Напоминание

"Школа развития"


Автор: Страшко Маргарита Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГКУ СО "Большеглушицкий РЦДиПОВ"
Населённый пункт: Самарская область, с. Большая Глушица
Наименование материала: Комплексная коррекционно-развивающая программа дополнительного образования «Школа развития»
Тема: "Школа развития"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное казённое учреждение Самарской области

«Большеглушицкий реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями»

446180,с. Большая Глушица, ул. Первомайская,19, тел/факс (884673)21843

Комплексная коррекционно-развивающая программа

дополнительного образования

«Школа развития»

Автор:

педагог – психолог: Страшко М.В.

с. Большая Глушица

Содержание:

1

1.Пояснительная записка…………………………………………………………3

2.Содержание блоков:

2.1.Логоритмический блок ……………………………………………………... 7

2.2.Психолого-логопедический блок …………………………………………..11

2.3.Психогимнастика…………………………………………………………….16

Пояснительная записка.

2

В ГКУ СО «Большеглушицкий реабилитационный центр для детей и

подростков

с

ограниченными

возможностями»

находятся

дети

с

ограниченными возможностями здоровья, а также дети-инвалиды, состояние

здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов

образовательной программы дошкольных и школьных учреждений вне

специальных условий воспитания и обучения.

Группа детей с ОВЗ, и детей-инвалидов не однородна, в нее входят

дети с различными нарушениями в развитии и имеющими сочетанную

диагностику. Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению

умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики,

трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов

коммуникации

и

средств

общения,

недостаточности

словесного

опосредования,

в

частности

–вербализации,

искажения

познания

окружающего

мира,

бедности

социального

опыта,

изменениям

в

становлении личности. Наличие первичного нарушения оказывает влияние

на весь ход дальнейшего развития ребенка. Поэтому в своей практической

работе педагог-психолог, логопед, музыкальный руководитель используют

методики, которые позволяют развить сенсомоторную сферу, словесно –

логическое мышление, дают возможность скорректировать речевые и

двигательные

нарушения,

улучшить

память,

внимание,

восприятие,

эмоционально-волевую сферу, развить творческие способности.

Тип проекта: долгосрочный.

По числу участников групповой, ориентированный на детей от 3-18,

родителей, педагогов; осуществляется внутри

учреждения в контакте с

семьей.

3

Актуальность – программа определяется реализацией коррекционной

работы,

оптимально

выстроенного

взаимодействия

педагога-психолога,

логопеда,

музыкального

руководителя,

обеспечивающей

системное

сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов с нарушениями в развитии.

Цель совместной работы: тесное взаимодействие педагога-психолога,

логопеда,

музыкального

руководителя

в

процессе

коррекционно-

развивающей

деятельности,

стимулирующее

речевое,

познавательное,

личностное, творческое развитие ребенка.

Задачи:

организовать

форму

работы

педагога-психолога,

логопеда,

музыкального руководителя с воспитателями, родителями и детьми;

обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-

развивающей деятельности специалистов;

разработать систему работы и формы взаимодействия специалистов в

условиях РЦ, обуславливающие повышение уровня профессиональной

компетентности и овладение интегрированными способами развития

личности ребенка.

Методы и приемы:

психологический игротренинг

инсценировка

логоритмика

психогимнастика

4

Принципы реализации проекта:

принцип креативности, позволяющий формировать новые знания,

умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся;

принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о

его здоровье и безопасности;

5

«позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для

ребенка данного возраста);

дифференцированный

подход

к

каждому

ребенку,

учет

его

психологических особенностей, возможностей и интересов;

развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

сочетание научности и доступности материала;

наглядность;

характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и

двигательных нагрузок;

профессиональная компетентность педагога;

принцип от близкого к далекому;

ринцип системно-организованного подхода, который предполагает

скоординированную работу всех специалистов РЦ;

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Предполагаемый результат:

1.

Повышение речевой активности и инициативности детей.

2.

Умение передавать свои чувства с помощью различных средств

выразительности и дифференцировать чувства других.

3.

Умение преодолевать барьеры в общении, снимать психическое

напряжение.

4.

Передавать эмоции через выразительные движения.

5.

Умение ритмично выполнять движения, в соответствии со

словами, ориентироваться в пространстве.

6.

Способность

координировать

движения

общей

и

мелкой

моторики.

Условия реализации.

- организация предметно-развивающей среды в РЦ, выступающей в

роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления

личности ребёнка, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и

отвечающая их интересам, потребностям, желаниям;

6

-осуществление

коммуникативно-диалоговой

основы

взаимоотношений детей с взрослыми и сверстниками;

- создание единого целостно-смыслового сотрудничества педагогов и

родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов

обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья

детей с ОВЗ;

- включение в целостный реабилитационный процесс разнообразных

форм и методов работы.

