Автор: Самойлова Людмила Юрьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: СОШ п.Верхнеказымский
Населённый пункт: п.Верхнеказымский, Белоярский р.н, ХМАО-Югры
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: Шахматы 9-11 класс (стартовый уровень)
Раздел: дополнительное образование
Приложение к дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программе дополнительного образования
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П.ВЕРХНЕКАЗЫМСКИЙ»
Принята на педагогическом совете
Протокол № ___ от
Согласована
Зам.директора _________________
Утверждено
приказом СОШ п.Верхнеказымский
от_________№_______
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
физ.культурно-спортивной направленности
«Шахматы»
Возраст 14-17 лет
Срок реализации 1 год
Объем 35 часов
Автор составитель
Самойлова Людмила Юрьевна
учитель
п.Верхнеказымский
№ 1 «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (развивающая) программа курса дополнительного образования «Мой край - Югра»
разработана в соответствии с:
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации,
Приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 №467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей"
Национальным проектом "Образование" - ПАСПОРТ УТВЕРЖДЕН президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16)
Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному
проекту "Образование" от 07 декабря 2018 г. № 3
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 "О сопровождении образования
обучающихся с ОВЗ и инвалидностью"
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 1288 «Об организации проектной деятельности в
Правительстве Российской Федерации».
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298 н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ"
Федеральной целевой программой развития образования на 2016–2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства
Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497
Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726-р.
Уставом СОШ п. Верхнеказымский
Положением о дополнительной общеобразовательной программе курса дополнительного образования СОШ п. Верхнеказымский
с учетом рабочей программы воспитания
Актуальность. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное
средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на
плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать,
обобщать, предвидеть результаты своей деятельности и т.п. В.А.Сухомлинский писал: "… среди детей выделяются теоретики, мечтатели".
Шахматы необходимы и теоретикам, и мечтателям. Теоретикам они помогут отточить их логический аппарат, а у мечтателей они позволят
создать столь необходимый для учёбы в школе баланс. Практика показала, что грамотно выстроенный процесс обучения шахматам много
даёт и одарённым детям, и условно обычным, и слабым, и детям с различными функциональными расстройствами. Поэтому начинать
обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка.
Одно из ценнейших умений, которое необходимо сформировать у детей как можно раньше, это умение действовать в уме, или
"внутренний план действий". Проблема формирования внутреннего плана действий остаётся одной из самых актуальных и на заре XXI века.
Следует начинать его формирование в сензитивный период, т.е. тогда, когда ребёнок может без труда овладеть тем, на что в ином возрасте
затратит гораздо больше времени. Идеальным инструментом для формирования умственных действий представляются шахматы. Обучение
игре в шахматы – не самоцель. Именно использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать развивающий
потенциал, заложенный в древней игре.
Направленность
:
физкультурно - спортивная
Уровень освоения – стартовый.
Н
о
в
и
з
н
а
д
а
н
н
о
й
п
р
о
г
р
а
м
м
ы
заключается
:
Данная программа также построена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования к результатам освоения основной образовательной программы к шахматной игре. Согласно положениям ФГОС
НОО, форма проведения внеурочного занятия, как и современного урока не монолог учителя, а его конструктивный диалог с учениками, в
процессе которого должен осуществляться совместный поиск решения поставленной учебной задачи. В связи с этим весь учебный курс по
шахматам диалогичен. Главная задача педагога по шахматам – помочь учченику осознать, откуда и как рождаются вопросы (к диаграмме,
тексту, партии); увидеть их логику. Умение педагога быть на равных с учениками, стремиться поддержать ученика, показать, что его мнение
услышано и понято, а мысли ценны способствуют развитию когнитивности и самостоятельности детей
Пе
д
аго
г
иче
с
кая
целесообразность.
В рамках школьного образования активное освоение детьми данного вида деятельности
благотворно скажется на их психическом, умственном и эмоциональном развитии, будет способствовать формированию нравственных
качеств, изобретательности и самостоятельности, умения ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового
соперничества, присутствие игрового компонента, возможность личностной самореализации без агрессии, компактность, экономичность, –
всё это выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения с учётом угроз
соперника, расчёт вариантов в уме (без передвижения их на доске) создают в шахматной партии почти идеальные условия для
формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствуют появлению устойчивых навыков в
принятии оптимальных самостоятельных решений в любой жизненной ситуации.
