Напоминание

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.


Автор: Орлова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №17
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Одной из важных задач обучения и воспитания детей является помощь социальному развитию

детей, и в первую очередь формирование у них образцов позитивного социального поведения,

ознакомление с культурой поведения в обществе, обучение навыкам повседневной деятельности.

Реализация этой задачи начинается уже с младшей группы через специально организованные

упражнения,

которые

являются

подготовительным

этапом

к

проведению

тематических

рефлексивных кругов.

Основой этих упражнений является данная детям возможность свободно заниматься разумной

работой, удовлетворять свои внутренние нужды, упражняться достаточное количество времени со

свободно выбранными предметами-стимулами, мыслить абстрактно, поскольку их ум созрел для

размышления.

Упражнения

дают

ребёнку

шанс

на

реализацию

его

внутренней

потребности,

способствуют устранению капризов и постепенной выработке умения управлять не только своими

движениями, но и своим поведением. Способность властвовать собой, управлять своими эмоциями

и сиюминутными порывами - одна из основных предпосылок позитивного социального поведения.

Упражнения подразделяются на 5 о с н о в н ы х

г р у п п .

О б щ и е

п о д г о т о в и т е л ь н ы е

у п р а ж н е н и я (группа вводных упражнений) служат для

развития контроля и координации движений. Эти упражнения предлагаются ребёнку, как только он

приходит

в

детский

сад,

и

помогают

приобрести

первоначальные

навыки,

необходимые

для

пребывания в группе. Ребёнку показывают, как ходят по комнате, как открывают и закрывают двери.

Такие

мини-уроки

социальной

жизни

могут

проводиться

ежедневно,

а

их

продолжительность

зависит от внутренней подготовки, возрастных особенностей коллектива детей, они могут длиться

от

1

минуты

до

7-10

минут.

Тематика

уроков

социальной

жизни

может

быть

разнообразной.

Например:

как правильно ходить по группе;

как правильно здороваться;

как правильно прощаться,

как правильно разговаривать в группе,

как правильно переносить предметы;

как правильно переносить стул и т. д.

Г л а в н о й

з а д а ч е й

педагога

в

данном

случае

является

именно

развитие

у

ребёнка

внутреннего мироощущения и мировосприятия. Использование несловесных методов на уроках

социальной жизни является очень важным: подбадривающий тёплый взгляд взрослого, улыбка,

прикосновение могут сказать больше слов.

Подобная атмосфера достигается не при помощи авторитарного воздействия взрослого, а

благодаря внутреннему духовному порядку, который формируется у ребёнка постепенно, через

целенаправленную специальную работу педагога.

В следствии проведения таких уроков в ребёнке дошкольного возраста начинает происходить

нормализация его поведения, то есть поведение детей изменяется от девиантного к нормальному.

«Нормализованный ребёнок», очень социален: он дружелюбен по отношению ко взрослым и

другим детям; коммуникабелен; готов помочь; дисциплинирован, поскольку умеет владеть собой.

Первая группа социальных уроков: уход за собой.

На упражнениях первой группы ребёнок учится самостоятельно ухаживать за собой. К ней

относится, например, застегивание пуговиц и ремней, завязывание бантов и шнурков, мытьё рук и т.

д.

Вторая группа: уход за окружающей средой.

Цель

второй

группы

упражнений

в

практической

жизни:

научить

ребёнка

заботиться

об

окружающей среде, сохранять её в чистоте и по возможности украшать. Для этого необходимо

уметь протирать пыль, подметать пол, мыть стол и т. д.

Третья группа: основы культуры поведения в обществе.

На

упражнениях

третьей

группы

ребёнок

приобретает

навыки

позитивного

социального

поведения и знакомится с основами этикета. Ребёнок учится вступать в контакты и поддерживать

их. В виде игры или беседы происходит знакомство с общепринятыми формами обращения к

человеку, приветствия и прощания, извинения и благодарности. Умение внимательно выслушать

собеседника, не перебивая его, задать или ответить на вопрос, предложить или принять помощь

также

относятся

к

числу

важнейших

социальных

умений,

для

овладения

которыми

ребёнку

требуется время.

Четвертая группа: особые виды движений.

