Авторы: Орлова Тамара Ивановна, Кулабухова Марина Александровна
Должность: учителя географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №29
Населённый пункт: г.Белгорода
Наименование материала: статья
Тема: "Творческие задания на уроках географии"
Раздел: среднее образование
Творческие задания на уроках географии
Урок географии – один из интереснейших предметов школьного курса.
Целью предмета географии в рамках реализации ФГОС является не столько
обогащение
учащихся
знаниями,
сколько
научить
их
овладеть
способами
деятельности. От умения учителя географии организовать учебную деятельность
учащихся зависит качество географического образования. Изменения, которые
происходят сегодня в окружающем мире, обществе предъявляют повышенные
требования
к
интеллектуальным
качествам
личности,
ее
творческим
способностям. И в этом велика роль учителя.
Творчество является одной из форм проявления активной личностной позиции
ученика, в результате реализации которой он не только создает новое для себя, но и
приобретает важные качества личности. Школьное образование служит базой для
дальнейшего непрерывного обучения и самообразования в современных условиях.
Поэтому наряду с решением типовых задач школа призвана вооружить учащихся
знанием методов творческого подхода к выполнению действий, когда исходные
данные начала решений не определены.
Урок географии способствует развитию творческой деятельности, творческого
потенциала обучающихся.
Творческий потенциал – внутренние возможности,
позволяющие
создавать
новые
по
замыслу
культурные
или
материальные
ценности. У каждого ребенка есть способности и таланты. Задача учителя –
руководить
деятельностью
детей,
способствовать
развитию
творческих
способностей, максимально вовлечь учащихся в процесс познания окружающего
мира, способствовать формированию познавательного интереса к географии.
Творческие задания стимулируют интерес учащихся к предмету, способствуют
развитию навыков индивидуальной и коллективной деятельности, приводят к
более глубоким знаниям учащихся и приобретению метапредметных навыков.
Творческие задания можно рассматривать как средство, которое
позволяет
формировать знания на более высоком уровне. Процесс решения таких заданий
потребует от школьников не простого воспроизведения знаний по предмету, а
способности творчески использовать свои знания и умения внутри предметного
и
межпредметного
характера.
В
процессе
познания
ученик
переходит
от
имеющихся знаний к индивидуально новым. Если само знание не наталкивается
на возможную ассоциацию, перенос осуществляется с трудом. Этому можно и
надо учить на уроке географии: формировать у учащихся умение осмысливать
проблемную
ситуацию;
выдвигать
и
проверять
гипотезу;
заниматься
исследованием; работать с текстами проблемного содержания; воспринимать
проблемное изложение материала учителя.
Основная цель творческих заданий:
- научить учащихся пользоваться дополнительной литературой;
- научить выделять главное из общей информации;
- получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету;
- подготовить учащихся к умению самостоятельно пополнять знания;
- подходить нестандартно к решению проблем.
Одной из главных задач развития творческих способностей учащихся на уроках
географии является: обеспечение значительного повышения качества учебно-
воспитательного процесса; воспитание интереса к знаниям; постоянное обращение
учеников к раннее усвоенным знаниям; формирование навыков самостоятельной работы;
Творческая
деятельность
учащихся
-
это
всегда
поиск,
догадка,
работа
воображения.
Дети
любят
сам
процесс
выполнения
творческого
задания,
от
которого они получают радость.
Организация творческой деятельности учащегося для учителя -
нелегкая
задача, необходимо
создать для каждого учащегося такие условия, которые
позволяют
ему
творчески
подойти
к
решению
проблем
и
это
должно
происходить
в
рамках
программы.
Поэтому,
учителю
необходимо
выбрать
правильные
методы
и
формы
обучения,
определить
возможную
меру
включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение
интересным.
Творческая
деятельность
школьников
включает
многообразные
виды действий: перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение нового
значения знакомого объекта,
умение видеть альтернативу решения, умение
комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ,
умение создавать оригинальный способ решения задачи при известности других.
Чтобы обеспечить творческую деятельность у школьника, необходимо знать
условия системы ее возникновения:
- открытость обучения предмету - понимаемую как особый стиль работы
учителя, содержания образования, общения между учащимися и т.д.,
оставляющие за учащимся возможность выбора и свободного планирования
собственной деятельности.
