Напоминание

"Конфликты и пути разрешения конфликтных ситуаций.".


Автор: Иванова Людмила Николаевна
Должность: Педагог -психолог
Учебное заведение: ГБПОУ "Бологовский колледж"
Населённый пункт: г. Бологое
Наименование материала: Стили разрешения конфликтов,
Тема: "Конфликты и пути разрешения конфликтных ситуаций.".
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Лекция

Подготовила: Педагог -психолог Иванова Л.Н.

Тема. Конфликты и пути разрешения конфликтных ситуаций.

Цель занятия:

- формирование у учащихся конфликтной компетентности: умение отстаивать и

аргументировать свою позицию, умение урегулировать конфликтные ситуации,

умение конструктивно выходить из конфликтов;

Содержание занятия.

Прежде чем сказать – посчитай до десяти,

Прежде чем обидеть – посчитай до ста,

Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.

Старинная народная мудрость

«Давным-давно на свете жил один удивительный человек. Этот человек

умел то, чего не умели другие. И люди называли его мудрецом. Никто не

знал, откуда он пришёл, но говорили, что раньше он был обыкновенным

человеком, таким как все. Менялись поколения и все они ощущали себя под

его защитой. И вот пришел день, когда мудрец отправился в путь. Он

обошёл всю Землю, и узнал многих людей. И удивился мудрец, насколько

разными были эти люди, их характер, привычки, желания и стремления.

«Как непросто всем уживаться друг с другом, - думал мудрец, - что бы

такое предпринять? – размышлял он. И тогда мудрец сплел длинную

тончайшую нить. Задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их

этой тончайшей чудесной нитью».

«Воистину нить эта была уникальна, совершенно незаметна для человека.

Те, кому

мудрец

передал

чудесную нить, стали

добрее, спокойнее,

терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу,

стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они спорили, но, о

чудо, нить натягивалась, но не рвалась. Иногда они ссорились, и нить

разрывалась, при примирении оборванные концы связывались вновь. Такой

узелок напоминал о прошлой ссоре. Что сделали люди с подарком мудреца?

Кто-то бережно берег, передавая тайну из поколения в поколения. Кто-то,

не ощущая присутствия нити, оставлял на ней множество узелков, да и

характер его постепенно менялся и становился « узловатый». Но ,главное, у

каждого появилась способность протягивать

невидимые нити к тем, кого он считал близкими и друзьями, соратниками и

партнерами.»

Выводы: Всегда есть нечто, что объединяет людей. Ощущение связи

помогает установить доверительные отношения в коллективе.

Комфортность

взаимоотношений

зависит

от

того, в

каком состоянии

находится нить, натянутом или свободном.

Экспериментируя

с

натяжением

нити, мы

символически проживали

различные типы взаимоотношений друг с другом. Среди членов коллектива

бывают разные эпизоды в общении. Главное, чтобы ни происходило, уметь

восстанавливать комфортное состояние.

Мы живем в мире, где часто солнечный свет взаимопонимания заслоняется

мрачными тучами обид, дует холодный ветер подозрений, сверкают молнии

конфликтов.… Как сохранить прекрасную погоду в нашей душе, жить в мире и

радости? Как не «промокнуть» под дождем непонимания и как помочь в этом

другим?

Одной из актуальных проблем современного общества является

проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В 80-е годы

возникли конфликтологические центры во многих странах мира, а в 1986 году в

Австралии по инициативе ООН создается международный центр разрешения

конфликтов.

Сегодня мы попробуем узнать, почему происходят конфликты между людьми и

как их нужно разрешать.

1.

Анализ ситуации. Коллективная деятельность.

Из-за чего возник конфликт?

Сегодня я хочу познакомить вас с существующими стратегиями поведения в

конфликтах.

Их 5: конкуренция, избегание, компромисс, приспособление, сотрудничество.

А теперь давайте рассмотрим каждый по отдельности, обратим внимание на

девиз для каждой стратегии поведения.

Обсуждение:

(Конкуренция)Конкуренция и конфликт - это две формы взаимодействия, но

конкуренция - борьба между индивидами или группами индивидов, которые не

находятся обязательно в контакте или в коммуникации; а конфликт -

состязание, в котором контакт является необходимым условием.

-Какой вид поведения в этой ситуации был наиболее успешным?

(взаимные уступки сторон),

- Какая причина способствует выбору человеком именно такой стратегии

поведения в конфликте?

(Избегание)

игнорирование (избегание решения конфликта).

- Охарактеризуйте данную стратегию с точки зрения настойчивости в

отстаивании своих интересов?

(Приспособление)

(в ущерб своих интересов),

-Какая, на ваш взгляд, стратегия поведения наиболее успешная?

Работа в группах. Задание: Подумайте и напишите, какие факторы

помогают общаться без конфликтов.

Когда ты очень раздражен, разгневан…

1.

Дай себе минуту на размышление и, что бы ни произошло, не бросайся

сразу "в бой".

2.

Сосчитай до десяти, сконцентрируй внимание на своем дыхании.

3.

Попробуй улыбнуться и удержи улыбку несколько минут.

4.

Если не удается справиться с раздражением, уйди и побудь наедине с

собой некоторое время.

Я заканчиваю нашу беседу словами Максима Горького: «Если ты хочешь,

чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним

внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Все в жизни

зависит от тебя самого…».

Спасибо за внимание.



В раздел образования