Напоминание

Развитие речи у детей с ОВЗ на внеурочной деятельности


Автор: Моисеева Анна Олеговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: СФ ГБОУ школа-интернат №2 г.о. Жигулевск
Населённый пункт: г.Сызрань
Наименование материала: обобщение опыта по теме самообразования
Тема: Развитие речи у детей с ОВЗ на внеурочной деятельности
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие речи у детей с ОВЗ на внеурочной деятельности.

Л.С. Выгодский говорил: «Внеклассная работа – это продолжение учебно-

воспитательного процесса, начатого на уроке. Ее разнообразные формы и виды

дополняют и углубляют знания учащихся, а также способствуют поддержанию

устойчивого

интереса к

изучению школьной программы,

учат простому

человеческому сосуществованию»

Для учителя основными формами работы являются уроки, фронтальные,

подгрупповые или индивидуальные занятия. И это понятно, ведь основная задача

учителя-логопеда – коррекция речевых нарушений, т.е. длительная, кропотливая

работа по исправлению звукопроизношения, формированию и развитию лексико-

грамматической стороны речи, профилактики и коррекции нарушений письменной

речи. И задачи эти могут быть решены только в специально организованной

образовательной обстановке, т.е. на уроке. Все другие формы работы логопеда

составляют систему косвенного логопедического воздействия, т.к. по сути, они

способствуют, дополняют или закрепляют результаты прямого логопедического

воздействия.

В практической методологии выделяют 8 принципов организации

внеурочной деятельности, на которые ориентируемся и мы учителя – логопеды:

- принцип связи внеклассной работы с коррекционными уроками учителя-

логопеда.

Сущность его заключается в том, что основой для внеурочной деятельности

должны являться знания, полученные учащимися на занятиях с логопедам.

Опираясь на эти знания, логопед совершенствует речевые навыки учащихся во

внеурочной деятельности.

-

принцип систематичности в подаче логопедического материала. Этот

принцип действует в тесной связи с предыдущим: содержание внеурочной

деятельности должно быть соотнесено с программой. Взаимосвязь внеурочной

деятельности и программного материала обеспечивает систематичность в усвоении

языкового материала и выработке речевых навыков.

- принцип учета индивидуальных интересов и способностей учащихся. Такая

работа стимулирует познавательную и речевую активность: каждый ученик

получает задание по интересу и по своим способностям.

-

принцип

занимательности,

является

одним

из

основных

условий

пробуждения интереса к внеклассной работе. Занимательность - это то, что

удовлетворяет запросы учащихся, развивает у них любознательность.

- принцип разнообразия форм и видов внеурочной деятельности. Интерес к

внеурочной деятельности поддерживается не только содержанием проводимых

мероприятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от

уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения

языкового и речевого материала. Чем разнообразнее формы и виды внеурочной

деятельности, тем устойчивее интерес к ней.

-

принцип взаимосвязи различных видов внеурочной деятельности.

При

соблюдении этого принципа создается общая система внеклассной работы по

коррекции речи, русскому языку, обучению чтению, где каждое мероприятие имеет

свое определенное место.

- принцип добровольности. Чтобы у учащихся появилось желание добровольно

заниматься языковыми видами деятельности во внеурочное время, необходимо

проводить внеклассные мероприятия увлекательно, живо, интересно, о чем

говорилось выше.

- принцип массовости. С учетом того, что участие во внеурочной деятельности

благотворно

сказывается

на

развитии

речи

учащихся,

ускоряет

процесс

практического овладения ими русским языком, к ней привлекается как можно

больше учащихся.

Таковы

основные

методические

принципы

организации

внеурочной

деятельности,

соблюдение

которых

является

обязательным

условием,

определяющим успех и результативность коррекционной работы с обучающимися с

ОВЗ.

Всем учащимся с ОВЗ, обучающимся в нашей школе I ступени обучения

требуется

логопедическая помощь, из них 59 учащихся, т.е. 38% охвачены

логопедическим сопровождением, как остро нуждающиеся в речевой коррекции.

