Автор: Осипова Маргарита Алексеевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ № 32
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Учебно-методический материал
Тема: Логосказка в работе логопеда
Раздел: дошкольное образование
-
Логосказки
как
метод коррекции
речевых нарушений у
детей
Презентацию выполнила
учитель-логопед Осипова М.А.
ГБДОУ № 32
Логосказки - это целостный педагогический
процесс, способствующий развитию всех сторон
речи, воспитанию нравственных качеств, а также
активизации психических процессов (внимания,
памяти, мышления, воображения).
Сказки проводятся как целое занятие,
дидактическая игра, театрализованное
представление.
Цель логосказки – это всестороннее,
последовательное развитие речи детей и связанных
с ней психических процессов путем использования
элементов сказкотерапии.
Вся работа с использованием логосказок опирается
на общие дидактические принципы:
- систематичность и последовательность,
- учет возрастных особенностей,
- учет индивидуальных особенностей,
- учет структуры дефекта,
- поэтапность коррекции речи.
Необходимо учитывать заинтересованность,
радость, воображение, импровизацию, эмоциональное
внимание и память ребенка.
Используя логосказки, её сюжетные линии можно решать
коррекционные задачи:
– создавать благоприятную среду для речевой активности и
творчества ребенка с целью повышения эффективности
игровой мотивации детской речи;
- развивать все стороны речевой функциональной системы в
занимательной для дошкольника форме;
– развивать психологическую базу речи, взаимосвязь
зрительного, слухового и моторного анализаторов;
– осуществлять сотрудничество учителя-логопеда с детьми и
друг с другом на основе личностно – ориентированной
модели взаимодействия участников образовательного
процесса, создавать атмосферу взаимопонимания и
взаимопомощи.
Виды логосказок
:
Артикуляционные (развитие речевого дыхания,
артикуляционной моторики).
Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических
навыков).
Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука,
автоматизация, дифференциация звуков).
Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса,
закрепление знаний грамматических категорий).
Сказки, способствующие формированию связной речи.
Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).
Для постановки сказок
подходят любые виды театров:
- С куклами на палочках
- Рукавичный
- Картонажный
-Пальчиковый
Декорациями могут служить объемные
ширмы, мини-макеты, дидактические
пособия.
В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся
более открытыми к восприятию действительности,
проявляют большую заинтересованность в выполнении
различных заданий.
Таким образом, через использование сказки, ее сюжетных
линий мы можем решать многие коррекционные задачи.
Этим мы повышаем эффективность логопедической работы
за счет включения эмоционального компонента в
образовательный материал.
Далее приводится пример лишь некоторых игр и
упражнений, которые используются в совместной
деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющих
нарушение речи.
Артикуляционные сказки
(развитие
дыхания, артикуляционной моторики)
Комплексы артикуляционных
упражнений объединяются в виде
увлекательных сказок о Язычке. Такие
сказки вызывают у детей интерес к
органам артикуляции, развивают их
подвижность, активизируют зрительное
восприятие.
Игровым персонажем, который создает
благоприятный эмоциональный фон на
индивидуальных занятиях, является
бегемот Жужу. Куклу надевает взрослый
на руку и предлагает выполнить
артикуляционные упражнения.
Заинтересованность ребенка повышается
с этой замечательной игрушкой.
Логопедическая сказка «Приключения Солнышка»
(к комплексу упражнений для отработки сонорных звуков[р],[р'])
Лексическая тема: «Времена года».
Сегодня я расскажу про приключения Солнышка.
Наступило лето. Солнышко спало на мягком, пушистом облачке. («Лопаточка»)
Хмурая тучка подплыла к солнышку и сказала, что пришло время просыпаться, но
ему так не хотелось вставать. Солнышко потянулось («Хоботок», улыбнулось,
(«Улыбка») и проснулось. Лучики Солнышка осветили землю. В летнем лесу
весело защебетали птички. От ночного сна пробудились животные. Природа ожила.
Посмотрев вверх на голубое небо и вниз на лесную полянку, («Качели»)ему так
захотелось согреть всех своим теплом и лаской. Солнышко выпустило своих
солнечных зайчиков на лесных жителей. («Фокус»)
Лошадка, почувствовав тепло игриво зацокала копытами («Лошадка») и
зафыркала. («Фырканье»)
У самой дорожки, под берёзкой подрос гриб на толстой ножке. («Грибок»)
Дятел громко застучал по стволу дерева. («Дятел»)
Комарики тонко пищали и вились у дерева. («Комарик»)
Солнышко осветило хозяйский двор.
