Напоминание

"Адаптация пятиклассников в среднем звене."


Автор: Симакова Татьяна Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГКУ РО "ЦППМСП"
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: Статья
Тема: "Адаптация пятиклассников в среднем звене."
Раздел: высшее образование





Назад




Социально-педагогической деятельности по адаптации пятиклассников в

среднем звене.

Возраст пятиклассника – это младший подростковый возраст. Возраст 10-

12-лет – пограничный между детством и отрочеством. Именно на границе

перехода от младшего школьного к подростковому возрасту решаются

специфические задачи личностного развития и взросления человека, идет

интенсивное усвоение культурных ценностей, определяющих в дальнейшем

его главные жизненные предпочтения. В связи с началом этапа полового

созревания происходят изменения в познавательной сфере, а именно

замедляется темп деятельности, на выполнение определенной работы теперь

ребенку требуется больше времени. Дети начинают часто отвлекаться,

неадекватно реагировать на замечания, вести себя вызывающе, часто бывают

раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является

причиной замечаний, наказаний и приводит к снижению успеваемости и

конфликтам во взаимоотношениях. Физиологическая перестройка организма

пятиклассников сопровождается повышенной утомляемостью. Вначале

появляется повышенная двигательная активность, которая затем меняется

сильной возбудимостью или сонливостью. Понятно, что все это

неблагоприятно сказывается на поведении обучающихся. У детей младшего

подросткового возраста в утомленном состоянии (чаще во второй половине

дня) наблюдаются немотивированные поступки, поединки, стремление

поступать вопреки чужой воле, упрямство, проявления раздражительности.

Именно в этом возрасте дети начинают активно интересоваться своим

собственным внутренним миром и оценкой самого себя.

Основные признаки происходящих изменений с детьми младшего

подросткового возраста описаны в известном исследовании Д. Б. Эльконина

и Т. В. Драгуновой и касаются: - учебной деятельности, которая приобретает

смысл как деятельность по саморазвитию и самосовершенствованию; -

сферы общения со сверстниками, которое становится «особой формой жизни

подростка» и выступает как деятельность по установлению близких

отношений в коллективе; - овладения этическими нормами поведения,

специфика которого связана с понятием качеств «хорошего товарища»,

оцениваемых в отношении себя самого. Это также указывает на новый этап в

становлении самосознания детей младшего подросткового возраста; -

взросления как новообразования младшего подросткового периода –

специфической формы самосознания, социального по своей природе и

проявляющегося в «чувстве взрослости». «Чувство взрослости» проявляется

в противоречивом желании «быть взрослым»: - с одной стороны –

стремление утвердить себя как старшего, выросшего; потребность в

равноправии, уважении и самостоятельности; требование серьезного,

доверительного отношения со стороны взрослых; - с другой стороны –

повышенная зависимость от взрослых, «прилипчивость» к классному

руководителю, плач, капризы, желание оказаться в ситуации опеки и

зависимости. Пренебрежение этим требованиям, неудовлетворенность их

потребностей обостряет негативные черты подросткового кризиса. Если

взрослые не предлагают детям средств реализации их чувства взрослости,

оно все равно проявится, но самым невыгодным образом – уверенностью

подростка в несправедливости и необъективности взрослых: учителей,

родителей». Возраст пятиклассников характеризуются резким ростом

познавательной активности и любознательности, возникновением

познавательных интересов. Детям становится интересно многое, причем эти

интересы далеко выходят за рамки их повседневной жизни. Но, эта

любознательность практически не связана со школьной программой. Она

отражает увеличившуюся любознательность ребенка к миру, который его

окружает. Пятиклассник чувствует, что его возможности возросли, и это

имеет существенное значение для «подпитки» чувства взрослости. Интересы

в это время достаточно непостоянны и неустойчивы. А специфика их

заключается в потребности подростка в общении со сверстниками. Чаще

всего ребенок интересуется тем, чем интересуются его друзья.

Переход в основную школу «предъявляет повышенные требования к

интеллектуальному и личностному развитию учащихся, к степени

сформированности учебных умений, к способности к саморегуляции,

развитию коммуникативных навыков. В этот период происходят

значительные изменения в психике ребенка. Усвоение новых знаний, новых

представлений об окружающем мире перестраивает сложившееся ранее у

детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию

теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах».

