Автор: Страшко Лариса Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Центр развития ребёнка детский сад №8 " Рябинушка"
Населённый пункт: город Димитровград, Ульяновская область
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Книга - лучший друг"
Раздел: дошкольное образование
Конспект на тему: “ Книга лучший друг”
Воспитатель читает стихотворение:
Сегодня день у нас особый!
Я познакомлю вас, друзья,
С предметом, без которого
Прожить на свете нам нельзя
В: Ребята, отгадайте ребус и вы узнаете о чем мы сегодня будем говорить.
( ребус - книга)
В: Ребята, а что вы знаете о книге?
Дети:
1реб.
Хорошая книга – наш спутник, наш друг,
С ней интересным бывает досуг.
2 реб.
Из нее узнаешь
Обо всем на свете,
На любой вопрос она
Без труда ответит.
3. реб.
Узнаем все тайны Земли и движенье планет
И с ней ничего непонятного нет.
4 реб.
Она учит правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
5 реб.
Воспитатель: Как вы думаете зачем нужны книги?
- Книги рассказывают о земле и космосе.
- О жизни детей.
- Знакомят нас с миром природы.
- С помощью книг мы можем совершить интересные путешествия.
- Читая книги мы узнаем стихи.
- Загадки, пословицы и поговорки.
Воспитатель:
Не зря говорит пословица: "Книга - источник знаний".
А какие пословицы о книге вы еще знаете?
Дом без книги – день без солнца.
Испокон века книга растит человека.
Книга - друг человека.
Книга - лучший подарок.
Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Книги читать - не в ладушки играть.
Кто много читает, тот много знает.
Много читает, а дела не знает.
Не красна книга письмом, а красна умом.
Одна книга тысячу людей учит.
С книгой поведешься — ума наберешься.
С книгою жить – век не тужить.
Хлеб питает тело, а книга разум.
Пословицы кратки, а ума в них целые книги.
Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.
Книга для ума – что тёплый дождь для всходов.
-Одна книга тысячу людей учит.
-Книга мала, а ума придала.
-Кто много читает, тот много знает.
-Золото добывают из земли, а знания из книги.
-Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно.
-С книгой поведёшься – ума наберёшься.
-Книга книгой, а своим умом двигай.
Ум без книги, как птица без крыльев.
Напрасный труд - удить без крючка и учиться без книги.
Книга подобна воде – дорогу пробьёт везде.
Книга не пряник, а к себе манит.
Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.
Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт.
Игра «Добавь словечко».
— Добавляйте слова в рифму и по смыслу
Есть у книжицы одёжка,
Называется - …. (обложка) .
Книги есть в саду и дома
Из бумаги и … (картона) .
Наши книги – не просты,
По порядку в них …. (листы),
Чтоб при чтении не сбиться,
Нумерованы…. (страницы) .
Страницы все наперечёт,
Их скрепляет…. (переплёт)
Игра «Кто что делает».
Писатель (пишет, сочиняет)
Иллюстратор (иллюстрирует, рисует)
Редактор (редактирует)
Корректор (корректирует)
Наборщик (набирает текст)
Печатник (печатает книгу)
История возникновения книги.
Воспитатель: Было время, когда не было книг и наши предки рисовали рисунки на скалах. По
ним мы можем узнать, как они жили, охотились. Давайте с вами посмотрим на чем писали наши
предки.(показ презентации) дети рассказывают.
Воспитатель:
Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает оригами.
Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА).
Давайте посмотрим как делают бумагу ( презентация) дети рассказывают.
Дидактическая игра «Бывает – не бывает»
-
Я
называю
предмет,
а
вы
хлопаете
в
ладоши,
в
зависимости
от
того,
изготавливают ли этот предмет из бумаги.
Бумажная книга Бумажный кораблик
Бумажное полотенце
Бумажная обувь Бумажное пальто
Бумажная газета Бумажная тетрадь
альбом, салфетка, деньги. Бумажный стул
Воспитатель: А как вы думаете почему не делают стул из бумаги? ( дети
отвечают) и садятся за столы
Игра «Покажи и назови бумагу»
Какая бумага?
Дети: Гладкая,
шершавая,
толстая,
тонкая,
гофрированная,
бархатная,
прозрачная, мягкая, цветная.
Свойства бумаги.
Воспитатель:
Бумага имеет определённые свойства, их нужно знать. Из опыта с листом
бумаги ты можешь понять, какие свойства имеет бумага.
Бумага легко рвётся, она не прочная.
Бумага легко мнётся и сгибается.
Влажная бумага становится непрочной.
1 ребенок: Первый опыт называется бумажная гармошка. Возьмем два стакана,
поставим на стол. Положим на них полоску бумаги. Если сейчас положить на
полоску коробок со спичками, то полоска прогнётся и коробок упадёт.А теперь
возьмём и сложим бумажку в гармошку.Положим эту гармошку на стаканы, а
сверху положим коробок со спичками. Видите! Коробок не падает.
Вывод:
Сложенная в гармошку бумага становится прочнее и может выдержать
большую нагрузку. Она становится как будто толще.
2 ребенок:
Проведем еще один опыт на прочность бумаги.Возьмём три полоски бумаги
одинакового
размера.С
первой
полоской
не
будем
ничего
делать.