- построение учеником совместно с учителем индивидуального маршрута
собственной творческой деятельности - оставление гибкого плана и прохождение
определенных этапов выполнения творческой работы
Творческие задания стимулируют интерес учащихся к предмету, способствуют
развитию навыков индивидуальной и коллективной деятельности и в итоге
приводят к более глубоким знаниям учащихся и приобретению метапредметных
навыков.
На своих уроках используем такие творческие задания по виду деятельности ,
как:
- индивидуальные
- парные
- мелкогрупповые (3-7 человек)
- групповые (10-15 человек)
- коллективная
Различные виды заданий по-разному влияют на развитие творческого
потенциала учащегося. Так при выполнении заданий репродуктивного уровня
(
р ису нк и,
кроссворды,
ребусы, синквейны)
оказывают
наибольшее
воздействие на воображение, память, речь, внимание. Творческие задания
частично-поискового
уровня
(логические
цепочки,
«найди
ошибку»,
определение объекта по описанию, контуру) развивают память, логическое
мышление,
внимание.
Творческий
уровень
(заочные
путешествия,
квест,
мини- сочинение, решение географических задач)
развивают внимание,
логику, мышление.
Предлагаем учащимся различные виды творческих заданий: сообщение,
рефераты,
презентации,
кроссворды;
разработка
какого-
либо
проекта,
исследовательская
работа,
разработка
туристического
маршрута
(например: «Путешествие в Австралию», «Три дня в Африке»). Удачны
различные варианты работы с текстом: найдите и исправьте в тексте географические
ошибки; проверьте предложенную информацию, пользуясь справочной литературой;
докажите..,
опровергните…).
Учащиеся
участвуют
в
разработке
образовательных
проектов. Например: «Разработайте и защитите программу освоения Амазонии».
Заключение-----При использовании творческих заданий, следует уделять
личностному
опыту
учащихся
и
сориентировать
их
деятельность
на
достижение успеха. Каждый урок должен стать стимулом, чтобы ученики
проверили свой творческий потенциал, и у них возникла бы внутренняя
потребность формировать в себе творческую личность. Одним словом, чем
больше
педагог
найдёт
увлекательных
моментов
на
уроке,
тем
выше
эффективность
обучения.
Применение системы творческих заданий расширяет
горизонт
предметного
обучения,
является
дополнительным
стимулом
к
более
тщательному изучению материала и развитию интереса к предмету, расширению
кругозора,
способствует
саморазвитию
личности,
самоутверждению
подростков,
создает
атмосферу
творческого
сотрудничества
не
только
между
учителем
и
учащимися, но и среди учеников в группах. И все это приводит к значительному
повышению качества знания учащихся
Список использованной литературы:
Творческие задания на уроках географии
Виды творческих заданий по содержанию:
1)
Учитель предлагает темы для творческих работ (рефератов). В течение месяца
школьники разрабатывают темы, лучшие работы обсуждают на уроке-конференции в
конце четверти.
2)
Рекламный
плакат,
проспект. Например:
«Приглашение
в
Бурятию»,
в
«Еравну» и др.
3)
Проект
туристического
маршрута(Задания
2
и
3
выполняются
в
течение
недели)
4)
Сказка (объяснить, что отразить, проследить в этой творческой работе. а)
Можно
дать
начало
сказки
«В
некотором
царстве,
в
некотором
государстве….
Однажды….» б) Учитель может дать название сказки «В споре рождается истина»
5)
Стихи
6)
Пользуясь учебниками и дополнительной литературой составить 15 тестовых
вопросов по данной теме для игры «Кто хочет стать отличником по географии?» (с
градацией вопросов от простых к сложным). Из всех предложенных вопросов можно
выбрать наиболее интересные и составить сценарий игры.
7)
Кроссворды, включающие не менее 15 слов.
8)
Исследовательская
работа
в
школьном
географическом
обществе.
Каждый
школьник
получает
тему
для
исследования.
В
течение
учебного
года
школьники
изучают литературу, собирают краеведческий материал под руководством учителя. В
последней четверти проводится школьная научно-практическая конференция, лучшие
работы в дальнейшем участвуют в конкурсах и НПК различного уровня.
