Автор: Баудер Татьяна Георгиевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №3 им.О.Б.Воронец"
Населённый пункт: г.Смоленск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Компетентность концертмейстера ДМШ и ДШИ в современных условиях"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №3 им. О. Б. Воронец»
Методическая разработка на тему
«Компетентность концертмейстера ДМШ и ДШИ в
современных условиях»
Составитель: концертмейстер высшей
квалификационной категории,
Почетный работник среднего
профессионального образования РФ
Баудер Т.Г.
Смоленск, 2021
1
Данная методическая разработка основана на обобщении практического
личного опыта работы в качестве концертмейстера. Она может быть
полезной для музыкантов, работающих в этой сфере деятельности.
2
Содержание
1.
Пояснительная записка…...………………………………………………4
2.
Сущность
понятия
«компетентность
концертмейстера»
………………………………………………………………………...……6
3.
Ключевые
и
профессиональные
компетенции
концертмейстера………………………………………………………… 8
4.
Модель
профессиональной
компетентности
концертмейстера…………………………………………………………13
5.Заключение………………………………………………………………...14
6. Библиография……………………………………………………………..15
3
Пояснительная записка
Социально-экономические,
социально-культурные
и
политические
реформы России, происходящие в контексте глобальных изменений в мире в
целом, ведут к большим изменениям в системе отечественного музыкального
образования. Сегодня новые федеральные государственные образовательные
стандарты (ФГОС) все настойчивее входят не только в массовую школу, но и
в
учреждения
дополнительного
образования.
Именно
система
дополнительного образования детей, в силу своей уникальности, способна не
только раскрыть личностный потенциал любого ребенка, но и подготовить
его к условиям жизни в высококонкурентной среде, развить умения бороться
за себя и реализовывать свои идеи.
Анализ материалов по введению ФГОС нового поколения свидетельствует о
том, что авторы особую роль отводят педагогу: он сам должен быть
примером
для
подражания,
находиться
в
постоянном
поиске,
самообразовываться,
самосовершенствоваться.
Работая
по
новым
стандартам,
актуализируется
проблема
повышения
профессиональной
компетентности
педагога,
чтобы
развивать
личность,
надо
быть
компетентным.
Не составляют исключение и концертмейстеры учреждений дополнительного
образования.
Концертмейстерство
-
целостное
явление,
включающее
в
себя
педагогику и исполнительство, которые в рамках данной профессии
приобретают
новые
специфические
особенности.
Мастерство
концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только
огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских
дарований.
Для педагога по специальному классу- концертмейстер- правая рука и
первый
помощник,
музыкальный
единомышленник.
Для
солиста
(инструменталиста)- концертмейстер- он и помощник, и друг, и наставник, и
тренер, и педагог. Право на такую роль может иметь далеко не каждый
концертмейстер-
оно
завоевывается
авторитетом
солидных
знаний,
постоянной творческой собранностью, настойчивостью, ответственностью в
достижении нужных художественных результатов при совместной работе с
солистами, в собственном музыкальном совершенствовании. Специфика
работы
концертмейстера
в
ДМШ
требует
особого
универсализма,
мобильности, умения в случае необходимости переключиться на работу с
учащимися различных специальностей.
Изучение современных психолого-педагогических исследований
(В.А. Адольф, Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина,
O.E. Лебедев, М.И. Лукьянова, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Ю.Г. Татур, А.П.
Тряпицына, A.B. Хуторской, С.Е. Шишов и др.) свидетельствует о наличии
компетентностного подхода,
о
развитии
компетенций
в
условиях
модернизации отечественного образования.
4
Следовательно, одна из актуальных задач современного музыкального
образования - внедрение в образовательный процесс компетентностного
подхода, т.е. ориентация на целенаправленное развитие ключевых и
профессиональных компетенций музыканта-концертмейстера, основанных на
готовности концертмейстеров использовать усвоенные знания и способы
деятельности в реальной жизни для решения практических задач, в том числе
и исполнительских.
В настоящее время деятельность концертмейстера
предполагает не только узконаправленную деятельность (музыкальное
сопровождение занятий), но и необходимость тесной взаимосвязи элементов,
входящих в понятия «концертмейстер» и «педагог».
