Автор: Иванова Галина Ивановна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №4 г.о.Самара
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: статьи на педагогическую тематику
Тема: Профессиональное самоопределение учащихся в рамках содержания курса географии.
Раздел: среднее образование
Иванова Галина Ивановна
Учитель географии
МБОУ Гимназия №4 г. о. Самара
Профессиональное самоопределение учащихся в рамках содержания курса географии.
"Если вы удачно выберете труд
и вложите в него всю свою душу,
то счастье само вас отыщет".
Константин Дмитриевич Ушинский
Географическое образование – надежная основа для воспитания рачительного хозяина своей страны
и Земли, как общего дома человечества. Именно это образование дает осознанное понимание
единства современного мира и человечества в его многообразии.
Чтобы сегодня давать качественное образование, не стоит предлагать на уроке готовых истин.
Поэтому за годы работы выработала для себя ряд правил:
1. Необходимо, чтобы учащиеся поняли тесную связь между предметом география и окружающей
действительностью; постараться научить учащихся воспринимать природу, где каждая пылинка,
капля, росточек и человек составляют единую гармонию.
2. Необходимо проявлять интерес к мнению ученика, выслушивать его мнение. Убеждаю
воспитанников в том, что ученик, на то и ученик, чтобы ошибаться, находить решение и двигаться
дальше.
И чтобы учащиеся могли правильно понять материальные, освоить духовные и культурные
ценности, окружающие их, и смысл существования человека в пространстве, необходимо
накопление больших географических знаний.
Являясь языком, с помощью которого можно легче и притом точнее всего рассказать о
пространстве, о взаиморасположении и форме объектов, географические карты становятся не только
накопителями, но и мощными источниками информации.
Сегодня одна из целей образования – это сформирование у учащихся ключевых
компетентностей (с точки зрения доктора пед. наук Германа Селевко «социуму нужны не всезнайки
и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные
практически решать встающие перед нами жизненные и профессиональные проблемы»)
Формировать это умение помогает работа с географическими картами ,атласами. Содержание
школьной географии в этом смысле представляет особый инструмент для развития качеств личности,
необходимых в профессиональной деятельности. Получая знания по географии, учащиеся
убеждаются в наличии объективных законов природы, в познаваемости этих законов. Знание законов
природы дает возможность человеку ослаблять вредные последствия стихийных сил (засухи,
наводнения, ураганы и т.д.), рационально использовать природные условия и природные ресурсы, не
обедняя природу. На уроках географии учащиеся узнают, как природные особенности учитываются в
хозяйственной деятельности.
Умения, приобретаемые учащимися в ходе выполнения практических работ, имеют практическое
значение, например:
- умение вести наблюдения в природе визуально и с помощью метеорологических приборов,
фиксировать и обрабатывать результаты наблюдений;
- выполнять картометрические работы;
- вычислять расход воды в реке;
- читать и составлять статистические таблицы, диаграммы;
- составлять географические описания и характеристики объектов, явлений, территорий – природных
и хозяйственных комплексов.
Считаю одной их главных задач предмета- научить учащихся читать географические карты.
Большое внимание в своей работе уделяю этой теме.
Важной составляющей частью в формировании географических знаний и целостной картины мира
являются практические занятия ,позволяют решать несколько задач одновременно:
повышение интереса к предмету, формирование целостной картины мира, соединение школьных
знаний и жизненного опыта, знакомство с миром профессий и сопоставление своих умений и
профессиональных качеств разных профессий.
В рамках реализации ФГОС все актуальней становится профессиональное самоопределение
школьника. В связи с этим позвольте рассмотреть содержание курса географии с точки зрения
знакомства с профессиями. На своих уроках это пытаюсь предложить детям в разных формах.
*Профессиональная проба/ Профиспытание - модель трудовой деятельности с элементами
конкретного вида труда ,способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии.
Задачи: знакомство учащихся с содержанием, характером и условиями труда работников
различных отраслей хозяйства; формирование до профессиональных знаний, умений, навыков;
развитии интереса к конкретной профессиональной сфере.
Основное содержание курса географии и знакомство с профессиями можно изложить в следующей
логике:
География Земли
Источники географической информации
Географ, геофизик
Развитие географических знаний о Земле
Геодезист
Глобус, план местности, географическая карта
Топограф, картограф
Окружающая среда, природа Земли и человек
Эколог, ландшафтвовед
Земная кора и литосфера, рельеф Земли и человек
Геолог, вулканолог, сейсмолог, минеролог, палеонтолог
Атмосфера, погода и климат
Метеоролог, климатолог, синоптик
Гидросфера, океаны, воды суши
Океанограф, гидролог, гляциолог, лимнолог
Биосфера Земли
Фенолог, зоолог, геоботаник
Почва
Почвовед, мелиоратор
Население Земли
Демограф
Хозяйственная деятельность. Отрасли промышленности
Инженер – отраслевик
Агропромышленный комплекс
Агроном, фермер, ветеринар
Сфера услуг
Врач, учитель, продавец и т.д.
Этапы Профессиональных проб: Подготовительный этап Диагностика - предполагает
выявление направленности профессионально важных качеств на конкретную сферу
профессиональной деятельности. Обучение - теоретическое знакомство учащихся с содержанием,
характером труда разных специалистов, требованиями к состоянию здоровья, характерными
особенностями предприятий данного профиля, с возможностями получения профессии.
