Автор: Васильева Любовь Игоревна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: СПб Красногвардейский р-н ГБОУ СОШ №188
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА
Раздел: дополнительное образование
ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА
Проблема
цветовой
символики
тесно
связана
с
проблемой
психологического воздействия цвета, так и с его систематикой. У истоков
культуры цвет был равноценен слову, служил символом различных вещей и
понятий.
В отдельные периоды истории мирового изобразительного искусства
символика
играла
особо
важную
роль
в
идейно
образном
содержании
художественного произведения. Особенно заметная роль принадлежит символике
цвета в искусстве средневековья, в условиях господства религиозных идеологий,
когда интерес к тому или иному цвету поддерживался, в частности и верой в якобы
магическую силу цвета. Это влияло на цветопонимание у художников той эпохи,
находившее свое выражение в соответствующих принципах гармонизации. В
каждой стране складывалась своя символика, однако она имела и отклонения.
Например, в средние века красный цвет одновременно считался цветом красоты и
радости, и цветом злости и стыда. Рыжие борода и волосы считались признаком
предательства; в то же время, красной бородой наделялись положительные
персонажи.
Разногласия в символическом содержании цветов в одну и ту же эпоху и
в одной и той же стране можно объяснить пересечением религиозной символики с
народной. Если первая из них имела своим истоком религиозные учения, легенды и
сказания, то народная символика была итогом отражения в сознании народа
преимущественно
красок
окружающей
природы
и
основана
на
цветовых
ассоциациях. Каждый цвет многообразно связан с различными предметами и
явлениями действительности. Так, например, красный цвет ассоциируется с
кровью, огнем, с древнейших времен символизирует жизнь. Отсюда он же - символ
силы плодородия и любви. В то же время близость красного к крови делает его
символом страдания, тревоги, войны, даже смерти. Одновременно красный цвет -
это победа, торжество, признак
веселья. В новой истории красный цвет становится символом революции.
Таким образом, разнообразие ассоциаций дает множественность символических
значений одному и тому же цвету. Традиционное, символическое значение цвета,
возникшее
в
глубокой
древности
на
основе
ассоциаций,
под
влиянием
производственных
и
бытовых
обрядов,
мифологических
и
религиозных
взглядов существует в народе и поныне. И сейчас художник, желает он этого или
нет, вынужден считаться с этими традиционными взглядами людей на цветовую
символику. Цветовые символы помогают восприятию произведения, выступают в
качестве дополнительного содержания. Мастерство художника заключается в том,
как, в какой форме он подал эти символы.
Цветовые символы так же многообразны, как и жизнь человека, они
отражают
негативные
и
позитивные
черты
его
характера,
явлений
действительности.
В
связи
с
этим,
целесообразно
их
подразделить
на
ассоциативные, позитивные и негативные (см.табл.1)
Определенный
интерес
представляет
также
классификация
цветовых
символов по сходству с характерными особенностями обозначенного объекта
понятия, предлагаемая Ф.Юрьевым.
Все
символы
подразделяются
на
три
группы:
ассоциативную,
ассоциативно-кодовую, кодовую.
Ассоциативная группа включает наиболее распространенные и наиболее
древние
миметические
обозначения,
которые
имеют
прямое
сходство
с
характерными особенностями объекта-понятия. Благодаря натуралистической
ассоциативности эти символические обозначения первичны во всех культурах и
наиболее живучи:
белый - Свет, Серебро;
черный - Мрак, Земля;
желтый - Солнце, Золото;
синий - Небо, Воздух;
красный - Огонь, Кровь;
зеленый - Природа, Растительность.
Ассоциативно-кодовая группа
символов
имеет
более
широкий
круг
ассоциаций. В нее включаются символические обозначения, имеющие отдаленное
сходство с характерными особенностями объекта-понятия и в конкретной
уточняющей ситуации приобретают познавательное значение. В качестве цветовой
метафоры
ассоциативно-кодовые
обозначения
приобретают
выразительное
значение в искусстве. Примером могут служить следующие соответствия:
белый - Светоносность, Духовность, Чистота, Невинность, Ясность;
черный - Поглощение, Материальность, Беспросветность, Тяжесть;
желтый - Сияние, Легкость, Динамизм, Радость, Близость;
синий
-
Небесность,
Глубина,
Бесконечность,
Холод,
Бесстрастность;
красный - Активность, Насильственность, Возбужденность,
Страстность;
зеленый - Спокойствие, Безопасность, Статичность, Благотворность;
Кодовая группа символов - самая условная. Здесь цвет не имеет сходства с
обозначенным объектом - понятием и могут использоваться практически любые
обозначения, например:
желтый - Богатство, Зависть, Ревность, Коварство, Измена, Разлука,
Душевная неуравновешенность;
синий - Религиозность, Мудрость;
красный - Демократия, Зло;
зеленый - Непосредственность, Тоска.
