Напоминание

"Компетентность концертмейстера ДМШ и ДШИ в современных условиях"


Автор: Баудер Татьяна Георгиевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №3 им.О.Б.Воронец"
Населённый пункт: г.Смоленск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Компетентность концертмейстера ДМШ и ДШИ в современных условиях"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №3 им. О. Б. Воронец»

Методическая разработка на тему

«Компетентность концертмейстера ДМШ и ДШИ в

современных условиях»

Составитель: концертмейстер высшей

квалификационной категории,

Почетный работник среднего

профессионального образования РФ

Баудер Т.Г.

Смоленск, 2021

1

Данная методическая разработка основана на обобщении практического

личного опыта работы в качестве концертмейстера. Она может быть

полезной для музыкантов, работающих в этой сфере деятельности.

2

Содержание

1.

Пояснительная записка…...………………………………………………4

2.

Сущность

понятия

«компетентность

концертмейстера»

………………………………………………………………………...……6

3.

Ключевые

и

профессиональные

компетенции

концертмейстера………………………………………………………… 8

4.

Модель

профессиональной

компетентности

концертмейстера…………………………………………………………13

5.Заключение………………………………………………………………...14

6. Библиография……………………………………………………………..15

3

Пояснительная записка

Социально-экономические,

социально-культурные

и

политические

реформы России, происходящие в контексте глобальных изменений в мире в

целом, ведут к большим изменениям в системе отечественного музыкального

образования. Сегодня новые федеральные государственные образовательные

стандарты (ФГОС) все настойчивее входят не только в массовую школу, но и

в

учреждения

дополнительного

образования.

Именно

система

дополнительного образования детей, в силу своей уникальности, способна не

только раскрыть личностный потенциал любого ребенка, но и подготовить

его к условиям жизни в высококонкурентной среде, развить умения бороться

за себя и реализовывать свои идеи.

Анализ материалов по введению ФГОС нового поколения свидетельствует о

том, что авторы особую роль отводят педагогу: он сам должен быть

примером

для

подражания,

находиться

в

постоянном

поиске,

самообразовываться,

самосовершенствоваться.

Работая

по

новым

стандартам,

актуализируется

проблема

повышения

профессиональной

компетентности

педагога,

чтобы

развивать

личность,

надо

быть

компетентным.

Не составляют исключение и концертмейстеры учреждений дополнительного

образования.

Концертмейстерство

-

целостное

явление,

включающее

в

себя

педагогику и исполнительство, которые в рамках данной профессии

приобретают

новые

специфические

особенности.

Мастерство

концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только

огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских

дарований.

Для педагога по специальному классу- концертмейстер- правая рука и

первый

помощник,

музыкальный

единомышленник.

Для

солиста

(инструменталиста)- концертмейстер- он и помощник, и друг, и наставник, и

тренер, и педагог. Право на такую роль может иметь далеко не каждый

концертмейстер-

оно

завоевывается

авторитетом

солидных

знаний,

постоянной творческой собранностью, настойчивостью, ответственностью в

достижении нужных художественных результатов при совместной работе с

солистами, в собственном музыкальном совершенствовании. Специфика

работы

концертмейстера

в

ДМШ

требует

особого

универсализма,

мобильности, умения в случае необходимости переключиться на работу с

учащимися различных специальностей.

Изучение современных психолого-педагогических исследований

(В.А. Адольф, Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина,

O.E. Лебедев, М.И. Лукьянова, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Ю.Г. Татур, А.П.

Тряпицына, A.B. Хуторской, С.Е. Шишов и др.) свидетельствует о наличии

компетентностного подхода,

о

развитии

компетенций

в

условиях

модернизации отечественного образования.

4

Следовательно, одна из актуальных задач современного музыкального

образования - внедрение в образовательный процесс компетентностного

подхода, т.е. ориентация на целенаправленное развитие ключевых и

профессиональных компетенций музыканта-концертмейстера, основанных на

готовности концертмейстеров использовать усвоенные знания и способы

деятельности в реальной жизни для решения практических задач, в том числе

и исполнительских.

В настоящее время деятельность концертмейстера

предполагает не только узконаправленную деятельность (музыкальное

сопровождение занятий), но и необходимость тесной взаимосвязи элементов,

входящих в понятия «концертмейстер» и «педагог».