В четвёртую группу входят ходьба по линии и упражнение в тишине. Оба они имеют большой

социальный эффект - учат детей обращать внимание друг на друга и не мешать окружающим.

Занятия тишины в высшей степени полезны не столько как физический отдых для нервной

системы, сколько как самый лучший стимул для развития волевых центров ребёнка. Социальная

воля ребёнка тем сильнее будет выражаться, чем лучше он научиться управлять собственными

чувствами. На занятиях тишины дети учатся прислушиваться не только к внешним звукам, но и к

движению собственной души, к собственным мыслям.

Наивысшим

проявлением

концентрации

внимания

выступает

на

детских

лицах

выражение

прислушивания, непосредственного удивления, ощущение новизны и необычности звуков, которые

они слышат ежедневно. Такого рода упражнения при условии покоя и тишины обеспечивают

ребёнку изоляцию впечатления, внутреннее сосредоточение, оставляющие в его сознании глубокий

след.

ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНОМУ

РАЗВИТИЮ С МЛАДШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

Личностные круги: тематика упражнений и этюдов.

1.Мой портрет.

2.Настроение.

3.Моя любимая еда.

4.Я и моя семья.

5.Меня никто не любит.

6.Мои друзья.

7.Что можно делать, а чего нельзя.

8.Чего я боюсь.

9.Мои любимые игрушки.

10.

Я и мои любимые питомцы.

11.

Когда мне радостно.

Т е м а 1: МОЙ ПОРТРЕТ

Цель: развивать представление о своем внешнем облике.

М а т е р и а л :

большое

и

маленькое

зеркала;

овалы

человеческого

лица,

изображенные

в

рисунке с нераскрашенными глазами и волосами.

С о д е р ж а н и е

Дети рассаживаются в кругу перед большим зеркалом; по очереди подходят к нему, смотрят на

свое отражение и отвечают на вопросы педагога:

-

Что ты можешь сказать о своей внешности?

-

Какая у тебя прическа? Во что ты одет?

-

Какой цвет твоих глаз, волос?

Педагог предлагает детям дополнить ответы друг друга. Затем обобщает высказывания детей и

делает вывод: у всех людей разная внешность, поэтому мы всегда можем узнать друг друга.

Детям дается задание: нарисовать свой портрет, используя маленькие зеркальца и заготовки

для

портрета

(овалы

с

изображением

человеческого

лица

с

нераскрашенными

глазами

и

волосами).

Дети раскрашивают их в соответствии со своим внешним видом.

Проводится игра « Угадай, кто это».

Портреты, нарисованные детьми, по очереди выставляются на мольберт. Дети по цвету глаз,

форме прически стараются угадать друг друга.

Т е м а 2: НАСТРОЕНИЕ

Цель: продолжать знакомить детей с основными эмоциональными состояниями и их внешними

проявлениями.

М а т е р и а л :

зеркало,

карточки

(по

три

на

каждого

ребенка)

с

изображением

разных

эмоциональных состояний, текст стихотворения С. Маршака «Котята».

С о д е р ж а н и е

Дети сидят в кругу на стульчиках. Педагог рассказывает о том, что у каждого человека бывают

разные настроения. Она называет ситуации и просит детей ответить, какие чувства они будут

испытывать в тех или иных случаях: мама запретила тебе гулять; бабушка подарила большую

красивую

игрушку;

ты

поссорился

с

другом

и

т.

п.

Затем

воспитатель

читает

отрывок

из

стихотворения «Котята» С. Маршака.

Два маленьких котенка поссорились в углу.

Сердитая хозяйка взяла свою метлу.

-

Какое

настроение

было

у

хозяйки?

Подойдите

к

зеркалу,

покажите

настроение

хозяйки

выражением лица. (Продолжает читать.)

А дело было ночью, зимою, в январе.

Два маленьких котенка замерзли во дворе.

-

Выразите жестами, как котятам было холодно, очень холодно.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.

- Но что? - она спросила, - Не ссоритесь теперь?

Прошли они тихонько в свой угол на ночлег.

Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег.

И оба перед печкой заснули сладким сном,

А вьюга до рассвета шумела за окном.