В первой и второй группах символы достаточно реалистичны, ибо они
ассоциативно связаны с различными предметами и явлениями действительности и
поэтому во многих культурах сходны. Различия проявляются и усугубляются там,
где кодовая цветовая символика преобладает. Эти различия необходимо учитывать,
в зависимости от того региона, в котором художник работает. Выявить и
разобраться в них поможет народное творчество, литература, искусство.
Существует и международная цветовая геральдическая символика, как
знаковая система, которая строго соблюдается в гербах и флагах государств. В
современном международном геральдическом языке она имеет следующую
интерпретацию:
белый - Серебро, Чистота, Правдивость, Европа, Христианство;
желтый - Золото, Богатство, Смелость, Азия, Буддизм;
красный - Сила, Демократия, Революционность, Америка;
зеленый - Плодородие, Расцвет, Юность, Австралия, Ислам;
голубой - Невинность, Миролюбие;
синий - Мудрость, Владение морем;
фиолетовый - Печаль, Бедствие;
черный - Траур, Смерть, Африка.
В
олимпийской
символике
цвета
колец
являются
символами
пяти
континентов:
синий - Америка;
красный - Азия;
черный - Европа;
желтый - Африка;
зеленый - Австралия.
Цвет сам по себе не может быть символом. В произведении он обязательно
принадлежит то ли изобразительной, то ли объемной, то ли пространственной
структуре, где занимает определенное
место, обусловленное композицией и
идейным замыслом, которые в свою очередь, способствуют выявлению его
символического содержания. Таким образом, восприятие символического значения
цвета зависит:
- от общего идейного замысла произведения; от общего цветового
композиционного построения; от окружающих его цветов;
- от конкретной изобразительной структуры, формы, которой он
принадлежит.
С. Эйзенштейн в связи с работой над цветным кино исследовал вопрос об
«абсолютных» соответствиях звука и цвета. Он пришел к выводу, что «в искусстве
решают
не абсолютные соответствия,
а произвольно
образные, которые
диктуются образной системой того или иного произведения. Здесь дело никогда не
решается
и
никогда
не
решится
непреложным
каталогом
цветосимволов,
но эмоциональная осмысленность и действенность цвета будет возникать всегда в
порядке живого становления цветообразной стороны произведения, в самом
процессе формирования этого образа, в живом движении произведения в целом».
С этим выводом нельзя не согласиться. Все сказанное истинно, за исключением
слова «произвольно». Художник «окрашивает» образ не произвольно, он считается
с
традиционным
значением
цвета
и
подчиняется
ему
или
дает свое,
противоположное значение. Вслед за приведенным абзацем С. Эйзенштейн
описывает
пример
из
своей
практики,
подтверждающий
именно
такой обусловленный подход к цветовому решению: «достаточно сличить тему
белого и черного цвета в фильмах «Старое и новое» и «Александр Невский».
В первом случае с черным цветом связывалось реакционное, преступное и
отсталое, а с белым — радость, жизнь, новые формы хозяйствования.
Во втором случае на долю белого цвета с рыцарскими облачениями выпадали
темы жестокости, злодейства, смерти (это очень удивило за границей и было
отмечено иностранной прессой); черный цвет вместе с русскими войсками нес
положительную тему — геройства и патриотизма».
Такая перестановка черного и белого не противоречит обычной символике этих
цветов: в России, например, цвет траура — черный, но погребальный саван —
белый; в Японии и Индии цвет траура — белый. Было бы более удивительно и,
вероятно, никем не понято, если бы Эйзенштейн заменил, например, черный
желто-зеленым, а белый — серым.