Напоминание

Компетентностный подход в дополнительном образовании:проблемы,поиски,решения


Автор: Баудер Татьяна Георгиевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №3 им.О.Б.Воронец"
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Компетентностный подход в дополнительном образовании:проблемы,поиски,решения
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования «Детская школа искусств №3 им. О. Б. Воронец»

Методическая разработка на тему:

«Компетентностный подход в дополнительном образовании:

проблемы, поиски, решения».

Составитель: концертмейстер высшей

квалификационной категории,

Почетный работник среднего

профессионального образования РФ

Баудер Т.Г.

Смоленск, 2021

1

Важнейшей составляющей образовательного пространства,

сложившегося в современном российском обществе, является

дополнительное

образование

детей.

Именно

система

дополнительного образования детей, в силу своей уникальности,

способна не только раскрыть личностный потенциал любого

ребенка,

но

и

подготовить

его

к

условиям

жизни

в

высококонкурентной среде.

Одним

из

перспективных

направлений

в

модернизации

музыкального обучения и развития детей в этих условиях может

стать компетентностный подход. На протяжении двух десятилетий

в России произошел пересмотр идейных, социальных, а с ними – и

культурно-художественных ценностей, что повлекло за собой

существенные

изменения

в

образовательных

и

культурных

потребностях учащихся.

Изменились, прежде всего, целевые

установки главного «потребителя» музыкально-образовательных

услуг: из области профессиональных интересов ориентационные

мотивы учения многих юных музыкантов переместились в область

общего

эстетического развития. Следовательно,

внедрение в

образовательный

процесс

компетентностного

подхода,

т.е.

ориентация

на

целенаправленное

развитие

ключевых

и

профессиональных компетенций педагога-музыканта и учащихся,

становится все более актуальным.

Говоря

о

компетентностном

подходе

в

музыкальном

образовании, нельзя обойти и такие понятия, как компетентность и

компетенции. В настоящее время существуют противоречия между

актуальностью, высокой практической значимостью формирования

компетентностей у педагога-музыканта, выпускника ДМШ и

недостаточной

разработанностью

в

психолого-педагогической

науке теоретических представлений о сущности и специфике

данной

интегративной способности.

Социально-педагогическая

значимость проблемы формирования компетентностного подхода в

области дополнительного образования, компетентности педагога и

выпускника

ДМШ

и

ее

недостаточная

теоретическая

и

методическая

разработка

обусловили

актуальность

и

дали

основания

для

определения

темы

моей

разработки:

«Компетентностный

подход

в

дополнительном

образовании:

проблемы, поиски, решения».

В качестве основных задач инновационной работы были выделены

следующие:

2

1.

выявить

ключевые

и

профессиональные

компетенции

педагога-музыканта и ключевые компетенции выпускника

ДМШ, продуктом этого исследования станут теоретические

модели сформированности ключевых и профессиональных

компетенций педагога-музыканта XXI

века и выпускника

ДМШ;

2.

определить сущностные характеристики этих компетенций.

Что должен уметь, каким быть педагог,

Чтоб в сказочный мир взять ребенка он смог?

Чтоб души свои не отдав никому,

Доверились дети ему одному?

- Всегда терпеливым, серьезным немного,

Вердикт вынося, не судить слишком строго,

Случайным словцом не задеть, не обидеть,

За всяким поступком мотив должен видеть.

Он должен корректным и грамотным быть,

Проблемы понять, а печали – забыть,

На творчество, радость ребят вдохновлять,

Поддержкой, вниманием их поощрять.

Он должен быть личностью мудрой и чуткой:

Уметь разрядить климат доброю шуткой,

Оплошности сгладить, успех поощрить,

Конфликты уладить, проступки простить.

Эти стихи очень точно рисуют модель профессионально-

компетентностного педагога XXI

века. Это -специалист самого

универсального профиля: педагог, диагност, психолог, режиссер,

артист, исследователь, сценарист, менеджер. Педагог должен быть

компетентен во многих вопросах, многое уметь, постоянно читать и

не переставая учиться

Какими

же

критериями

можно

определить

компетентность

педагога ДМШ XXI века и какими компетенциями должен владеть

выпускник ДМШ XXI века?