5

Сущность понятия «компетентность» концертмейстера

Понятие компетентность, компетенции, компетентностный подход в России

получило распространение в начале 21 века в связи с дискуссиями о

проблемах и путях российского образования.

Понятие «компетентность» различными авторами и в разные времена,

трактовалось по-разному.

Компетентность - способность применять знания, умения, личностные

качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной

области .

Профессиональная компетентность

— это способность действовать на

основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной

области

профессиональной

деятельности.

Развитие

профессиональной

компетентности

концертмейстера

следует

рассматривать

как

развитие

творческой

индивидуальности,

восприимчивости

к

педагогическим

инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической

среде.

Концертмейстер

должен

обладать

ключевыми

компетенциями

и

профессиональными

компетенциями.

Ключевые

компетенции

это

компетенции, необходимые для жизнедеятельности человека и связанные с

его успехом в профессиональной деятельности в быстроизменяющемся

обществе.

В современных исследованиях, посвященных профессиональной подготовке

концертмейстера,

наблюдается

некоторая

хаотичность.

Специальных

исследований,

рассматривающих

проблему

формирования

концертмейстерской компетентности в настоящее время нет. Имеются

отдельные музыковедческие, исполнительские и педагогические версии. В

некоторых исследованиях освещаются отдельные аспекты компетентности,

например, умение читать нотный текст с листа (А.Д. Алексеев, A. Баренбойм,

P.A. Верхолаз, К.А. Цатурян и др.); умение музыкального редактирования

(А.Б. Гольденвейзер,

М.Д.

Корноухов

и

др.);

специфика

работы

аккомпаниатора с солистом (К.Л. Виноградов, M. Живов, Е.М. Шендерович и

др.) и т.д.

При несомненной значимости перечисленных и других работ по данной

проблематике

недостаточно

освещенными

остаются

некоторые

существенные

вопросы.

Структура

профессиональной

компетентности

концертмейстера нуждается не просто в уточнении и дополнении, а в

разработке, т.к. в музыкальном образовании еще только намечается переход

«на язык компетенций». Главный вопрос- теоретические представления о

сущностной природе и специфике концертмейстерской компетентности.

Таким образом, существуют противоречия: между актуальностью, высокой

практической

значимостью

формирования

компетентностей

у

концертмейстера

и

недостаточной

разработанностью

в

психолого-

6

педагогической науке теоретических представлений о сущности и специфике

данной интегративной способности концертмейстера. Проблема повышения

уровня профессиональной компетентности концертмейстера, способного

свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный

процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии

обучения и воспитания является актуальной в современных социально-

экономических условиях. Социально-педагогическая значимость проблемы

формирования компетентности концертмейстера ДМШ и ее недостаточная

теоретическая и методическая разработка обусловили актуальность и дали

основания

для

определения

темы

моей

методической

разработки:

«Компетентность

концертмейстера

ДМШ

и

ДШИ

в

современных

условиях» .В данном исследовании мы рассмотрим группы ключевых и

профессиональных

компетенций

и

на

их

основе

создадим

модель

профессиональной компетентности концертмейстера.

Ключевые и профессиональные компетенции концертмейстера

7

Сначала мы рассмотрим группу ключевых компетенций, актуальных в

рамках профессиональной деятельности концертмейстера.

1.

Ценностно-смысловая компетенция.

Эта компетенция связана с ценностными представлениями

концертмейстера, его способностью видеть и понимать окружающий мир,

осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые установки

для

своих

действий.

Эта

компетенция

обеспечивает

механизм

самоопределения концертмейстера в ситуациях учебной и концертной

деятельности.

2. Психолого-педагогическая компетенция.

Этот вид компетентности включает в себя необходимость знать особенности

и свойства каждого возрастного этапа в жизни человека, а также управлять

процессами профессионально-личностной деятельности, контроля за своими

эмоциональными

проявлениями.

Например,

эти

умения

помогут

концертмейстеру правильно подобрать музыкальный материал, методы и

формы обучения в учебно-воспитательной работе, согласно каждому

возрастному этапу.

Концертмейстер работает в сотворчестве с педагогом. Эта совместная

деятельность является основополагающей при рассмотрении педагогической

компетентности концертмейстера в условиях дополнительного образования.

