Автор: Тонких Надежда Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Журавушка"
Населённый пункт: Забайкальский край пст Даурия
Наименование материала: проект
Тема: "Скоро, скоро Новый год"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «ЖУРАВУШКА»
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МДОУ
д\сад «Журавушка»
______________ Н.Е. Беззубенко
Проект «Скоро, скоро новый год»
Вид проекта: творческий
Продолжительность проекта: краткосрочный.( 20.12 – 31.12. 2021)
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, родители
воспитанников
Автор:
Воспитатель группы Тонких Н.В.
1
Актуальность и значимость.
Многообразие, богатство, духовная мудрость жизни наших предков представляют прекрасные возможности в
воспитании нравственности. Поэтому основная идея проекта основывается на формирование любви и привязанности к
своей культуре, своему народу через рациональное использование общенародных праздников, основанных на
музыкальном фольклоре, устном народном творчестве, традициях и обычаях.
Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу,
украшение ёлки и долгожданные подарки под ней – все это не сравнится даже с Днем рождения. При подготовке к
празднованию Нового года у детей часто возникали вопросы: а почему украшают ёлку? А Дед Мороз настоящий? А где
он живёт? А подарки Дед Мороз принесёт? Разобраться в этих вопросах поможет поисково-исследовательская
деятельность, осуществляемая в ходе реализации проекта
Цель
моего проекта
Не только познакомить детей с традициями празднования нового года, но и подарить ребенку праздник и подарки,
настоящее Новогоднее Волшебство!
Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования Нового года, что помогает
удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику. Проект ориентирован на детей дошкольного возраста и
позволяет создать радостную эмоциональную атмосферу в преддверии новогоднего праздника
Задачи
проекта:
•Разобрать понятие праздник – Новый год, выделить его характерные особенности, традиции;
• Вызвать желание у детей и родителей участвовать в подготовке к празднику (украшение группы, изготовление
поделок);
• Привлечь родителей как активных участников жизни группы к подготовке к Новогоднему празднику;
• Раскрыть возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности;
• Укрепить детско – родительские отношения. Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми;
• Создать новогоднее настроение.
2
Целевая аудитория:
дети, родители, воспитатель.
Формы организации проекта:
• познавательные занятия; эксперименты;
• дидактические и словесные игры;
• рассматривание иллюстраций;
• беседы;
• подвижные игры;
• дыхательная гимнастика.
Формы работы с родителями:
Привлечение родителей к совместной деятельности и творчеству в группе:
создание предновогоднего настроения — украшение группы, украшение окон в группе; изготовление новогодних
игрушек, снежинок в домашних условиях совместно с детьми;
участие родителей с детьми в групповой выставке «Сундучок Деда Мороза» ;
Консультации для родителей на тему:
«Безопасный Новый год»;
Папка – передвижка: «Новый год»;
информация в родительский уголок: «Устройте детям веселые зимние каникулы», «Новый год и дети», «Из
истории празднования Нового года», «Игрушки – самоделки на ёлку»;
Подготовка костюмов к новогоднему празднику.
Этапы реализации проекта
Этапы
Совместная деятельность педагога с детьми
Работа с родителями
1 этап.
1. Определение темы проекта;
Информирование
3
Подготовительный
2. Формулирование цели и задач проекта;
3. Составление плана реализации основного этапа проекта;
4. Подбор информационного, наглядного и технического
материала для проекта;
родителей о задачах и
содержании
проекта.
Выставка совместных с
детьми поделок
«Сундучок Деда Мороза»
II этап –
практический.
(непосредственная
деятельность по
проекту
1.НОД Рисование «Снегурочка» Цель: развивать у детей
умение изображать Снегурочку в шубке.
2. Составление рассказа по картинкам «Вот уж скоро
Новый год»
Цель: Обобщить представления детей о празднике.
3. Решение проблемных ситуаций:
«Все дороги в лесу и в поселке замело, как Дед Мороз
приедет на праздник, как он доберется до нас..?» Цель:
развивать детское мышление и фантазию.
4.НОД Лепка из соленого теста «Новогодние игрушки»
Цель: Познакомить детей с новым материалом,
способствовать возникновению желания лепить игрушки
для украшения группы.
5. Чтение стихотворений о ёлке. Сутеев «Ёлка.