Отличительная особенность в том, что основу содержания урока составляет изучение основ теории и практики шахматной игры с
дальнейшим закреплением полученных знаний в игровой деятельности, включающей в себя игру с соперником, спарринги,
соревновательную деятельность, шахматные праздники.
Настоящая программа включает в себя два основных раздела:
«Теоретические основы и правила шахматной игры»;
«Практико-соревновательная деятельность».
В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены исторические сведения, основные термины и понятия, а также
образовательные аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры. Раздел «Практико-соревновательная
деятельность» включает в себя сведения об организации и проведении шахматных соревнований, конкурсов по решению задач, шахматных
праздников. В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов и даны характеристики видов деятельности
обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.
Цель программы: развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала, социализации обучающихся посредством
обучения игре в шахматы
Задачи:
развивать интеллектуальные процессы, творческое мышление;
формировать универсальные способы мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого
воображения, умения производить логические операции);
развить навыки групповой работы;
способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями;
заложить идеи развития у подростков собственной активности, целеполагания, личной ответственности;
воспитывать целеустремлённость, самообладание, бережное отношение ко времени.
Реализация задач осуществляется через различные виды деятельности, главными, из которых, являются:
Инструктажи, беседы, разъяснения;
Работа с учебниками по шахматной теории, решение шахматных задач, изучение видеоматериалов, онлайн игры на сайтах Югорской
шахматной академии и др.,
Участие в турнирах по шахматам
Проектная работа;
Возраст обучающихся, которым адресована программа – 14-17 лет
Участники программы: обучающиеся, родители, педагоги, психолог и администрация школы.
Режим занятий: 1 час в неделю ,общее число часов в год 35 часа.
Объём учебного времени за 1 год реализации курса составляет 35 часа
Сроки реализации программы «Шахматы»: 2021 – 2022 учебный год.
Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Занятия проводятся во второй
половине дня после уроков.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к
обучающимся. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с
учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Итоги занятий будут подведены в форме организации шахматного турнира, онлайн турниров, товарищеских встреч
Формы занятий: практические занятия; теоретические занятия; соревновательная деятельность
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс, задачами которого являются: создание коллектива;
взаимодействие между детьми, педагогом и родителями.
Основной формой подведения итогов работы являются результаты участия в шахматных турнирах различного уровня.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
:
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил
здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные
универсальные учебные действия.
Обучающиеся
Родители обучающихся
Педагоги школы
Психолог, администрация
школы
Совместная работа по изучению
шахматной теории, решению
шахматных задач, участию в
шахматных турнирах
Участие в шахматных
мероприятиях, создание для
детей условий для занятиями
шахматами ( домашние
тренировки через
компьютер, участие в онлайн
турнирах)
Проведение
занятий,
тематических встреч.
Проведение
диагностики
усвоения материала
обучающимися.
Консультации родителей по
вопросам профессионального
самоопределения.
Организация
и
контроль
образовательного процесса.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и
познанию,
ценностно-смысловые
установки
выпускников,
отражающие
их
индивидуально-личностные
позиции,
социальные
компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные);
предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой
предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих
элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Юные шахматисты”
является формирование следующих умений:
Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,
делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными
результатами
программы
внеурочной
деятельности
по
общеинтеллектуальному
направлению
“Юные
шахматисты” – является формирование следующих универсальных учебных действий
(УУД):
1. Регулятивные УУД:
1)
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
2)
Проговаривать последовательность действий.
3)
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем
плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
4)
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
5)
Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.
6)
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
1)
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и
информацию, полученную на занятии.
2)
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
3)
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
3. Коммуникативные УУД:
1)
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
2)
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
3)
Рост личностного,
интеллектуального и социального развития ребёнка,
развитие коммуникативных способностей,
инициативности, толерантности, самостоятельности.
4)
Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
5)
Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
Механизм оценивания результатов обучения
Низкий
Средний
Высокий
Уровень теоретических знаний
Знание теоретического материала
Обучающийся знает
фрагментарно изученный
материал. Изложение материала
сбивчивое, требующее
корректировки наводящими
вопросами.
Обучающийся знает
изученный материал, но
для полного раскрытия темы
требуется дополнительные
вопросы.
