Автор: Ерондейкина Людмила Михайловна
Должность: методист,педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Горномарийский ДДТ"
Населённый пункт: с.Виловатово Горномарийский район Республика Марий Эл
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы по использованию инновационных технологий в деятельности объединения туристко-краеведческой направленности
Раздел: дополнительное образование
«Организация работы по использованию инновационных технологий
в деятельности объединения туристко-краеведческой направленности, как средство
формирования ключевых компетенций обучающихся».
На протяжении нескольких лет педагогической деятельности, через анализ результатов своей
работы и работы моих коллег, мы пришли к выводу, что традиционные педагогические
технологии, используемые на занятиях, когда преобладающими остаются репродуктивные методы
обучения, не дают тех результатов, на которые нас нацеливает теория модернизации российского
образования.
Современное
занятие
или
мероприятие
с
детьми
должны
отличаться
от
традиционного тем, что при его проведении педагог должен владеть самыми разнообразными
методами и приемами. И важнейшей задачей, стоящей передо мной, в частности, является
пробуждение учеников к познанию. Мы глубоко уверены, чтобы занятия были действительно
интересными
и
эффективными
педагог
должен
находиться
в
постоянном
поиске,
экспериментировать, совершенствовать формы, методы, приемы работы. Надо стремиться к тому,
чтобы на каждом занятии присутствовал элемент неожиданности, новизны, творчества. Как
говорил Вольтер: “все, что становится обыденным, мало ценится”. Это особенно актуально для
такого направления, как туризм.
Применение потенциальных возможностей информационных технологии в образовательном
процессе на качественно новом уровне сочетания традиционных и инновационных форм
индивидуализирует
обучение,
повышает
активность
и
мотивацию
учащихся,
создает
благоприятные условия для самостоятельного усвоения знаний, умений и навыков. Визуализация
учебной информации, свободный доступ к большим объемам информации, компьютеризация
информационно-поисковой
деятельности
и
методического
обеспечения
по
программе,
организация и контроль за усвоением материала качественно совершенствуют учебный процесс и
методы преподавания.
Как было отмечено выше, традиционное занятие не отвечает современным требованиям в
образовании,
поэтому
меня
заинтересовали
инновационные
педагогические
технологии.
Используя их, я пытаюсь содействовать развитию личности с активной гражданской
позицией, способной осознавать себя и свое место в мире, умеющей ориентироваться в
сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы
Информационные технологии предоставляют возможность:
- рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;
- сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия учащегося
в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
- построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную
траекторию обучения;
- вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и
стилем учения;
- использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать
учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
- интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса.
В системе образования с использованием информационных технологий меняется не только
форма и содержание взаимоотношений «преподаватель-учащийся», но и функции каждой из
сторон. Из пассивного потребления знаний обучение превращается в активный процесс
взаимодействия преподавателя и учащегося. Готовность учащегося- туриста к такой учебной
деятельности определяется высокой мотивацией обучения, способностью к самоорганизации и
самодисциплине, способностью к самостоятельному поиску информации и освоению учебного
материала, выполнению промежуточных и итоговых аттестационных работ. Все вышеназванные
качества характеризуют высокоразвитую, сформированную личность.
Основные цели современных образовательных технологий заключаются в следующем:
●
предоставление фундаментального образования, получив которое, учащийся способен
самостоятельно работать, учиться и переучиваться;
●
формирование у учащихся креативности, умения работать в команде, проектного
мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и
способности к самообучению, что обеспечит успешность личностного, профессионального и
карьерного роста учащихся..
Для практического воплощения этой идеи, используют следующие основные инновационные
технологии:
– проблемное обучение;
– технологию развития “критического мышления”;
– информационно-коммуникационные технологии;
– проектные и исследовательские методы в обучении;
– технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного
материала .
А так же элементы других инновационных технологий.
– технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов
обучающих игр;
– обучение в сотрудничестве (командная и групповая работа) технологию “дебаты”;
– интерактивные методы.