Речевое

развитие

учащегося

с

нарушением

интеллекта

имеет

свои

особенности:

нарушения речи носят системный характер, т.е. речь страдает как

целостная функциональная система;

на

речевом

развитии

отрицательно

сказывается

интеллектуальная

недостаточность;

у детей могут наблюдаться все формы нарушения речи. Преобладающим

в их структуре является нарушение семантических полей;

у у/о детей несформированы все этапы речевой деятельности;

наиболее

недоразвиты

сложные

уровни

порождения

речевого

высказывания: смысловой, языковой, сенсомоторный;

нарушения

речи

у

детей

с

интеллектуальной

недостаточностью

разнообразны по своим проявлениям, механизмам, уровню;

расстройства речи имеют стойкий характер и с большим трудом

устраняются.

Таким образом, речевое развитие в урочное и внеурочное время жизненно

необходимо для наших учащихся. Существуют различные формы внеурочной

деятельности: ролевые игры, экскурсии, театрализованные игры, праздники,

викторины, конкурсы. Роль учителя-логопеда в этих видах деятельности не

сводится только к консультированию педагогов. Я, как логопед активно участвую

во всех внешкольных мероприятиях

Экскурсии в театры и кинотеатры, музеи, на выставки, на природу, к памятным

местам способствуют речевому развитию учащихся. У детей возникает потребность

поделиться своими впечатлениями с товарищами, родителями, рассказать об

увиденном, передавая это в рисунках. Для закрепления речевого материала после

экскурсии мы

вместе с учителями начальных классов оформляем стенды с

фотографиями, рисунками; обсуждаю с детьми результаты экскурсии, используя

новый речевой материал.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дети видят

окружающий мир через образы, краски, звуки. Ребята смеются, когда смеются

персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами

любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. В такие моменты ребенок

наиболее открыт любому педагогическому воздействию.

Я в своей работе использую 3 вида театральной деятельности:

Игры-драматизации

Пальчиковый театр

Магнитный театр

В.А.Сухомлинский писал: «истоки способностей и дарования детей на

кончиках пальцев, от пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,

которые питают источник творческой мысли, т.е. чем больше мастерства у ребенка

в руке – тем умнее ребенок»

Пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития воображения,

мышления, а главное – речи, это волшебный мир, в котором ребенок радуется

играя, а играя – познает окружающий мир.

Магнитный театр развивает интерес к речевому творчеству, познавательные

способности детей, внимание и память, значительно обогащают словарный

ас.

Игры - драматизации имеют огромное значение в коррекции дефектов речи и

письма. С помощью проигрывания сказок я, как логопед, могу корригировать

различные аспекты речевой деятельности, а именно:

- развивать фонематическое восприятие,

- совершенствовать слоговую структуру слов,

- автоматизировать звуки речи,

- пополнять, уточнять и активизировать словарный запас,

- уточнять структуру предложений,

- совершенствовать связные высказывания.

Викторины, речевые конкурсы, речевые игры-соревнования способствуют

систематизации знаний, уточнению и конкретизации программного материала. Этот

вид внеклассной работы

я чаще использую в период закрепления знакомого

материала, после работы над определенной лексической темой. В основе любой

викторины, конкурса лежит игра.

Что даёт такая игра детям? Игра

дает

увлеченность, азарт, элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует

ум, возможность проявить или совершенствовать свои навыки, радость общения и

умение

ориентироваться

в

реальных

жизненных

ситуациях,

формирует

психологическую устойчивость. В этом учебном году была

проведена «Сказочная викторина». Викторины проводятся в различных формах:

командные, индивидуальные, а также с привлечением родителей, что способствует

укреплению семейных взаимосвязей.

