Напоминание

Организация работы по использованию инновационных технологий в деятельности объединения туристко-краеведческой направленности


Автор: Ерондейкина Людмила Михайловна
Должность: методист,педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Горномарийский ДДТ"
Населённый пункт: с.Виловатово Горномарийский район Республика Марий Эл
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы по использованию инновационных технологий в деятельности объединения туристко-краеведческой направленности
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Организация работы по использованию инновационных технологий

в деятельности объединения туристко-краеведческой направленности, как средство

формирования ключевых компетенций обучающихся».

На протяжении нескольких лет педагогической деятельности, через анализ результатов своей

работы и работы моих коллег, мы пришли к выводу, что традиционные педагогические

технологии, используемые на занятиях, когда преобладающими остаются репродуктивные методы

обучения, не дают тех результатов, на которые нас нацеливает теория модернизации российского

образования.

Современное

занятие

или

мероприятие

с

детьми

должны

отличаться

от

традиционного тем, что при его проведении педагог должен владеть самыми разнообразными

методами и приемами. И важнейшей задачей, стоящей передо мной, в частности, является

пробуждение учеников к познанию. Мы глубоко уверены, чтобы занятия были действительно

интересными

и

эффективными

педагог

должен

находиться

в

постоянном

поиске,

экспериментировать, совершенствовать формы, методы, приемы работы. Надо стремиться к тому,

чтобы на каждом занятии присутствовал элемент неожиданности, новизны, творчества. Как

говорил Вольтер: “все, что становится обыденным, мало ценится”. Это особенно актуально для

такого направления, как туризм.

Применение потенциальных возможностей информационных технологии в образовательном

процессе на качественно новом уровне сочетания традиционных и инновационных форм

индивидуализирует

обучение,

повышает

активность

и

мотивацию

учащихся,

создает

благоприятные условия для самостоятельного усвоения знаний, умений и навыков. Визуализация

учебной информации, свободный доступ к большим объемам информации, компьютеризация

информационно-поисковой

деятельности

и

методического

обеспечения

по

программе,

организация и контроль за усвоением материала качественно совершенствуют учебный процесс и

методы преподавания.

Как было отмечено выше, традиционное занятие не отвечает современным требованиям в

образовании,

поэтому

меня

заинтересовали

инновационные

педагогические

технологии.

Используя их, я пытаюсь содействовать развитию личности с активной гражданской

позицией, способной осознавать себя и свое место в мире, умеющей ориентироваться в

сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы

Информационные технологии предоставляют возможность:

- рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;

- сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия учащегося

в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;

- построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную

траекторию обучения;

- вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и

стилем учения;

- использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать

учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

- интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса.

В системе образования с использованием информационных технологий меняется не только

форма и содержание взаимоотношений «преподаватель-учащийся», но и функции каждой из

сторон. Из пассивного потребления знаний обучение превращается в активный процесс

взаимодействия преподавателя и учащегося. Готовность учащегося- туриста к такой учебной

деятельности определяется высокой мотивацией обучения, способностью к самоорганизации и

самодисциплине, способностью к самостоятельному поиску информации и освоению учебного

материала, выполнению промежуточных и итоговых аттестационных работ. Все вышеназванные

качества характеризуют высокоразвитую, сформированную личность.

Основные цели современных образовательных технологий заключаются в следующем:

предоставление фундаментального образования, получив которое, учащийся способен

самостоятельно работать, учиться и переучиваться;

формирование у учащихся креативности, умения работать в команде, проектного

мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и

способности к самообучению, что обеспечит успешность личностного, профессионального и

карьерного роста учащихся..

Для практического воплощения этой идеи, используют следующие основные инновационные

технологии:

– проблемное обучение;

– технологию развития “критического мышления”;

– информационно-коммуникационные технологии;

– проектные и исследовательские методы в обучении;

– технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного

материала .

А так же элементы других инновационных технологий.

– технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов

обучающих игр;

– обучение в сотрудничестве (командная и групповая работа) технологию “дебаты”;

– интерактивные методы.

Это обусловлено самой спецификой преподавания направления туризм на современном этапе и

необходимостью повышения качества образования через личностно- ориентированный подход к

ребенку с учетом личностных особенностей, запросов и возможностей. В этих условиях

необходимо не только ознакомить учащихся с различными точками зрения на тот или иной

вопрос, но и дать возможность выработать свое мнение, обосновать его и отстоять. Поэтому при

отборе методов, приемов и средств обучения, необходимо учитывать не только возрастные

особенности учащихся, тему, цель и место урока в образовательной программе, но и

целесообразность применения тех или иных инновационных технологий.

Например, один из методов технологии проблемного обучения является метод открытых

вопросов и “Кейс-метод” или метод оценки и анализа реальной жизненной ситуации. При этом

обобщаются и актуализируются знания, которые необходимо усвоить при разрешении проблемы.

Данный метод, прежде всего:

– улучшает владение теорией;

– учит правилам ведения дискуссии;

– развивает коммуникативные навыки;

– развивает аналитическое мышление;

– развивает навыки разработки и оценки альтернативы.

Все это позволяет во время похода продуктивно решать поставленные задачи, эффективно

устранять проблемы в реальной жизненной ситуаций, проявлять морально- волевые и

профессионально важные качества необходимые для туриста, спасателя, инструктора детско-

юношеского туризма.

При подготовке к туристическим походам, а так же при анализе пройденного маршрута можно

использовать один из приемов технологии критического мышления, так называемую формулу

“ПОПС”:

П – предположение (Я считаю, что…)

О – обоснование (Потому, что…)

П – пример (Я могу доказать это тем, что…)

С – следовательно (Я делаю вывод…).

Информационные технологии стали также активно внедряться в практику образовательных

учреждений дополнительного образования.

Преимущества ИКТ:

оперативность в обновлении информации;

– свободный доступ к любому источнику информации;

– яркий красочный мир мультимедиа;

– наглядность и творческий стиль работы.

Использование информационных технологий в образовательном процессе происходит главным

образом на уровне учебного процесса учащихся

в рамках теоретических занятий. ИКТ

эффективно используются при подготовке учащихся к контрольным и итоговым занятиям,

активно используются Электронные образовательные ресурсы. Одной из главных особенностей

получения знаний по разделам программы посредством электронных учебных материалов

является превалирующий в данном случае аудиовизуальный метод обучения. Он предполагает

использование одновременно в различных соотношениях звуковых и зрительных технических

средств обучения. Однако, используя ИКТ, преподаватель должен помнить, что сами по себе

технические средства обучения не подменяют его, как педагога, в процессе воспитания и

наделения знаниями учащихся, а лишь оказывают вспомогательную, хотя и очень существенную,

роль.

“Дебаты” – это еще одна технология компетентностно-ориентированного образования. Она

чаще используется мною на занятиях во время планирования и анализа турпоходов, разбора

различных ситуаций затруднения общения в команде, выбора ролей и т.д. и позволяет добиваться

таких образовательных результатов, как

умение пользоваться различными способами интегрирования информации;

умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

умение критически осмысливать полученную информацию;

умение аргументировать точку зрения и представлять ее; учитывать точки зрения других,

толерантно относиться к чужому мнению;

умение работать в команде, участвовать в совместном принятии решения;

способность брать на себя ответственность и принимать решения

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного

материала позволяет облегчить процесс усвоения нового материала учащимися, разнообразить

познавательную деятельность и сформировать у учащихся представление об устойчивых

причинно-следственных связях. Такие приемы дают свои результаты не только на теоритических

занятиях, но и во время похода, укрепляют межпредментые связи.

