Напоминание

Профессиональное самоопределение учащихся в рамках содержания курса географии.


Автор: Иванова Галина Ивановна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №4 г.о.Самара
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: статьи на педагогическую тематику
Тема: Профессиональное самоопределение учащихся в рамках содержания курса географии.
Раздел: среднее образование





Назад




Иванова Галина Ивановна

Учитель географии

МБОУ Гимназия №4 г. о. Самара

Профессиональное самоопределение учащихся в рамках содержания курса географии.

"Если вы удачно выберете труд

и вложите в него всю свою душу,

то счастье само вас отыщет".

Константин Дмитриевич Ушинский

Географическое образование – надежная основа для воспитания рачительного хозяина своей страны

и Земли, как общего дома человечества. Именно это образование дает осознанное понимание

единства современного мира и человечества в его многообразии.

Чтобы сегодня давать качественное образование, не стоит предлагать на уроке готовых истин.

Поэтому за годы работы выработала для себя ряд правил:

1. Необходимо, чтобы учащиеся поняли тесную связь между предметом география и окружающей

действительностью; постараться научить учащихся воспринимать природу, где каждая пылинка,

капля, росточек и человек составляют единую гармонию.

2. Необходимо проявлять интерес к мнению ученика, выслушивать его мнение. Убеждаю

воспитанников в том, что ученик, на то и ученик, чтобы ошибаться, находить решение и двигаться

дальше.

И чтобы учащиеся могли правильно понять материальные, освоить духовные и культурные

ценности, окружающие их, и смысл существования человека в пространстве, необходимо

накопление больших географических знаний.

Являясь языком, с помощью которого можно легче и притом точнее всего рассказать о

пространстве, о взаиморасположении и форме объектов, географические карты становятся не только

накопителями, но и мощными источниками информации.

Сегодня одна из целей образования – это сформирование у учащихся ключевых

компетентностей (с точки зрения доктора пед. наук Германа Селевко «социуму нужны не всезнайки

и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные

практически решать встающие перед нами жизненные и профессиональные проблемы»)

Формировать это умение помогает работа с географическими картами ,атласами. Содержание

школьной географии в этом смысле представляет особый инструмент для развития качеств личности,

необходимых в профессиональной деятельности. Получая знания по географии, учащиеся

убеждаются в наличии объективных законов природы, в познаваемости этих законов. Знание законов

природы дает возможность человеку ослаблять вредные последствия стихийных сил (засухи,

наводнения, ураганы и т.д.), рационально использовать природные условия и природные ресурсы, не

обедняя природу. На уроках географии учащиеся узнают, как природные особенности учитываются в

хозяйственной деятельности.

Умения, приобретаемые учащимися в ходе выполнения практических работ, имеют практическое

значение, например:

- умение вести наблюдения в природе визуально и с помощью метеорологических приборов,

фиксировать и обрабатывать результаты наблюдений;

- выполнять картометрические работы;

- вычислять расход воды в реке;

- читать и составлять статистические таблицы, диаграммы;

- составлять географические описания и характеристики объектов, явлений, территорий – природных

и хозяйственных комплексов.

Считаю одной их главных задач предмета- научить учащихся читать географические карты.

Большое внимание в своей работе уделяю этой теме.

Важной составляющей частью в формировании географических знаний и целостной картины мира

являются практические занятия ,позволяют решать несколько задач одновременно:

повышение интереса к предмету, формирование целостной картины мира, соединение школьных

знаний и жизненного опыта, знакомство с миром профессий и сопоставление своих умений и

профессиональных качеств разных профессий.

В рамках реализации ФГОС все актуальней становится профессиональное самоопределение

школьника. В связи с этим позвольте рассмотреть содержание курса географии с точки зрения

знакомства с профессиями. На своих уроках это пытаюсь предложить детям в разных формах.

*Профессиональная проба/ Профиспытание - модель трудовой деятельности с элементами

конкретного вида труда ,способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии.

Задачи: знакомство учащихся с содержанием, характером и условиями труда работников

различных отраслей хозяйства; формирование до профессиональных знаний, умений, навыков;

развитии интереса к конкретной профессиональной сфере.

Основное содержание курса географии и знакомство с профессиями можно изложить в следующей

логике:

География Земли

Источники географической информации

Географ, геофизик

Развитие географических знаний о Земле

Геодезист

Глобус, план местности, географическая карта

Топограф, картограф

Окружающая среда, природа Земли и человек

Эколог, ландшафтвовед

Земная кора и литосфера, рельеф Земли и человек

Геолог, вулканолог, сейсмолог, минеролог, палеонтолог

Атмосфера, погода и климат

Метеоролог, климатолог, синоптик

Гидросфера, океаны, воды суши

Океанограф, гидролог, гляциолог, лимнолог

Биосфера Земли

Фенолог, зоолог, геоботаник

Почва

Почвовед, мелиоратор

Население Земли

Демограф

Хозяйственная деятельность. Отрасли промышленности

Инженер – отраслевик

Агропромышленный комплекс

Агроном, фермер, ветеринар

Сфера услуг

Врач, учитель, продавец и т.д.

Этапы Профессиональных проб: Подготовительный этап Диагностика - предполагает

выявление направленности профессионально важных качеств на конкретную сферу

профессиональной деятельности. Обучение - теоретическое знакомство учащихся с содержанием,

характером труда разных специалистов, требованиями к состоянию здоровья, характерными

особенностями предприятий данного профиля, с возможностями получения профессии.