Хозяйка красила забор. («Маляр»)
Хозяин играл на гармошке. («Гармошка»)
Весело болботал индюк. («Индюк»)
От тепла и ласки Солнышка всем было приятно и радостно на душе!
Логопедическая сказка «Приключение Ручейка»
(к комплексу упражнений для отработки сонорных звуков [л], [л']).
Лексическая тема: «Времена года. Весна».
Сегодня я расскажу про приключение Ручейка.
Наступила ранняя весна. Погода стояла замечательная. Солнышко пригревало и всё вокруг
таяло. Началась весенняя капель. В овраге за маленьким домиком, в котором жила девочка
Лена, протекал голубой ручеёк. Он был то широкий, то узкий. («Лопаточка» - «Иголочка»)
Как – то раз Лена сделала лодочку с парусом и пустила её в ручеёк. («Парус») Она очень
волновалась доплывёт ли её лодочка до настоящей реки.
Лена спросила Ручеёк:
- Донесёшь ли мою лодочку до реки?
Ручеёк прожурчал:
- Донесу, мне помогут другие ручьи и понёс лодочку по течению вверх, вниз. («Качели»)
Вдруг ручеёк наткнулся на преграду из льда и не мог нести лодочку дальше. («Горка») Но
солнце пригревало сильнее и лёд растаял. Понемногу в этот ручеёк стали вливаться другие
ручьи. Воды в ручье стало больше и Ручеёк понёс лодочку ещё с большей силой.
(«Индюк»)Лодочку прижимало то к одному берегу, то другому. («Маляр»)
И, наконец, Ручеёк вынес лодочку в реку, где плыл огромный пароход. («Пароход»)Когда
Лена гуляла по берегу реки, то увидела величественный пароход и свою маленькую лодочку с
розовым парусом. («Пароход» - «Парус») Девочка
была очень рада, что Ручеёк донёс её
маленькую лодочку до настоящей большой реки. («Улыбка»)
В артикуляционной сказке обязательно
присутствуют и специальные упражнения на
тренировку речевого дыхания
Пособия для развития речевого дыхания
Развитие речевого дыхания «Прожорливые
сказочные персонажи»
Развитие речевого дыхания (подуй на колобка,
чтобы он покатился по дорожке)
Подуй вместе с волком на домики
«Трех поросят»
Пальчиковые сказки
(развитие мелкой
моторики, графических навыков).
Педагоги ежедневно на занятиях используют
пальчиковую гимнастику, отдельные игры и
упражнения для развития тонких движений пальцев
рук, которые сопровождаются стихотворными
текстами. Такие упражнения очень эмоциональны и
просты. Для того чтобы заинтересовать детей и
избежать однообразия в выполнении таких
упражнений, пальчиковые игры объединяются в
небольшие сказки и рассказы по одной или разным
темам.
Пальчиковые сказки:
- стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно
сказывается на исправлении речи детей;
- совершенствуют психические процессы: внимание и память, которые тесно
связанны с речью;
- повышают интерес детей к русским народным сказкам, к малому фольклорному
жанру.
Постановка сказок осуществляется разными видами театров:
- Пальчиковый театр. Куклы сшитые или связанные, вырезанные из бумаги
надеваются на палец.
Театр би-ба-бо. Куклы надеваются на три пальца руки и действуют на ширме или
за столом.
Теневой театр. Плоскостные изображения кукол или изображения теней при
помощи рук показывают на освещенном экране.
Настольный театр. Куклы конусного театра, плоскостных фигур действуют на
столе.
- Театр рукавичек. Детские рукавички и перчатки надеваются на руку.
-Театр игрушек. Сценки разыгрываются и показываются детям обыкновенными
игрушками: мягкими, резиновыми, киндер-сюрпризы.
-Театр на фланелеграфе. Плоскостные изображения двигаются на фланелеграфе.
Бумажный театр
Кукольный театр
Театр на палочках
Пальчиковый набор Сказки
Игры с прищепками
Развитие мелкой моторики «Застежки»
«Волшебные дорожки»
Игры – сказки с пальчиками
Пазлы
Разрезные картинки
«Мои любимые сказки»
(разрезные картинки
из 12-ти частей)