5
Сущность понятия «компетентность» концертмейстера
Понятие компетентность, компетенции, компетентностный подход в России
получило распространение в начале 21 века в связи с дискуссиями о
проблемах и путях российского образования.
Понятие «компетентность» различными авторами и в разные времена,
трактовалось по-разному.
Компетентность - способность применять знания, умения, личностные
качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной
области .
Профессиональная компетентность
— это способность действовать на
основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной
области
профессиональной
деятельности.
Развитие
профессиональной
компетентности
концертмейстера
следует
рассматривать
как
развитие
творческой
индивидуальности,
восприимчивости
к
педагогическим
инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической
среде.
Концертмейстер
должен
обладать
ключевыми
компетенциями
и
профессиональными
компетенциями.
Ключевые
компетенции
—
это
компетенции, необходимые для жизнедеятельности человека и связанные с
его успехом в профессиональной деятельности в быстроизменяющемся
обществе.
В современных исследованиях, посвященных профессиональной подготовке
концертмейстера,
наблюдается
некоторая
хаотичность.
Специальных
исследований,
рассматривающих
проблему
формирования
концертмейстерской компетентности в настоящее время нет. Имеются
отдельные музыковедческие, исполнительские и педагогические версии. В
некоторых исследованиях освещаются отдельные аспекты компетентности,
например, умение читать нотный текст с листа (А.Д. Алексеев, A. Баренбойм,
P.A. Верхолаз, К.А. Цатурян и др.); умение музыкального редактирования
(А.Б. Гольденвейзер,
М.Д.
Корноухов
и
др.);
специфика
работы
аккомпаниатора с солистом (К.Л. Виноградов, M. Живов, Е.М. Шендерович и
др.) и т.д.
При несомненной значимости перечисленных и других работ по данной
проблематике
недостаточно
освещенными
остаются
некоторые
существенные
вопросы.
Структура
профессиональной
компетентности
концертмейстера нуждается не просто в уточнении и дополнении, а в
разработке, т.к. в музыкальном образовании еще только намечается переход
«на язык компетенций». Главный вопрос- теоретические представления о
сущностной природе и специфике концертмейстерской компетентности.
Таким образом, существуют противоречия: между актуальностью, высокой
практической
значимостью
формирования
компетентностей
у
концертмейстера
и
недостаточной
разработанностью
в
психолого-
6
педагогической науке теоретических представлений о сущности и специфике
данной интегративной способности концертмейстера. Проблема повышения
уровня профессиональной компетентности концертмейстера, способного
свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный
процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии
обучения и воспитания является актуальной в современных социально-
экономических условиях. Социально-педагогическая значимость проблемы
формирования компетентности концертмейстера ДМШ и ее недостаточная
теоретическая и методическая разработка обусловили актуальность и дали
основания
для
определения
темы
моей
методической
разработки:
«Компетентность
концертмейстера
ДМШ
и
ДШИ
в
современных
условиях» .В данном исследовании мы рассмотрим группы ключевых и
профессиональных
компетенций
и
на
их
основе
создадим
модель
профессиональной компетентности концертмейстера.
Ключевые и профессиональные компетенции концертмейстера
7
Сначала мы рассмотрим группу ключевых компетенций, актуальных в
рамках профессиональной деятельности концертмейстера.
1.
Ценностно-смысловая компетенция.
Эта компетенция связана с ценностными представлениями
концертмейстера, его способностью видеть и понимать окружающий мир,
осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые установки
для
своих
действий.
Эта
компетенция
обеспечивает
механизм
самоопределения концертмейстера в ситуациях учебной и концертной
деятельности.
2. Психолого-педагогическая компетенция.
Этот вид компетентности включает в себя необходимость знать особенности
и свойства каждого возрастного этапа в жизни человека, а также управлять
процессами профессионально-личностной деятельности, контроля за своими
эмоциональными
проявлениями.
Например,
эти
умения
помогут
концертмейстеру правильно подобрать музыкальный материал, методы и
формы обучения в учебно-воспитательной работе, согласно каждому
возрастному этапу.
Концертмейстер работает в сотворчестве с педагогом. Эта совместная
деятельность является основополагающей при рассмотрении педагогической
компетентности концертмейстера в условиях дополнительного образования.
