Напоминание

:»Формирование коллектива единомышленников: педагогов, учащихся, родителей»


Автор: Максимова Елена Борисовна
Должность: воспитатель ГПД
Учебное заведение: ГБОУ гимназия № 631
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: :»Формирование коллектива единомышленников: педагогов, учащихся, родителей»
Раздел: начальное образование





Назад




Статья :»Формирование коллектива единомышленников: педагогов, учащихся, родителей»

В настоящее время в школьном образовании важная роль отводится воспитательному процессу.

Школа, являясь центром образования и воспитания, помогает с детства сформировать у учащихся

необходимые навыки для дальнейшей социализации и адаптации в социуме. Воспитательный

процесс является неотъемлемой частью общего образовательного процесса, осуществляемого в

единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе

образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Степень влияния социальных

факторов на воспитание доказано многими специалистами в области психологии и педагогики.

Успех воспитательной деятельности зависит от позиции самого педагога. Воспитать новое

поколение с активной жизненной позицией не могут равнодушные и безразличные люди.

Воспитательный процесс длительный и успех возможен лишь в том случае, если установлен

тесный контакт и взаимодействие с семьей. Конструктивный диалог семьи и школы дает

возможность построить отношения, основанные на взаимоуважении, стать равноправными

партнерами в вопросах формирования нравственных качеств личности. В своей практике я

применяю понятие «Лестница успеха». У этой лестницы несколько ступеней:

1.

«Вылупились из яйца». На этом этапе важную роль играет игра

2.

«Встаём на крыло»

3.

«Вылетаем из гнезда»

Чем больше общих тем и вопросов обсуждает школа с родителями, чем более открытой она

становится, тем более доверительные отношения складываются между двумя главными

институтами воспитания – семьей и школой. Самое главное, что нас объединяет, - это наши дети.

Наша задача создать такие условия, при которых будет комфортно всем участникам

образовательного процесса.

Очень важно строить воспитательный процесс в классе на основе таких принципах как:

• принцип деятельностного и творческого подхода;

• принцип сотрудничества;

• принцип открытости;

• принцип системности;

• принцип взаимоуважения;

• принцип учета возрастных особенностей;

• принцип ориентации на «зону успеха» каждого ученика.

В основу своей воспитательной системы с классом я закладываю идею воспитания дружного

классного коллектива. Формирование толерантных отношений внутри класса является очень

важной и ключевой задачей классного руководителя. Реализация данной идеи предполагает

создание воспитывающей среды в урочное и внеурочное время, построение системы внеклассной

работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ученика.

Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов.

1.

Первый этап - 1 класс (первое полугодие). Главная задача этого этапа - помочь учащимся

адаптироваться к школьной жизни. Изучение интересов, потребностей и других

личностных характеристик учащихся, проектирование желаемого образа класса. Первые

шаги по сплочению классного коллектива.

2.

Второй этап – 1 класс (второе полугодие) и 2 класс. Принятие правил жизнедеятельности

классного коллектива. Укрепление межличностных отношений. Сплочение и развитие

классного коллектива, создание развивающей среды для ребёнка.

3.

Третий этап - 3 класс. Сплочение и развитие классного коллектива на основе воспитания и

проявления индивидуальности детей. Раскрытие творческой индивидуальности,

лидерских качеств в социальных взаимоотношениях. Организация самоуправления.

4.

Четвертый этап - 4 класс. Создание условия для самовыражения детей, раскрытия их

собственного “Я”. Класс учится действовать самостоятельно, планировать свои классные

дела, распределять обязанности между всеми членами коллектива. Подведение итогов

пребывания в начальной школе.

Коллектив постоянно изменяется, развивается, крепнет, поэтому педагогическое руководство им

также не может оставаться неизменным. Если на первом этапе классный руководитель - это

единоличный организатор коллектива, то на следующих этапах он меняет тактику управления,

развивает самоуправление, общественное мнение и на последнем этапе развития коллектива

вступает в отношения сотрудничества с воспитанниками.

Законы жизни детского коллектива:

1. Каждый человек имеет право на ошибку и её исправление.

2.Человек не имеет права унижать, оскорблять и обижать другого человека.

3.Человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать свою правоту.

4.Человек должен учиться дружить и иметь друзей.

5.Человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.

6.Человек должен учиться быть терпеливым и настойчивым в достижении своих целей.

Формы внеклассной работы с младшими школьниками.

Формы внеклассной работы сегодня - это широкий спектр самых различных мероприятий.

Существуют классические формы внеклассной работы:

- классное собрание;

- час общения;

- информационный час;

- игры;

- праздники;

- викторины;

- конкурсы;

- марафоны;

- состязания.

-экскурсии

-поездки

Формы часов общения:

- беседа (этическая, нравственная)

- дискуссия (в 4 классе)

- встречи с интересными людьми

- викторины по различным областям знаний

- театрализации

- интерактивные игры

- читательские конференции

Нетрадиционные формы внеклассной работы, а не только участие в классных и школьных делах

сплачивает коллектив. Ребят особенно увлекает такая коллективная деятельность, которая

помогает им совместно провести свободное время. Современные дети большую часть времени

проводят за компьютером, электронными играми, у них дефицит "живого" общения.

В основе концепции воспитательной системы лежит системно-деятельностный подход, важной

задачей которого является формирование активной жизненной позиции ученика. Классному

руководителю необходимо вовлечь учащихся в систему классных, школьных и внешкольных

мероприятий. Очень важно предоставить возможность каждому ребенку быть сопричастным к

общему делу, дать возможность получить свой собственный опыт взаимодействия с социумом,

создать условия для раскрытия потенциала. Поэтому нужно вовлекать всех учащихся в

разнообразную и содержательную деятельность. Выстроить ее нужно так, чтобы в любой момент

времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, жил ею, прилагал усилия для ее

осуществления.

Традиционной формой воспитательной работы является организация праздников. В основном

проводятся праздничные мероприятия, связанные с календарными датами и такими событиями,

как Новый год, 8 марта, День матери, День защитников Отечества, Масленица.

Процесс воспитания - дело не одной только школы, одна она не может обеспечить полноценное

развитие и воспитание. С первых лет жизни ребенок, как губка, впитывает семейные ценности и

они составляют основу его поведения. Поэтому большую роль играет совместная работа школы и

родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута

наибольшая эффективность. Родители принимают активное участие во всех делах класса,

выполняют с детьми творческие поручения, являются организаторами экскурсий, поездок,

походов, встреч с интересными людьми.

Благодаря этому, каждый родитель понимает, что он человек не посторонний, а свой, нужный и

знающий.

Подводя итоги, можно утверждать, что разумная и эффективная воспитательная система должна

быть основана на таких принципах как:

• принцип деятельностного и творческого подхода;

• принцип сотрудничества;

• принцип системности.

Я убеждена, что полноценный коллектив единомышленников и друзей, то есть дружный класс,

который легко учить и которому легко учиться, формируется через:

выявление и развитие индивидуальных способностей, развитие умений и навыков в

творческой деятельности,

развитие познавательной активности, формирование потребности в самообразовании,

развитие умений и навыков в учебной деятельности, выявление индивидуальных

способностей,

формирование потребности в здоровом образе жизни,

воспитание трудолюбия, уважения к труду. Воспитание бережного отношения к личному и

школьному имуществу,

воспитание нравственных качеств личности, ответственности, уважения к истории

Отечества, любви к Родине, стране, родному городу.



В раздел образования