-

Изобразите перед зеркалом присмиревших котят, их движения.

Проводится игра «Угадай настроение».

Дети получают комплекты картинок с изображением разных эмоциональных состояний человека,

по которым они должны определить его настроение (грусть, спокойствие,

веселье и т. п.).

-

Давайте улыбнемся друг другу, и пусть у вас всегда будет только хорошее настроение.

Т е м а 3: МОЯ ЛЮБИМАЯ ЕДА

Цель: определять

вместе

вкусы

и

предпочтения

детей

в

еде,

сравнивать

со

вкусами

и

предпочтениями других людей.

М а т е р и а л : фрукты и овощи; листы бумаги, краски, кисточки.

С о д е р ж а н и е

Дети сидят в кругу на стульчиках. Педагог рассказывает о том, чем полезны фрукты и овощи.

Например, яблоко - вкусное, в нем много железа и витаминов; морковь - сладкая, красивого

оранжевого цвета, в ней есть витамин А, который важен для роста, и т. п.

-

Нарисуйте свои любимые фрукты и овощи.

По окончании работы дети рассматривают рисунки. Педагог подытоживает: дети нарисовали

много любимых фруктов и овощей в соответствии со своим вкусом.

В о п р о с ы

к

б е с е д е :

-

Расскажи, какой фрукт тебе нравится больше всего. Почему?

-

Что нравится многим из вас?

-

Кто еще любит яблоко?

-

Кому еще нравится огурчик?

Проводится игра «Угадай на вкус».

Т е м а 4: Я И МОЯ СЕМЬЯ

Цель: формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят

друг друга, заботятся друг о друге; воспитывать желание заботиться о близких.

М а т е р и а л : семейные фотографии, иллюстрированная книга со сказкой «Три медведя».

С о д е р ж а н и е

Дети сидят в кругу на стульчиках.

В о с п и т а т е л ь . Дети, помните сказку «Три медведя»? Можно сказать, что эта сказка о семье?

Почему? Правильно, можно, потому что есть папа, мама, сыночек - и все они любят друг друга,

заботятся друг о друге.

-

Рассмотрите иллюстрации к сказке и к другим произведениям. Что общего в них вы находите?

-

Покажите фотографии своей семьи, расскажите, кто на них изображен.

-

Как сидят члены семьи по отношению друг к другу? (Близко, рядышком, им хорошо вместе.)

-

Как вас называют дома близкие люди?

-

Как вы называете своих маму, папу, дедушку, бабушку, других членов семьи?

-

Расскажите об одном из членов вашей семьи по желанию.

Т е м а 5: МЕНЯ НИКТО НЕ ЛЮБИТ

Цель: помочь детям понять, что все нуждаются в любви и сострадании.

М а т е р и а л :

фотография

незнакомого

ребенка

с

грустным

выражением

лица;

карточки

с

изображением разных настроений людей.

С о д е р ж а н и е

Дети сидят на коврике в кругу. Педагог показывает им фотографию и предлагает определить,

какое настроение у ребенка на фотографии (грустное).

-

Как вы думаете, что могло случиться у ребенка? (Заслушиваются варианты ответов:

сломалась игрушка, не взяли в игру и др.)

-

У вас были такие ситуации, когда вам казалось, что вас никто не любит? Что вы чувствовали

при этом?

-

Что можно сделать, чтобы чувствовать себя лучше?

Педагог подводит детей к мысли, что все они любимы, вселяет в них уверенность.

Проводится игра «Угадай настроение».

Дети

получают

комплекты

картинок

с

изображением

разных

эмоциональных

состояний

человека, по которым они должны определить его настроение (грусть, спокойствие, веселье и т. п.).

Т е м а 6: МОИ ДРУЗЬЯ

Цель: развивать представления о том, что такое дружба, дружеские отношения.

М а т е р и а л : воздушный шар в виде сердечка.

С о д е р ж а н и е

Дети сидят на коврике в кругу. Педагог предлагает поиграть в игру «Назови друга ласково».

Дети, глядя в глаза друг другу, говорят какое- нибудь ласковое слово своему соседу, при этом

передают ему шарик- сердечко.