Комплексная коррекционно-развивающая программа дополнительного

образования «Школа развития» состоит из трех блоков:

1.

Логоритмика

взаимодействие

логопеда

и

музыкального

руководителя;

2. Психолого-логопедическое взаимодействие;

3. Психогимнастика – взаимодействие психолога и музыкального

руководителя.

2.1. Логоритмика

Пояснительная записка.

В последнее время проблема развития обучения и воспитания детей с

ОВЗ дошкольного возраста становится особенно значимой. Детей с

нарушениями речи с каждым годом становится все больше и им следует

7

вовремя оказывать помощь, исправлять дефекты звукопроизношения. Это в

свою очередь влияет на качественную подготовку дошкольников к школе,

так как в дальнейшем они могут испытывать определенные трудности в

овладении письмом и чтением. Таким образом, вовремя оказанная помощь в

исправлении дефектов звукопроизношения – одна из важнейших задач

современного

дошкольного

образования.

Для

получения

хороших

результатов рекомендуют проведение занятий, где взаимодействуют логопед

и музыкальный руководитель.

Логоритмические занятия - являются сочетанием пения, движения и

речи.

Такие занятия позволяют закрепить правильное звукопроизношение и

звуковосприятие, необходимые для успешного обучения в школе.

Актуальность программы определяется тем, что регулярные занятия

логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от

вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный

настрой, учат общению со сверстниками.

Занятия по логоритмике проводятся 1 раз в неделю во второй половине

дня, и находятся в тесной связи с другими средствами комплексного

коррекционного воздействия. Их продолжительность составляет 30 мин. Как

правило, в одном занятии сочетаются игры разной направленности, и частая

смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к

происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных

связей между предметами и явлениями действительности. Содержание

занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами

логопедической коррекции.

Структура

занятия:

подготовительная

часть,

основная

и

заключительная .

Подготовительная часть

длится 7 минут. Используются вводные

упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с

8

помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания,

памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

Основная часть занимает 15 минут, включает в себя слушание музыки

для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на

детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а

так же следующие виды упражнений:

– на развитие дыхания, голоса, артикуляции;

– на развитие внимания;

– регулирующие мышечный тонус;

– формирующие чувство музыкального размера;

– на развитие чувства темпа и ритма;

– на развитие координации движения;

– на координацию речи с движением;

– на координацию пения с движением;

– на развитие речевых и мимических движений.

Заключительная часть занимает 7 минут. В неё входят упражнения на

восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения,

релаксационные упражнения.

Возраст детей: 3-18 лет

Длительность занятия – 30 минут

Количество занятий в неделю – 1

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

– артикуляционную (логопедическую) гимнастику;

– чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

– пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;

–упражнения

под

музыку

на

развитие

общей

моторики,

соответствующие

возрастным

особенностям

детей,

для

мышечно-

двигательного и координационного тренинга;

– вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих

данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

9

– фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития

навыков речевого дыхания;

– песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития

плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;

– музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами,

развивающие чувство ритма;

– музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания,

умению ориентироваться в пространстве;

– коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны

общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;

упражнения

на

релаксацию

для

снятия

эмоционального

и

физического напряжения.

Цели и задачи реализации рабочей программы

Цель - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом

развитии ребёнка посредством сочетания музыки и движений.

Задачи:

- оптимизировать содержание воспитания, обучения и коррекции детей

с ОВЗ и детей-инвалидов;

- внедрить современные эффективные технологии коррекции речевых

нарушений, развития музыкальных и творческих способностей детей.

Принципы и подходы к формированию рабочей программы:

-принципы построения программы:

-принцип научности.

-принцип целостности, комплексности педагогических процессов.

-принцип системности.

-принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений

логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.

-принцип учета уровня развития ребёнка.

-принцип повторений умений и навыков. В результате многократных

повторений вырабатываются динамические стереотипы.

10

-принцип результативности. Получение положительного результата

развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.

Планируемые результаты освоения рабочей программы

1.Сформированность

знаний,

расширение

словарного

запаса

по

лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы

на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок,

песен;

2.Сформированность

умений

ритмично

выполнять

движения

в

соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;

3.Сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной

выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания,

умения правильно брать дыхание во время пения;

4.Сформированность

произносительных

навыков,

подвижности

артикуляционного аппарата;

5.Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в

слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых

рядах, словах, чистоговорках;

6.Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном

направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные

виды ходьбы и бега;

7.Способность координировать движения в мелких мышечных группах

пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;

8.Улучшение результатов диагностик развития речи, в том числе и

диалогической.