Это обусловлено самой спецификой преподавания направления туризм на современном этапе и
необходимостью повышения качества образования через личностно- ориентированный подход к
ребенку с учетом личностных особенностей, запросов и возможностей. В этих условиях
необходимо не только ознакомить учащихся с различными точками зрения на тот или иной
вопрос, но и дать возможность выработать свое мнение, обосновать его и отстоять. Поэтому при
отборе методов, приемов и средств обучения, необходимо учитывать не только возрастные
особенности учащихся, тему, цель и место урока в образовательной программе, но и
целесообразность применения тех или иных инновационных технологий.
Например, один из методов технологии проблемного обучения является метод открытых
вопросов и “Кейс-метод” или метод оценки и анализа реальной жизненной ситуации. При этом
обобщаются и актуализируются знания, которые необходимо усвоить при разрешении проблемы.
Данный метод, прежде всего:
– улучшает владение теорией;
– учит правилам ведения дискуссии;
– развивает коммуникативные навыки;
– развивает аналитическое мышление;
– развивает навыки разработки и оценки альтернативы.
Все это позволяет во время похода продуктивно решать поставленные задачи, эффективно
устранять проблемы в реальной жизненной ситуаций, проявлять морально- волевые и
профессионально важные качества необходимые для туриста, спасателя, инструктора детско-
юношеского туризма.
При подготовке к туристическим походам, а так же при анализе пройденного маршрута можно
использовать один из приемов технологии критического мышления, так называемую формулу
“ПОПС”:
П – предположение (Я считаю, что…)
О – обоснование (Потому, что…)
П – пример (Я могу доказать это тем, что…)
С – следовательно (Я делаю вывод…).
Информационные технологии стали также активно внедряться в практику образовательных
учреждений дополнительного образования.
Преимущества ИКТ:
– оперативность в обновлении информации;
– свободный доступ к любому источнику информации;
– яркий красочный мир мультимедиа;
– наглядность и творческий стиль работы.
Использование информационных технологий в образовательном процессе происходит главным
образом на уровне учебного процесса учащихся
в рамках теоретических занятий. ИКТ
эффективно используются при подготовке учащихся к контрольным и итоговым занятиям,
активно используются Электронные образовательные ресурсы. Одной из главных особенностей
получения знаний по разделам программы посредством электронных учебных материалов
является превалирующий в данном случае аудиовизуальный метод обучения. Он предполагает
использование одновременно в различных соотношениях звуковых и зрительных технических
средств обучения. Однако, используя ИКТ, преподаватель должен помнить, что сами по себе
технические средства обучения не подменяют его, как педагога, в процессе воспитания и
наделения знаниями учащихся, а лишь оказывают вспомогательную, хотя и очень существенную,
роль.
“Дебаты” – это еще одна технология компетентностно-ориентированного образования. Она
чаще используется мною на занятиях во время планирования и анализа турпоходов, разбора
различных ситуаций затруднения общения в команде, выбора ролей и т.д. и позволяет добиваться
таких образовательных результатов, как
●
умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
●
умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
●
умение критически осмысливать полученную информацию;
●
умение аргументировать точку зрения и представлять ее; учитывать точки зрения других,
толерантно относиться к чужому мнению;
●
умение работать в команде, участвовать в совместном принятии решения;
●
способность брать на себя ответственность и принимать решения
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного
материала позволяет облегчить процесс усвоения нового материала учащимися, разнообразить
познавательную деятельность и сформировать у учащихся представление об устойчивых
причинно-следственных связях. Такие приемы дают свои результаты не только на теоритических
занятиях, но и во время похода, укрепляют межпредментые связи.
