Автор: Пыстина Марина Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 11 Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: Театрализованная деятельность, как средство формирования у дошкольников основ безопасного поведения на дороге
Раздел: дошкольное образование
Театрализованная деятельность, как средство формирования у дошкольников основ
безопасного поведения на дороге
Воспитатель ГБДОУ детского сада № 11
Приморского района Санкт-Петербурга
Пыстина Марина Дмитриевна
Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ним растет и число
дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на дорогах гибнет много людей, в том
числе и дети. А ведь самое ценное – это здоровье и жизнь ребенка. Однако дети – это
особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как
к взрослым, а потому дословная трактовка правил дорожного движения, например для
дошкольников неприемлема. Поэтому главная задача родителей и педагогов – доступно
разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл,
опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Работа по обучению правилам дорожного движения, воспитанию культуры
поведения проводится в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса.
Значение театрализованных игр в воспитании и обучении дошкольников очень велико,
поэтому мы считаем целесообразно использовать их в работе по ознакомлению детей с
ПДД. Трудно переоценить эффективность театрализованной деятельности в работе с
дошкольниками, так как театрализованная деятельность в детском саду организационно
может пронизывать все режимные моменты, она способствует тому, чтобы сделать жизнь
детей
в
группе
увлекательнее,
разнообразнее.
Использование
театрализованной
деятельности в системе обучения детей в ДОУ, позволяет педагогам решать комплекс
задач, связанных с познавательным, социальным, речевым, эстетическим развитием и
развитием безопасных действий на дороге. Для осуществления театрализованной
деятельности по данной теме в ДОУ необходимы различные виды театров, которые
способны, с одной стороны, удивить ребенка интересной игрушкой, привлечь его
внимание игрой, занимательным сюжетом, выразительной интонацией, движениями.
В своей работе по формированию знаний о правилах дорожного движения у
дошкольников педагоги используют различные виды театра: кукольный, настольный,
пальчиковый, театр игрушек, театр картинок. Тут ребенок или взрослый сам не является
действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного
или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой и
самостоятельно решает проблемные ситуации. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он
действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.
Встреча с героями сказок несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает
эффективность обучения, а также способствует:
сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым
длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка,
помогает решать комплекс взаимосвязанных задач, связанных с развитием
безопасных действий на дороге.
С другой стороны, для ребенка главное – получить радость от общения со
взрослыми, сверстниками. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в
образ, перевоплощается в него, живет его жизнью, тем самым разбирая разные ситуации
на дорогах города. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие
проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Игры-драматизации
основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может
использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае
играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности: интонацию,
мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ,
перевоплощается в него, живет его жизнью, тем самым разбирая разные ситуации на
дорогах города. Игры-драматизации с пальчиками – атрибуты ребенок надевает на
пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных
высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая
культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики
ставят ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него
улучшается
диалогическая
речь,
её
грамматический
строй.
Игры-драматизации,
постановка спектаклей старшими дошкольниками, демонстрация их родителям и детям
младшего возраста обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному
восприятию и лучшему запоминанию материала.
Для детей старшего дошкольного возраста не менее важен такой вид деятельности
как импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. Это
сложная, но и интересная игра, которая помогает каждому ребенку показать свою
индивидуальность, проявить творческие способности.
Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные
ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.
Полученные знания дети закрепляли в театрализованных играх: «В гостях у
инспектора
ГИБДД»,
«Пешеходы»,
«Светофор
–
лучший
друг»,
«Автошкола»,
«Радиограмма инспектору ГИБДД» «Увлекательное путешествие на вертолете ДПС»;
представлениях «На лесном перекресте», «Школа светофорных наук», «Правила
дорожные детям знать положено»; инсценировании сказок «на новый лад» «Колобок»,
«Теремок», «Репка» и т. д. с использованием элементов ПДД, «Умный светофор на
посвящении в отряд ЮИД» (по произведению М.Дружининой). Реализация данного
раздела по безопасности позволяет сформировать у детей необходимые представления и
навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.
Занятия с использованием технологии театральной педагогики включают в работу
одновременно физический, эмоциональный и интеллектуальный аппараты человека.
Беспрерывная смена самой разнообразной деятельности – выполнение упражнений,
репетиции, выступление, наблюдение, анализ - обеспечивает переход восприятия
учебного материала из пассивно прослушанного в активно осознанное. Использование
методов театральной педагогики формирует и поддерживает эмоциональный интерес к
любому виду деятельности, погружая детей в присущую им стихию игры. В атмосфере
тепла, добра, творчества, дети становятся радостными, активными и обучаемыми. А для
ребёнка, усвоившего правила дорожного движения, безопасность становится нормой
жизни.
Список используемой литературы.
1.
Авдеева Н.Н., Князева О.Л., СтеркинаР.Б. «Безопасность: Учебное пособие по
основам
безопасности
жизнедеятельности
детей
старшего
дошкольного
возраста»– М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД».
2.
Агапова, М.А. Давыдова И.А. «Театральные занятия в детском саду» Развитие,
управление, тренинги, сценарии. М.; АРКТИ, 2010
3.
Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет:
методическое
пособие
для
воспитателей
дошкольных
образовательных
учреждений. М. Просвещение, 2005г.
4.
Белая К.Ю. «Я и моя безопасность». Тематический словарь в картинках: Мир
человека. – М.: Школьная Пресса, 2010.
5.
Данилова Т.И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста
ПДД. -СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
6.
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение,
1991.