Автор: Моисеева Анна Олеговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: СФ ГБОУ школа-интернат №2 г.о. Жигулевск
Населённый пункт: г.Сызрань
Наименование материала: обобщение опыта по теме самообразования
Тема: Развитие речи у детей с ОВЗ на внеурочной деятельности
Раздел: начальное образование
Развитие речи у детей с ОВЗ на внеурочной деятельности.
Л.С. Выгодский говорил: «Внеклассная работа – это продолжение учебно-
воспитательного процесса, начатого на уроке. Ее разнообразные формы и виды
дополняют и углубляют знания учащихся, а также способствуют поддержанию
устойчивого
интереса к
изучению школьной программы,
учат простому
человеческому сосуществованию»
Для учителя основными формами работы являются уроки, фронтальные,
подгрупповые или индивидуальные занятия. И это понятно, ведь основная задача
учителя-логопеда – коррекция речевых нарушений, т.е. длительная, кропотливая
работа по исправлению звукопроизношения, формированию и развитию лексико-
грамматической стороны речи, профилактики и коррекции нарушений письменной
речи. И задачи эти могут быть решены только в специально организованной
образовательной обстановке, т.е. на уроке. Все другие формы работы логопеда
составляют систему косвенного логопедического воздействия, т.к. по сути, они
способствуют, дополняют или закрепляют результаты прямого логопедического
воздействия.
В практической методологии выделяют 8 принципов организации
внеурочной деятельности, на которые ориентируемся и мы учителя – логопеды:
- принцип связи внеклассной работы с коррекционными уроками учителя-
логопеда.
Сущность его заключается в том, что основой для внеурочной деятельности
должны являться знания, полученные учащимися на занятиях с логопедам.
Опираясь на эти знания, логопед совершенствует речевые навыки учащихся во
внеурочной деятельности.
-
принцип систематичности в подаче логопедического материала. Этот
принцип действует в тесной связи с предыдущим: содержание внеурочной
деятельности должно быть соотнесено с программой. Взаимосвязь внеурочной
деятельности и программного материала обеспечивает систематичность в усвоении
языкового материала и выработке речевых навыков.
- принцип учета индивидуальных интересов и способностей учащихся. Такая
работа стимулирует познавательную и речевую активность: каждый ученик
получает задание по интересу и по своим способностям.
-
принцип
занимательности,
является
одним
из
основных
условий
пробуждения интереса к внеклассной работе. Занимательность - это то, что
удовлетворяет запросы учащихся, развивает у них любознательность.
- принцип разнообразия форм и видов внеурочной деятельности. Интерес к
внеурочной деятельности поддерживается не только содержанием проводимых
мероприятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от
уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения
языкового и речевого материала. Чем разнообразнее формы и виды внеурочной
деятельности, тем устойчивее интерес к ней.
-
принцип взаимосвязи различных видов внеурочной деятельности.
При
соблюдении этого принципа создается общая система внеклассной работы по
коррекции речи, русскому языку, обучению чтению, где каждое мероприятие имеет
свое определенное место.
- принцип добровольности. Чтобы у учащихся появилось желание добровольно
заниматься языковыми видами деятельности во внеурочное время, необходимо
проводить внеклассные мероприятия увлекательно, живо, интересно, о чем
говорилось выше.
- принцип массовости. С учетом того, что участие во внеурочной деятельности
благотворно
сказывается
на
развитии
речи
учащихся,
ускоряет
процесс
практического овладения ими русским языком, к ней привлекается как можно
больше учащихся.
Таковы
основные
методические
принципы
организации
внеурочной
деятельности,
соблюдение
которых
является
обязательным
условием,
определяющим успех и результативность коррекционной работы с обучающимися с
ОВЗ.
Всем учащимся с ОВЗ, обучающимся в нашей школе I ступени обучения
требуется
логопедическая помощь, из них 59 учащихся, т.е. 38% охвачены
логопедическим сопровождением, как остро нуждающиеся в речевой коррекции.