Еще одной специфической чертой туристической деятельности является то, что объектом

познания здесь является не только природа, но и человек, человеческое общество и

взаимодействие в обществе. И задача педагога научить детей чувствовать друг друга, развить

умение встать на место другого человека, поддержать, порадоваться успехами другого. Как бы

каждый из нас поступил в тот или иной момент. Так, например если базовыми результатами на

первом году обучения являются соблюдение норм экологического поведения на маршруте, норм

поведения в коллективе и в обществе, умение выполнять поручения руководителя в группе

учащихся; соблюдение основных правил личной гигиены в походе и на тренировках, то уже на

втором году обучения являются базовыми результатами будут являться самостоятельность в

действиях во время совершения туристского похода и элементы взаимопомощи у обучающихся;

понимание общественной значимости совершаемых дел; осознание необходимости соблюдения

принципа «не навреди» во взаимоотношениях с природой и с людьми; достаточный уровень

коллективных действий; достаточный уровень коммуникативности во взаимоотношениях с

обучающимися

и

педагогами;

понимание

необходимости

физических

упражнений

для

разностороннего развития личности и достижения хороших спортивных результатов. К третьему

году

обучения

базовыми

результатами

становятся:

ответственность

за

свои

действия;

самостоятельность и взаимопомощь на занятиях, соревнованиях и в учебно-тренировочном

походе; понимание мира природы как целостного организма, стремление соблюдать нормы

экологического и общественного поведения; стремление разрешать конфликты на основе диалога;

согласованное выполнение коллективных действий; оптимальный уровень коммуникативности;

стремление к здоровому образу жизни, физическому совершенствованию и росту спортивного

мастерства.

В этой связи целесообразным использовать в работе методические приемы формирования

положительной эмпатии учащихся. Применительно к процессу туристического познания под

эмпатией следует понимать способность вчувствоваться, проникнуть в ситуацию другого

человека. Эмоционально окрашенные рассказы педагога о своих походах, коллективное

обсуждение, совместные выводы надолго запоминаются и стимулируют интерес учащихся к

участию в новых туристических слетах, что повышает мотивацию к учению и приводит к высокой

результативности работы и педагога и учащегося.

На занятиях можно использовать такие виды заданий как:

– воображаемое путешествие;

– воображаемое интервью;

– ситуация выбора;

Все это усиливает межпредметные связи. А так же имеет большое воспитательное значение,

способствует сближению, сопереживанию членов семьи, друзей, их заинтересованности в

результатах деятельности учащегося.

Работа

по

программе

также

ведется

при

активном

использовании

информационно-

методического обеспечения и средств компьютеризации, представления в пяти подструктурах:

целевой, технологичесской, содержательной, организационной, результативной.(пример рис.1)

рис.1 Организация работы по программе “В мире туризма”

туристко-краеведческого направления с использованием информационных технологий

Итак, технологии и методыпомогают обучать, воспитывать и развивать учащихся в

соответствии с требованиями, которые предъявляет общество, современный мир к молодому

поколению. Учащиеся учатся критически мыслить, не боятся высказывать и защищать свою точку

зрения, у них формируются умения ориентироваться в нравственных, правовых проблемах,

которые встают перед обществом, перед личностью в обществе.

Таким образом, используя инновационные образовательные технологии, удается решить

следующее взаимообусловленные проблемы:

1. Через формирование умений ориентироваться в современном мире,

способствовать

развитию личности учащихся с активной гражданской позицией умеющей ориентироваться

в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.

2. Изменить характер взаимодействия субъектов образовательной системы образования:

педагог и учащийся– партнеры, единомышленники, равноправные члены “одной команды”.

3. Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности Я считаю, и мой опыт

доказывает, что позитивная мотивация к обучению у ребенка может возникнуть в том случае,

когда соблюдены 3 условия:

мне интересно то, чему меня учат;

мне интересен тот, кто меня учит;

мне интересно как меня учат.

Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью учебного

процесса. Идет развитие разных сторон личности обучающихся, путем внедрения в учебный

процесс различных видов деятельности учащихся.

4. Уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими

технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного

процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень

развития.



В раздел образования