Концертмейстеру отводится роль давать теоретические знания по музыке

(например, на занятиях хореографией учащиеся знакомятся с музыкальной

азбукой). Исполняя музыку, концертмейстер учит самой музыкой, побуждая

обучаемых к творческим поискам наиболее выразительных способов

передачи художественного образа. Тем самым он:

- выполняет социальный заказ на формирование духовно-нравственной

личности подрастающего поколения, осознающей ценность музыкальной

культуры человечества;

- реализует образовательные программы.

В

плане

программно-целевого

подхода

к

обучению

и

воспитанию

концертмейстер

совместно

с

педагогами

внедряет

технологию

проектирования, инновационные педагогические технологии: технологии

развивающего и личностно ориентированного обучения.

Изучение

проблемы

психолого-педагогической

компетенции

концертмейстера в рамках деятельности ДМШ очень актуально, поскольку

помогает развить навыки коммуникации в триединстве: педагог-учащийся

(солист)

или

коллектив-концертмейстер.

От

качества межличностных

отношений, от степени комфорта в общении между учеником, педагогом и

концертмейстером

зависит

и

окончательный

результат

концертного

исполнения.

8

Психологический

фон

на

занятиях

является

важной

составляющей

творческой деятельности

концертмейстера.

Показателем

эффективности

является единство, согласованность ансамбля с солистом.

Часто, особенно среди педагогов, применяется в обучении принцип

авторитарности, давления и натаскивания.

Для концертмейстера такое

общение неприемлемо. Чрезмерная активность аккомпаниатора на занятиях,

проявляющаяся в отстаивании своего видения исполнения произведения,

отрицательно сказывается на учебном процессе, поскольку в классе

первостепенна роль педагога.

Концертмейстер может лишь тактично

высказать

свое

мнение,

но

окончательное

решение

остается

за

преподавателем.

Противоположностью

авторитарной

манеры

общения

является безликое присутствие на уроке и пассивность аккомпаниатора.

Такая безынициативность не вызывает вдохновения в учащемся и не

развивает его музыкальность.

Важно соблюдать «золотую середину» в

творческом взаимодействии.

Говоря о взаимодействии педагога, ученика и концертмейстера в ДМШ,

обратим

особое

внимание

на

личностные

психологические

качества,

которыми

должен

обладать

концертмейстер.

Составляющие

суть

психологической компетентности - концертмейстерская интуиция, эмпатия,

чутье, чувство такта.

И. Гофман отмечал, что обучение искусству

аккомпанемента возможно лишь при опоре на уже имеющиеся задатки при

наличии эмпатии, что выходит за рамки музыкальной одаренности в

психологическую сферу. Он говорил: «Опыт может сделать многое, но не

все. Чутье — это свойство природное» О наличии так называемого «нутра»

(природного чутья) также очень хорошо сказано в книге Д. Мура «Певец и

аккомпаниатор».

В предисловии к книге приведены слова И.В.Гете из

«Фауста»: «Где нет нутра, там не поможешь потом. Цена таким усильям —

медный грош…»

3. Научно- исследовательская компетенция.

Без тех знаний, которые дает нам наука, невозможно движение вперед.

Научно-исследовательская

деятельность

дает

умение

анализировать,

сравнивать,

систематизировать,

производить

диагностику

и

оценку

получаемых результатов, выявлять оптимальные методы, а также вести

экспериментальную деятельность.

К этой области профессиональной компетентности относится и очень важное

качество – навык грамотного формулирования своих мыслей.

Научно-исследовательская,

методическая

работа

у

концертмейстера

в

дополнительном образовании осуществляется в нескольких направлениях:

- участие в самообразовании как форме повышения педагогического

мастерства специалистов, накопление музыкального репертуара, изучение

передового опыта коллег, анализ собственной работы, знакомство с научной

литературой,

подготовка

публикаций,

разработок,

методических

рекомендаций, локальных исследовательских работ;

9

- участие в работе семинаров-практикумов, конференций, педагогических

советах по пропаганде собственного педагогического опыта посредством

выступлений, докладов;

-создание

средств

программно-методического

сопровождения

развития

отдела (образовательные программы, перспективные планы)

4. Информационная компетенция.

Информационная компетентность- готовность и способность

концертмейстера

использовать

средства

и

возможности

современных

информационных

и

коммуникационных

технологий

(ИКТ)

в

профессиональной

деятельности.