Обучающийся знает изученный
материал. Может дать логически
выдержанный ответ,
демонстрирующий полное
владение материалом.
Уровень практических навыков и умений
Решение шахматных задач
Требуется постоянные
пояснения педагога при решении
задач
Нуждается в пояснении
последовательности работы, но
способен после объяснения к
самостоятельным действиям.
Самостоятельно
Решает задачи повышенного
уровня сложности
Способность самостоятельно
находить информацию
Информацию из учебников и
других источников информации
находит с трудом и нежеланием
работать с ней
Может извлекать нужную
информацию
при подсказке педагога.
Способен самостоятельно
находить нужную информацию,
перерабатывать ее и применять на
практике
Качество выполнения работы
Участие в турнирах низко
результативно
Уверенно чувствует себя в
решении шахматных
комбинаций, участие в
турнирах результативно
Победитель шахматных турниров
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы «Шахматы»
Контроль степени результативности образовательной программы проводиться в следующей форме:
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей.
Оценка достижений результатов происходит на трех уровнях:
1. Представление коллективного результата группы обучающихся в рамках работы кружка
2. Индивидуальная оценка результатов каждого обучающегося;
3. Качественная и количественная оценка эффективности деятельности на основании суммирования индивидуальных результатов
обучающихся.
Представление коллективного результата группы обучающихся:
1. Шахматный турнир с приглашением родителей и администрации (1 раз в год).
2.Публичные выступления с творческими номерами на шахматную тематику.
3.Выступления на классных часах на шахматную тему («Из истории шахмат», «Что даёт игра в шахматы», «Знаменитые шахматисты» и др.)
Для индивидуальной оценки результатов каждого обучающегося накопление материалов в Портфолио (участие в массовых мероприятиях,
конкурсах)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
Название модулей, темы
Количество
часов
Всего
Теория
Практика
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
1
Сведения из истории шахмат
2
2
0
2
Базовые понятия шахматной игры
18
9
9
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность
3
Конкурсы решения позиций
7
7
4
Соревнования
6
6
5
Шахматные праздники
2
2
Общее количество часов
35
11
24
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание программы подбирается в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким
образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой
образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Содержание программы.
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры (20 ч.)
Краткая история шахмат (2ч).
Краткая история шахмат. Происхождение шахмат. Легенды о шахматах.
Базовые понятия шахматной игры
Повторение (2 ч.)
Повторение. Рокировка. Взятие на проходе.
Шахматная нотация (1ч).
Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения.
Ценность шахматных фигур (1 ч).
Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса.
Техника матования одинокого короля (3 ч)
Техника матования одинокого короля. Дифференцированные подходы к постановке мата (две ладьи против короля; ферзь и ладья против
короля; ферзь и король против короля).
Достижение мата без жертвы материала ( 2 ч).
Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Учебные положения на мат в два хода
в миттельшпиле.
Шахматная комбинация (11ч).
Шахматная комбинация. Матовые комбинации: тема отвлечения, завлечения, блокировки.
Раздел 2 Практико-соревновательная деятельность (15часов) Соревнования, турниры, товарищеские встречи, праздники
Содержание воспитания
Для обеспечения гармоничного развития личности программой внеурочных занятий «Шахматы в школе» реализуются следующие
направления:
гражданско-патриотическое: история развития игры в шахматы с древней Руси до наших дней. Выдающиеся русские и советские
шахматисты - чемпионы мира.
нравственное: формирование правильного доброжелательного отношения между обучающимися при проведении обучающих игр, их
анализе. Взаимообучаемость. Создание на уроке здоровой, мажорной, доброжелательной атмосферы.
умственное (интеллектуальное): освоение базовых шахматных понятий, развитие позиционного мышления, умение и желание
решать шахматные задачи;
социально-коммуникативное: использование возможностей игры в шахматы, как средства коммуникации, овладение нормами
речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения; установление доверительных отношений между
партнерами в процессе игры, а также учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
здоровьесберегающее: шахматы - игра для интересного проведения досуга, деятельность, ведущая к здоровому образу жизни.
