Автор: Максимова Елена Борисовна
Должность: воспитатель ГПД
Учебное заведение: ГБОУ гимназия № 631
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: :»Формирование коллектива единомышленников: педагогов, учащихся, родителей»
Раздел: начальное образование
Статья :»Формирование коллектива единомышленников: педагогов, учащихся, родителей»
В настоящее время в школьном образовании важная роль отводится воспитательному процессу.
Школа, являясь центром образования и воспитания, помогает с детства сформировать у учащихся
необходимые навыки для дальнейшей социализации и адаптации в социуме. Воспитательный
процесс является неотъемлемой частью общего образовательного процесса, осуществляемого в
единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе
образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Степень влияния социальных
факторов на воспитание доказано многими специалистами в области психологии и педагогики.
Успех воспитательной деятельности зависит от позиции самого педагога. Воспитать новое
поколение с активной жизненной позицией не могут равнодушные и безразличные люди.
Воспитательный процесс длительный и успех возможен лишь в том случае, если установлен
тесный контакт и взаимодействие с семьей. Конструктивный диалог семьи и школы дает
возможность построить отношения, основанные на взаимоуважении, стать равноправными
партнерами в вопросах формирования нравственных качеств личности. В своей практике я
применяю понятие «Лестница успеха». У этой лестницы несколько ступеней:
1.
«Вылупились из яйца». На этом этапе важную роль играет игра
2.
«Встаём на крыло»
3.
«Вылетаем из гнезда»
Чем больше общих тем и вопросов обсуждает школа с родителями, чем более открытой она
становится, тем более доверительные отношения складываются между двумя главными
институтами воспитания – семьей и школой. Самое главное, что нас объединяет, - это наши дети.
Наша задача создать такие условия, при которых будет комфортно всем участникам
образовательного процесса.
Очень важно строить воспитательный процесс в классе на основе таких принципах как:
• принцип деятельностного и творческого подхода;
• принцип сотрудничества;
• принцип открытости;
• принцип системности;
• принцип взаимоуважения;
• принцип учета возрастных особенностей;
• принцип ориентации на «зону успеха» каждого ученика.
В основу своей воспитательной системы с классом я закладываю идею воспитания дружного
классного коллектива. Формирование толерантных отношений внутри класса является очень
важной и ключевой задачей классного руководителя. Реализация данной идеи предполагает
создание воспитывающей среды в урочное и внеурочное время, построение системы внеклассной
работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ученика.
Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов.
1.
Первый этап - 1 класс (первое полугодие). Главная задача этого этапа - помочь учащимся
адаптироваться к школьной жизни. Изучение интересов, потребностей и других
личностных характеристик учащихся, проектирование желаемого образа класса. Первые
шаги по сплочению классного коллектива.
2.
Второй этап – 1 класс (второе полугодие) и 2 класс. Принятие правил жизнедеятельности
классного коллектива. Укрепление межличностных отношений. Сплочение и развитие
классного коллектива, создание развивающей среды для ребёнка.
3.
Третий этап - 3 класс. Сплочение и развитие классного коллектива на основе воспитания и
проявления индивидуальности детей. Раскрытие творческой индивидуальности,
лидерских качеств в социальных взаимоотношениях. Организация самоуправления.
4.
Четвертый этап - 4 класс. Создание условия для самовыражения детей, раскрытия их
собственного “Я”. Класс учится действовать самостоятельно, планировать свои классные
дела, распределять обязанности между всеми членами коллектива. Подведение итогов
пребывания в начальной школе.
Коллектив постоянно изменяется, развивается, крепнет, поэтому педагогическое руководство им
также не может оставаться неизменным. Если на первом этапе классный руководитель - это
единоличный организатор коллектива, то на следующих этапах он меняет тактику управления,
развивает самоуправление, общественное мнение и на последнем этапе развития коллектива
вступает в отношения сотрудничества с воспитанниками.
Законы жизни детского коллектива:
1. Каждый человек имеет право на ошибку и её исправление.
2.Человек не имеет права унижать, оскорблять и обижать другого человека.
3.Человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать свою правоту.
4.Человек должен учиться дружить и иметь друзей.
5.Человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.
6.Человек должен учиться быть терпеливым и настойчивым в достижении своих целей.
Формы внеклассной работы с младшими школьниками.
Формы внеклассной работы сегодня - это широкий спектр самых различных мероприятий.
Существуют классические формы внеклассной работы:
- классное собрание;
- час общения;
- информационный час;
- игры;
- праздники;
- викторины;
- конкурсы;
- марафоны;
- состязания.
-экскурсии
-поездки
Формы часов общения:
- беседа (этическая, нравственная)
- дискуссия (в 4 классе)
- встречи с интересными людьми
- викторины по различным областям знаний
- театрализации
- интерактивные игры
- читательские конференции
Нетрадиционные формы внеклассной работы, а не только участие в классных и школьных делах
сплачивает коллектив. Ребят особенно увлекает такая коллективная деятельность, которая
помогает им совместно провести свободное время. Современные дети большую часть времени
проводят за компьютером, электронными играми, у них дефицит "живого" общения.
В основе концепции воспитательной системы лежит системно-деятельностный подход, важной
задачей которого является формирование активной жизненной позиции ученика. Классному
руководителю необходимо вовлечь учащихся в систему классных, школьных и внешкольных
мероприятий. Очень важно предоставить возможность каждому ребенку быть сопричастным к
общему делу, дать возможность получить свой собственный опыт взаимодействия с социумом,
создать условия для раскрытия потенциала. Поэтому нужно вовлекать всех учащихся в
разнообразную и содержательную деятельность. Выстроить ее нужно так, чтобы в любой момент
времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, жил ею, прилагал усилия для ее
осуществления.
Традиционной формой воспитательной работы является организация праздников. В основном
проводятся праздничные мероприятия, связанные с календарными датами и такими событиями,
как Новый год, 8 марта, День матери, День защитников Отечества, Масленица.
Процесс воспитания - дело не одной только школы, одна она не может обеспечить полноценное
развитие и воспитание. С первых лет жизни ребенок, как губка, впитывает семейные ценности и
они составляют основу его поведения. Поэтому большую роль играет совместная работа школы и
родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута
наибольшая эффективность. Родители принимают активное участие во всех делах класса,
выполняют с детьми творческие поручения, являются организаторами экскурсий, поездок,
походов, встреч с интересными людьми.
Благодаря этому, каждый родитель понимает, что он человек не посторонний, а свой, нужный и
знающий.
Подводя итоги, можно утверждать, что разумная и эффективная воспитательная система должна
быть основана на таких принципах как:
• принцип деятельностного и творческого подхода;
• принцип сотрудничества;
• принцип системности.
Я убеждена, что полноценный коллектив единомышленников и друзей, то есть дружный класс,
который легко учить и которому легко учиться, формируется через:
выявление и развитие индивидуальных способностей, развитие умений и навыков в
творческой деятельности,
развитие познавательной активности, формирование потребности в самообразовании,
развитие умений и навыков в учебной деятельности, выявление индивидуальных
способностей,
формирование потребности в здоровом образе жизни,
воспитание трудолюбия, уважения к труду. Воспитание бережного отношения к личному и
школьному имуществу,
воспитание нравственных качеств личности, ответственности, уважения к истории
Отечества, любви к Родине, стране, родному городу.