6. Дыхательное упражнение . «Подуй на снежинку»
7. Подвижные игры: «Льдинки, ветер и мороз»,
8.Беседа «Что такое Новый год»
9. Чтение худ. лит. «Снегурочка» И. Гурина
10. Просмотр мультфильма «Дед мороз и лето»
11.Подвижная игра «Снежки».
12 Беседа «Что такое Новый год»
13. Чтение худ. лит. «Снегурочка» И. Гурина
Оформление папки –
передвижки: «Новый год».
Подбор материалов для
оформления группы к новому
году.
Информация: «Что подарить
ребенку на новый год. И как это
лучше сделать»
4
14. Просмотр мультфильма «Дед мороз и лето»
15 Беседа «Где живет Дед Мороз»
16
НОД Аппликация
«Гирлянда».
17. Чтение худ. лит. «Снеговик и его друзья» А. Мецгер
18. Просмотр мультфильма «Снеговик-почтовик»
19.Словесная игра «Отгадай и назови»
НОД Рисование «Еловая ветка»
20. Просмотр мультфильма «Каникулы в Простоквашино»
21. Заучивание стихов: на новогоднюю тематику
22. Подвижная игра «Снег кружится»,
23 Сюжетно ролевая игра «Гости скоро к нам придут —
срочно накрываем стол!»
24 Речевые игры: «Я начну, а вы заканчивайте».
Цель: Продолжать учить подбирать качественные
прилагательные
25
Наблюдение за снежинками Цель: Формировать у детей
умение видеть красоту окружающей природы;
знакомиться со свойствами снега..
26
Чтение художественной литературы «Снежный
хоровод» О. Корнеева
27 Подвижные игры «Два Мороза», «Мы снежинки, мы
пушинки»
28 НОД ФЦКМ «Почему на Новый год наряжают ёлку?»
29 НОД Развитие речи Рассказывание по картине «Вот
это снеговик».
30 Повторение песен и стихотворений на новогодний
утренник.
31 Подвижные игры: «На ёлку», р. н. игра «Снежная баба»,
Информация: «Из истории
празднования Нового года»,
Выставка работ по проекту
«Сундучок Деда Мороза»
Памятка: «Правила пожарной
безопасности при украшении
елки»;
«Безопасный Новый год»
5
«Мороз – красный нос».
32 Просмотр мультфильма «Сказка про Новый год»
33 Сюжетно ролевая игра «Концерт для кукол» Цель:
упражнять в выразительном чтении новогодних
стихотворений.
34 НОД Рисование «Ёлка для лесных жителей» Цель:
упражнять в умении рисовать ель красками с постепенно
удлиняющимися ветками
35
Речевые игры: . «Придумай слово». Цель: учить
образовывать однокоренные слова
На протяжении всего проекта:
Рассматривание иллюстраций по теме, картины «Дед
Мороз огни зажёг на высокой ёлке». Чтение
стихотворений: К. Чуковский «Ёлка», Е. Ильин «Наша
ёлка», Никитина «Снежный дом», сказок, рассказов по
теме, загадывание загадок.
Разучивание песен и стихотворений к Новогоднему
празднику.
Подвижные игры «Кто быстрее добежит до ёлочки»,
«Мы шагаем по сугробам».
Дидактические игры «Найди самую большую и
маленькую ёлку», «Найди каждому снеговику ёлочку»,
«Выкладывание ёлочки из палочек», «Бусы на ёлку», «Что
слепил Дед Мороз?».
Сенсорные игры «Собери новогодние подарки», «Найди
пару по форме», «Почини шубу Деду Морозу».
III этап.
Заключительный
Выставка работ по проекту «Сундучок Деда
Мороза»
Участие родителей в жизни
детского сада.
6
Новогодний праздник « В гости елка к нам пришла»
Беседа «Как прошёл праздник Новый год» Цель:
Побуждать детей к высказываниям: поделиться
радостью и прекрасными впечатлениями о самом
любимом празднике. Стараться следить за своей
речью. Активизировать пассивных детей, задавать
наводящие вопросы. Формировать у детей умение
составлять рассказ из личного опыта
Ожидаемый результат.