воспитание семейных ценностей: привлечение родителей к проведению шахматных турниров, развитие семейного шахматного
движения.;
правовое: соблюдение на уроке общепринятых норм поведения, правил общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками). Выполнение правил игры в шахматы; правил поведения при проведении шахматных турниров
Календарно – тематический план
№
п/п
Дата
Коррек-
тировка
даты
Форма занятия
Кол-
во
часов
Тема занятия
Форма контроля
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры (20 ч.)
1
Лекции-презентации
2
Краткая история шахмат. Происхождение
шахмат. Легенды о шахматах.
Оценка выполненных презентаций
2
Беседа,
демонстрация
приемов
2
Базовые понятия шахматной игры
Повторение. Правила дебюта Рокировка.
Взятие на проходе
Наблюдение за уровнем знаний
учеников
3
Работа с учебниками
и дополнительной
литературой
1
Шахматная нотация .
Шахматная нотация. Обозначение
горизонталей, вертикалей, обозначение
шахматных фигур и терминов. Запись
начального положения
Запись шахматных партий на занятии
Умение объяснить шахматную
партию известных шахматистов по
записи нотации
4
Видео- презентация,
решение
практических задач
1
Ценность шахматных фигур
Ценность шахматных фигур. Сравнительная
сила фигур. Достижение материального
перевеса.
Решение задач на достижение
материального перевеса
5
Виды – матования
короля (работа с
различными
источниками
информации)
Решение онлайн-
задач
3
Техника матования одинокого короля.
Дифференцированные подходы к постановке
мата (две ладьи против короля; ферзь и ладья
против короля; ферзь и король против короля).
Уровень решения практических задач
на матование одинокого короля в 1,
2,3, хода
6
Видео- презентация,
решение
практических задач
2
Достижение мата без жертвы материала.
Учебные положения на мат в два хода в
эндшпиле. Цугцванг. Учебные положения на
мат в два хода в миттельшпиле.
Уровень решения практических задач
на матование одинокого короля в 1,
2,3, хода
7
Видео- презентации,
изучение
литературы, видео-
уроков и других
11
Шахматная комбинация. Матовые
комбинации: отвлечения, завлечения,
блокировка, рентген, мельница, связка и др.
Умение находить и усваивать
необходимую информацию
(выступление –объяснение
шахматного приема)
источников
информации,
решение
практических задач
уровень решения практических задач,
Раздел 2 Практико-соревновательная деятельность (15часов)
8
Конкурсы решения
практических задач
7
Конкурсы решения позиций
Результаты конкурсов
9
Шахматные турниры
различного уровня
6
Соревнования
Шахматный турнир
праздник
2
Шахматные праздники
Праздник
для
1-2
класса
«Посвящение в юные шахматисты»,
Шахматная
встреча
с
командами
трассовых поселков
РАЗДЕЛ № 2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»
Календарный учебный график муниципального автономного общеобразовательного учреждения Белоярского района
«Средняя общеобразовательная школа п. Верхнеказымский» на 2021 – 2022 учебный год
(Утвержден приказом от 30.08.2021г. № 636-о)
Начало учебного года – 01.09.2021 г.
Окончание учебного года - 25.05.2022 года, при условии полного освоения общеобразовательной программы
Сроки учебного времени
Сроки каникулярного времени
1 четверть
с 01 сентября по 29 октября 2021 г.,
8 учебных недель, 2 дня
с 30 октября по 7 ноября 2021 г.
(включительно),
9 календарных дней
2 четверть
с 8 ноября по 24 декабря 2021 г.,
7 учебных недель
с 25 декабря 2021 г по 9 января 2022 г.
(включительно),
16 календарных дней
3 четверть
с 10 января по 25 марта 2022 г.,
9 – 11классы - 11 учебных недель
с 26 марта по 3 апреля 2022 г.
(включительно),
9 календарных дней
Дополнительные каникулы для
обучающихся 1 класса
с 19 по 27 февраля 2022 г.,
9 календарных дней
4 четверть
с 4 апреля по 25 мая 2022 г.
7 учебных недель, 3 дня (во 9-11классах)
с 26 мая 2022 г.
Продолжительность учебного года:
165 календарных дней
во 2-4 классах - 34 учебные недели;
170 календарных дней
Продолжительность каникул в течение
учебного
года
составляет
34 календарных дней. Дополнительные
каникулы для обучающихся 1 класса - 9
календарных дней.
