Автор: Карайкоза Наталья Михайловна
Должность: учитель физики и математики
Учебное заведение: МАОУ СОШ №11
Населённый пункт: станица Новоплатнировская
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Раздел: среднее образование
« Ф О Р М И Р О В А Н И Е
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ГРАМОТНОСТИ НА
УРОКАХ ФИЗИКИ»
ЗАДАЧИ:
Распознавать
проблемы,
возникающие в
окружающей
действительности,
решаемые
средствами
физической
грамотности
Решать эти
проблемы,
используя
физические
факты и
методы
Применять
полученные знания
на практике.
ПРОБЛЕМА:
как сформировать функциональную грамотность обучающихся на уроках физики
ЦЕЛЬ:
выявить и научно обосновать комплекс педагогических условий
формирования функциональной физической грамотности
ЗАДАЧИ:
показать необходимость развития функциональной физической
грамотности;
выявить пути формирования функциональной грамотности;
Ожидаемые результаты:
Дети используют знания, умения и навыки, полученные на уроках физики,
в практической деятельности.
Формируются навыки, позволяющие продолжить обучение в техникуме,
училище или профильном классе.
Приобретается навык работы со справочной литературой, схемами,
таблицами, диаграммами, различными измерительными инструментами.
Изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к
мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение.
Актуальность темы:
Потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие
в практической жизни, умение самостоятельно находить, анализировать,
применять информацию в настоящее время становится особенно актуальным
и выходит на первое место во всём мире.
Эти потребности можно реализовать развитием всех видов
функциональной грамотности, так как именно в ней выражается «способность
человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни
и деятельности на основе прикладных знаний».
В Федеральных государственных стандартах представлен портрет
выпускника основной школы:«Способный применять полученные
знания на практике»
Необходимость формирования
функциональной грамотности:
современный работник должен быть
эффективным,
конкурентоспособным,
творческим,
самостоятельным,
ответственным,
коммуникабельным,
способным решать проблемы личные и коллектива.
Содержание образования (национальные стандарты, учебные программы.)
Формы и методы обучения.
Программы внешкольного, дополнительного образования.
Наличие дружелюбной среды, основанной на принципах партнерства со всеми
заинтересованными сторонами.
Активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
На формирование функциональной грамотности оказывают влияние:
Пути решения проблемы формирования функциональной
грамотности на уроках физики:
Обновление содержания образовательных и рабочих программ.
Выполнение лабораторных и практических работ.
Использование проектного метода .
Повышение мотивации обучения.
Обновление или создание новых учебников и дидактического материала.
Использование на уроках специальных компетентностно- и
практико-ориентированных задач .
Приемы
целеполагания
Работа над
понятием
Создание
проблемной
ситуации
Подводящий диалог
Читательская грамотность.
Задание 1.
Маруся
купила
пакет
сока
и
решила
проверить,
соответствует
ли
реальный объём сока значению, указанному на упаковке.
На
пакете
было
написано,
что
объём
сока
равен
225 мл.
Маруся
перелила весь сок в мерный стакан.
Определите
разницу
между
указанным
на
упаковке
и
измеренным
значениями объёма. Ответ дайте в мл.
Математическая грамотность
.
Задания, связанные с применением нескольких элементов знаний, умений и навыков
физического, а также математического характера.
Задание 5.
Тимур заметил, что если он погружается с головой в ванну, изначально
заполненную водой на 0,7 объёма, то уровень воды доходит до края ванны.
Найдите объём Тимура, если ванна вмещает 160 л. Ответ дайте в л.
Однако в тестах по физике это математическое умение необходимо применить в более
сложной ситуации: появляются реальные объекты, размерные величины, более
сложные вычисления.
Например, в задачах на применение закона всемирного тяготения необходимо вначале
выразить все физические величины в единицах СИ, в стандартном виде, затем
перемножить несколько чисел и разделить на квадрат третьего числа, полученный
результат округлить с определенной точностью, представить ответ в стандартном
виде.
Формирование естественнонаучной грамотности
у большинства учащихся вызывает затруднения.
Наибольшие затруднения вызывают задания:
- практического содержания,
- данные в которых представлены в нестандартной форме,
- требующие проведения анализа, преобразования данных.
Задание 4.
На графике представлена зависимость расстояния до дома от времени
движения мальчика на самокате. Сначала он ехал из дома в школу, но по пути он
вспомнил, что забыл дневник, и вернулся домой. Забрав дневник, он поехал
обратно в школу.
С какой скоростью мальчик ехал на самокате обратно к дому?
Глобальная грамотность.
Результаты опроса по теме «Что дает проектная деятельность?»
•
Достигать поставленной цели.
•
Добывать информацию.
•
Выступать перед аудиторией.
•
Создавать презентацию.
Выполняем практические работы
Выполняем лабораторные работы
Для закрепления теоретических знаний
использую электронно-образовательные ресурсы
Спасибо за внимание !