Речевое
развитие
учащегося
с
нарушением
интеллекта
имеет
свои
особенности:
нарушения речи носят системный характер, т.е. речь страдает как
целостная функциональная система;
на
речевом
развитии
отрицательно
сказывается
интеллектуальная
недостаточность;
у детей могут наблюдаться все формы нарушения речи. Преобладающим
в их структуре является нарушение семантических полей;
у у/о детей несформированы все этапы речевой деятельности;
наиболее
недоразвиты
сложные
уровни
порождения
речевого
высказывания: смысловой, языковой, сенсомоторный;
нарушения
речи
у
детей
с
интеллектуальной
недостаточностью
разнообразны по своим проявлениям, механизмам, уровню;
расстройства речи имеют стойкий характер и с большим трудом
устраняются.
Таким образом, речевое развитие в урочное и внеурочное время жизненно
необходимо для наших учащихся. Существуют различные формы внеурочной
деятельности: ролевые игры, экскурсии, театрализованные игры, праздники,
викторины, конкурсы. Роль учителя-логопеда в этих видах деятельности не
сводится только к консультированию педагогов. Я, как логопед активно участвую
во всех внешкольных мероприятиях
Экскурсии в театры и кинотеатры, музеи, на выставки, на природу, к памятным
местам способствуют речевому развитию учащихся. У детей возникает потребность
поделиться своими впечатлениями с товарищами, родителями, рассказать об
увиденном, передавая это в рисунках. Для закрепления речевого материала после
экскурсии мы
вместе с учителями начальных классов оформляем стенды с
фотографиями, рисунками; обсуждаю с детьми результаты экскурсии, используя
новый речевой материал.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дети видят
окружающий мир через образы, краски, звуки. Ребята смеются, когда смеются
персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами
любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. В такие моменты ребенок
наиболее открыт любому педагогическому воздействию.
Я в своей работе использую 3 вида театральной деятельности:
Игры-драматизации
Пальчиковый театр
Магнитный театр
В.А.Сухомлинский писал: «истоки способностей и дарования детей на
кончиках пальцев, от пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли, т.е. чем больше мастерства у ребенка
в руке – тем умнее ребенок»
Пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития воображения,
мышления, а главное – речи, это волшебный мир, в котором ребенок радуется
играя, а играя – познает окружающий мир.
Магнитный театр развивает интерес к речевому творчеству, познавательные
способности детей, внимание и память, значительно обогащают словарный
ас.
Игры - драматизации имеют огромное значение в коррекции дефектов речи и
письма. С помощью проигрывания сказок я, как логопед, могу корригировать
различные аспекты речевой деятельности, а именно:
- развивать фонематическое восприятие,
- совершенствовать слоговую структуру слов,
- автоматизировать звуки речи,
- пополнять, уточнять и активизировать словарный запас,
- уточнять структуру предложений,
- совершенствовать связные высказывания.
Викторины, речевые конкурсы, речевые игры-соревнования способствуют
систематизации знаний, уточнению и конкретизации программного материала. Этот
вид внеклассной работы
я чаще использую в период закрепления знакомого
материала, после работы над определенной лексической темой. В основе любой
викторины, конкурса лежит игра.
Что даёт такая игра детям? Игра
дает
увлеченность, азарт, элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует
ум, возможность проявить или совершенствовать свои навыки, радость общения и
умение
ориентироваться
в
реальных
жизненных
ситуациях,
формирует
психологическую устойчивость. В этом учебном году была
проведена «Сказочная викторина». Викторины проводятся в различных формах:
командные, индивидуальные, а также с привлечением родителей, что способствует
укреплению семейных взаимосвязей.