Продолжительность учебного года для обучающихся 34 учебных недель;
Продолжительность учебной недели:
1-4 классы – пятидневная;
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней
Сменность занятий: одна смена
Начало занятий:
1 раз в неделю (34 часа в год), 15.00 – 15.40
Промежуточная аттестация с 02 мая по 25 мая 2022 г.
Рекомендации
по реализации Программы коррекционной работы
для обучающихся с ОВЗ на занятиях курсов внеурочной деятельности,
в объединениях дополнительного образования, к воспитательным мероприятиям
в 2021-2022 учебном году.
Особенности учащихся с умственной отсалостью (УО) легкой степени
Умственная отсталость - это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого)
органического поражения центральной нервной системы (ЦНС).
Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и
характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный
процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для
оптимистического прогноза.
Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается
качественным своеобразием. Относительно сохранной у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
оказывается чувственная ступень познания - ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных процессах сказывается
дефицитарность: неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и
вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в окружающей среде. Нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка, не могут не
оказывать отрицательного влияния на весь ход развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Однако особая организация учебной и внеурочной работы, основанной на использовании практической деятельности; проведение
специальных коррекционных занятий не только повышают качество ощущений и восприятий, но и оказывают положительное влияние
на развитие интеллектуальной сферы, в частности овладение отдельными мыслительными операциями.
Особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются
и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения,
замедленностью переключения. Однако, если задание посильно для ученика и интересно ему, то его внимание может определенное
время поддерживаться на должном уровне.
У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой
деятельности.
Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-
логического мышления. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту,
используя при этом несложные конструкции предложений.
Проведение систематической коррекционно-развивающей работы,
направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для
овладения обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и изменении
качества словарного запаса, овладении различными конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу,
устных высказываний. Таким образом, постепенно создается основа для овладения более сложной формой речи - письменной.
Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в
нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием
оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью.
Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характеризуется слабостью собственных
намерений и побуждений, большой внушаемостью. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы
школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывают отрицательное влияние на характер их
деятельности, в особенности произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений,
недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к
ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью.
Снижение адекватности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми обусловливается незрелостью социальных мотивов,
неразвитостью навыков общения обучающихся, а это, в свою очередь, может негативно сказываться на их поведении, особенности
которого могут выражаться в гиперактивности, вербальной или физической агрессии и т.п. Практика обучения таких детей показывает,
что под воздействием коррекционно-воспитательной работы упомянутые недостатки существенно сглаживаются и исправляются.
Рекомендации для педагогов по взаимодействию с детьми с ЗПР во внеурочной деятельности.
Педагогам при проведении внеурочной деятельности с детьми младшего школьного возраста с УО (легкой степени) рекомендуется:
-Для включения ребенка с УО в коллективную деятельность опирайтесь на его сильные стороны, наблюдайте за тем, что он делает и
постарайтесь создать групповую деятельность вокруг того, что он делает. Ребенка при этом можете сделать ведущим.
- Сообщив инструкцию или задание для всей группы детей, еще раз повторите ее вместе с ребенком с УО. Если понадобится, разбейте каждое
задание на мелкие операции и проговорите их, используйте уточняющие вопросы.
- Если ребенку пока тяжело выполнять общее задание, то давайте ему индивидуальное задание, которое будет немного легче, но похожее на
групповое.
- На начальных этапах работы уделяйте больше внимания ребенку с УО при объяснении и выполнении заданий.
- Давайте четкие и короткие инструкции.
- Используйте в работе как можно больше наглядности.
- Используйте детей с УО в качестве своих помощников и помощников другим детям.
- На внеурочной деятельности художественной, творческой направленности большое внимания уделяйте следующим видам деятельности:
срисовывание с образца; работа с трафаретами; обведение контура, обведение по внешнему и внутреннему контору; раскрашивание и штриховка;
аппликации методом отрыва и вырезания; работа с крупами.
- на динамических паузах делаем пальчиковую гимнастику и упражнения на активизацию работы обоих полушарий. Например, упражнение
«Перекрёстные движения». Описание: под музыку дети выполняют перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой
двигается левая нога. Передвигаться можно вперед, вбок, назад. Одновременно они совершают движения глазами во все стороны. Это позволяет
«пересечь» среднюю линию, то есть активизировать оба полушария одновременно и таким образом подготовиться к усвоению новых знаний;
- Также на перерывах можете использовать групповые игры с мячом («Назови, что бывает красным?», «Что мы делаем на каникулах?», «Что мы
делаем в школе?», «Что летает?» и. т. д.)