Данные

технологии,

формируя

специфическую

учебную

информационную

область,

обогащают

традиционные формы обучения, делают образовательный процесс более

эффективным, повышают скорость восприятия, понимания и глубину

усвоения большого объема знаний. Синтезатор, компьютер, технология

мультимедиа,

Интернет-

эти

новые

средства

коммуникации

дают

возможность концертмейстеру получить доступ к большому объему учебной

и

научной

информации,

осуществления

компьютеризации

процесса

обучения;

детализации

и

обобщения

различного

рода

информации,

использование новой информации в своей профессиональной деятельности.

В настоящее время цифровые средства обучения довольно быстро набирают

обороты и в перспективе могут взять пальму первенства в дополнительном

музыкальном образовании. Часто концертмейстеру приходится сталкиваться

с отсутствием фортепиано в учреждениях. Владение игрой на синтезаторе

спасает ситуацию. При игре на синтезаторе концертмейстер становится еще и

аранжировщиком, экспериментирует с тембрами, стилями.

Концертмейстер, участвуя в различных видах деятельности в учреждениях

дополнительного образования (в подготовке учебного процесса, конкурсах,

концертах), готовит нотный материал, создает фонограммы, музыкальное

оформление мероприятий и т.д. На помощь здесь приходят технические

средства, музыкально-компьютерные технологии: медиасредства, различные

обучающие программы, интернет-ресурсы, компьютерная запись нотного

текста в программах: Sibelius, Finale. С помощью этих программ можно тут

же прослушать то произведение, которое сам же и записал, а также

подобрать и гармонизовать мелодию, упростить музыкальную фактуру,

транспонировать произведение, что вообще приобретает бесценное значение

в работе концертмейстера, особенно когда необходимо сэкономить время на

транспонирование нотного текста ручкой в нотной тетради.

Использование этих средств способствует реализации собственных

профессиональных

возможностей,

повышает

информационную

компетентность,

творческую

перспективу,

мотивацию

к

обучению

у

учащихся; формирует эмоционально-положительное отношение к занятиям,

мероприятиям.

1.

Компетенция личностного самосовершенствования.

10

Эта

компетенция

направлена на то,

чтобы осваивать

способы

духовного,

интеллектуального

саморазвития,

эмоциональной

саморегуляции и самоподдержки.

Рассмотрим профессиональные компетенции концертмейстера. Выделим

3 вида компетенций:

1. Музыкально- исполнительская компетенция.

Сохранять исполнительскую форму – это важная, хотя отнюдь не простая

задача

концертмейстера.

Способность

«быть

в

форме»,

не

деквалифицироваться

в

исполнительском

отношении

-

свидетельство

музыкально-исполнительской компетенции концертмейстера.

Сюда

входит:

чтение

с

листа,

транспонирование,

подбор

на

слух,

ансамблевый профессионализм, музыкальность, техническая оснащенность,

артистизм,

художественно-образное

мышление,

способность

импровизировать и интерпретировать исполняемые произведения, знание

фактурных формул и буквенно-цифровых обозначений, владение средствами

невербальной

коммуникации

для

передачи

музыкальной

информации

учащимся.

2.Музыкально-слуховая компетенция.

Ее характеризует развитый слух (звуковысотный, мелодический,

полифонический,

гармонический,

тембрально-динамический,

внутренний, внешний) память, музыкально-слуховые представления,

ладово-интонационное и ритмическое чувство.

3.Музыкально-теоретическая компетенция.

Это система общих эстетических, историко-теоретических знаний.

Ядром

профессиональных

компетенций

является

музыкально-

исполнительская. Творческая природа музыкального искусства открывает

большие возможности для творчества концертмейстера. Способность к

профессиональному исполнению музыкальных произведений тесно связана с

мировозрением, общей культурой, эмоционально-волевыми качествами и

складом

мышления,

составляющими

внутреннее

содержание

концертмейстера.

Таким

образом,

музыкально-исполнительская

компетентность представляет собой единую целостную структуру, которая

не может существовать без входящих в нее компонентов:

1. Личностный компонент - музыкальные способности, эмоционально-

волевая

сфера,

мотивация.

