Автор: Вотякова Любовь Александровна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ Иркутской области "Братское музыкальное училище"
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: РОЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И АРХИВОВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«БРАТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ»
ДОКЛАД
на тему:
РОЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА
ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ
УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Выполнила: преподаватель русского
языка и литературы Вотякова Л.А.
Братск, 2020
Новые концепции в преподавании русского языка и литературы
нацелены на развитие художественного мышления, творчества, читательской
речевой культуры, а в итоге – на формирование высоконравственной
личности. Мы уверены, что достижение этой цели, с одной стороны,
предполагает
творческое
переосмысления
традиционного,
глубокий
психолого-педагогический анализ, с другой, - нацеливает на поиск нового, в
процессе которого важно правильно расставить акценты. Главное, на наш
взгляд, это развитие личности не только ученика, но и учителя, так как
литературное развитие – грань общего, личностного развития человека.
Каждый учитель в процессе своей работы решает одну и ту же
проблему:
как
сделать
урок
более
познавательным,
развивающим,
продуктивным, используя оптимальные методы и приемы обучения?
Урок литературы – это творчество души, его нравственно-эстетическая
ценность
–
основа
и
цель
одновременно.
Известно,
что
изучение
художественных произведений формирует особое мышление, сочетающее в
себе логику и высокую духовность. Именно поэтому поиск нового для
учителя
словесности
должен
способствовать
главному:
развитию
нравственных качеств личности учащихся; формированию аналитической
культуры участников образовательного процесса.
Мы убеждены, что ведущая роль в процессе достижения поставленных
целей принадлежит грамотному психолого-педагогическому анализу, в
основу которого положены следующие идеи:
1. Идея развития личности
Урок литературы – это творческий процесс, в ходе которого не только
ученик, но и учитель в совместной аналитической деятельности открывают
новое, формируя свое мировоззрение. Нравственный заряд - цель и
реальность любого урока. На мой взгляд, духовный рост личности возможен
только
в
условиях
совместного
поиска
истины,
сопереживания,
формирования убеждений, реализуемых в поступках…
2.
Идея
поисково-исследовательского
подхода
и
развития
аналитической культуры
Сегодня
как
никогда
остро
ощущается
духовный
кризис,
переживаемый молодым поколением и обществом в целом. Современный
ученик
в
силу
недостаточного
жизненного
опыта
и
излишней
информированности все подвергает сомнению. Именно поэтому важно,
чтобы истины урока стали для учащихся их собственными открытиями,
превращающими урок в самостоятельный поиск…
3. Идея формирования психологической культуры
В
век
компьютерных
технологий
современному
учащемуся
необходимо умение читать: читать-думать, читать-анализировать, читать-
творить. Методы и формы работы, предложенных нами уроков позволяют
глубже
постигать
художественное
произведение,
психологию
героев,
способствуют формированию психологической культуры, рефлексивно-
аналитического мышления участников образовательного процесса.
4. Идея преемственности
Соблюдение принципа преемственности – объективная необходимость
для каждого учителя. Преемственность не зависит и не ограничивается
использованием
какой-либо
технологии.
Следует
отметить,
что
суть
психолого-педагогического анализа рассматриваемых уроков в проекции их
содержания
на
личность
учащегося,
психолого-педагогическом
взаимодействии и системности. Таким образом, составляющими психолого-
педагогического анализа являются:
Особенность содержания урока (проекция на личность учащегося) –
главная составляющая нашего опыта работы.
Приведенная таблица позволяет определить суть подхода к уроку
литературы (на примере уроков по рассказу В. Г. Распутина “Уроки
французского”).
№ Тема
Цель
Прогнозируемый
результат
1
Моя
самостоятельная
жизнь /урок
раскрытия
образа главного
героя/.
Работа в
проблемных
группах.
1.
Формировать навыки
социально-
психологической
характеристики главного
героя.
2.
Развивать
способности понимания,
перевоплощения в образ
главного героя.
3.
