Напоминание

ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА


Автор: Васильева Любовь Игоревна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: СПб Красногвардейский р-н ГБОУ СОШ №188
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА
Раздел: дополнительное образование





Назад




ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА

Проблема

цветовой

символики

тесно

связана

с

проблемой

психологического воздействия цвета, так и с его систематикой. У истоков

культуры цвет был равноценен слову, служил символом различных вещей и

понятий.

В отдельные периоды истории мирового изобразительного искусства

символика

играла

особо

важную

роль

в

идейно

образном

содержании

художественного произведения. Особенно заметная роль принадлежит символике

цвета в искусстве средневековья, в условиях господства религиозных идеологий,

когда интерес к тому или иному цвету поддерживался, в частности и верой в якобы

магическую силу цвета. Это влияло на цветопонимание у художников той эпохи,

находившее свое выражение в соответствующих принципах гармонизации. В

каждой стране складывалась своя символика, однако она имела и отклонения.

Например, в средние века красный цвет одновременно считался цветом красоты и

радости, и цветом злости и стыда. Рыжие борода и волосы считались признаком

предательства; в то же время, красной бородой наделялись положительные

персонажи.

Разногласия в символическом содержании цветов в одну и ту же эпоху и

в одной и той же стране можно объяснить пересечением религиозной символики с

народной. Если первая из них имела своим истоком религиозные учения, легенды и

сказания, то народная символика была итогом отражения в сознании народа

преимущественно

красок

окружающей

природы

и

основана

на

цветовых

ассоциациях. Каждый цвет многообразно связан с различными предметами и

явлениями действительности. Так, например, красный цвет ассоциируется с

кровью, огнем, с древнейших времен символизирует жизнь. Отсюда он же - символ

силы плодородия и любви. В то же время близость красного к крови делает его

символом страдания, тревоги, войны, даже смерти. Одновременно красный цвет -

это победа, торжество, признак

веселья. В новой истории красный цвет становится символом революции.

Таким образом, разнообразие ассоциаций дает множественность символических

значений одному и тому же цвету. Традиционное, символическое значение цвета,

возникшее

в

глубокой

древности

на

основе

ассоциаций,

под

влиянием

производственных

и

бытовых

обрядов,

мифологических

и

религиозных

взглядов существует в народе и поныне. И сейчас художник, желает он этого или

нет, вынужден считаться с этими традиционными взглядами людей на цветовую

символику. Цветовые символы помогают восприятию произведения, выступают в

качестве дополнительного содержания. Мастерство художника заключается в том,

как, в какой форме он подал эти символы.

Цветовые символы так же многообразны, как и жизнь человека, они

отражают

негативные

и

позитивные

черты

его

характера,

явлений

действительности.

В

связи

с

этим,

целесообразно

их

подразделить

на

ассоциативные, позитивные и негативные (см.табл.1)

Определенный

интерес

представляет

также

классификация

цветовых

символов по сходству с характерными особенностями обозначенного объекта

понятия, предлагаемая Ф.Юрьевым.

Все

символы

подразделяются

на

три

группы:

ассоциативную,

ассоциативно-кодовую, кодовую.

Ассоциативная группа включает наиболее распространенные и наиболее

древние

миметические

обозначения,

которые

имеют

прямое

сходство

с

характерными особенностями объекта-понятия. Благодаря натуралистической

ассоциативности эти символические обозначения первичны во всех культурах и

наиболее живучи:

белый - Свет, Серебро;

черный - Мрак, Земля;

желтый - Солнце, Золото;

синий - Небо, Воздух;

красный - Огонь, Кровь;

зеленый - Природа, Растительность.

Ассоциативно-кодовая группа

символов

имеет

более

широкий

круг

ассоциаций. В нее включаются символические обозначения, имеющие отдаленное

сходство с характерными особенностями объекта-понятия и в конкретной

уточняющей ситуации приобретают познавательное значение. В качестве цветовой

метафоры

ассоциативно-кодовые

обозначения

приобретают

выразительное

значение в искусстве. Примером могут служить следующие соответствия:

белый - Светоносность, Духовность, Чистота, Невинность, Ясность;

черный - Поглощение, Материальность, Беспросветность, Тяжесть;

желтый - Сияние, Легкость, Динамизм, Радость, Близость;