9)
Макет, модель
10)
Ребус,
11)
Сообщение
12)
Доклад
13)
Сочинение
14)
Эссе
15) Игра «Газетная заметка». (Можно использовать при проверке знаний как отдельного
урока, так и всей темы, раздела.). Игра заключается в следующем:каждому ребенку
дается
номер
газеты,
в
которой
он
якобы
публикует
свои
заметки,
например,
по
путешествию по саваннамАфрики (или другой природной зоне любого материка). В
любой момент учащийся может сказать: «Продолжение следует в следующем номере».
16) Хорошим творческим эффектом обладает работа учащихся по рецензированию
предложенного учителем материала. Можно предложить детям следующие варианты
работы с текстом:
•
Найдите и исправьте в тексте фактические ошибки
•
Опровергните предложенную информацию
•
Проверьте предложенную информацию, пользуясь справочной литературой;
•
Предложите своё, более точное, определение;
•
Догадайтесь, что имел в виду автор в данном отрывке
17)
Поиск
в
Интернете
географической
образовательной
документации,
ее
сравнительный анализ и обсуждение.
18) Создание проекта презентации для урока географии.
19)
Письмо (Из страны, в которой вы якобы живете, своему другу, живущему на
другом материке).
20)Образовательный
проект. Например:
«Разработайте
и
защитите
программу
научных
экспедиций
по
Африке,
Антарктиде
и
т.
д.»
Это
может
быть
заключительный урок по изучению любого материка или Южных материков в целом.
21)Репортаж (С берега озера Байкал, острова Гренландия, реки Амазонка, водопада
Анхеля и др.)
22) Пофантазируйте на тему «Образ Южной Америки на карте»(7кл. Тема: «Южная
Америка», 1 –ый урок).
23)Зачетные
работы:
разработка
интерактивного
модуля
урока
географии
с
использованием
СНИ
и
КТ,
электронная
презентация
(создание
серий
цифровых
фотографий,
рисунков,
графиков,
таблиц),
электронная
презентация
путешествия
(экскурсии), достопримечательности одного из государств и др.
Единые требования к ТДЗ:
к оформлению:
Оформление титульного листа по образцу:
•
Тема ТДЗ
•
Вид работы (сообщение, доклад,…)
•
Учебный предмет («Сообщение по географии»)
•
Ф.И.О.автора, класс.
•
КОСШ, год
•
Наличие иллюстрации по желанию автора или учителя
•
Функциональность (прочность материала)
•
Аккуратность выполнения
к содержанию:
•
Терминология,
сложность
информации
должна
соответствовать
возрасту
учащихся
•
Лаконичность и интересность информации
•
Наличие списка использованной литературы
Оценка ТДЗ:
•
Содержание, оформление и устное выступление оцениваются отдельно
Д.Айян сердцевиной духа творчества считает ЯДРО:
Я - я хочу знать (любознательность)
Д - действенность (энергичность)
Р- риск (готовность рисковать)
О – открытие нового
Нужна система заданий для каждого класса. Результат превзойдет ожидания. Даже
самые слабоуспевающие ученики могут написать целые шедевры, испытать при этом
радость и гордость.
Некоторые творческие работы учащихся помещены на данном сайте.
Применение системы творческих заданий расширяет горизонт предметного обучения,
является дополнительным стимулом к более тщательному изучению материала и
развитию интереса к предмету, расширению кругозора, способствует саморазвитию
личности,
самоутверждению
подростков,
создает
атмосферу
творческого
сотрудничества не только между учителем и учащимися, но и среди учеников в
группах. И все это приводит к значительному повышению качества знания учащихся
Список использованной литературы:
1.
Душина
И.В.,Понурова
Г.А.
Методика
преподавания
географии.
-
М:
изд-во
Московский лицей. -1996.
2. Митрофанов И.В. Тематические игры по географии. – М: ООО «ТЦ Сфера».
.
В своей работе при обучении географии я делаю акцент на творческие задания.
Типы творческих задач
Виды творческих задач
По функциям
По дидактическим целям
Конвергентного характера
мышление направлено на поиск единственно верного результата
1-го уровня по овладению теоретическими и практическими знаниями
рисунок, сообщение, чайнворды, кроссворды, ребусы, игры, синквейны
2-го уровня по приобретению необходимых умений и навыков
узнай объект, составление рассказа
Дивергентного характера
ТЗ по уровню оформления
Рабочая (в тетради, с листа)
Экспозиционная (на отдельном формате, содержащая
иллюстрации, схемы, таблицы)
Файл – лист
Буклет
Брошюра
Газета
«Раскладушка»
Альбом
Электронная презентация.