Затем воспитатель спрашивает у каждого ребенка, кто его лучший друг и почему им хорошо

вместе.

-

Кто же такой друг? (Друг - это тот, с кем тебе интересно, кто всегда поможет в беде, с

кем у тебя много общего.)

-

Возьмите друг друга за руки, что вы чувствуете? (У друга мягкая и теплая ладошка.)

-

Погладим друга по руке немножко. Нам хорошо, когда мы вместе, рядом, ни ссориться, ни

драться нам не надо.

Т е м а 7: ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ, А ЧЕГО НЕЛЬЗЯ

Цель: помочь детям понять необходимость соблюдения норм и правил поведения.

М а т е р и а л : текст стихотворения С. Рещикова «Я больше не хочу», мяч.

С о д е р ж а н и е

Дети сидят в кругу на стульчиках. Педагог читает стихотворение С. Рещикова «Я больше не

хочу».

Я больше не хочу! Я больше не хочу!

А что я не хочу, сейчас вам расскажу!

Руки вам не хочу подать, их буду за спиной держать,

Я вам «спасибо» не скажу и вам не буду отвечать,

Не съем я кашу ни за что, не буду пить я молоко!

Я чистить зубы не хочу, на бабушку я накричу.

Залезу в самую я грязь, пролью воды я дома таз,

Испачкаю свое пальто, не лягу спать я ни за что,

Залезу в туфлях на диван, язык я покажу всем вам!

В о п р о с ы

д л я

о б с у ж д е н и я :

-

Что вы любите делать?

-

Что вам запрещают делать, а вам хочется? Расскажите об этом.

Проводится игра «Закончи фразу».

Дети передают друг другу мяч, говоря при этом, что они хотят делать, а им не разрешают.

Т е м а 8: ЧЕГО Я БОЮСЬ?

Цель: познакомить детей с чувством страха; изучать выражения эмоциональных состояний в

мимике.

М а т е р и а л : пиктограмма «страх».

С о д е р ж а н и е

Дети сидят в кругу на стульчиках. Педагог показывает детям пиктограмму «страх» и предлагает

попытаться изобразить его на своем лице.

В о с п и т а т е л ь . Назовите то, чего вы больше всего боитесь.

Давайте все вместе встанем в круг и представим, что у нас большой, огромный страх. Широко

разведите руки в стороны. У всех, кто боится, от страха большие глаза (изображаем большие

круглые

глаза

при

помощи

рук).

Но

страх

уменьшается (руками

делаем

соответствующие

движения), а затем совсем страх исчезает (пожимаем плечами и в недоумении разводим руками).

Посмотрите друг на друга. У вас нет «больших» глаз, значит, бояться нечего, страх исчез.

Т е м а 9: МОИ ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ

Цель: определить вместе с детьми их предпочтения к игрушкам; вызвать желание рассказать о

своих любимых игрушках.

М а т е р и а л :

любимые

игрушки,

принесенные

детьми

из

дома;

аудиозапись

спокойной

мелодичной музыки.

С о д е р ж а н и е

Дети сидят на коврике в кругу. Педагог предлагает рассказать, почему каждый ребенок любит

свою игрушку.

В о п р о с ы

д л я

о б с у ж д е н и я :

-

Что вам нравится в вашей игрушке?

-

Как вы с ней играете?

-

Что

нужно

делать,

чтобы

вы

долго

могли

играть

с

игрушкам и ? (Беречь

игрушки,

аккуратно и бережно с ними обращаться, ремонтировать их.)

Звучит в записи спокойная музыка.

В о с п и т а т е л ь . Улыбнитесь все, пожалуйста, и дайте обещание - не ломать свои игрушки и не

ссориться.

Т е м а 10: Я И МОИ ЛЮБИМЫЕ ПИТОМЦЫ

Цель: определить вместе с детьми их предпочтения по отношению к животным, сравнивать с

предпочтениями других людей.

М а т е р и а л :

любимые

игрушки,

принесенные

детьми

из

дома;

аудиозапись

спокойной

мелодичной музыки.

С о д е р ж а н и е

Дети сидят на коврике в кругу. Педагог читает рассказ В. Росина «Кто любит животных?».