синий

-

Небесность,

Глубина,

Бесконечность,

Холод,

Бесстрастность;

красный - Активность, Насильственность, Возбужденность,

Страстность;

зеленый - Спокойствие, Безопасность, Статичность, Благотворность;

Кодовая группа символов - самая условная. Здесь цвет не имеет сходства с

обозначенным объектом - понятием и могут использоваться практически любые

обозначения, например:

желтый - Богатство, Зависть, Ревность, Коварство, Измена, Разлука,

Душевная неуравновешенность;

синий - Религиозность, Мудрость;

красный - Демократия, Зло;

зеленый - Непосредственность, Тоска.

В первой и второй группах символы достаточно реалистичны, ибо они

ассоциативно связаны с различными предметами и явлениями действительности и

поэтому во многих культурах сходны. Различия проявляются и усугубляются там,

где кодовая цветовая символика преобладает. Эти различия необходимо учитывать,

в зависимости от того региона, в котором художник работает. Выявить и

разобраться в них поможет народное творчество, литература, искусство.

Существует и международная цветовая геральдическая символика, как

знаковая система, которая строго соблюдается в гербах и флагах государств. В

современном международном геральдическом языке она имеет следующую

интерпретацию:

белый - Серебро, Чистота, Правдивость, Европа, Христианство;

желтый - Золото, Богатство, Смелость, Азия, Буддизм;

красный - Сила, Демократия, Революционность, Америка;

зеленый - Плодородие, Расцвет, Юность, Австралия, Ислам;

голубой - Невинность, Миролюбие;

синий - Мудрость, Владение морем;

фиолетовый - Печаль, Бедствие;

черный - Траур, Смерть, Африка.

В

олимпийской

символике

цвета

колец

являются

символами

пяти

континентов:

синий - Америка;

красный - Азия;

черный - Европа;

желтый - Африка;

зеленый - Австралия.

Цвет сам по себе не может быть символом. В произведении он обязательно

принадлежит то ли изобразительной, то ли объемной, то ли пространственной

структуре, где занимает определенное

место, обусловленное композицией и

идейным замыслом, которые в свою очередь, способствуют выявлению его

символического содержания. Таким образом, восприятие символического значения

цвета зависит:

- от общего идейного замысла произведения; от общего цветового

композиционного построения; от окружающих его цветов;

- от конкретной изобразительной структуры, формы, которой он

принадлежит.

С. Эйзенштейн в связи с работой над цветным кино исследовал вопрос об

«абсолютных» соответствиях звука и цвета. Он пришел к выводу, что «в искусстве

решают

не абсолютные соответствия,

а произвольно

образные, которые

диктуются образной системой того или иного произведения. Здесь дело никогда не

решается

и

никогда

не

решится

непреложным

каталогом

цветосимволов,

но эмоциональная осмысленность и действенность цвета будет возникать всегда в

порядке живого становления цветообразной стороны произведения, в самом

процессе формирования этого образа, в живом движении произведения в целом».

С этим выводом нельзя не согласиться. Все сказанное истинно, за исключением

слова «произвольно». Художник «окрашивает» образ не произвольно, он считается

с

традиционным

значением

цвета

и

подчиняется

ему

или

дает свое,

противоположное значение. Вслед за приведенным абзацем С. Эйзенштейн

описывает

пример

из

своей

практики,

подтверждающий

именно

такой обусловленный подход к цветовому решению: «достаточно сличить тему

белого и черного цвета в фильмах «Старое и новое» и «Александр Невский».

В первом случае с черным цветом связывалось реакционное, преступное и

отсталое, а с белым — радость, жизнь, новые формы хозяйствования.

Во втором случае на долю белого цвета с рыцарскими облачениями выпадали

темы жестокости, злодейства, смерти (это очень удивило за границей и было

отмечено иностранной прессой); черный цвет вместе с русскими войсками нес

положительную тему — геройства и патриотизма».

Такая перестановка черного и белого не противоречит обычной символике этих

цветов: в России, например, цвет траура — черный, но погребальный саван —

белый; в Японии и Индии цвет траура — белый. Было бы более удивительно и,

вероятно, никем не понято, если бы Эйзенштейн заменил, например, черный

желто-зеленым, а белый — серым.



В раздел образования