Практический этап :

задания, требующие от школьника сформированности первичных профессиональных умений, на

уровне исполнителя. Задания второго уровня носят исполнительско - творческий характер. На

третьем уровне - рефлексия ,учащимися осуществляется оценка и анализ результатов своей

деятельности.

Организация предпрофильной пробы на уроках географии в 6 классе можно представить в такой

форме:

Картограф — одна из старейших профессий. Виды деятельности: составление и оформление карт,

сбор данных для составления карт, математическая картография , цифровая картография. Место

работы: научно-исследовательские институты, проектные и издательские учреждения

картографического профиля. Карта - “альфа и омега географии”

Информационная карта Картографа

Изучение масштаба, азимута, географических координат, условных знаков

Выполнение обязательных (программных практических работ) и творческих заданий

Построение простейших планов: класса, школьного двора; «Улица моего детства», «Мой дом»

Организация предпрофильной пробы на уроках географии в 7 классе: «Турфирма» - имитационная

игра на уроке. «…игра - характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой

он учится и приобретает опыт.» «… игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные

переживания и активизирует его самым глубоким образом.» «...игру можно воспринимать как

процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности,

воображения, понятий и навыков». Стефан Шуман - польский исследователь.

"Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание

происходит, прежде всего, в игре". А. Макаренко

Подборка этикеток и логотипов известных фирм производителей

Этнограф

Особенности национально-религиозного состава

Создание аппликаций, рисунков, макетов национальных костюмов и жилищ

Экскурсовод

Памятники культурного наследия материальной и живой природы

Памятка туристу

Организация предпрофильной пробы на уроках географии в 8 классе.

(Региональный компонент)

Организация предпрофильной пробы на уроках географии в 9 классе:

Имиджмейкер – системщик, формирующий положительное восприятие и репутацию отдельной

личности, корпорации, региона, страны. Символический герб района Имидж региона – его

стереотипный образ в массовом сознании. В этом образе слиты воедино представления людей по

поводу социокультурных, исторических, социально-экономических, политических и других

особенностей данной территории.

ИМИТАЦИОННАЯ игра-урок.

Информационная карта пробы для имиджмейкера Рекомендации по созданию продукта 1- На

лицевой стороне листа герб (логотип района) , а на обратной стороне описание, подтверждение

каждому символу герба. 3- В описании должны быть символы: географического положения,

ресурсов, природы (рельеф, климат, животные, растительные) , промышленно-сельскохозяйственная

специализация, культурно-исторические образы. 4- Использовать не более 5 цветов. 5- Придумать

или подобрать слоган района. 6- Герб (логотип) и слоган создается на листе А 4 (всего 2

листа). Защита продукта. Прорекламировать свой продукт за 3 минуты. Быть готовым давать

пояснения на уточняющие вопросы. Оценку занести в оценочный лист «Без географии вы нигде»!!!

Школьный курс географии имеет широкие ориентационные возможности для

организации предпрофильной пробы школьников. Программы всех разработанных современных

линий географического образования включают практико-ориентированный характер знаний, что

позволяет проводить профпробы в урочное время. В процессе практического этапа пробы

ориентировка идет не только на достижение предметных, но и метапредметных и личностных

результатов. Для успеха профпроб учителем обязательно разрабатываются индивидуальные

карты. Географическое образование выступает как средство формирования готовности школьника к

выбору на этапе предпрофильной подготовки и актуально в рамках новых государственных

образовательных стандартов, когда «учащийся должен осознавать важность образования для

собственной жизни и деятельности».

Практической реализацией этих направлений выступают различные формы, методы и приемы

процесса профессионального развития учащихся в системе школьного образования. Содержание

школьной географии в этом смысле представляет особый инструмент для развития качеств личности,

необходимых в профессиональной деятельности. Получая знания по географии, учащиеся

убеждаются в наличии объективных законов природы, в познаваемости этих законов. Знание законов

природы дает возможность человеку ослаблять вредные последствия стихийных сил (засухи,

наводнения, ураганы и т.д.), рационально использовать природные условия и природные ресурсы, не

обедняя природу. На уроках географии учащиеся узнают, как природные особенности учитываются в

хозяйственной деятельности.

Умения, приобретаемые учащимися в ходе выполнения практических работ, имеют практическое

значение, например:

- умение вести наблюдения в природе визуально и с помощью метеорологических приборов,

фиксировать и обрабатывать результаты наблюдений;

- выполнять картометрические работы;

- вычислять расход воды в реке;

- читать и составлять статистические таблицы, диаграммы;

- составлять географические описания и характеристики объектов, явлений, территорий – природных

и хозяйственных комплексов.

В процессе практической работы учащиеся выполняют задания по трем компонентам и трем уровням

сложности:

Технологический компонент - позволяет овладеть некоторыми профессиональными умениями и

способами действий;

Ситуационный компонент – определяет последовательность предметно-логических действий;

Функциональный компонент – активизирует цели, потребности, мотивацию.

Каждый компонент состоит из заданий трех уровней сложности:

Задания первого уровня требуют от школьника сформированности первичных предметных умений,

достаточных для реализации на уровне исполнителя

Задания второго уровня носят исполнительско- творческий характер.

На третьем уровне сложности оценка деятельности, умение ставить промежуточные цели.

Пример: 6 класс. Практическая работа «Построение простейшего глазомерного плана местности»

(школьного двора)

Цель: формирование простейших картографических навыков работы.

Оборудование: планшеты, компасы, рулетки.

Предполагаемый результат: умение составить простейший план местности, рассчитать масштаб,

определять стороны горизонта, наносить на карту объекты условными знаками.



В раздел образования