Концертмейстеру отводится роль давать теоретические знания по музыке
(например, на занятиях хореографией учащиеся знакомятся с музыкальной
азбукой). Исполняя музыку, концертмейстер учит самой музыкой, побуждая
обучаемых к творческим поискам наиболее выразительных способов
передачи художественного образа. Тем самым он:
- выполняет социальный заказ на формирование духовно-нравственной
личности подрастающего поколения, осознающей ценность музыкальной
культуры человечества;
- реализует образовательные программы.
В
плане
программно-целевого
подхода
к
обучению
и
воспитанию
концертмейстер
совместно
с
педагогами
внедряет
технологию
проектирования, инновационные педагогические технологии: технологии
развивающего и личностно ориентированного обучения.
Изучение
проблемы
психолого-педагогической
компетенции
концертмейстера в рамках деятельности ДМШ очень актуально, поскольку
помогает развить навыки коммуникации в триединстве: педагог-учащийся
(солист)
или
коллектив-концертмейстер.
От
качества межличностных
отношений, от степени комфорта в общении между учеником, педагогом и
концертмейстером
зависит
и
окончательный
результат
концертного
исполнения.
8
Психологический
фон
на
занятиях
является
важной
составляющей
творческой деятельности
концертмейстера.
Показателем
эффективности
является единство, согласованность ансамбля с солистом.
Часто, особенно среди педагогов, применяется в обучении принцип
авторитарности, давления и натаскивания.
Для концертмейстера такое
общение неприемлемо. Чрезмерная активность аккомпаниатора на занятиях,
проявляющаяся в отстаивании своего видения исполнения произведения,
отрицательно сказывается на учебном процессе, поскольку в классе
первостепенна роль педагога.
Концертмейстер может лишь тактично
высказать
свое
мнение,
но
окончательное
решение
остается
за
преподавателем.
Противоположностью
авторитарной
манеры
общения
является безликое присутствие на уроке и пассивность аккомпаниатора.
Такая безынициативность не вызывает вдохновения в учащемся и не
развивает его музыкальность.
Важно соблюдать «золотую середину» в
творческом взаимодействии.
Говоря о взаимодействии педагога, ученика и концертмейстера в ДМШ,
обратим
особое
внимание
на
личностные
психологические
качества,
которыми
должен
обладать
концертмейстер.
Составляющие
суть
психологической компетентности - концертмейстерская интуиция, эмпатия,
чутье, чувство такта.
И. Гофман отмечал, что обучение искусству
аккомпанемента возможно лишь при опоре на уже имеющиеся задатки при
наличии эмпатии, что выходит за рамки музыкальной одаренности в
психологическую сферу. Он говорил: «Опыт может сделать многое, но не
все. Чутье — это свойство природное» О наличии так называемого «нутра»
(природного чутья) также очень хорошо сказано в книге Д. Мура «Певец и
аккомпаниатор».
В предисловии к книге приведены слова И.В.Гете из
«Фауста»: «Где нет нутра, там не поможешь потом. Цена таким усильям —
медный грош…»
3. Научно- исследовательская компетенция.
Без тех знаний, которые дает нам наука, невозможно движение вперед.
Научно-исследовательская
деятельность
дает
умение
анализировать,
сравнивать,
систематизировать,
производить
диагностику
и
оценку
получаемых результатов, выявлять оптимальные методы, а также вести
экспериментальную деятельность.
К этой области профессиональной компетентности относится и очень важное
качество – навык грамотного формулирования своих мыслей.
Научно-исследовательская,
методическая
работа
у
концертмейстера
в
дополнительном образовании осуществляется в нескольких направлениях:
- участие в самообразовании как форме повышения педагогического
мастерства специалистов, накопление музыкального репертуара, изучение
передового опыта коллег, анализ собственной работы, знакомство с научной
литературой,
подготовка
публикаций,
разработок,
методических
рекомендаций, локальных исследовательских работ;
9
- участие в работе семинаров-практикумов, конференций, педагогических
советах по пропаганде собственного педагогического опыта посредством
выступлений, докладов;
-создание
средств
программно-методического
сопровождения
развития
отдела (образовательные программы, перспективные планы)
4. Информационная компетенция.
Информационная компетентность- готовность и способность
концертмейстера
использовать
средства
и
возможности
современных
информационных
и
коммуникационных
технологий
(ИКТ)
в
профессиональной
деятельности.