- По возможности на внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности старайтесь развивать у детей с УО когнитивные процессы.
Для этой цели могут быть использованы различные групповые игры. Например, «Волшебный мешочек», «Лото», «Геометрическое лото», «Кто
лишний?», «У кого ряд длиннее?», «Что изменилось?», «Собираем из треугольников различные фигуры».
- Используйте дидактические игры. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая
игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного
материала.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Успешная реализация Программы возможна при наличии учебно-методических, кадровых и материально-технических ресурсов в
учреждении.
Материально- технические ресурсы:
Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов
Перед проведением практических работ перед учащимися необходимо четко сформулировать цель проводимой работы, а также
значимость получаемых умений. Учителю и учащимся необходимо заранее подготовить необходимое оборудование и изучить ход
предлагаемой работы.
Лекционный материал:
Мировая история шахмат
Правила поведения на шахматном турнире и соревновании.
Тактические приемы в шахматах.
Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования соответствует образовательному цензу.
Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия
воспитанников в школьных мероприятиях, шахматных турнирах, анализ результатов участия на различных соревнованиях и конкурсах.
Функции контроля обучающихся:
-
учебная (создание дополнительных условий для обобщения и осмысления обучающимися полученных теоретических и практических
знаний, умений и навыков);
-
воспитательная (стимул к расширению познавательных интересов и потребностей ребенка);
-
развивающая (возможность осознания обучающимися уровня их актуального развития и определение перспектив);
-
коррекционная (возможность для педагога своевременного выявления и корректировки недостатков образовательного процесса);
-
социально-психологическая (предоставление возможности каждому учащемуся оказаться в «ситуации успеха», возможность
предоставления родителям (законным представителям) информации об успеваемости детей).
Формы проведения контроля обучающихся определяются педагогом в соответствии с дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программой. В зависимости от направленности дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
формами контроля могут быть: шахматные турниры, выставка творческих работ; презентация; наблюдение за игрой, конкурс решения
шахматных задач; участия в праздниках.
Способы и формы выявления результатов: опрос, наблюдение, самостоятельная шахматная игра, коллективный анализ шахматной
игры, итоговые занятия, выставки, конкурсы.
Способы и формы фиксации результатов: творческие работы обучающихся, протоколы шахматных турниров, фото и видео процесса
работы, отзывы обучающихся и родителей, благодарности, грамоты, дипломы, портфолио.
Способы и формы предъявления результатов: творческие работы обучающихся, анализ и оценка опросов и наблюдений, участие в
выставках и конкурсах на уровне района и города, портфолио.
Заключительное занятие, завершающее тему – Школьный турнир по шахматам . Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – Товарищеская встреча с командами трассовых поселков.
Выставка фотоматериала с выставок объединения.
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах.
Список литературы
1.
Авербах Ю. “Что нужно знать об эндшпиле”. / М.: ФиС, 2009.
2.
Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 4 и 3 разрядов. / М.: Всероссийский шахматный клуб,1999.
3.
Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам. / М.: ГЦОЛИФК, 2000.
4.
Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. / Киев: Радяньска школа,1986.
5.
Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1983.
6.
Князева В. Азбука шахматиста. / Ангрен, 1990.
7.
Князева В. Уроки шахмат. / Ташкент: 1992.
8.
Князева В. Уроки шахмат в общеобразовательной школе (методические рекомендации). / Ташкент: 1987.
9.
Костьев А. . Уроки шахмат. / М: ФиС, 2004.
10. Костьев А. Учителю о шахматах. / М.: Просвещение, 1986.
11. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 2010.
12. Нимцович А. Моя система. / М: ФиС, 1984.
13. Шахматы – школе. Сост. Б.Гершунский, А.Костьев. / М.: Педагогика, 1991;
14. Суэтин А. Как играть дебют. / М: ФиС, 2001.
15. Хенкин Б. Последний шах. / М: ФиС, 2012.
16. Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. / М.: ГЦОЛИФК, 1986.
17. Шахматы. Энциклопедический словарь. / М: Советская энциклопедия, 1990.
18. Юдович М. Занимательные шахматы. / М: ФиС, 2016.