2.2 Психолого-логопедический блок

Пояснительная записка.

Цикл занятий разработан педагогом-психологом Страшко М.В,

логопедом Репиной Н.М.

11

Количество

воспитанников

реабилитационного

центра

старшего

дошкольного возраста с речевыми нарушениями составляет примерно 90%.

Если нарушение звукопроизношения к началу обучения в школе всё-таки

удаётся корректировать, связная активная речь часто вызывает тревогу у

большинства педагогов. В основе лежат разные причины, но наиболее

важный фактор – уровень развития основных психических функций и

эмоционально-личностного развития.

Поэтому считаем

целесообразной

взаимосвязь логопеда и педагога-психолога.

Цикл занятий разработан на основе:

1.

Куликовская Т.А. Сказки-пересказки. Обучение дошкольников

пересказу: Учебно-методическое пособие для педагогов и родителей.

2.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии

Занятия направлены на формирование речевых навыков и других

психических функций, а также развитие личности детей.

Общие задачи деятельности:

1. Разработать и внедрить в практику совместной деятельности

логопеда и психолога по использованию методов работы со сказкой для

развития связной речи и личностного развития у дошкольников.

2.

Привлекать родителей к сотрудничеству через психологическое

консультирование, совместную деятельность по созданию развивающей

среды,

и

участию

в

совместной

непосредственно-образовательной

деятельности с детьми.

Педагогические принципы:

уважения личности ребёнка;

деятельности (на занятиях дети находятся в постоянном процессе

открытия новых знаний);

креативности (создание условий для творческой активности детей);

вариативности

(свобода

выбора

ребёнком

способов

решения

творческих заданий).

Форма работы с детьми:

12

Занятия

проводятся

с

группой

детей

1

раз

в

неделю.

Продолжительность занятий 25 – 30 минут. Каждое занятие состоит из двух

частей: логопедической и психолого-педагогической, каждая по 15 минут.

Количество тематических занятий – 28.

Ожидаемые результаты:

1.

Активность и самостоятельность детей при пересказе.

2.

Повышение речевой активности и инициативности детей при

общении.

3.

Умение находить новые способы для решения различных

проблемных ситуаций в общении со сверстниками;

4.

Умение передавать свои чувства с помощью различных средств

выразительности и дифференцировать чувства других.

5.

Повышение уровня педагогической просвещённости родителей.

Для

определения

уровня

развития

используются

методы

логопедической и психолого-педагогической диагностики. С помощью

наблюдений и анализа продуктивной деятельности детей оформляются

диагностические карты, на основе которых корректируется тематический

план программы.

Логопедическая часть

Основной метод/форма работы: Пересказ-инсценировка.

Цель:

обучить

дошкольников

пересказу,

используя

сюжетные

инсценировки.

13

Актуальность.

Обучение

пересказу

приучает

ребенка

слушать,

анализировать,

осмыслять литературный текст, последовательно и выразительно передавать

содержание

произведения.

Занятия

по

пересказу

формируют

навыки

грамматически правильной речи, обогащают словарный запас, закрепляют

произношение

нарушенных

звуков.

Занятия

отлично

тренируют

произвольное внимание,память,

воображение. Все это является хорошей

базой для выполнения устных школьных заданий, написания изложений и

сочинений.

Сказки - отличный материал для пересказывания. Их тексты доступны

детям.

В

них

присутствуют

знакомые

персонажи,

наделенные

ярко

выраженными

чертами

характера.

Четкая

композиция

и

понятная

последовательность

происходящих

событий

способствуют

легкому

запоминанию и точному воспроизведению текста. Занимательные сюжеты

поддерживают интерес ребенка к занятиям. Следующая за пересказом сказки

инсценировка способствует наиболее полному осмыслению сказки.

Задачи:

научить детей с ОВЗ эмоционально и активно воспринимать сказку;

последовательно и выразительно передавать содержание сказки;

научить отвечать на вопросы;

научить повторять за педагогом короткую сказку;

научить совместному с педагогом пересказу сказки;

научить воспроизводить содержание сказки при помощи вопросов

педагога;

научить усваивать последовательность событий сказки;

тренировать произвольное внимание, память, воображение;

научить находить средства выражения образа в мимике, жестах,

интонациях.

Цикл обучающих ситуаций включает в себя:

чтение авторской сказки;

14

словарную работу по объяснению значения слов и подбору

синонимов;

систему вопросов по содержанию;

рассматривание иллюстраций;

дидактические игры;

инсценировку текста

.

Психологическая часть

Основной метод/форма работы: сказкотерапия, психологический

игротренинг.

Цель:

способствование

эмоционально-личностному

развитию

и

развитию высших психических функций.

