы были выделены
следующие:
2
1.
выявить
ключевые
и
профессиональные
компетенции
педагога-музыканта и ключевые компетенции выпускника
ДМШ, продуктом этого исследования станут теоретические
модели сформированности ключевых и профессиональных
компетенций педагога-музыканта XXI
века и выпускника
ДМШ;
2.
определить сущностные характеристики этих компетенций.
Что должен уметь, каким быть педагог,
Чтоб в сказочный мир взять ребенка он смог?
Чтоб души свои не отдав никому,
Доверились дети ему одному?
- Всегда терпеливым, серьезным немного,
Вердикт вынося, не судить слишком строго,
Случайным словцом не задеть, не обидеть,
За всяким поступком мотив должен видеть.
Он должен корректным и грамотным быть,
Проблемы понять, а печали – забыть,
На творчество, радость ребят вдохновлять,
Поддержкой, вниманием их поощрять.
Он должен быть личностью мудрой и чуткой:
Уметь разрядить климат доброю шуткой,
Оплошности сгладить, успех поощрить,
Конфликты уладить, проступки простить.
Эти стихи очень точно рисуют модель профессионально-
компетентностного педагога XXI
века. Это -специалист самого
универсального профиля: педагог, диагност, психолог, режиссер,
артист, исследователь, сценарист, менеджер. Педагог должен быть
компетентен во многих вопросах, многое уметь, постоянно читать и
не переставая учиться
Какими
же
критериями
можно
определить
компетентность
педагога ДМШ XXI века и какими компетенциями должен владеть
выпускник ДМШ XXI века?
Понятие «компетентность» различными авторами и в разные
времена, трактовалось по-разному. Компетентность - способность
применять знания, умения, личностные качества и практический
опыт
для
успешной
деятельности
в
определенной
области.
Профессиональная компетентность — это способность действовать
3
на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в
определенной области профессиональной деятельности.
В начале данного исследования мы рассмотрим группы
ключевых
и
профессиональных
компетенций
педагога
и
выпускника
ДМШ
и
на
их
основе
создадим
модели
профессиональной компетентности педагога и выпускника ДМШ.
Сначала мы рассмотрим группу ключевых компетенций,
актуальных в рамках профессиональной деятельности педагога
дополнительного образования.
Ключевые компетенции — это компетенции, необходимые
для жизнедеятельности человека и связанные с его успехом в
профессиональной деятельности в быстроизменяющемся обществе.
1.Ценностно-смысловая-эта компетенция связана с ценностными
представлениями педагога, его способностью видеть и понимать
окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение, уметь
выбирать целевые установки для своих действий.
2.
Общекультурная-это
уровень
общей
культуры
педагога-
музыканта,
широта
его
взглядов,
глубина
и
разнообразие
интересов, способность ориентироваться в общем историческом
движении культуры, это одна из важнейших компетенций для
музыканта.
3. Учебно-познавательная-это потребность в ежедневном труде, в
занятиях по освоению музыкального наследия.
4.
Научно-исследовательская
компетентность
дает
умение
анализировать,
сравнивать,
систематизировать,
производить
диагностику
и
оценку
получаемых
результатов,
выявлять
оптимальные
методы,
а
также
вести
экспериментальную
деятельность.
5.
Информационная компетентность- готовность и способность
педагога использовать средства и возможности современных
информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в
профессиональной деятельности. В настоящее время цифровые
средства обучения довольно быстро набирают обороты и в
перспективе могут взять пальму первенства в дополнительном
музыкальном образовании.
6. Коммуникативная — это способность к эффективному и
продуктивному общению; умение общаться с широким кругом
4
людей, терпимо, с пониманием относиться к представителям
других культур, умение выступать перед публикой и умение
слушать других.
7.Социально-психолого-педагогическая компетенция во многом
приближается с предыдущей. Ее суть — умело выстраивать
взаимоотношения с окружающими, с коллегами по работе, а также
с людьми, с которыми приходится иметь дело в тех или иных
жизненных ситуациях
Рассмотрим профессиональные компетенции педагога.
Выделим 3 вида компетенций:
1. Музыкально-исполнительская компетенция. Педагог-музыкант,
работающий с учеником в музыкально-исполнительском классе,
должен уметь показать, проиллюстрировать на музыкальном
инструменте (или голосом, если занятия проходят в вокальном
классе, или жестом — в классе дирижирования) тот или иной
технический прием, нюанс, звуковую краску и т. д. Сохранять
исполнительскую форму — важная, хотя отнюдь не простая (в силу
ряда обстоятельств) задача педагога-практика.
2.
Музыкально-слуховая
-ее
характеризует
развитый
слух
(звуковысотный, мелодический, полифонический, гармонический,
тембрально-динамический,
внутренний,
внешний)
память,
музыкально-слуховые
представления,
ладово-интонационное
и
ритмическое чувство.
3.
Музыкально-теоретическая-
система
общих
эстетических,
историко-теоретических знаний.
5
Модель профессиональной компетентности педагога
представлена как единство ключевых и профессиональных
компетенций.