Понятие «компетентность» различными авторами и в разные

времена, трактовалось по-разному. Компетентность - способность

применять знания, умения, личностные качества и практический

опыт

для

успешной

деятельности

в

определенной

области.

Профессиональная компетентность — это способность действовать

3

на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в

определенной области профессиональной деятельности.

В начале данного исследования мы рассмотрим группы

ключевых

и

профессиональных

компетенций

педагога

и

выпускника

ДМШ

и

на

их

основе

создадим

модели

профессиональной компетентности педагога и выпускника ДМШ.

Сначала мы рассмотрим группу ключевых компетенций,

актуальных в рамках профессиональной деятельности педагога

дополнительного образования.

Ключевые компетенции — это компетенции, необходимые

для жизнедеятельности человека и связанные с его успехом в

профессиональной деятельности в быстроизменяющемся обществе.

1.Ценностно-смысловая-эта компетенция связана с ценностными

представлениями педагога, его способностью видеть и понимать

окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение, уметь

выбирать целевые установки для своих действий.

2.

Общекультурная-это

уровень

общей

культуры

педагога-

музыканта,

широта

его

взглядов,

глубина

и

разнообразие

интересов, способность ориентироваться в общем историческом

движении культуры, это одна из важнейших компетенций для

музыканта.

3. Учебно-познавательная-это потребность в ежедневном труде, в

занятиях по освоению музыкального наследия.

4.

Научно-исследовательская

компетентность

дает

умение

анализировать,

сравнивать,

систематизировать,

производить

диагностику

и

оценку

получаемых

результатов,

выявлять

оптимальные

методы,

а

также

вести

экспериментальную

деятельность.

5.

Информационная компетентность- готовность и способность

педагога использовать средства и возможности современных

информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в

профессиональной деятельности. В настоящее время цифровые

средства обучения довольно быстро набирают обороты и в

перспективе могут взять пальму первенства в дополнительном

музыкальном образовании.

6. Коммуникативная — это способность к эффективному и

продуктивному общению; умение общаться с широким кругом

4

людей, терпимо, с пониманием относиться к представителям

других культур, умение выступать перед публикой и умение

слушать других.

7.Социально-психолого-педагогическая компетенция во многом

приближается с предыдущей. Ее суть — умело выстраивать

взаимоотношения с окружающими, с коллегами по работе, а также

с людьми, с которыми приходится иметь дело в тех или иных

жизненных ситуациях

Рассмотрим профессиональные компетенции педагога.

Выделим 3 вида компетенций:

1. Музыкально-исполнительская компетенция. Педагог-музыкант,

работающий с учеником в музыкально-исполнительском классе,

должен уметь показать, проиллюстрировать на музыкальном

инструменте (или голосом, если занятия проходят в вокальном

классе, или жестом — в классе дирижирования) тот или иной

технический прием, нюанс, звуковую краску и т. д. Сохранять

исполнительскую форму — важная, хотя отнюдь не простая (в силу

ряда обстоятельств) задача педагога-практика.

2.

Музыкально-слуховая

-ее

характеризует

развитый

слух

(звуковысотный, мелодический, полифонический, гармонический,

тембрально-динамический,

внутренний,

внешний)

память,

музыкально-слуховые

представления,

ладово-интонационное

и

ритмическое чувство.

3.

Музыкально-теоретическая-

система

общих

эстетических,

историко-теоретических знаний.

5

Модель профессиональной компетентности педагога

представлена как единство ключевых и профессиональных

компетенций.

Ключевые компетенции Профессиональные

компетенции:

Ценностно-смысловая Музыкально-

исполнительская

Общекультурная

Учебно-познавательная

Научно-исследовательская Музыкально-слуховая

Информационная Музыкально-

теоретическая

Коммуникативная

Социально-психологическая

Психолого-педагогическая

Остановимся

на

определении

ключевых

компетенций

выпускника ДМШ, которые в целом должны соответствовать

пониманию

фундаментальных

целей

образования,

сформулированных в документах ЮНЕСКО: научить получать

знания; научить работать и зарабатывать; научить жить; научить

жить вместе.

Это

-

ценностно-смысловая

компетенция

-

умение

самостоятельно знакомиться с новой музыкой и работать с нотным

текстом, умение музыкально озвучить внутренние образы и

переживания.