Среди наиболее актуальных трудностей пятиклассников можно

выделить следующие: - возросший темп работы: дети часто не успевают

конспектировать за учителем, так как пишут медленно; - возросший объем

работ, как на уроке, так и дома; - новый классный руководитель; - новые

учителя и их требования к урокам; - самостоятельность в выполнении

заданий и т.д. Данный период принято считать кризисным. Переход в

среднее звено почти всегда связан со снижением успеваемости, хотя и

временным. Чтобы приспособиться к новому темпу и стилю школьной

жизни, учащимся необходимо время. К тому же в основной школе

пятиклассники в большей степени предоставлены сами себе, в отличие от

начальной, где их контролирует классный руководитель: их готовность к

уроку, ведение дневников, разрешение конфликтных ситуаций и др. Более

того, классный руководитель находится в более тесном контакте с

родителями учащихся. В пятом классе учащимся приходится самостоятельно

переходить из одного кабинета в другой, готовиться к урокам, решать

вопросы с учителями-предметниками. Получается, что детям, которые не так

давно были под постоянным контролем со стороны взрослых, теперь самим

необходимо решать организационные и учебные вопросы. «Некоторые дети в

силу своих психологических особенностей не готовы к подобной

самостоятельности, они испытывают растерянность, все время все путают и

забывают, не могут сосредоточиться на учебе. Другие дети настолько

привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что не способны

самостоятельно организовать свою собственную школьную жизнь. Все это,

естественно, ведет к снижению успеваемости». «За годы обучения в

начальной школе практически у каждого ученика остаются неусвоенные

темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный

ком. В начальной школе эти «шероховатости» сглаживаются

индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как

только было замечено не усвоение ребенком материала (класс один, ребят

немного, можно успевать контролировать всех). В пятом классе такого

отслеживания не происходит» . Соответственно, если ребенок не усвоил тему

и не подошел за разъяснениями к учителю или родителям, то есть

вероятность, что он не поймет и следующую тему, так как материал

усложняется от урока к уроку. Так появляется дефицит знаний. На качество

обучения в пятом классе влияют и другие причины. Например,

физиологические изменения ребенка, которые чаще всего совпадают с

переходом в среднее звено школы. Ребенок начинает расти, ему постоянно

хочется спать, он становится рассеянным, у него ослабляется память,

внимание. Естественно, что пятикласснику для адаптации требуется больше

времени. Качество обучения может резко ухудшиться и из-за личных

проблем ребенка. И знание того, что беспокоит учащегося, поможет

классному руководителю и учителям с пониманием относиться к его

неуспеваемости. Причиной того, что ребенок плохо учится, также может

стать отсутствие интереса, например, из-за постоянных неудач, плохих

отношений с учителями или одноклассниками, непонимания того как тот

материал, который изучается, может пригодиться ему в жизни. Успешность

адаптации зависит не только от того насколько пятиклассник готов

интеллектуально, но и от того, как он умеет и готов налаживать отношения

со сверстниками и учителями, соблюдать школьные правила и

ориентироваться в новых ситуациях. У пятиклассников должны быть

сформированы умения и навыки, способствующие успешной адаптации:

«умение осознавать требования учителя и соответствовать им; умение

устанавливать межличностные отношения с педагогами; умение принимать и

соблюдать правила жизни класса и школы; навыки общения и достойного

поведения с одноклассниками; навыки уверенного поведения; навыки

совместной (коллективной) деятельности; навыки самостоятельного решения

конфликтов мирным путем; навыки самоподдержки; навыки адекватной

оценки собственных возможностей и способностей» .

Адаптацию детей к основной школе может затруднить и

рассогласованность требований разных педагогов, необходимость

приспосабливаться к каждому учителю, к его своеобразному темпу и

особенностям речи, к стилю преподавания. Пятикласснику необходимо

учитывать все эти требования, соотносить их, научиться преодолевать

трудности, связанные с этим. Увеличение количества учителей по разным

учебным дисциплинам хоть и создает определенные трудности, но новый

учитель – это всегда возможность для учащегося изменить свое отношение к

предмету. Перейдя из начальной школы в основную, ребенок получает шанс

начать свою учебную жизнь сначала. Адаптации вызывает у многих

пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и

личностную, а зачастую и появление страхов. Например, усиливается страх

не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как

правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего

подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о

его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный

страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и

способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности».

Многие пятиклассники испытывают трудности и страхи в отношениях с

учителями, при этом, родители также могут провоцировать школьные

страхи, принуждая детей работать на «оценку». Страхи могут быть связаны с

неуверенностью в своих возможностях, переживаний по поводу плохих

оценок. Все это представляет особую проблему в период адаптации

пятиклассников к школьной жизни в основной школе, когда ребенок

стремится хорошо выполнять все требования, предъявляемые школой,

старается показать себя с лучшей стороны, проявляя высокую активность.

Таким образом, возраст пятиклассника – это младший подростковый возраст,

который характеризуется изменениями в познавательной сфере, а именно

замедляется темп деятельности, на выполнение определенной работы теперь

ребенку требуется больше времени. Физиологическая перестройка

организма пятиклассников сопровождается повышенной утомляемостью.