В о п р о с ы

д л я

о б с у ж д е н и я :

-

Кто из ребят действительно любит животных?

-

Почему вы так думаете?

-

А какие животные живут рядом с вами? Как они оказались в вашем доме?

Дети, глядя на фотографии своих питомцев, рассказывают, за что они их любят, как ухаживают

за ними.

Т е м а 11: КОГДА МНЕ РАДОСТНО

Цель: развивать эмоциональную сферу, эмоциональное состояние.

М а т е р и а л : аудиозапись шума ветра, релаксирующая музыка, подносы, платки на каждого

ребенка, лепестки к цветку настроения (белый, блестящий, черный).

С о д е р ж а н и е

1.

Создание атмосферы единства.

Звучит в записи шум ветра.

В о с п и т а т е л ь .

Представьте

себе,

что

вы

превратились

в

легкий

весенний

ветерок.

Прошепчите ваше имя так, как это сделал бы ветерок.

2.

Эмоциональный этюд «Солнечный зайчик».

В о с п и т а т е л ь . Вместе с ветерком к нам в группу пробрался солнечный зайчик. Хотите с ним

поиграть? Протяните ладошки

вперед - поймайте солнечного зайчика. Вот он заглянул нам в глаза. Закройте их. Он побежал

дальше

по

лицу,

нежно

погладьте

его

ладонями

по

лбу,

на

носу,

на

ротике,

на

щечках,

на

подбородке, погладьте аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот - погладьте

животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает нас, давайте подружимся с ним. А

теперь вздохните глубоко и откройте глаза. Отлично! Вот мы и подружились с солнечным зайчиком.

3.Наш тесный круг.

В о с п и т а т е л ь . Давайте возьмемся за руки. Посмотрите, как нас много, а все вместе мы -

одна группа. Давайте почувствуем, как мы связаны друг с другом, сидя в кругу, а теперь попробуем

встать, не нарушая наш круг и не размыкая рук. Попробуйте снова сесть. Хорошо? Вы чувствуете,

что вы вместе?

4.Игра «Представьте и покажите».

В о с п и т а т е л ь .

Я

приготовила

поднос.

Интересно,

что

там?

Откроем?

Какие

красивые

платочки! Поиграем? Надо закрыть лицо платком и представить, какое лицо бывает у мамы, когда

она сердится. А теперь опустите платок и покажите, какое лицо у вас получилось.

Закройте лицо платком и представьте, какое у вас будет лицо, если вас обидели. Опустите

платок.

Закройте лицо и представьте, что вам страшно. Покажите ваше лицо.

Закройте лицо и представьте, что вы находитесь на празднике и вам очень весело.

Платочки устали и решили отдохнуть. Давайте их аккуратно сложим на поднос.

5.Закончите предложение «Я радуюсь, когда ...».

В о с п и т а т е л ь . Постарайтесь вспомнить, о каком чувстве мы говорили на прошлом занятии.

(О радости.) Давайте улыбнемся друг другу. Скажите, что вы почувствовали, когда улыбались. А

теперь давайте поговорим, что же такое для вас радость.

Подумайте и закончите предложение «Я радуюсь, когда ...».

6.Цветок моего настроения.

В о с п и т а т е л ь .

Давайте

на

коврике

выложим

цветок

вашего

настроения

из

лепестков,

которые находятся на подносах. Подумайте, какое у вас сегодня настроение, и покажите его в

аппликации цветка. Если у вас сегодня радостное, веселое настроение - возьмите блестящий

лепесток.

Если

ваше

настроение

спокойное,

возьмите

лепесток

белого

цвета.

А

если

ваше

настроение

грустное, мрачное,

возьмите

черный

лепесток. (Звучит спокойная мелодия, дети

собирают цветок.)

Посмотрите, какой красивый цветок! А сейчас я вам открою небольшой секрет - наше

настроение зависит от наших мыслей. Поэтому если вы будете думать только о хорошем,

светлом, то и настроение у вас всегда будет радостным и блестящим. И даже если кто-то

пришел с грустным настроением, то после нашего круга, я думаю, настроение у него будет

таким же блестящим, как наш цветок. А теперь давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг

другу.



В раздел образования