Дети:
обогащение знаний детей о Новогоднем празднике;
осознание детьми доброго, заботливого отношения людей друг к другу и настроения во время праздника – Новый
год;
получили новые знания о празднике Новый Год как об одном из русских народных праздников; •расширили
представления о возможностях создания украшений для интерьера и ёлки своими руками;
приняли участие в оформлении группы к праздничным мероприятиям.
Родители:
проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта;
рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
7
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Комплекс дыхательных упражнений.
1.
1. «Подуем на снежинку».
Вырезанную из бумаги снежинку опустить на стол. Ребёнок, сидя за столом, дует на снежинку, наблюдая за её
движением по столу.
1.
2. « Подуй на снежок»
Дети дуют на кусочки ваты через трубочки.
1.
3. "Снегопад".
Оборудование: "снежки" из ваты.
Сделать из ваты мелкие шарики - "снежинки", положить ребенку на ладонь и предложить "устроить снегопад" - сдувать
снежинки с ладони.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Подвижные игры.
«СНЕЖКИ»
Цель: Развитие общей и мелкой моторики.
Педагог предлагает детям поиграть в снежки: «Смять большой лист бумаги получился снежок, а теперь попади в цель
(на ковре лежит обруч)».
«СНЕЖНАЯ КАРУСЕЛЬ»
Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и изображают снежинки. По сигналу взрослого они идут
сначала медленно, потом все быстрее, в конце концов бегут. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз,
взрослый предлагает им изменить направление движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую
сторону». Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться в противоположном направлении.
Сперва они двигаются медленно, а потом все быстрее и быстрее, пока взрослый не скажет: «Совсем стих ветер,
снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и опускают
руки,
8
После небольшого отдыха игра возобновляется.
«ПО СНЕЖНОМУ МОСТИКУ»
Цель: развитие равновесия, обучение прыжкам.
Материал: снежный вал.
Ход игры: ребёнок поднимается на снежный вал и проходит по нему до конца, сохраняя равновесие. Дойдя до конца
вала, спрыгивает с него и поднимается на вал ещё раз. Если ребёнок боится идти один, взрослый помогает ему.
«СНЕЖИНОЧКИ-ПУШИНОЧКИ»
Цель: развитие умения действовать согласованно, внимательно слушать команды.
Ход игры: играющие движутся вокруг снеговика, поворачиваясь одновременно и вокруг себя. Через некоторое время
направление движения меняется, хоровод кружится в другую сторону.
Взрослый говорит:
Снежиночки – пушиночки
Устали на лету,
Кружиться перестали,
Присели отдохнуть!
Играющие останавливаются, приседают. Отдохнув немного, они возобновляют игру.
«НАЙДИ СНЕГУРОЧКУ!»
Цель: развитие внимания, памяти.
Материал: кукла «Снегурочка»
Ход игры: взрослый наряжает куклу Снегурочкой и прячет её на участке так, чтобы никто из детей не знал об этом. Во
время прогулки взрослый говорит о том, что сегодня к ним в гости обещала прийти Снегурочка, она хочет поиграть и
поплясать с детьми. Наверное, она уже пришла и спряталась, чтобы её поискали. Когда ребёнок найдёт Снегурочку, он
играет и танцует с ней.
9
«БЕРЕГИСЬ, ЗАМОРОЖУ!»
Цель: развитие быстроты, умения ориентироваться в пространстве.
Ход игры: все играющие собираются на одной стороне площадки, и взрослый с ними. «Убегайте, берегитесь, догоню и
заморожу!» — говорит он. Дети быстро бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в доме
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Беседа «Где живет Дед Мороз»
Загадка про Деда Мороза
У избы побывал –
Все окно разрисовал,
У реки погостил –
Во всю реку мост мостил.
Дети: Мороз.
Рассказ воспитателя:
Ребята а вы знаете где живет Дед Мороз?
Ответы детей: Да, нет, не знаем.
Попробуйте догадаться, в жарких странах может жить Дед Мороз?
Ответы детей:
А в море, океане может жить Дед Мороз?
Ответы детей:
А как вы думаете, где Деду Морозу будет хорошо, комфортно жить?
Ответы детей: скорей всего, где холодно.
Правильно ребята, Дед Мороз живет на севере в старинном русском городе, который называется Великий Устюг. Этот
город расположился на реке Сухоне.
