Напоминание

Обучение и воспитание детей в условиях специальной школы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата


Автор: Верещагина Марина Владимировна
Должность: учитель начальных классов, учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ "Школа-интернат № 17"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Обучение и воспитание детей в условиях специальной школы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Обучение и воспитание детей в условиях специальной школы для детей с нарушением опорно-

двигательного аппарата

М.В.Верещагина

Учитель начальных классов, педагог-логопед

ГБОУ Школы -интерната № 17

г. Москвы

Обучение и воспитание детей с множественными нарушениями в условиях специальной образовательной

организации представляют собой малоизученную и одну из сложных проблем коррекционной педагогики.

Проблемы диагностики, развития, обучения и адаптации таких детей являются острыми не только в

рамках школы, но и представляют трудность для изучения в отечественной науке; активно обсуждаются в

научных кругах других стран.

У детей с множественными нарушениями недоразвитие познавательной деятельности является

следствием грубых изменений биоэлектрической активности коры головного мозга. При этом преобладают

нарушения нервной системы, нарушения слухового или зрительного анализатора и опорно-двигательной

системы, которые патологически влияют друг на друга, отягощая общее состояние.

Рассматривая одну из важнейших проблем современной дефектологии, специальной психологии и

педагогики – организацию и качество образования детей с множественными дефектами и сохранным

интеллектом, хочу поделиться личным опытом.

Группа детей, с которыми я работаю, разнообразна. Как правило, это дети с нарушением опорно-

двигательного аппарата (НОДА) с проблемами речи (дизартрия, моторная алалия), задержки психического и

речевого развития, т.е. представляют собой сочетание двух и более первичных нарушений психофизического

развития, которые вызваны органическим повреждением и приводят к недостаточности психических,

сенсорных, двигательных функций в разнообразном проявлении, в различной степени. Из 10 обучающихся

детей, с ДЦП (средняя и тяжелая форма) 8 человек, при этом у всех нарушение речи и ЗПР, 2 ребенка с

аутизмом.

Все занятия строятся с учетом особенностей структуры дефекта каждого ребёнка и необходимой

системой комплексной помощи, специально разработанной адаптивной коррекционно-развивающей

программой, как важнейшим условием реализации личностно-ориентированного подхода.

Основополагающим в учебной деятельности и внеурочной работы с детьми с множественными

нарушениями развития является нейропсихологический подход. Он базируется на концепции А.Р. Лурии о

связях между функционированием и строением нервной системы и познавательными функциями.

Все дети в моем классе инвалиды, со сложной структурой дефекта, на этом фоне страдают

вторичными нарушениями – задержкой психического развития. Поэтому в работе с классом я использую

психолого-педагогический подход и практические коррекционно-развивающие методы с учётом высших

психических функций.

При правильной организации урока, дети с НОДА лучше усваивают программный материал, сохраняют

работоспособность на более продолжительное время.

У всех детей класса работоспособность снижается к концу третьего урока, а самая высокая

работоспособность наблюдается на втором уроке, что говорит об очень небольшом периоде продуктивной

учебной работы. При проведении занятий приходится учитывать, как от многих факторов меняется

работоспособность и темп деятельности детей в течение недели, дня и четверти. Например, самая высокая

работоспособность у учащихся с множественными дефектами во вторник и среду, а начиная с четверга,

работоспособность снижается и достигает минимума в пятницу. В понедельник многие дети просто «спят за

партой» в силу своего астенического состояния, поэтому учебная нагрузка должна быть в этот день

минимальной.

Изучая особенности работоспособности и познавательной деятельности детей с множественной

патологией развития, прихожу к выводу, что в большинстве случаев несформированность переработки

сенсомоторной информации влечёт нарушение функции восприятия. У всех детей класса можно выделить

ведущий комплексный дефект - это нарушение тактильного и слухоречевого восприятия. В результате этого

у детей наблюдаются низкая двигательная активность, а также ограниченный набор речевых и

эмоциональных реакций.

По проблеме коррекции познавательной деятельности детей, страдающих множественной

психомоторной патологией, вызывающей задержку психического развития можно выделить несколько

ключевых аспектов.

Рассмотрим, по каким признакам можно определить, что дети с множественными дефектами не являются

детьми с умственной отсталостью и способны при создании специальных образовательных условий

успешно усваивать общеобразовательную программу. У детей 8-9 лет тесно взаимодействуют три основные

формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Данные формы

мышления образуют единый процесс познания реального мира, но у детей моего класса с множественными

дефектами вследствие органических поражений, может преобладать одна форма, чаще словесно-логическая

или наглядно - образная, в связи с этим познавательный процесс реального мира приобретает

специфический характер.

Важнейший этап в развитии мышления связан с овладением таким ребенком речью. Все дети посещают

логопеда и дефектолога, занимаются с психологом и нейропсихологом.

Мы выделяем наиболее специфические трудности, которые затрудняют развитие коммуникации у всех

детей

с

НОДА

названной

категории,

такие

как:

несформированность

форм

общения,

свойственных

возрастному этапу развития, общее недоразвитие отдельных компонентов общения, его интерактивной и

перцептивной стороны. Это трудности взаимодействия в простых житейских ситуациях, сюжетных, ролевых

и дидактических играх, неумение оказать и принять помощь товарища. Коммуникативные навыки очень

хорошо формируются в процессе анализа и инсценировки литературных произведений.

Методы и формы работы с каждым ребёнком индивидуальны, но их общей целью является развитие

понимания различных по сложности текстовых сообщений.

На первом этапе проводится работа по восприятию цели и развитию понимания коротких сюжетов.

На втором - на развитие понимания сюжета простых рассказов и сказок, содержащих повторы, связанные

с поочередным появлением персонажей.

На третьем этапе работаем над развитием последовательности сюжета и понимания рассказов,

содержащих несколько сюжетных элементов, умением делать выводы и отвечать на поставленные вопросы.

Отработка коммуникативных компетенций происходит в инсценировке простых рассказов и сказок.

Далее по степени выраженности следуют нарушения поведения и деятельности.

При правильной организации коррекционно-развивающей работы дети учатся писать и читать,

пересказывать несложные тексты, выполнять арифметические действия.

Итак, можно сделать вывод, что у стойко неуспевающих учащихся присутствуют разные причины

возникновения этой неуспеваемости, различны психологические особенности её проявления, а также

возможности компенсации этих негативных тенденций психического развития с помощью правильного

подхода и выбора педагогом адекватных методов и форм работы.



В раздел образования