Одной из эффективных форм подведения итогов логопедических занятий

является конкурс. Используемый при этом речевой материал зависит от возраста

учащихся и речевых нарушений. Конкурсы проводятся для привития интереса к

изучению русского языка и логопедическим занятиям, закрепления навыков

звуковой автоматизации, воспитания товарищества и коллективизма через умение

играть в команде. Мы с ребятами принимаем участие в конкурсах различного

уровня: в городском конкурсе чтецов по стихам березниковских поэтов среди

учащихся 1-4 классов, краевом конкурс авторских стихов.

В нашей школе уже стало традицией проводить конкурс «Король

письма». Вместе с учителями начальных классов я готовлю к этому конкурсу

детей-логопатов. Учащимся даются тексты, затем выявляются лучшие работы по

параллелям. Учитывается каллиграфия и аккуратность письма. По итогам конкурса

детям присуждается звание «Король письма».

Еще одно внеклассное мероприятие – предметные игры. В этом году в рамках

городского семинара – практикума для учителей – логопедов я провела внеклассное

мероприятие «Игра «Знатоки».

Данные конкурсы способствуют не только развитию речи, личностных качеств,

базовых учебных действий, но и успешной социализации учащихся. Отсюда и

результаты:

увеличивается потребность детей в общении, стимулируется накопление

и развитие речевых умений и навыков;

активизируется словарь, развивается внимание, мышление.

Современная форма работы - проектная деятельность, тоже не обошла нас

стороной. В рамках проекта «Экспедиция по родному краю» мы с ребятами

оформляли выставки рисунков, готовили с учащимися

рефераты на темы:

«Витаминная семья», «Страницы истории родной земли».

Вместе с учителем музыки организовали

и провели

благотворительный

концерт для детей - инвалидов в реабилитационном центре.

В

системе

внеклассной

коррекционной

работы

с

детьми,

имеющими

нарушения

речи,

эффективной

формой

внеурочной

деятельности

являются

логопедические

праздники.

На

них

подводятся

итоги

речевых

занятий,

закрепляются навыки речи в усложненных условиях. Это своеобразная форма

публичных выступлений. В отличие от обычных детских праздников, где,

как правило, участвуют наиболее способные и активные дети, здесь принимаю

участие логопаты, причем задания получают все без исключения. В результате

снимается

чувство

скованности,

преодолевается

застенчивость,

постоянно

развивается речевая и общая инициатива.

При подготовке к празднику с каждым ребенком ведется индивидуальная

работа. Дети, которые еще не могут свободно пользоваться речью, выступить с

чтением стихов или участвовать в инсценировке, получают облегченное задание:

выучить или прочитать загадку, четверостишие, участвовать в хоровом чтении,

обыграть

безречевую

роль.

Необходимо,

чтобы

каждый

ребенок

получил

удовлетворение от своего участия в выступлении.

Тематика праздников может быть самой разнообразной и регламентируется

годовым планом работы учреждения. Так в этом году я подготовила и провела

праздник,

посвященный

Дню

Матери.

Празднику

предшествовала

подготовительная работа,

оформлена выставка рисунков «Моя мама»,

подготовлены чтецы и артисты для выступления на празднике. Мной был

разработан сценарий, были подобраны конкурсы с использованием речевого

материала.

Таким образом, мы рассмотрели варианты внеурочной учителя-логопеда в

школе для обучающихся с ОВЗ, определили принципиальные подходы к

организации внеклассной работы и познакомились с мероприятиями, которые

могут быть представлены в методической копилке учителя-логопеда.

Конечно, логопед не в силах провести такую большую деятельность один. В

нашей школе любое дело, любое мероприятие, любое творческое начинание тут же

подхватывается

всем

педагогическим

коллективом.

Взаимодействие

всех

участников образовательного процесса даёт свои положительные результаты.

Исходя

из

анализа

проводимых

мероприятий

в

нашей

школе,

можно

с

уверенностью сказать о необходимости внеурочной деятельности , ее значимости в

коррекции речевых нарушений.



В раздел образования