Дом Деда Мороза большой и построен из дерева, можно сказать, что и не дом вовсе, а настоящий терем. Этот дом
волшебный, гостеприимный и уютный. В нем очень много комнат. Для подарков, которые присылают Деду Морозу с
разных уголков страны, есть отдельная просторная комната. Есть комната специально для хранения нарядов Деда
10
Мороза. А их у него очень много, есть и шубы, и летние кафтаны и лыжный костюм. Самая большая комната – это
комната желаний. Когда гости заходят в эту комнату и под звук колокольчика загадывают желание. Обо всех желаниях
Дед Мороз узнает, когда ложиться спать. У него есть кровать с большой и маленькой периной. Подушек на ней семь,
ровно столько, сколько дней недели, на понедельник маленькая, а на воскресенье самая большая. Конечно, всем бы было
интересно узнать, в какой именно комнате Дед Мороз хранит подарки для детей. Но этого никто не знает. Это тайна за
семью печатями.
В конце декабря Дед Мороз покидает свой дом в Великом Устюге и направляется в Москву, чтобы зажечь первую
новогоднюю елку.
В период новогодних и Рождественских праздников дед Мороз не сидит на месте. В Великом Устюге Дед Мороз любит
устраивать приемы гостей и народные гуляния. Дед Мороз всех помнит и непременно принесет каждому подарок под
елочку в новогоднюю ночь.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Рассказ об истории возникновения Нового года в России
Как хороша новогодняя елка!
Как нарядилась она – погляди!
Платье на елке зеленого цвета,
Яркие бусы блестят на груди
Елка у нас высока и стройна,
Вечером вся засверкает она
Блеском огней, и снежинок и звезд,
Словно павлина раскрывшийся хвост!
Елка в кармашки свои золотые.
Спрятала множество разных сластей
И протянула к нам ветки густые,
Словно хозяйка, встречает гостей.
Дерево лучше нигде не найдешь!
С елкой хорошей и праздник хорош!
О.Высотская
11
А все же, откуда появилась традиция отмечать праздник и наряжать елку? Новый год считается одним из самых
любимых и веселых праздников. Мы ждем пушистого белого снега, нарядную и украшенную елку и Дедушку Мороза со
Снегурочкой. Однако, не всегда наступление Нового года праздновали 1 января.
Наши далекие предки, восточные славяне, отмечали этот праздник весной – 1 марта, когда природа просыпается ото сна
и оживает. А мы сейчас в этот период мы празднуем Масленицу.
После этого, период Нового года стали отмечать по православному церковному календарю – 1 сентября. В этот день
царь задаривал своих слуг шубами, серебром и деньгами. В домах устраивались застолья – пекли пироги, блины, варили
кисель. 1 января, праздновать Новый год в России начали в 1700 году – по указу царя Петра 1. Именно он приказал
запускать в этот день фейерверки, стрелять из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни, а также
украшать дом ветками можжевельника и сосны.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Почему на Новый год принято украшать ёлку?
Люди не хотели ставить дома елки. Этот обычай царю Петру 1 пришлось вводить силой. А если не находил дома елки,
сурово наказывал хозяина.
Сначала, их устанавливали не внутри дома, а во дворе, крепили на ворота и крыши. А уже позже появился обычай
ставить новогоднюю елку, украшенную фонариками, цветами, лентами, конфетами и даже яблоками.
Обычай, наряжать под Новый год елку пришел к нам из Европы. Когда-то жители германских племен считали ель
символом жизни и вечной молодости. Они были уверенны в том, что елка способна защитить дом от злых духов.
Поэтому ее почитали, развешивали на ее ветках украшения и произносили заклинания. Все это происходило прямо в
лесу. Затем елку стали устанавливали только в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии и т.д.
Только позже елка появилась в домах простых людей.
Так, постепенно россияне привыкли к обычаю наряжать елку под Новый год и делают это теперь с огромным
удовольствием. А в наше время никто уже и не представляет себе новогоднего праздника без красавицы-елочки
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Конспект НОД в средней группе
.Аппликация. «Ёлочка новогодняя».
12
Цель: вызвать у детей желание заниматься творчеством и формирование предпосылок для
развития художественного воображения и навыков самостоятельной работы по аппликации у детей среднего возраста.