Постигать
высоконравственные
критерии собственного
оценивания.
Ребята проникают в
сложный мир
характера, чувств,
поступков главного
героя. В процессе
работы над этим
образом
устанавливается
взаимосвязь взглядов,
представлений
человека с событиями
его жизни.
2
Уроки
французского
(урок-открытие)
1.
Проанализировать
взаимоотношения
учительницы и главного
героя. Определить роль
педагога в жизни мальчика.
2.
Воссоздать образ –
нравственный идеал
учителя.
3.
Раскрыть роль
учителя в формировании
характера ученика.
Учащиеся в процессе
урока имеют
возможность
определить главные
критерии в оценке
настоящего учителя.
Открытие главного
помогает понять
сложную взаимосвязь
понятий
“педагогично” –
“непедагогично”, тем
самым постигнув суть
взаимоотношений
ученика и учителя.
3
Урок
постижения
истин (урок-
исследование)
1.
Обобщить,
систематизировать
впечатления о
прочитанном.
2.
Развить умение
постигать нравственные
истины на основе текста
произведения.
3.
Сформировать
высокоморальные критерии
жизненных поступков.
На основе раскрытия
образа главного героя
(1 урок), его
взаимоотношений с
людьми (2 урок) и
анализа событий
жизни ученики
определяют то
главное, что постигает
герой, - жизненные
истины.
Принцип системности рассматриваемых уроков реализуется единой
структурой, обусловленной используемой технологией. Реализации этих
целей способствует единый алгоритм разработанных уроков:
1.
“Ситуация успеха”
2.
“Интеллектуальный конфликт” (разрыв)
3.
Фиксация места разрыва в графико-знаковой форме
4.
Совместная деятельность в обсуждении способов решения задачи
5.
Рефлексия
На наш взгляд, учитель, тем более литератор, не может обойтись без
качественного
психологического
сопровождения
своей
деятельности.
Сотрудничество с психологической службой направлено на педагогическую
рефлексию: выявление влияния методов и способов педагогического
воздействия
на
область
возможного
развития
учащихся.
Психолого-
педагогический диалог носит исследовательский характер. Результатом
такого взаимодействия и способом формирования (развития) рефлексивно-
аналитических навыков является карта наблюдения, в которой можно
выделить следующие параметры: Карта наблюдения составляется педагогом
и психологом до урока и является его своеобразной панорамой. Составление
таких карт позволяет учителю оценить свои возможности, определить цели,
соизмерив
одно
с
другим.
Карты
наблюдения
дают
возможность
спрогнозировать результат работы не только на данном уроке, но и всей
педагогической деятельности как системы.
В контексте педагогической рефлексии хотелось бы остановиться на
результативности
нашего
опыта
работы
как
основном
показателе
эффективности любого новшества. Высок уровень знаний (9-10 баллов) по
русской литературе учащихся 8-ых классов, в которых мы работаем.
Успешным было участие гимназистов в лингвистическом конкурсе “Русский
медвежонок”, одна из побед – 1 место в республике. Творческие работы
учащихся, отличающиеся индивидуальным подходом, глубиной содержания
и оригинальностью формы (стихи, странички дневника, музыкальные
произведения,
цветовые
ассоциации
в
рисунках,
сценарий мюзикла),
являются своеобразным продолжением наших уроков.
Представленный опыт работы не раз являлся предметом обсуждения
коллег, рассматриваемые уроки прошли в рамках открытой методической
недели “Искусство создавать каждый урок вместе с детьми”. Подводя итог,
считаем необходимым отметить, что наша работа по развитию нравственных
качеств
личности
участников
образовательного
процесса
на
основе
психолого-педагогического
анализа
продолжается.
Мы
стремимся
анализировать достигнутое, совершенствовать известное, адаптировать новое
и надеемся, что наше видение процесса обучения найдет единомышленников,
а опыт работы – применение, помогая учителю ответить на извечный вопрос:
как сделать урок совершенным?