Данная

компетенция

реализуется

через

такие

функциональные

умения

и

навыки,

как

чтение

с

листа,

музыкальная импровизация, подбор по слуху, аранжировка.

Общекультурная компетенция — это развитие музыкального вкуса

у учащихся, формирование исполнительской культуры.

Социально-трудовая компетенция — это желание и умение

личностного

самосовершенствования. Здесь наши

6

выпускники должны уметь применять свои знания и музыкально-

исполнительские умения в новых условиях, в различных формах, в

том числе – в формах инновационных. Другими словами, это

умение планировать и реализовывать креативные творческие

проекты с использованием всех доступных социально-культурных

и личностных ресурсов.

Информационная компетенция-выработка навыков работы со

справочной

литературой,

музыкальными

текстами,

умение

пользоваться воспроизводящими техническими средствами.

Коммуникативная компетенция - реализуется через развитие

умения выступать перед публикой как в качестве солиста, так и в

ансамблях различного состава.

Модель компетентности выпускника представлена как

единство пяти ключевых компетенций.

Ключевые компетенции:

Ценностно-смысловая

Информационная

Общекультурная

Социально-трудовая

Коммуникативная

7

ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ СТРУКТУРЫ

КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА в ДМШ.

Сектор А- ключевые компетенции педагога-музыканта

Сектор Б- профессиональные компетенции педагога-

музыканта

Сектор В -ключевые компетенции учащихся

8

Российская статистика нам приводит следующие цифры-только

небольшая часть выпускников ДМШ- около 10% продолжает

музыкальное обучение в музыкальных училищах и колледжах, а

остальные 90%- в непрофильных колледжах и ВУЗах. Какими

компетенциями владеют эти 90% выпускников? Основная масса

выпускников музыкальных школ могут в первые полгода после

окончания обучения сыграть 1-2 произведения из программы

выпускного экзамена, через год – музыкальные темы из этих

произведений, позже – ничего. Высокие требования к исполнению

классической музыки в российском музыкальном образовании

обуславливают кропотливый характер такой работы на уроке, её

трудоемкость, большие временные затраты, что практически не

оставляет времени другим направлениям работы. Единицы из всей

массы

выпускников

способны

читать

с

листа,

подобрать

аккомпанемент к песне, аккомпанировать себе, разобрать мелодию

с аккомпанементом

, но в большинстве случаев эти умения

являются личными достижениями (природными данными), а не

следствием совместной целенаправленной работы с педагогами.

Таким образом, ценностно-смысловой компетенцией, необходимой

в повседневной жизни, большинство выпускников ДМШ не

обладают.

Фундаментом компетентностного подхода в дополнительном

музыкальном образовании детей является ценностно-смысловая

компетенция выпускника, а его деятельностной основой должно

стать развитие навыков музицирования на всех этапах обучения в

ДМШ. Несмотря на всеобщее понимание необходимости такой

работы, она по данному виду деятельности чаще проводится для

отчетности. Мы предлагаем создать на всех объединениях рабочую

группу

из

ведущих

педагогов

для

разработки

методико-

дидактического

инструментария

по

основным

направлениям

музицирования и предлагаем присоединиться к этой работе

преподавателей других объединений. (должны быть разработаны,

отпечатаны и размножены сборники по чтению с листа, подбору по

слуху и гармонизации, импровизации). Желательно вводить новые

формы контрольных и отчетных мероприятий: отчетные концерты

по

музицированию,

театрализованные

концерты

с

единым

сценарием,

концерты

детских

ансамблей.

Инновационная

9

деятельность по внедрению компетентностного подхода в ДШИ

№3 им. О.Б. Воронец успешно продолжается, но необходимо

проводить ежегодные мониторинги, которые покажут, насколько

востребовано данное направление.

10

Литература

1.Зимняя И. А.

Ключевые компетенции – новая парадигма

результата образования //Высшее образование сегодня. – 2003. №5.

– С.34-42.

2.

Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании //

Школьные технологии. – 2004. №5. – С.3-12.

3. Масол Л.М. Компетентностный подход как фактор модернизации

художественного образования // Современное музыкальное и

художественное

образование:

опыт,

проблемы,

перспективы:

Материалы Международной научно-практической конференции

М.,

2006.

С.

24-27.

11



В раздел образования