Задачи: показать возможность самостоятельного украшения ёлочки с использованием готовых форм,
совершенствование навыков работы с клеем и кистью, развитие мелкой моторики пальцев рук, пространственного
воображения, глазомера, мышления, развитие способности следовать устным инструкциям, развитие внимания,
терпения, аккуратности, умения самостоятельно убирать своё рабочее место.
Предварительная работа: рассматривание новогодних игрушек, новогодних иллюстраций.
Оборудование: шаблоны елочек , клей, кисточки для клея, клеенки, тряпочки, тесьма или нитки.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям встать в кружок и отгадать загадку:
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый,
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Зимой)
Какой праздник празднуют зимой? (Новый год).
Кто придет к нам на праздник? (Дед Мороз, Снегурочка)
Послушайте загадку и скажите, что мы наряжаем на праздник.
Один раз в году надевают наряд,
Из бус разноцветных, шаров и гирлянд.
Сверкают огнями цветные иголки,
Как звать тех красавиц, скажите мне?
(Елки)
Чем украшают елочки? (Новогодними игрушками, хлопушками, шарами, шишками, фонариками).
Хотите и вы сегодня нарядить каждый свою ёлочку?
13
приглашаю вас сесть за столы.
Ребята, у вас на столах лежат ёлочки и украшения для них. Выберите те, которыми вы украсите свою ёлочку.
Воспитатель предлагает сначала не наклеивать украшения, а выложить их на елочку и посмотреть красиво ли будет
наряжена ёлка.
Физкультминутка:
Наша ёлка велика,
Наша ёлка высока,
Выше папы, выше мамы,
Достает до потолка.
А на ней игрушки,
Бусы да хлопушки.
Е. Ильина
Воспитатель предлагает продолжить работу, посмотреть, как дети нарядили ёлочки. Если все понравилось, начинать
приклеивать. Напоминает правила работы с клеем.
Итог занятия.
Готовые работы дети выкладывают на стол. Все вместе рассматривают ёлочки.
Какие у вас получились ёлочки? Какие ёлочки вам понравились? Почему? (необычные, смешные, аккуратные).
Вы все старались, и у вас получились очень нарядные ёлочки. Молодцы!
Ёлки все в фонариках,
В разноцветных шариках,
В шишках, веточках стоят,
И ребят благодарят!
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Консультация для родителей. История ёлочной игрушки
.
Первые ёлки в России появились в 19 веке. Их ставили на крыши и заборы питейных заведений как украшение.
Украшать же ёлки начали в 1860-1870 гг., повторяя европейскую моду. Елочных игрушек русского производства тогда
14
еще не было, их заказывали в Европе. Уже тогда елочные игрушки четко делились на украшения для состоятельных и
для тех, кто победнее. Купить игрушку из стекла для жителя России конца XIX века — было то же самое, что
современному россиянину купить машину. Ёлочные шары были тяжелыми, поскольку тонкое стекло научились делать
лишь к началу 20 века.
Первые стеклянные игрушки на территории СССР начали делать в период Первой мировой войны в Клину. Там
мастера-артельщики выдували стеклянные изделия для аптек и прочих нужд. Но в военные годы пленные немцы
научили их выдувать шары и бусы. Клинская фабрика «Елочка», кстати, по сей день остается единственной в России
фабрикой, которая делает бусы для елок.
Помимо стекла игрушки делали из картона. В дореволюционной России был популярен «дрезденский картонаж» —
игрушки, склеенные из двух половинок выпуклого тонированного картона.
На елки вешали и красивых куколок с литографическими (бумажными) лицами, приклеенными к «телу» из ткани,
кружев, бисера, бумаги. К XX веку лица стали делать выпуклыми, из картона, позже — фарфоровыми. Были игрушки и
из ваты, накрученной на проволочный каркас: так оформляли фигурки детей, ангелочков, клоунов, моряков. На елках
развешивали бутафорские фрукты из папье-маше, бархата. На верхушке закрепляли Вифлеемскую звезду,
шестиконечную, — в отличие от советской. А традиция увенчивать елку украшением в форме пики связана не с формой
ледяных сосулек, а с дизайном военных касок времен кайзеровской Германии: пикообразные верхушки для елок начали
делать именно там. Их украшали фигурками голубков, колокольчиками. Кстати, украшения в форме сосулек начали
делать в СССР только во времена «оттепели».