Вторую
надрежем немного. А третью смочим капелькой воды. А теперь попробуем
разорвать
все
эти
полоски
по
очереди.
Целая
полоска
рвётся
трудно.
Надрезанная полоска порвалась полегче, а мокрую порвать оказалось легче
всего.
Вывод: бумага состоит из волокон, которые переплетены между собой. Мы
нарушили волокна, и бумага порвалась легко.
3 ребенок А как вы думаете: что падает быстрее?Листок бумаги или монетка?
Гладкий лист бумаги или смятый? Возьмём в одну руку лист бумаги, а в другую
монетку. Выпустим из рук их одновременно. Монета сразу быстро упала, а
бумага падает медленно, крутится. Как вы думаете почему? Думаете потому, что
монета тяжелее?Тогда давайте возьмём два одинаковых листа бумаги, один
скомкаем, а другой оставим ровным. Мятый упал быстрее.
Вывод: ровному листочку мешал падать воздух. А монетке и смятому листу
мешал
меньше
потому,
что
поверхность
уменьшилась,
и
уменьшилось
сопротивление воздуха. Так придумали парашют.
4 ребенок. Я покажу вам еще один красивый опыт. Могут ли распуститься
бумажные цветы? Вырежем из разноцветной бумаги цветочки. Загнем лепестки.
Возьмём миску с водой и положим их в воду. Лепестки начинают расправляться.
Вывод: Когда бумага намокает, трубочки волокон наполняются водой, бумага
разбухает и распрямляется.
5 ребенок. Вырезаем квадрат из бумаги, кладем его на стакан и аккуратно
переворачиваем. Бумага прилипла к стакану, как намагниченная, и вода не
выливается. Чудеса!
Вывод:
бумага
намокает,
трубочки
волокон
наполняются
водой,
бумага
разбухает и не пропускает воду.
Пальчиковая гимнастика
Много книжек есть на свете
Читать их очень любят дети.
Если книги мы прочтем,
То узнаем обо всем:
Про моря и океаны,
Удивительные страны,
Про животных прочитаем,
И про космос мы узнаем.
Раз, два, три, четыре, пять-
Будем книги мы читать!
Воспитатель:
- Ребята составте слово КНИГА из разрезной азбуки.
- Давайте сделаем звукобуквенный анализ слова.
- Сколько гласных (согласных)?
- Сколько слогов в слове КНИГА?
А сейчас поиграем в игру “ Четвертый лишний” Внимательно посмотрите на
ряд букв. Какая из четырех букв не подходит к остальным буквам и почему?
АУПИ - согласная не подходит к гласным.
ШЩЕЦ - гласная не подходит согласным.
ЛГНТ - не подходит Н, состоящая их 3 элементов.
ЖЩМШ - М не подходит к шипящим.
Воспитатель:
В
нашей
книге
разлетелись
разноцветные
странички.
Нужно
прочитать и правильно подобрать картинки по смыслу.
Воспитатель: Ребята, скоро вы пойдете в школу и там будут нужны не только
книги, но и разные школьные принадлежности. Найдите их с помощью блоков
Дьенеша.
Дидактическая игра “ Найди школьные принадлежности”
Я знаю вы любите игры,
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интереснее сказки!
Сказочные задачки:
У козы было 7 козлят, волк съел 6 . Сколько осталось? (1)
Когда Курочка - Ряба стоит на двух ногах она весит 2 кг. Сколько она будет
весить если встанет на одну ногу?.(2)
- У лукоморья рос дуб, на дубе 3 ветки, на каждой ветки по 3 яблока. Сколько
всего яблок? ( на дубе яблоки не растут)
Я рисую кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху еще окно,
Чтобы не было темно.
Посчитай окошки
В домике у кошки.
Бабка Ёжка с дедкой Ёжкой
На столе считали крошки.
Насчитали б десять, но
Воробей влетел в окно.
Прыг да скок, поскок и хвать –
Крошечку успел склевать.
Сколько ж насчитало крошек
На столе семейство Ёжек.
Воспитатель: А сейчас ребята мы узнаем как вы будете учиться в школе.
Дидактическое упражнение “ Математический диктант”( пять)
Воспитатель: Молодцы ребята, справились со всеми заданиями. А как нужно
обращаться с книгами вы знаете? Давайте поиграем:
Игра «Да или нет»
Отвечайте дружно и вот так: если «да» - вы поднимаете руки вверх и киваете
головой, если ваш ответ «нет» - то вы вытягиваете руки вперед и качаете
головой. Все поняли?
.
Книга боится дождя?
.
Книга любит снег?
.
Книга любит путешествовать в библиотеку в сумке или в обложке?
.
Книга боится грязных рук?
.
Книга любит, когда её читают во время еды?
.
Книга любит, когда её разрисовывают или расписывают?
.
Книга боится быть порванной?
Входит ребенок из младшей группы: Ребята у нас заболели книжки, помогите нам, мы не знаем
что делать.
Ребенок .Если книжка заболела
Надо срочно полечить
Возьмём ножницы и клей
И полечим поскорей.
( дети подклеивают книги и отдают малышам)