Он

является

ведущим

музыкально-

исполнительской компетенции. Концертмейстер должен обладать рядом

положительных психологических качеств. Так, внимание концертмейстера -

это внимание многоплоскостное: его надо распределять не только между

двумя руками, но и относить к солисту. В каждый момент важно, что и как

делают пальцы, как используется педаль, слуховое внимание занято

звуковым балансом (которое представляет основу основ ансамблевого

музицирования), звуковедением у солиста; ансамблевое внимание следит за

11

воплощением

единства

художественного

замысла.

Такое

напряжение

внимания

требует

огромной

затраты

физических

и

душевных

сил.

Мобильность,

быстрота

и

активность

реакции

также

важны

для

профессиональной деятельности концертмейстера. Воля и самообладание-

качества, также необходимые концертмейстеру.

2.

Когнитивно-деятельностный

компонент

-

представлен

единством

педагогических,

специальных,

музыкально-теоретических

и

культурологических знаний. Функции концертмейстера, работающего в

учебном заведении с солистами (с детским контингентом в особенности),

носят в значительной мере педагогический характер, поскольку они

заключаются, главным образом, в разучивании с солистами нового учебного

репертуара. Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует

от пианиста, помимо аккомпаниаторского опыта, ряда специфических

навыков и знаний из области смежных исполнительских искусств, а также

педагогического такта.

3.Рефлексивный компонент - выполняет регулятивную функцию. Это-

самоанализ,

осмысление,

самооценка

музыкально-исполнительской

деятельности и ее результатов.

Таким образом, приведенный набор компетентностей является довольно

общим,

но

в

современных

условиях

именно

он

определяет

профессиональную

целостность

концертмейстера

в

учреждениях

дополнительного образования и является одним из условий реализации

ФГОС.

Модель профессиональной компетентности концертмейстера.

12

Ключевые компетенции Профессиональные компетенции

1.Ценностно-смысловая 1. Музыкально-исполнительская

2.Психоло-педагогическая

3.Научно-исследовательская личностный рефлексивный когнитивно-

деятельностный

4. Информационная компоненты

5.Компетенция личностного 2. Музыкально-теоретическая

самосовершенствования 3. Музыкально-слуховая

Заключение

13

Социальная

направленность

методической

разработки

состоит

в

следующем: разработанная система формирования концертмейстерской

компетентности

позволяет

повысить

эффективность

профессиональной

деятельности концертмейстера. Практическое значение работы заключается в

возможности внедрения в учебный процесс разработанных методических

рекомендаций

по

формированию

профессиональной

компетентности

концертмейстера ДМШ. Рассмотрение профессиональных компетенций

концертмейстера ДМШ как сферы применения компетентностного подхода

предполагает перестройку процесса обучения. Можно с полным правом

утверждать,

что

личность

концертмейстера-профессионала

определяет

судьбу музыки как основу развития музыкальных и интеллектуально-

творческих способностей, эмоциональных переживаний, общей человеческой

культуры детей, а профессия имеет социальное значение, так как формирует

основные качества личности обучаемых, их мировоззрение, мышление,

вкусы.

Вместе с тем следует отметить, что рассматриваемая проблема, в силу

своей сложности и многогранности, не может быть ограничена рамками

нескольких

исследований.

Перспективным

представляется

дальнейшее

изучение

вопроса

формирования

и

развития

концертмейстерской

компетентности

в

психолого-педагогическом,

искусствоведческом

и методическом контекстах.

14

Библиография

1. Гофман И. Фортепианная игра. - Ответы на вопросы о фортепианной игре/

И.Гофман//Пер. с англ.- Москва: Музгиз, 1961. - С.224

2. Мур Дж. Певец и аккомпаниатор- Воспоминания. Размышления о музыке/

Дж. Мур//Перевод с англ. Предисловие В.И.Чачавы. Москва: Радуга, 1987. -

С. 427

3. Сидорова М.И. О формировании профессионально-педагогических умений

будущих учителей музыки в концертмейстерском классе / М.И. Сидорова //

Детство в эпоху трансформации общества: материалы международной

научно-практической конференции. - Т. 2. - Мурманск: МГПИ, 2002. - С. 152

4.Сидорова

М.И.

Педагогические

условия,

способствующие

развитию

концертмейстерской компетентности педагога-музыканта / М.И. Сидорова //

Сборник научных статей аспирантов. — Мурманск: МГИ, 2005. — С. 39-45.

15



В раздел образования