В 1925 году празднование Нового года в России было запрещено и возобновлено только в 1935-м. Но Новый год сделали
советским праздником — соответственно, изменились и новогодние игрушки. Фигурки детей, клоунов, балерин, птиц,
животных, фруктов и овощей, конечно, остались. А вместо ангелов появились пионеры, буденовцы, красноармейцы,
женщины в красных косынках. Эра воздухоплавания отразилась на елках игрушками-дирижаблями с надписью «СССР»,
самолетиками, парашютами с крошечными парашютистами.
На елки вешали фигурки танков, сталинских броневиков. В конце 30-х на елках появились герои детской литературы —
Иван Царевич, Руслан и Людмила, братец Кролик и братец Лис, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Крокодил с Тотошей
и Кокошей, доктор Айболит. С выходом на экраны фильма «Цирк» стали популярны фигурки на цирковую тематику.
Освоение Севера было отмечено фигурками полярников.
Так же в конце 30х годов была выпущена серия елочных украшений на восточную тему - это и Аладдин, и старик
Хоттабыч, и восточные красавицы... Эти игрушки отличает восточная филигранность форм и ручная роспись.
15
В советской елочной игрушке даже была отражена тема войны в Испании: в 1938 году был выпущен стеклянный шар с
двумя самолетами, один из которых сбивает другой. Игрушки по-прежнему делали из стекла, ваты, картона и папье-
маше, собирали конструкции из трубочек и стекляруса на проволоке. Завод «Москабель» делал фигурки из проволоки.
Во время Отечественной войны на фронтах елки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, носочков.
Игрушки также выпускались, в ограниченном количестве, конечно. Украшение елки к Новому году было обязательным
— этот обряд напоминал о мирной жизни и придавал сил надеяться на скорую победу. «Военные» елки украшались
«солдатами», «танками», «пистолетами», «собаками-санитарами»; даже Дед Мороз на новогодних открыток бил
фашистов…
В начале 40х годов появились новогодние игрушки в виде предметов быта. Их отличает текучесть формы и роспись
яркими красками.
После войны 1 января снова стал выходным днем (это произошло в 1947 году). А елочные игрушки снова стали
мирными.
В начале 1950-х, когда с продуктами в стране была напряженка, изготавливалось много игрушек в виде фруктов, ягод и
овощей (разумеется, несъедобных). Появились и сказочные персонажи: Айболит, Дед Мороз, Снегурочка, Чиполлино,
различные звери: белочки, медведи, зайцы. Тогда же, в 50-х, появилась мода на стеклянные бусы и композиции из
стеклянных шариков, бус и палочек.
С выходом фильма "Карнавальная ночь" в 1956 году выпущены игрушки "Часы", со стрелками, установленными за пять
минут до полуночи.
В 60-е с приходом моды на минимализм и авангард все максимально упростилось. Фигурки стали одутловатыми,
росписи — самыми простыми. Но в это же время появился новый материал — поролон. Его начинают активно
использовать в производстве елочных игрушек. Выпускали, к примеру, матрешек в поролоновых платках, из поролона
делали хвостики и гребешки, свиные пятачки. Была игрушка в виде большого стеклянного шара, который с одной
стороны был прозрачным, а с другой — посеребрен. В задней, серебряной стенке красиво отражалась поролоновая
рыбка, «плавающая» внутри шара.
В производстве игрушек начинает активно использоваться пластмасса: в больших количествах выпускались, например,
шары-прожекторы, шары-многогранники, как на дискотеках. Были пластмассовые прозрачные шары, внутри которых
«летали» пластмассовые же бабочки. Дети разламывали эти шары и потом играли уже с бабочками.
В 70-80е годы становятся популярными новогодние игрушки в виде шишек, колокольчиков и домиков:
16
Поскольку с брежневских времен ничего существенного в истории страны не происходило, тематических игрушек стало
заметно меньше. Игрушки становились все более абстрактными. Фактически все, что могут сегодня предложить своим
потребителям российские производители, — это игрушка «а-ля рус», с традиционными росписями. До разнообразия,
которое предлагают европейцы, — игрушек из проволок и цепочек, всевозможных тканей и мехов, пуха и пера, бумаги,
бисера, палеток, стразов и даже драгоценных металлов и камней — им, увы, далеко.
С начала 2000-х годов стали популярными оригинальные, «самодельные» игрушки.
17