Напоминание

РОЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Автор: Вотякова Любовь Александровна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ Иркутской области "Братское музыкальное училище"
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: РОЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И АРХИВОВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

«БРАТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ»

ДОКЛАД

на тему:

РОЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА

ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ

УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Выполнила: преподаватель русского

языка и литературы Вотякова Л.А.

Братск, 2020

Новые концепции в преподавании русского языка и литературы

нацелены на развитие художественного мышления, творчества, читательской

речевой культуры, а в итоге – на формирование высоконравственной

личности. Мы уверены, что достижение этой цели, с одной стороны,

предполагает

творческое

переосмысления

традиционного,

глубокий

психолого-педагогический анализ, с другой, - нацеливает на поиск нового, в

процессе которого важно правильно расставить акценты. Главное, на наш

взгляд, это развитие личности не только ученика, но и учителя, так как

литературное развитие – грань общего, личностного развития человека.

Каждый учитель в процессе своей работы решает одну и ту же

проблему:

как

сделать

урок

более

познавательным,

развивающим,

продуктивным, используя оптимальные методы и приемы обучения?

Урок литературы – это творчество души, его нравственно-эстетическая

ценность

основа

и

цель

одновременно.

Известно,

что

изучение

художественных произведений формирует особое мышление, сочетающее в

себе логику и высокую духовность. Именно поэтому поиск нового для

учителя

словесности

должен

способствовать

главному:

развитию

нравственных качеств личности учащихся; формированию аналитической

культуры участников образовательного процесса.

Мы убеждены, что ведущая роль в процессе достижения поставленных

целей принадлежит грамотному психолого-педагогическому анализу, в

основу которого положены следующие идеи:

1. Идея развития личности

Урок литературы – это творческий процесс, в ходе которого не только

ученик, но и учитель в совместной аналитической деятельности открывают

новое, формируя свое мировоззрение. Нравственный заряд - цель и

реальность любого урока. На мой взгляд, духовный рост личности возможен

только

в

условиях

совместного

поиска

истины,

сопереживания,

формирования убеждений, реализуемых в поступках…

2.

Идея

поисково-исследовательского

подхода

и

развития

аналитической культуры

Сегодня

как

никогда

остро

ощущается

духовный

кризис,

переживаемый молодым поколением и обществом в целом. Современный

ученик

в

силу

недостаточного

жизненного

опыта

и

излишней

информированности все подвергает сомнению. Именно поэтому важно,

чтобы истины урока стали для учащихся их собственными открытиями,

превращающими урок в самостоятельный поиск…

3. Идея формирования психологической культуры

В

век

компьютерных

технологий

современному

учащемуся

необходимо умение читать: читать-думать, читать-анализировать, читать-

творить. Методы и формы работы, предложенных нами уроков позволяют

глубже

постигать

художественное

произведение,

психологию

героев,

способствуют формированию психологической культуры, рефлексивно-

аналитического мышления участников образовательного процесса.

4. Идея преемственности

Соблюдение принципа преемственности – объективная необходимость

для каждого учителя. Преемственность не зависит и не ограничивается

использованием

какой-либо

технологии.

Следует

отметить,

что

суть

психолого-педагогического анализа рассматриваемых уроков в проекции их

содержания

на

личность

учащегося,

психолого-педагогическом

взаимодействии и системности. Таким образом, составляющими психолого-

педагогического анализа являются:

Особенность содержания урока (проекция на личность учащегося) –

главная составляющая нашего опыта работы.

Приведенная таблица позволяет определить суть подхода к уроку

литературы (на примере уроков по рассказу В. Г. Распутина “Уроки

французского”).

№ Тема

Цель

Прогнозируемый

результат

1

Моя

самостоятельная

жизнь /урок

раскрытия

образа главного

героя/.

Работа в

проблемных

группах.

1.

Формировать навыки

социально-

психологической

характеристики главного

героя.

2.

Развивать

способности понимания,

перевоплощения в образ

главного героя.