Данные
технологии,
формируя
специфическую
учебную
информационную
область,
обогащают
традиционные формы обучения, делают образовательный процесс более
эффективным, повышают скорость восприятия, понимания и глубину
усвоения большого объема знаний. Синтезатор, компьютер, технология
мультимедиа,
Интернет-
эти
новые
средства
коммуникации
дают
возможность концертмейстеру получить доступ к большому объему учебной
и
научной
информации,
осуществления
компьютеризации
процесса
обучения;
детализации
и
обобщения
различного
рода
информации,
использование новой информации в своей профессиональной деятельности.
В настоящее время цифровые средства обучения довольно быстро набирают
обороты и в перспективе могут взять пальму первенства в дополнительном
музыкальном образовании. Часто концертмейстеру приходится сталкиваться
с отсутствием фортепиано в учреждениях. Владение игрой на синтезаторе
спасает ситуацию. При игре на синтезаторе концертмейстер становится еще и
аранжировщиком, экспериментирует с тембрами, стилями.
Концертмейстер, участвуя в различных видах деятельности в учреждениях
дополнительного образования (в подготовке учебного процесса, конкурсах,
концертах), готовит нотный материал, создает фонограммы, музыкальное
оформление мероприятий и т.д. На помощь здесь приходят технические
средства, музыкально-компьютерные технологии: медиасредства, различные
обучающие программы, интернет-ресурсы, компьютерная запись нотного
текста в программах: Sibelius, Finale. С помощью этих программ можно тут
же прослушать то произведение, которое сам же и записал, а также
подобрать и гармонизовать мелодию, упростить музыкальную фактуру,
транспонировать произведение, что вообще приобретает бесценное значение
в работе концертмейстера, особенно когда необходимо сэкономить время на
транспонирование нотного текста ручкой в нотной тетради.
Использование этих средств способствует реализации собственных
профессиональных
возможностей,
повышает
информационную
компетентность,
творческую
перспективу,
мотивацию
к
обучению
у
учащихся; формирует эмоционально-положительное отношение к занятиям,
мероприятиям.
1.
Компетенция личностного самосовершенствования.
10
Эта
компетенция
направлена на то,
чтобы осваивать
способы
духовного,
интеллектуального
саморазвития,
эмоциональной
саморегуляции и самоподдержки.
Рассмотрим профессиональные компетенции концертмейстера. Выделим
3 вида компетенций:
1. Музыкально- исполнительская компетенция.
Сохранять исполнительскую форму – это важная, хотя отнюдь не простая
задача
концертмейстера.
Способность
«быть
в
форме»,
не
деквалифицироваться
в
исполнительском
отношении
-
свидетельство
музыкально-исполнительской компетенции концертмейстера.
Сюда
входит:
чтение
с
листа,
транспонирование,
подбор
на
слух,
ансамблевый профессионализм, музыкальность, техническая оснащенность,
артистизм,
художественно-образное
мышление,
способность
импровизировать и интерпретировать исполняемые произведения, знание
фактурных формул и буквенно-цифровых обозначений, владение средствами
невербальной
коммуникации
для
передачи
музыкальной
информации
учащимся.
2.Музыкально-слуховая компетенция.
Ее характеризует развитый слух (звуковысотный, мелодический,
полифонический,
гармонический,
тембрально-динамический,
внутренний, внешний) память, музыкально-слуховые представления,
ладово-интонационное и ритмическое чувство.
3.Музыкально-теоретическая компетенция.
Это система общих эстетических, историко-теоретических знаний.
Ядром
профессиональных
компетенций
является
музыкально-
исполнительская. Творческая природа музыкального искусства открывает
большие возможности для творчества концертмейстера. Способность к
профессиональному исполнению музыкальных произведений тесно связана с
мировозрением, общей культурой, эмоционально-волевыми качествами и
складом
мышления,
составляющими
внутреннее
содержание
концертмейстера.
Таким
образом,
музыкально-исполнительская
компетентность представляет собой единую целостную структуру, которая
не может существовать без входящих в нее компонентов:
1. Личностный компонент - музыкальные способности, эмоционально-
волевая
сфера,
мотивация.