Ключевые компетенции Профессиональные
компетенции:
Ценностно-смысловая Музыкально-
исполнительская
Общекультурная
Учебно-познавательная
Научно-исследовательская Музыкально-слуховая
Информационная Музыкально-
теоретическая
Коммуникативная
Социально-психологическая
Психолого-педагогическая
Остановимся
на
определении
ключевых
компетенций
выпускника ДМШ, которые в целом должны соответствовать
пониманию
фундаментальных
целей
образования,
сформулированных в документах ЮНЕСКО: научить получать
знания; научить работать и зарабатывать; научить жить; научить
жить вместе.
Это
-
ценностно-смысловая
компетенция
-
умение
самостоятельно знакомиться с новой музыкой и работать с нотным
текстом, умение музыкально озвучить внутренние образы и
переживания.
Данная
компетенция
реализуется
через
такие
функциональные
умения
и
навыки,
как
чтение
с
листа,
музыкальная импровизация, подбор по слуху, аранжировка.
Общекультурная компетенция — это развитие музыкального вкуса
у учащихся, формирование исполнительской культуры.
Социально-трудовая компетенция — это желание и умение
личностного
самосовершенствования. Здесь наши
6
выпускники должны уметь применять свои знания и музыкально-
исполнительские умения в новых условиях, в различных формах, в
том числе – в формах инновационных. Другими словами, это
умение планировать и реализовывать креативные творческие
проекты с использованием всех доступных социально-культурных
и личностных ресурсов.
Информационная компетенция-выработка навыков работы со
справочной
литературой,
музыкальными
текстами,
умение
пользоваться воспроизводящими техническими средствами.
Коммуникативная компетенция - реализуется через развитие
умения выступать перед публикой как в качестве солиста, так и в
ансамблях различного состава.
Модель компетентности выпускника представлена как
единство пяти ключевых компетенций.
Ключевые компетенции:
Ценностно-смысловая
Информационная
Общекультурная
Социально-трудовая
Коммуникативная
7
ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ СТРУКТУРЫ
КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА в ДМШ.
Сектор А- ключевые компетенции педагога-музыканта
Сектор Б- профессиональные компетенции педагога-
музыканта
Сектор В -ключевые компетенции учащихся
8
Российская статистика нам приводит следующие цифры-только
небольшая часть выпускников ДМШ- около 10% продолжает
музыкальное обучение в музыкальных училищах и колледжах, а
остальные 90%- в непрофильных колледжах и ВУЗах. Какими
компетенциями владеют эти 90% выпускников? Основная масса
выпускников музыкальных школ могут в первые полгода после
окончания обучения сыграть 1-2 произведения из программы
выпускного экзамена, через год – музыкальные темы из этих
произведений, позже – ничего. Высокие требования к исполнению
классической музыки в российском музыкальном образовании
обуславливают кропотливый характер такой работы на уроке, её
трудоемкость, большие временные затраты, что практически не
оставляет времени другим направлениям работы. Единицы из всей
массы
выпускников
способны
читать
с
листа,
подобрать
аккомпанемент к песне, аккомпанировать себе, разобрать мелодию
с аккомпанементом
, но в большинстве случаев эти умения
являются личными достижениями (природными данными), а не
следствием совместной целенаправленной работы с педагогами.
Таким образом, ценностно-смысловой компетенцией, необходимой
в повседневной жизни, большинство выпускников ДМШ не
обладают.
Фундаментом компетентностного подхода в дополнительном
музыкальном образовании детей является ценностно-смысловая
компетенция выпускника, а его деятельностной основой должно
стать развитие навыков музицирования на всех этапах обучения в
ДМШ. Несмотря на всеобщее понимание необходимости такой
работы, она по данному виду деятельности чаще проводится для
отчетности. Мы предлагаем создать на всех объединениях рабочую
группу
из
ведущих
педагогов
для
разработки
методико-
дидактического
инструментария
по
основным
направлениям
музицирования и предлагаем присоединиться к этой работе
преподавателей других объединений. (должны быть разработаны,
отпечатаны и размножены сборники по чтению с листа, подбору по
слуху и гармонизации, импровизации). Желательно вводить новые
формы контрольных и отчетных мероприятий: отчетные концерты
по
музицированию,
театрализованные
концерты
с
единым
сценарием,
концерты
детских
ансамблей.
Инновационная
9
деятельность по внедрению компетентностного подхода в ДШИ
№3 им. О.Б. Воронец успешно продолжается, но необходимо
проводить ежегодные мониторинги, которые покажут, насколько
востребовано данное направление.
10
Литература
1.Зимняя И. А.
Ключевые компетенции – новая парадигма
результата образования //Высшее образование сегодня. – 2003. №5.
– С.34-42.
2.
Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании //
Школьные технологии. – 2004. №5. – С.3-12.
3. Масол Л.М. Компетентностный подход как фактор модернизации
художественного образования // Современное музыкальное и
художественное
образование:
опыт,
проблемы,
перспективы:
Материалы Международной научно-практической конференции
М.,
2006.
С.
24-27.
11