Еще одной специфической чертой туристической деятельности является то, что объектом
познания здесь является не только природа, но и человек, человеческое общество и
взаимодействие в обществе. И задача педагога научить детей чувствовать друг друга, развить
умение встать на место другого человека, поддержать, порадоваться успехами другого. Как бы
каждый из нас поступил в тот или иной момент. Так, например если базовыми результатами на
первом году обучения являются соблюдение норм экологического поведения на маршруте, норм
поведения в коллективе и в обществе, умение выполнять поручения руководителя в группе
учащихся; соблюдение основных правил личной гигиены в походе и на тренировках, то уже на
втором году обучения являются базовыми результатами будут являться самостоятельность в
действиях во время совершения туристского похода и элементы взаимопомощи у обучающихся;
понимание общественной значимости совершаемых дел; осознание необходимости соблюдения
принципа «не навреди» во взаимоотношениях с природой и с людьми; достаточный уровень
коллективных действий; достаточный уровень коммуникативности во взаимоотношениях с
обучающимися
и
педагогами;
понимание
необходимости
физических
упражнений
для
разностороннего развития личности и достижения хороших спортивных результатов. К третьему
году
обучения
базовыми
результатами
становятся:
ответственность
за
свои
действия;
самостоятельность и взаимопомощь на занятиях, соревнованиях и в учебно-тренировочном
походе; понимание мира природы как целостного организма, стремление соблюдать нормы
экологического и общественного поведения; стремление разрешать конфликты на основе диалога;
согласованное выполнение коллективных действий; оптимальный уровень коммуникативности;
стремление к здоровому образу жизни, физическому совершенствованию и росту спортивного
мастерства.
В этой связи целесообразным использовать в работе методические приемы формирования
положительной эмпатии учащихся. Применительно к процессу туристического познания под
эмпатией следует понимать способность вчувствоваться, проникнуть в ситуацию другого
человека. Эмоционально окрашенные рассказы педагога о своих походах, коллективное
обсуждение, совместные выводы надолго запоминаются и стимулируют интерес учащихся к
участию в новых туристических слетах, что повышает мотивацию к учению и приводит к высокой
результативности работы и педагога и учащегося.
На занятиях можно использовать такие виды заданий как:
– воображаемое путешествие;
– воображаемое интервью;
– ситуация выбора;
Все это усиливает межпредметные связи. А так же имеет большое воспитательное значение,
способствует сближению, сопереживанию членов семьи, друзей, их заинтересованности в
результатах деятельности учащегося.
Работа
по
программе
также
ведется
при
активном
использовании
информационно-
методического обеспечения и средств компьютеризации, представления в пяти подструктурах:
целевой, технологичесской, содержательной, организационной, результативной.(пример рис.1)
рис.1 Организация работы по программе “В мире туризма”
туристко-краеведческого направления с использованием информационных технологий
Итак, технологии и методыпомогают обучать, воспитывать и развивать учащихся в
соответствии с требованиями, которые предъявляет общество, современный мир к молодому
поколению. Учащиеся учатся критически мыслить, не боятся высказывать и защищать свою точку
зрения, у них формируются умения ориентироваться в нравственных, правовых проблемах,
которые встают перед обществом, перед личностью в обществе.
Таким образом, используя инновационные образовательные технологии, удается решить
следующее взаимообусловленные проблемы:
1. Через формирование умений ориентироваться в современном мире,
способствовать
развитию личности учащихся с активной гражданской позицией умеющей ориентироваться
в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.
2. Изменить характер взаимодействия субъектов образовательной системы образования:
педагог и учащийся– партнеры, единомышленники, равноправные члены “одной команды”.
3. Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности Я считаю, и мой опыт
доказывает, что позитивная мотивация к обучению у ребенка может возникнуть в том случае,
когда соблюдены 3 условия:
●
мне интересно то, чему меня учат;
●
мне интересен тот, кто меня учит;
●
мне интересно как меня учат.
Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью учебного
процесса. Идет развитие разных сторон личности обучающихся, путем внедрения в учебный
процесс различных видов деятельности учащихся.
4. Уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими
технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного
процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень
развития.