Вначале появляется повышенная двигательная активность, которая затем

меняется сильной возбудимостью или сонливостью. У детей младшего

подросткового возраста в утомленном состоянии (чаще во второй половине

дня) наблюдаются немотивированные поступки, поединки, стремление

поступать вопреки чужой воле, упрямство, проявления раздражительности. В

этом возрасте дети начинают активно интересоваться своим собственным

внутренним миром и оценкой самого себя.

Основные признаки происходящих изменений с детьми младшего

подросткового возраста касаются учебной деятельности, сферы общения со

сверстниками, овладения этическими нормами поведения, специфической

формы самосознания, проявляющегося в «чувстве взрослости». К тому же

меняются условия обучения пятиклассников: возрастает темп и объем работ,

снижается контроль со стороны взрослых, увеличивается самостоятельность,

меняется классный руководитель, увеличивается число учителей-

предметников. Все это зачастую ведет к снижению успеваемости,

повышению тревожности у пятиклассников и к конфликтам во

взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

«Педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной

деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта 13

посредством обучения и воспитания, на создание условий для личностного

развития обучаемых». «Педагогическая деятельность имеет непрерывный,

планомерный характер, поскольку все дети обязательно должны пройти

определенные образовательные уровни, т.е. она равно направлена на всех

детей.

Социально-педагогическая деятельность направлена на разрешение

различных трудностей личности или группы, имеющих социально-

педагогическое содержание: проблемы самореализации; проблемы

формирования социальных потребностей и способностей; ослабление или

устранение девиантностей, зависимостей различной этимологии; проблемы

социальной, профессиональной, школьной дезадаптации; проблемы

различных уровней социализации личности; проблемы формирования

здорового образа жизни и другие; проблемы социальных зависимостей

(алкогольной, наркотической и т.д.). «Главной целью социально-

педагогической деятельности является достижение, формирование

социальной активности личности. Конечным результатом социально-

педагогической работы должно стать определенное изменение самой

личности, выступающей объектом социально-педагогического воздействия,

ее качеств».

Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, она

направлена на решение индивидуальных проблем конкретного ребенка,

которые возникают в процессе его социализации, интеграции его в общество.

Для этого изучается личность ребенка и среда, которая его окружает,

составляются индивидуальные программы помощи ребенку. Соответственно,

социально-педагогическая деятельность локальна, она ограничена тем

временным промежутком, в течении которого решается проблема ребенка.

Основными направлениями социально-педагогической деятельности

являются:

• деятельность по профилактике явлений дезадаптации (социальной,

психологической, педагогической), повышению уровня социальной

адаптации детей и молодежи посредством их личностного развития;

• деятельность по социальной адаптации и реабилитации детей и молодежи,

имеющих те или иные отклонения от нормы». «Социально-педагогическая

деятельность – это разновидность профессиональной деятельности,

направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации,

освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его

самореализации в обществе. Осуществляется она социальными педагогами,

как в различных образовательных учреждениях, так и в других учреждениях,

организациях, объединениях, в которых может находиться ребенок».

Социальный педагог является организатором социально-педагогической

деятельности, а также посредником, который использует потенциальные

возможности социума для оказания необходимой помощи личности,

нуждающейся в ней. Целью деятельности социального педагога является

создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка,

удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых,

психологических, медицинских, педагогических механизмов

предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе,

ближайшем окружении и других социумах Для того чтобы реализовать

данную цель, необходимо иметь представление об особенностях развития

ребенка и ту среду, в которой он развивается.. Социально-педагогическая

деятельность в школе с пятиклассниками направлена на: - изучение медико-

психологических и социально-педагогических особенностей личности

пятиклассников, условий их жизни, специфики микросреды; - выявление

интересов и потребностей пятиклассников; - осуществление комплекса

мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите

пятиклассников; - выявление причин и характера социально-педагогических

проблем пятиклассников; - выявление детей группы риска; - осуществление

профилактической работы по предупреждению школьной и социальной

дезадаптации, девиантного поведения пятиклассников; - разработку и

реализацию программ коррекции отклоняющегося поведения

пятиклассников; - взаимодействие с семьями пятиклассников с целью

решения проблем воспитания и развития личности ребенка; - создание

условий для реализации прав и свобод обучающихся; - профилактику и

разрешение конфликтных ситуаций с участием пятиклассников; -

взаимодействие с правоохранительными органами, службами социальной

защиты и занятости населения, медицинскими

Для диагностирования проблемы социально-психологической адаптации

пятиклассников к основной школе применяют методы наблюдение,

анкетирование, тестирование, метод экспертной оценки, анализ документов и

др. Методами, способствующими социально-психологической адаптации

пятиклассников при переходе из начальной в основную школу, являются

тренинги, игровые методы, методы групповой дискуссии, а также метод

консультирования. Все методы социально-педагогической деятельности по

социально-психологической адаптации пятиклассников к основной школе

применяются не изолированно и не обособленно друг от друга, а в тесной

взаимосвязи между собой.



В раздел образования