Он
является
ведущим
музыкально-
исполнительской компетенции. Концертмейстер должен обладать рядом
положительных психологических качеств. Так, внимание концертмейстера -
это внимание многоплоскостное: его надо распределять не только между
двумя руками, но и относить к солисту. В каждый момент важно, что и как
делают пальцы, как используется педаль, слуховое внимание занято
звуковым балансом (которое представляет основу основ ансамблевого
музицирования), звуковедением у солиста; ансамблевое внимание следит за
11
воплощением
единства
художественного
замысла.
Такое
напряжение
внимания
требует
огромной
затраты
физических
и
душевных
сил.
Мобильность,
быстрота
и
активность
реакции
также
важны
для
профессиональной деятельности концертмейстера. Воля и самообладание-
качества, также необходимые концертмейстеру.
2.
Когнитивно-деятельностный
компонент
-
представлен
единством
педагогических,
специальных,
музыкально-теоретических
и
культурологических знаний. Функции концертмейстера, работающего в
учебном заведении с солистами (с детским контингентом в особенности),
носят в значительной мере педагогический характер, поскольку они
заключаются, главным образом, в разучивании с солистами нового учебного
репертуара. Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует
от пианиста, помимо аккомпаниаторского опыта, ряда специфических
навыков и знаний из области смежных исполнительских искусств, а также
педагогического такта.
3.Рефлексивный компонент - выполняет регулятивную функцию. Это-
самоанализ,
осмысление,
самооценка
музыкально-исполнительской
деятельности и ее результатов.
Таким образом, приведенный набор компетентностей является довольно
общим,
но
в
современных
условиях
именно
он
определяет
профессиональную
целостность
концертмейстера
в
учреждениях
дополнительного образования и является одним из условий реализации
ФГОС.
Модель профессиональной компетентности концертмейстера.
12
Ключевые компетенции Профессиональные компетенции
1.Ценностно-смысловая 1. Музыкально-исполнительская
2.Психоло-педагогическая
3.Научно-исследовательская личностный рефлексивный когнитивно-
деятельностный
4. Информационная компоненты
5.Компетенция личностного 2. Музыкально-теоретическая
самосовершенствования 3. Музыкально-слуховая
Заключение
13
Социальная
направленность
методической
разработки
состоит
в
следующем: разработанная система формирования концертмейстерской
компетентности
позволяет
повысить
эффективность
профессиональной
деятельности концертмейстера. Практическое значение работы заключается в
возможности внедрения в учебный процесс разработанных методических
рекомендаций
по
формированию
профессиональной
компетентности
концертмейстера ДМШ. Рассмотрение профессиональных компетенций
концертмейстера ДМШ как сферы применения компетентностного подхода
предполагает перестройку процесса обучения. Можно с полным правом
утверждать,
что
личность
концертмейстера-профессионала
определяет
судьбу музыки как основу развития музыкальных и интеллектуально-
творческих способностей, эмоциональных переживаний, общей человеческой
культуры детей, а профессия имеет социальное значение, так как формирует
основные качества личности обучаемых, их мировоззрение, мышление,
вкусы.
Вместе с тем следует отметить, что рассматриваемая проблема, в силу
своей сложности и многогранности, не может быть ограничена рамками
нескольких
исследований.
Перспективным
представляется
дальнейшее
изучение
вопроса
формирования
и
развития
концертмейстерской
компетентности
в
психолого-педагогическом,
искусствоведческом
и методическом контекстах.
14
Библиография
1. Гофман И. Фортепианная игра. - Ответы на вопросы о фортепианной игре/
И.Гофман//Пер. с англ.- Москва: Музгиз, 1961. - С.224
2. Мур Дж. Певец и аккомпаниатор- Воспоминания. Размышления о музыке/
Дж. Мур//Перевод с англ. Предисловие В.И.Чачавы. Москва: Радуга, 1987. -
С. 427
3. Сидорова М.И. О формировании профессионально-педагогических умений
будущих учителей музыки в концертмейстерском классе / М.И. Сидорова //
Детство в эпоху трансформации общества: материалы международной
научно-практической конференции. - Т. 2. - Мурманск: МГПИ, 2002. - С. 152
4.Сидорова
М.И.
Педагогические
условия,
способствующие
развитию
концертмейстерской компетентности педагога-музыканта / М.И. Сидорова //
Сборник научных статей аспирантов. — Мурманск: МГИ, 2005. — С. 39-45.
15