Единые требования к ТЗ к оформлению:
Оформление титульного листа по образцу:
Тема ТЗ
Вид работы (сообщение, доклад,…)
Учебный предмет («Сообщение по географии»)
Ф.И.О. автора, класс.
год
Наличие иллюстрации по желанию автора или учителя
Функциональность (прочность материала)
Аккуратность выполнения
к содержанию:
Терминология, сложность информации должна соответствовать возрасту
учащихся
Лаконичность и интересность информации
Наличие списка использованной литературы
Оценка ТЗ:
Содержание, оформление и устное выступление оцениваются отдельно
Виды творческих заданий, используемых на уроке
1.Реферат. В течение месяца школьники разрабатывают темы, лучшие работы
обсуждают на уроке-конференции в конце четверти.
2.Рекламный плакат, проспект. Например: «Приглашение в Бурятию»,
3. Проект туристического маршрута (Задания 2 и 3 выполняются в течение
недели)
4 Пользуясь учебниками и дополнительной литературой составить 15 тестовых
вопросов по данной теме для игры «Кто хочет стать отличником по географии?»
(с градацией вопросов от простых к сложным). Из всех предложенных вопросов
можно выбрать наиболее интересные и составить сценарий игры.
5.Кроссворды, включающие не менее 15 слов.
6. Игра «Газетная заметка». (Можно использовать при проверке знаний как
отдельного урока, так и всей темы, раздела.). Игра заключается в следующем:
каждому ребенку дается номер газеты, в которой он якобы публикует свои
заметки, например, по путешествию по саваннам Африки (или другой
природной зоне любого материка). В любой момент учащийся может сказать:
«Продолжение следует в следующем номере».
7 Хорошим творческим эффектом обладает работа учащихся по рецензированию
предложенного учителем материала. Можно предложить детям
следующие варианты работы с текстом:
Найдите и исправьте в тексте фактические ошибки
Опровергните предложенную информацию
Проверьте предложенную информацию, пользуясь справочной
литературой;
Предложите своё, более точное, определение;
Догадайтесь, что имел в виду автор в данном отрывке
8 Поиск в Интернете географической образовательной документации, ее
сравнительный анализ и обсуждение.
9 Создание проекта презентации для урока географии.
10 Письмо (Из страны, в которой вы якобы живете, своему другу, живущему
на другом материке).
11 Образовательный проект. Например: «Разработайте и защитите программу
научных экспедиций по Африке, Антарктиде и т. д.» Это может быть
заключительный урок по изучению любого материка или Южных материков в
целом.
Нужна система заданий для каждого класса. Результат превзойдет ожидания.
Даже самые слабоуспевающие ученики могут написать целые шедевры,
испытать при этом радость и гордость.
Применение системы творческих заданий расширяет горизонт предметного
обучения, является дополнительным стимулом к более тщательному изучению
материала и развитию интереса к предмету, расширению кругозора,
способствует саморазвитию личности, самоутверждению подростков,
создает атмосферу творческого сотрудничества не только между учителем и
учащимися, но и среди учеников в группах. И все это приводит к значительному
повышению качества знания учащихся
Варианты заданий:
1 тип
Страна, в которой расположено озеро Балатон.
Высочайший в мире водопад.
Страна с самой большой береговой линией.
Материк, который пересекают все меридианы.
2 тип
Что это такое?
Эрги, гамады
Самум, баргузин
Вади, крики
эндемики
эпифиты
3 тип
Какие столицы здесь зашифрованы? Из слова удалены одинаковые гласные, а оставшиеся
согласные переставлены.
- РНК (Анкара)
- ДКРЖТ (Джакарта)
- БКЛМ (Коломбо)
В рамках викторины можно показывать ребусы, шарады, кроссворды, логические цепочки – все,
что вызывает интерес и делает урок нескучным. Еще одно развивающее задание – составление
«синквейнов», выступает как симбиоз географии и русского языка и способствует развитию речи,
творческих способностей и расширению географического кругозора.
