Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ


Автор: Карайкоза Наталья Михайловна
Должность: учитель физики и математики
Учебное заведение: МАОУ СОШ №11
Населённый пункт: станица Новоплатнировская
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Раздел: среднее образование





Назад




« Ф О Р М И Р О В А Н И Е

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ

ГРАМОТНОСТИ НА

УРОКАХ ФИЗИКИ»

ЗАДАЧИ:

Распознавать

проблемы,

возникающие в

окружающей

действительности,

решаемые

средствами

физической

грамотности

Решать эти

проблемы,

используя

физические

факты и

методы

Применять

полученные знания

на практике.

ПРОБЛЕМА:

как сформировать функциональную грамотность обучающихся на уроках физики

ЦЕЛЬ:

выявить и научно обосновать комплекс педагогических условий

формирования функциональной физической грамотности

ЗАДАЧИ:

показать необходимость развития функциональной физической

грамотности;

выявить пути формирования функциональной грамотности;

Ожидаемые результаты:

Дети используют знания, умения и навыки, полученные на уроках физики,

в практической деятельности.

Формируются навыки, позволяющие продолжить обучение в техникуме,

училище или профильном классе.

Приобретается навык работы со справочной литературой, схемами,

таблицами, диаграммами, различными измерительными инструментами.

Изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к

мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение.

Актуальность темы:

Потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие

в практической жизни, умение самостоятельно находить, анализировать,

применять информацию в настоящее время становится особенно актуальным

и выходит на первое место во всём мире.

Эти потребности можно реализовать развитием всех видов

функциональной грамотности, так как именно в ней выражается «способность

человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни

и деятельности на основе прикладных знаний».

В Федеральных государственных стандартах представлен портрет

выпускника основной школы:«Способный применять полученные

знания на практике»

Необходимость формирования

функциональной грамотности:

современный работник должен быть

эффективным,

конкурентоспособным,

творческим,

самостоятельным,

ответственным,

коммуникабельным,

способным решать проблемы личные и коллектива.

Содержание образования (национальные стандарты, учебные программы.)

Формы и методы обучения.

Программы внешкольного, дополнительного образования.

Наличие дружелюбной среды, основанной на принципах партнерства со всеми

заинтересованными сторонами.

Активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.

На формирование функциональной грамотности оказывают влияние:

Пути решения проблемы формирования функциональной

грамотности на уроках физики:

Обновление содержания образовательных и рабочих программ.

Выполнение лабораторных и практических работ.

Использование проектного метода .

Повышение мотивации обучения.

Обновление или создание новых учебников и дидактического материала.

Использование на уроках специальных компетентностно- и

практико-ориентированных задач .

Приемы

целеполагания

Работа над

понятием

Создание

проблемной

ситуации

Подводящий диалог

Читательская грамотность.

Задание 1.

Маруся

купила

пакет

сока

и

решила

проверить,

соответствует

ли

реальный объём сока значению, указанному на упаковке.

На

пакете

было

написано,

что

объём

сока

равен

225 мл.

Маруся

перелила весь сок в мерный стакан.

Определите

разницу

между

указанным

на

упаковке

и

измеренным

значениями объёма. Ответ дайте в мл.

Математическая грамотность

.

Задания, связанные с применением нескольких элементов знаний, умений и навыков

физического, а также математического характера.

Задание 5.

Тимур заметил, что если он погружается с головой в ванну, изначально

заполненную водой на 0,7 объёма, то уровень воды доходит до края ванны.

Найдите объём Тимура, если ванна вмещает 160 л. Ответ дайте в л.

Однако в тестах по физике это математическое умение необходимо применить в более

сложной ситуации: появляются реальные объекты, размерные величины, более

сложные вычисления.

Например, в задачах на применение закона всемирного тяготения необходимо вначале

выразить все физические величины в единицах СИ, в стандартном виде, затем

перемножить несколько чисел и разделить на квадрат третьего числа, полученный

результат округлить с определенной точностью, представить ответ в стандартном

виде.

Формирование естественнонаучной грамотности

у большинства учащихся вызывает затруднения.

Наибольшие затруднения вызывают задания:

- практического содержания,

- данные в которых представлены в нестандартной форме,

- требующие проведения анализа, преобразования данных.

Задание 4.

На графике представлена зависимость расстояния до дома от времени

движения мальчика на самокате. Сначала он ехал из дома в школу, но по пути он

вспомнил, что забыл дневник, и вернулся домой. Забрав дневник, он поехал

обратно в школу.

С какой скоростью мальчик ехал на самокате обратно к дому?

Глобальная грамотность.

Результаты опроса по теме «Что дает проектная деятельность?»

Достигать поставленной цели.

Добывать информацию.

Выступать перед аудиторией.

Создавать презентацию.

Выполняем практические работы

Выполняем лабораторные работы

Для закрепления теоретических знаний

использую электронно-образовательные ресурсы

Спасибо за внимание !



В раздел образования