Одной из эффективных форм подведения итогов логопедических занятий
является конкурс. Используемый при этом речевой материал зависит от возраста
учащихся и речевых нарушений. Конкурсы проводятся для привития интереса к
изучению русского языка и логопедическим занятиям, закрепления навыков
звуковой автоматизации, воспитания товарищества и коллективизма через умение
играть в команде. Мы с ребятами принимаем участие в конкурсах различного
уровня: в городском конкурсе чтецов по стихам березниковских поэтов среди
учащихся 1-4 классов, краевом конкурс авторских стихов.
В нашей школе уже стало традицией проводить конкурс «Король
письма». Вместе с учителями начальных классов я готовлю к этому конкурсу
детей-логопатов. Учащимся даются тексты, затем выявляются лучшие работы по
параллелям. Учитывается каллиграфия и аккуратность письма. По итогам конкурса
детям присуждается звание «Король письма».
Еще одно внеклассное мероприятие – предметные игры. В этом году в рамках
городского семинара – практикума для учителей – логопедов я провела внеклассное
мероприятие «Игра «Знатоки».
Данные конкурсы способствуют не только развитию речи, личностных качеств,
базовых учебных действий, но и успешной социализации учащихся. Отсюда и
результаты:
увеличивается потребность детей в общении, стимулируется накопление
и развитие речевых умений и навыков;
активизируется словарь, развивается внимание, мышление.
Современная форма работы - проектная деятельность, тоже не обошла нас
стороной. В рамках проекта «Экспедиция по родному краю» мы с ребятами
оформляли выставки рисунков, готовили с учащимися
рефераты на темы:
«Витаминная семья», «Страницы истории родной земли».
Вместе с учителем музыки организовали
и провели
благотворительный
концерт для детей - инвалидов в реабилитационном центре.
В
системе
внеклассной
коррекционной
работы
с
детьми,
имеющими
нарушения
речи,
эффективной
формой
внеурочной
деятельности
являются
логопедические
праздники.
На
них
подводятся
итоги
речевых
занятий,
закрепляются навыки речи в усложненных условиях. Это своеобразная форма
публичных выступлений. В отличие от обычных детских праздников, где,
как правило, участвуют наиболее способные и активные дети, здесь принимаю
участие логопаты, причем задания получают все без исключения. В результате
снимается
чувство
скованности,
преодолевается
застенчивость,
постоянно
развивается речевая и общая инициатива.
При подготовке к празднику с каждым ребенком ведется индивидуальная
работа. Дети, которые еще не могут свободно пользоваться речью, выступить с
чтением стихов или участвовать в инсценировке, получают облегченное задание:
выучить или прочитать загадку, четверостишие, участвовать в хоровом чтении,
обыграть
безречевую
роль.
Необходимо,
чтобы
каждый
ребенок
получил
удовлетворение от своего участия в выступлении.
Тематика праздников может быть самой разнообразной и регламентируется
годовым планом работы учреждения. Так в этом году я подготовила и провела
праздник,
посвященный
Дню
Матери.
Празднику
предшествовала
подготовительная работа,
оформлена выставка рисунков «Моя мама»,
подготовлены чтецы и артисты для выступления на празднике. Мной был
разработан сценарий, были подобраны конкурсы с использованием речевого
материала.
Таким образом, мы рассмотрели варианты внеурочной учителя-логопеда в
школе для обучающихся с ОВЗ, определили принципиальные подходы к
организации внеклассной работы и познакомились с мероприятиями, которые
могут быть представлены в методической копилке учителя-логопеда.
Конечно, логопед не в силах провести такую большую деятельность один. В
нашей школе любое дело, любое мероприятие, любое творческое начинание тут же
подхватывается
всем
педагогическим
коллективом.
Взаимодействие
всех
участников образовательного процесса даёт свои положительные результаты.
Исходя
из
анализа
проводимых
мероприятий
в
нашей
школе,
можно
с
уверенностью сказать о необходимости внеурочной деятельности , ее значимости в
коррекции речевых нарушений.