Например:
_____________ 1 существительное
___________ _________ 2 глагола
___________ _________ ____________ 3 прилагательных
__________ ___________ __________ ____________ Предложение
Примеры «синквейнов», составленных на уроках:
Машиностроение
Механизирует Автоматизирует
Трудоемкое Наукоемкое Металлоемкое
Машиностроение технически вооружает экономику.
Европа
Торгует Диктует
Многоликая Прогрессивная Культурная
Европа – историческая колыбель цивилизации.
Индия
Восхищает Завораживает
Многонациональная Контрастная Сказочная
Индия – страна глубоких противоречий.
«Логическая цепочка» – упражнение, которое получается, как правило, в сильных классах и
проводится как закрепление темы. Учитель говорит первое предложение: «Индия расположена на
полуострове Индостан и занимаетудобное ЭГП. Любой ученик продолжает: «ЭГП Индии удобно,
так как страна омывается водами Индийского океана, что способствует развитию внешне-
экономических связей и торговле с соседними странами. Следующий ученик начинает свою фразу
с последних слов своего одноклассника: «Соседями Индии являются….». Начало ответа каждого
ученика – это конец фразы предыдущего. Упражнение сложно тем, что нужно хорошо знать тему,
поэтому учитель должен выступать как связующее звено, если вдруг «цепочка» разрывается и кто-
то затрудняется в формулировке материала.
Для развития навыков концентрации внимания используются нестандартные тесты. Например, на
обобщающем уроке по теме: «Межотраслевые комплексы» предлагается тест - « Угадай, что я за
зверь, и построй меня скорей».
Необычное задание вызывает интерес у ребят, и они с удовольствием строят фигуры. Для учителя
«плюсы» такой формы тестирования заключаются в быстроте проверки и выявлении пробелов в
знаниях ребят, так как вопросы составлены блоками по пройденным темам. Для построения этого
теста надо взять лист из тетради в клеточку и посередине листа поставить точку. Читая первый
вопрос, ученик выбирает ответ № 2 и рисует «Горизонтально вправо» 2 клетки, во 2-м вопросе он
выбирает ответ № 1 и продолжает от конца первого отрезка рисовать «Вверх» одну клетку и т. д.
Получается собака на поводке (Варианты тестов прилагаются).
Воспитание творческой личности невозможно без развития воображения. Для этого
используются различные игровые ситуации и географическое лото, уроки-путешествия и
интегрированные театрализованные уроки (н-р, урок-суд «Кто виновен в гибели Арала?»),
творческие работы и проекты, отчеты экспедиций. Активное включение информационных средств
обучения помогает смоделировать различные ситуации и проследить динамику развития того или
иного явления.
Антропогенное влияние коренным образом изменяет лик Земли, поэтому экологическое
воспитание в современных условиях становится приоритетным. Важными приемом формирования
экологической культуры на уроках географии являются работа с фактами, составление
экологического паспорта природного объекта (при изучении природных зон, регионов России,
своей местности), исследовательские задания на маршруте экологической тропы, изучение
природных процессов с использование цитат, афоризмов, стихов из литературных источников. Все
они оказывают благотворное влияние на душу и чувства учащихся, заново открывают им красоту
родной земли, учат бережно относиться к ней, а следовательно, служат целям патриотического
воспитания.
Знания рождают мировоззрение, поэтому самым важным для учителя и наставника является
воспитание географически образованного человека, обладающего критическим мышлением,
зрелой гражданской позицией и экологическим взглядом на жизнь.
Вариант тестов:
«Угадай, что я за зверь и построй меня скорей»
Вариант № 1
1. Горизонтально вправо
Какой из ученых был основоположником экономической географии?
1) Докучаев
2) Баранский
3) Ломоносов.
2. Вверх
Численность населения в России в настоящее время:
1) 145 млн. человек
2) 156 млн. человек
3) 125 млн. человек
3. Вправо
Оценка места страны на экономической карте по отношению к основным районам и
центрам экономики – это характеристика:
1) Физико – географического положения;
2) Экономико – географического положения;
3) Геополитического положения.
4. Вверх
Как называется наука о народонаселении и его воспроизводстве:
1) Социология
2) Этнография
3) Демография
5. Вправо
Разница между числом родившихся и числом умерших за определенный промежуток
времени называется:
1) Естественным приростом;