Практический этап :
задания, требующие от школьника сформированности первичных профессиональных умений, на
уровне исполнителя. Задания второго уровня носят исполнительско - творческий характер. На
третьем уровне - рефлексия ,учащимися осуществляется оценка и анализ результатов своей
деятельности.
Организация предпрофильной пробы на уроках географии в 6 классе можно представить в такой
форме:
Картограф — одна из старейших профессий. Виды деятельности: составление и оформление карт,
сбор данных для составления карт, математическая картография , цифровая картография. Место
работы: научно-исследовательские институты, проектные и издательские учреждения
картографического профиля. Карта - “альфа и омега географии”
Информационная карта Картографа
Изучение масштаба, азимута, географических координат, условных знаков
Выполнение обязательных (программных практических работ) и творческих заданий
Построение простейших планов: класса, школьного двора; «Улица моего детства», «Мой дом»
Организация предпрофильной пробы на уроках географии в 7 классе: «Турфирма» - имитационная
игра на уроке. «…игра - характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой
он учится и приобретает опыт.» «… игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные
переживания и активизирует его самым глубоким образом.» «...игру можно воспринимать как
процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности,
воображения, понятий и навыков». Стефан Шуман - польский исследователь.
"Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание
происходит, прежде всего, в игре". А. Макаренко
Подборка этикеток и логотипов известных фирм производителей
Этнограф
Особенности национально-религиозного состава
Создание аппликаций, рисунков, макетов национальных костюмов и жилищ
Экскурсовод
Памятники культурного наследия материальной и живой природы
Памятка туристу
Организация предпрофильной пробы на уроках географии в 8 классе.
(Региональный компонент)
Организация предпрофильной пробы на уроках географии в 9 классе:
Имиджмейкер – системщик, формирующий положительное восприятие и репутацию отдельной
личности, корпорации, региона, страны. Символический герб района Имидж региона – его
стереотипный образ в массовом сознании. В этом образе слиты воедино представления людей по
поводу социокультурных, исторических, социально-экономических, политических и других
особенностей данной территории.
ИМИТАЦИОННАЯ игра-урок.
Информационная карта пробы для имиджмейкера Рекомендации по созданию продукта 1- На
лицевой стороне листа герб (логотип района) , а на обратной стороне описание, подтверждение
каждому символу герба. 3- В описании должны быть символы: географического положения,
ресурсов, природы (рельеф, климат, животные, растительные) , промышленно-сельскохозяйственная
специализация, культурно-исторические образы. 4- Использовать не более 5 цветов. 5- Придумать
или подобрать слоган района. 6- Герб (логотип) и слоган создается на листе А 4 (всего 2
листа). Защита продукта. Прорекламировать свой продукт за 3 минуты. Быть готовым давать
пояснения на уточняющие вопросы. Оценку занести в оценочный лист «Без географии вы нигде»!!!
Школьный курс географии имеет широкие ориентационные возможности для
организации предпрофильной пробы школьников. Программы всех разработанных современных
линий географического образования включают практико-ориентированный характер знаний, что
позволяет проводить профпробы в урочное время. В процессе практического этапа пробы
ориентировка идет не только на достижение предметных, но и метапредметных и личностных
результатов. Для успеха профпроб учителем обязательно разрабатываются индивидуальные
карты. Географическое образование выступает как средство формирования готовности школьника к
выбору на этапе предпрофильной подготовки и актуально в рамках новых государственных
образовательных стандартов, когда «учащийся должен осознавать важность образования для
собственной жизни и деятельности».
Практической реализацией этих направлений выступают различные формы, методы и приемы
процесса профессионального развития учащихся в системе школьного образования. Содержание
школьной географии в этом смысле представляет особый инструмент для развития качеств личности,
необходимых в профессиональной деятельности. Получая знания по географии, учащиеся
убеждаются в наличии объективных законов природы, в познаваемости этих законов. Знание законов
природы дает возможность человеку ослаблять вредные последствия стихийных сил (засухи,
наводнения, ураганы и т.д.), рационально использовать природные условия и природные ресурсы, не
обедняя природу. На уроках географии учащиеся узнают, как природные особенности учитываются в
хозяйственной деятельности.
Умения, приобретаемые учащимися в ходе выполнения практических работ, имеют практическое
значение, например:
- умение вести наблюдения в природе визуально и с помощью метеорологических приборов,
фиксировать и обрабатывать результаты наблюдений;
- выполнять картометрические работы;
- вычислять расход воды в реке;
- читать и составлять статистические таблицы, диаграммы;
- составлять географические описания и характеристики объектов, явлений, территорий – природных
и хозяйственных комплексов.
В процессе практической работы учащиеся выполняют задания по трем компонентам и трем уровням
сложности:
Технологический компонент - позволяет овладеть некоторыми профессиональными умениями и
способами действий;
Ситуационный компонент – определяет последовательность предметно-логических действий;
Функциональный компонент – активизирует цели, потребности, мотивацию.
Каждый компонент состоит из заданий трех уровней сложности:
Задания первого уровня требуют от школьника сформированности первичных предметных умений,
достаточных для реализации на уровне исполнителя
Задания второго уровня носят исполнительско- творческий характер.
На третьем уровне сложности оценка деятельности, умение ставить промежуточные цели.
Пример: 6 класс. Практическая работа «Построение простейшего глазомерного плана местности»
(школьного двора)
Цель: формирование простейших картографических навыков работы.
Оборудование: планшеты, компасы, рулетки.
Предполагаемый результат: умение составить простейший план местности, рассчитать масштаб,
определять стороны горизонта, наносить на карту объекты условными знаками.