Автор: Верещагина Марина Владимировна
Должность: учитель начальных классов, учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ "Школа-интернат № 17"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Обучение и воспитание детей в условиях специальной школы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Раздел: среднее профессиональное
Обучение и воспитание детей в условиях специальной школы для детей с нарушением опорно-
двигательного аппарата
М.В.Верещагина
Учитель начальных классов, педагог-логопед
ГБОУ Школы -интерната № 17
г. Москвы
Обучение и воспитание детей с множественными нарушениями в условиях специальной образовательной
организации представляют собой малоизученную и одну из сложных проблем коррекционной педагогики.
Проблемы диагностики, развития, обучения и адаптации таких детей являются острыми не только в
рамках школы, но и представляют трудность для изучения в отечественной науке; активно обсуждаются в
научных кругах других стран.
У детей с множественными нарушениями недоразвитие познавательной деятельности является
следствием грубых изменений биоэлектрической активности коры головного мозга. При этом преобладают
нарушения нервной системы, нарушения слухового или зрительного анализатора и опорно-двигательной
системы, которые патологически влияют друг на друга, отягощая общее состояние.
Рассматривая одну из важнейших проблем современной дефектологии, специальной психологии и
педагогики – организацию и качество образования детей с множественными дефектами и сохранным
интеллектом, хочу поделиться личным опытом.
Группа детей, с которыми я работаю, разнообразна. Как правило, это дети с нарушением опорно-
двигательного аппарата (НОДА) с проблемами речи (дизартрия, моторная алалия), задержки психического и
речевого развития, т.е. представляют собой сочетание двух и более первичных нарушений психофизического
развития, которые вызваны органическим повреждением и приводят к недостаточности психических,
сенсорных, двигательных функций в разнообразном проявлении, в различной степени. Из 10 обучающихся
детей, с ДЦП (средняя и тяжелая форма) 8 человек, при этом у всех нарушение речи и ЗПР, 2 ребенка с
аутизмом.
Все занятия строятся с учетом особенностей структуры дефекта каждого ребёнка и необходимой
системой комплексной помощи, специально разработанной адаптивной коррекционно-развивающей
программой, как важнейшим условием реализации личностно-ориентированного подхода.
Основополагающим в учебной деятельности и внеурочной работы с детьми с множественными
нарушениями развития является нейропсихологический подход. Он базируется на концепции А.Р. Лурии о
связях между функционированием и строением нервной системы и познавательными функциями.
Все дети в моем классе инвалиды, со сложной структурой дефекта, на этом фоне страдают
вторичными нарушениями – задержкой психического развития. Поэтому в работе с классом я использую
психолого-педагогический подход и практические коррекционно-развивающие методы с учётом высших
психических функций.
При правильной организации урока, дети с НОДА лучше усваивают программный материал, сохраняют
работоспособность на более продолжительное время.
У всех детей класса работоспособность снижается к концу третьего урока, а самая высокая
работоспособность наблюдается на втором уроке, что говорит об очень небольшом периоде продуктивной
учебной работы. При проведении занятий приходится учитывать, как от многих факторов меняется
работоспособность и темп деятельности детей в течение недели, дня и четверти. Например, самая высокая
работоспособность у учащихся с множественными дефектами во вторник и среду, а начиная с четверга,
работоспособность снижается и достигает минимума в пятницу. В понедельник многие дети просто «спят за
партой» в силу своего астенического состояния, поэтому учебная нагрузка должна быть в этот день
минимальной.
Изучая особенности работоспособности и познавательной деятельности детей с множественной
патологией развития, прихожу к выводу, что в большинстве случаев несформированность переработки
сенсомоторной информации влечёт нарушение функции восприятия. У всех детей класса можно выделить
ведущий комплексный дефект - это нарушение тактильного и слухоречевого восприятия. В результате этого
у детей наблюдаются низкая двигательная активность, а также ограниченный набор речевых и
эмоциональных реакций.
По проблеме коррекции познавательной деятельности детей, страдающих множественной
психомоторной патологией, вызывающей задержку психического развития можно выделить несколько
ключевых аспектов.
Рассмотрим, по каким признакам можно определить, что дети с множественными дефектами не являются
детьми с умственной отсталостью и способны при создании специальных образовательных условий
успешно усваивать общеобразовательную программу. У детей 8-9 лет тесно взаимодействуют три основные
формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Данные формы
мышления образуют единый процесс познания реального мира, но у детей моего класса с множественными
дефектами вследствие органических поражений, может преобладать одна форма, чаще словесно-логическая
или наглядно - образная, в связи с этим познавательный процесс реального мира приобретает
специфический характер.
Важнейший этап в развитии мышления связан с овладением таким ребенком речью. Все дети посещают
логопеда и дефектолога, занимаются с психологом и нейропсихологом.
Мы выделяем наиболее специфические трудности, которые затрудняют развитие коммуникации у всех
детей
с
НОДА
названной
категории,
такие
как:
несформированность
форм
общения,
свойственных
возрастному этапу развития, общее недоразвитие отдельных компонентов общения, его интерактивной и
перцептивной стороны. Это трудности взаимодействия в простых житейских ситуациях, сюжетных, ролевых
и дидактических играх, неумение оказать и принять помощь товарища. Коммуникативные навыки очень
хорошо формируются в процессе анализа и инсценировки литературных произведений.
Методы и формы работы с каждым ребёнком индивидуальны, но их общей целью является развитие
понимания различных по сложности текстовых сообщений.
На первом этапе проводится работа по восприятию цели и развитию понимания коротких сюжетов.
На втором - на развитие понимания сюжета простых рассказов и сказок, содержащих повторы, связанные
с поочередным появлением персонажей.
На третьем этапе работаем над развитием последовательности сюжета и понимания рассказов,
содержащих несколько сюжетных элементов, умением делать выводы и отвечать на поставленные вопросы.
Отработка коммуникативных компетенций происходит в инсценировке простых рассказов и сказок.
Далее по степени выраженности следуют нарушения поведения и деятельности.
При правильной организации коррекционно-развивающей работы дети учатся писать и читать,
пересказывать несложные тексты, выполнять арифметические действия.
Итак, можно сделать вывод, что у стойко неуспевающих учащихся присутствуют разные причины
возникновения этой неуспеваемости, различны психологические особенности её проявления, а также
возможности компенсации этих негативных тенденций психического развития с помощью правильного
подхода и выбора педагогом адекватных методов и форм работы.