3.

Постигать

высоконравственные

критерии собственного

оценивания.

Ребята проникают в

сложный мир

характера, чувств,

поступков главного

героя. В процессе

работы над этим

образом

устанавливается

взаимосвязь взглядов,

представлений

человека с событиями

его жизни.

2

Уроки

французского

(урок-открытие)

1.

Проанализировать

взаимоотношения

учительницы и главного

героя. Определить роль

педагога в жизни мальчика.

2.

Воссоздать образ –

нравственный идеал

учителя.

3.

Раскрыть роль

учителя в формировании

характера ученика.

Учащиеся в процессе

урока имеют

возможность

определить главные

критерии в оценке

настоящего учителя.

Открытие главного

помогает понять

сложную взаимосвязь

понятий

“педагогично” –

“непедагогично”, тем

самым постигнув суть

взаимоотношений

ученика и учителя.

3

Урок

постижения

истин (урок-

исследование)

1.

Обобщить,

систематизировать

впечатления о

прочитанном.

2.

Развить умение

постигать нравственные

истины на основе текста

произведения.

3.

Сформировать

высокоморальные критерии

жизненных поступков.

На основе раскрытия

образа главного героя

(1 урок), его

взаимоотношений с

людьми (2 урок) и

анализа событий

жизни ученики

определяют то

главное, что постигает

герой, - жизненные

истины.

Принцип системности рассматриваемых уроков реализуется единой

структурой, обусловленной используемой технологией. Реализации этих

целей способствует единый алгоритм разработанных уроков:

1.

“Ситуация успеха”

2.

“Интеллектуальный конфликт” (разрыв)

3.

Фиксация места разрыва в графико-знаковой форме

4.

Совместная деятельность в обсуждении способов решения задачи

5.

Рефлексия

На наш взгляд, учитель, тем более литератор, не может обойтись без

качественного

психологического

сопровождения

своей

деятельности.

Сотрудничество с психологической службой направлено на педагогическую

рефлексию: выявление влияния методов и способов педагогического

воздействия

на

область

возможного

развития

учащихся.

Психолого-

педагогический диалог носит исследовательский характер. Результатом

такого взаимодействия и способом формирования (развития) рефлексивно-

аналитических навыков является карта наблюдения, в которой можно

выделить следующие параметры: Карта наблюдения составляется педагогом

и психологом до урока и является его своеобразной панорамой. Составление

таких карт позволяет учителю оценить свои возможности, определить цели,

соизмерив

одно

с

другим.

Карты

наблюдения

дают

возможность

спрогнозировать результат работы не только на данном уроке, но и всей

педагогической деятельности как системы.

В контексте педагогической рефлексии хотелось бы остановиться на

результативности

нашего

опыта

работы

как

основном

показателе

эффективности любого новшества. Высок уровень знаний (9-10 баллов) по

русской литературе учащихся 8-ых классов, в которых мы работаем.

Успешным было участие гимназистов в лингвистическом конкурсе “Русский

медвежонок”, одна из побед – 1 место в республике. Творческие работы

учащихся, отличающиеся индивидуальным подходом, глубиной содержания

и оригинальностью формы (стихи, странички дневника, музыкальные

произведения,

цветовые

ассоциации

в

рисунках,

сценарий мюзикла),

являются своеобразным продолжением наших уроков.

Представленный опыт работы не раз являлся предметом обсуждения

коллег, рассматриваемые уроки прошли в рамках открытой методической

недели “Искусство создавать каждый урок вместе с детьми”. Подводя итог,

считаем необходимым отметить, что наша работа по развитию нравственных

качеств

личности

участников

образовательного

процесса

на

основе

психолого-педагогического

анализа

продолжается.

Мы

стремимся

анализировать достигнутое, совершенствовать известное, адаптировать новое

и надеемся, что наше видение процесса обучения найдет единомышленников,

а опыт работы – применение, помогая учителю ответить на извечный вопрос:

как сделать урок совершенным?



В раздел образования