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму, основными

задачами которого является:

- интеграция личности;

- развитие творческих способностей;

- расширение сознания;

- совершенствование взаимодействий с окружающим миром;

- развитие высших психических функций.

Данные задачи на практике отражены в коррекционных функциях.

Коррекционные функции сказки:

Психологическая подготовка к напряженным эмоциональным

ситуациям;

Символическое

отреагирование

физиологических

и

эмоциональных стрессов;

Принятие в символической форме своей физической активности.

Возможности работы со сказкой:

Использование сказки как метафоры.

Рисование по мотивам сказки.

15

Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа.

Проигрывание эпизодов сказки.

Использование сказки как притчи-нравоучения.

Творческая работа по мотивам сказки.

Основные приёмы в работе со сказкой:

Анализ сказок.

Рассказывание сказок.

Переписывание сказок.

Постановка сказок с помощью кукол.

Сочинение сказок.

2.3 Психогимнастика

Пояснительная записка

16

То, что дети с ОВЗ нуждаются в психологической помощи, доказывать

уже никому не нужно. В настоящее время используются различные методы

психопрофилактики

и

психокоррекции.

Психогимнастика,

как

метод

практической психокоррекции наиболее доступна в применении, так как в ее

основе лежит игра. Это эффективное средство оптимизации социально-

перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на

«язык тела» и пространственно-временные характеристики общения.

Прежде

всего,

такие

занятия

показаны

детям

с

чрезмерной

утомляемостью,

истощаемостью,

непоседливостью,

вспыльчивым,

замкнутым, склонным к неврозам и т.д. Не менее важно использовать

психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми

детьми с целью психофизической разрядки.

Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают

азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать

барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое

напряжение, дает возможность самовыражения.

Нарушения выразительности моторики заслуживают пристального

внимания

потому,

что

неумение

правильно

выразить

свои

чувства,

скованность,

неловкость

или

неадекватность

мимико-жестовой

речи

затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми.

Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления

эмоциональной жизни. Называние эмоций в психогимнастике ведет к

эмоциональному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий на хорошем,

богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для

словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания.

Эмоции у него становятся более дифференцированными.

Цель и задачи

17

Цель

программы –

обучение

элементам

техники

выразительных

движений в воспитании эмоций и высших чувств, приобретение навыков

ауторелаксации.

Задачи:

- научить фиксировать внимания ребенка на чужих проявлениях

эмоций;

- научить подражательному воспроизведению чужих эмоций, фиксируя

внимание на своих мышечных ощущениях как проявлениях этих эмоций;

- научить анализировать и словесно описывать мышечные проявления

эмоций;

-

научить

воспроизводить

повторно

эти

эмоции,

контролируя

ощущения;

- развивать умение конструктивно разрешать конфликты;

- развивать навыки самостоятельного выбора и построения детьми

подходящих форм реакций и действий в различных ситуациях.

Принципы проведения занятий

1. Безопасность.

Создание атмосферы доброжелательности, принятие каждого ребёнка.

2. Возрастное соответствие.

Предлагаемые упражнения учитывают возможности детей с ОВЗ.

3. Преемственность.

Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках

и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития».

4. Сочетание статичного и динамичного положения детей.

Упражнения и игры статичного характера перемежаются подвижными

играми.

5. Рефлексия.

Совместное обсуждение понятого, увиденного, почувствованного на

занятии и краткое резюме педагога в конце занятия.

18

6. Конфиденциальность.

Адресность

информации

о

ребёнке

родителям,

педагогам,

воспитателям;

недопустимость

медицинских

диагнозов;

акцент

на

рекомендациях.

Учебный год состоит из 36 занятий. Продолжительность занятия – 25

минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

При реализации программы используются такие формы работы, как:

игры;

упражнения;

этюды;

элементы сказкотерапии с импровизацией;

дыхательная гимнастика;

мимическая гимнастика;

беседы.

Ожидаемые результаты

В результате работы эмоции детей становятся предметом осознания,

предметом их душевной работы. Дети научатся понимать свои чувства,

рассказывать

о

них

другому,

адекватно

дифференцировать

их

соответствии с возрастными возможностями). Дети научаться распознавать

эмоции, как на телесном уровне, так и на символическом (например, в

изображении, вычленяя значимые элементы, изменение которых выполняет

сигнальную функцию). Упражнения позволят детям быть открытыми,

доверчивыми и бесстрашными в «мире эмоций». В результате работы по

данной

теме

возрастает

групповая

сплочённость,

уменьшается

конфликтность детей. Знание социальных норм позволяет детям адекватно

строить общение как со сверстниками, так и со взрослыми.

19



В раздел образования