Напоминание

«Система воспитательной работы по формированию мотива успешной учебной деятельности»


Автор: Новиков Алексей Сергеевич
Должность: Классный руководитель (воспитатель курса)
Учебное заведение: Пермское суворовское военное училище
Населённый пункт: Пермский край. ЗАТО Звёздный
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Система воспитательной работы по формированию мотива успешной учебной деятельности»
Раздел: полное образование





Назад




Федеральное государственное казенное общеобразовательное

учреждение «Пермское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

Методическая разработка

«Система воспитательной работы по формированию мотива успешной

учебной деятельности»

Разработал:

Новиков Алексей Сергеевич

воспитатель 2 взвода 3 роты

Пермь – 2021

Методическая разработка по теме: «Система воспитательной работы по

формированию мотива успешной учебной деятельности»

План

1. Введение. Актуальность темы методической разработки.

2. Основная часть. Теоретическая база учебной мотивации.

3. Система воспитательной работы по формированию мотива успешной

учебной деятельности. Собственный опыт работы во взводе.

3. Заключение.

Введение

Формирование мотива успешной учебной деятельности – это решение

вопросов развития и воспитания личности. Поэтому проблема учебной

мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической

психологии. В условиях ПСВУ в процессе постоянного взаимодействия,

проживания, обучения эта проблема актуальна для всех участников учебно-

воспитательного

процесса:

суворовцев,

преподавателей,

воспитателей,

психологов и родителей.

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в

ст.2

определено:

«образование

-

единый

целенаправленный

процесс

воспитания и обучения...», а «воспитание - деятельность, направленная на

развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации

обучающегося…» В соответствии с этим воспитательная работа в училище

неотрывно связана с процессом обучения и проводится с учетом социально-

психологических

особенностей

самих

воспитанников,

а

также

психологических и социальных факторов и условий образовательного

учреждения - ПСВУ.

Образовательные учреждения страны с 2015 года переходят на новый

ФГОС,

который

устанавливает

требования

к

результатам

освоения

обучающимися основной образовательной программы основного общего

образования. Одним из личностных результатов является сформированность

мотивации

к

обучению.

Личностные

результаты

освоения

основной

образовательной

программы

должны

отражать

«формирование

ответственного

отношения

к

учению,

готовности

и

способности

обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к

обучению и познанию…»

В «Программе развития ПСВУ до 2021 года» одной из главных задач в

деятельности ПСВУ в части реализации образовательных программ является

«повышение качества образовательного процесса и обновление содержания

образования в рамках усиления военного компонента при переходе на новую

систему подготовки военных кадров». Данная задача тесно связана с

формированием мотива успешной учебной деятельности.

Актуальность данной темы заключается и в том, что система воспитательной

работы

по

формированию

мотива

успешной

учебной

деятельности

способствует формированию мировоззрения суворовцев, интенсификации

учебно-воспитательного процесса и, как следствие, формированию личности,

соответствующей требованиям современного общества.

Важная

роль

в

формировании

мотивации

успешной

учебной

деятельности принадлежит воспитателю взвода суворовцев. В методической

разработке показан опыт работы воспитателя взвода по следующим

направлениям:

- диагностика уровня учебной мотивации и учет ее результатов в работе;

- планирование деятельности воспитателя (индивидуальной и групповой)

с учетом итогов мониторинга учебной деятельности;

-

сотрудничество воспитателя с преподавателями, психологом роты,

родителями по вопросу качества образования воспитанников и созданию

условий для повышения их мотивации к учению.

Теоретическая база учебной мотивации.

На начальном этапе, говоря о мотивации к успешной учебной деятельности,

необходимо разобраться в вопросе, что такое мотив, какие бывают мотивы и

какие мотивы необходимо формировать и развивать в своих воспитанниках.

Мотив – это то, что побуждает человека к действию. Мотив учения – это

направленность ученика на отдельные стороны учебной работы, связанная с

внутренним отношением ученика к ней. Мотивы учебной деятельности

делятся на познавательные и социальные.

Познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности,

процессом

ее

выполнения

и

отражают

стремление

школьников

к

самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование

способов добывания знаний.

Социальные

мотивы

связаны

с

различными

видами

социального

взаимодействия ученика с другими людьми. Например, стремление получать

знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг,

понимание необходимости учиться, чувство ответственности. При этом

велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долга и

ответственности, стремления хорошо подготовиться к выбору профессии.

И познавательные, и социальные мотивы должны быть сформированы у

учащихся для успешной учебной деятельности.

Мотив

учения

может

быть

внутренним

при

самостоятельной

познавательной работе или внешним — при оказании помощи взрослым.

Внутренние мотивы таковы: интерес к процессу деятельности, интерес к

результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо

своих качеств, способностей. Внешние мотивы проявляются тогда, когда

деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения

определенного положения среди сверстников, из-за давления родных,

учителя и др.

Также необходимо учитывать наличие в учебной мотивации двух тенденций:

достижение успеха и избегание неудач.

Ученики, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой

некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию,

выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Деятельность

(обучение) вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию

внутренних ресурсов и сосредоточение внимания. Мотивированные на успех

учащиеся обычно выбирают для себя профессии, соответствующие их

знаниям, умениям, навыкам, способностям.

Иначе ведут себя ученики, мотивированные на недопущение неудачи. Их

цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать

неудачи. Их мысли и действия подчинены именно этому. Ученик при этом

неуверен в себе, боится критики. С работой, в которой возможна неудача, у

него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия

от

учебной

деятельности.

Мотив

недопущения

неудачи

связан

с

неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность

успеха.

Любые сложности

вызывают

отрицательные

эмоции. Ребята,

ориентированные

на

недопущение

неудач,

нередко

характеризуются

неадекватностью

профессионального

самоопределения,

причем

они

игнорируют

объективную

информацию

о

своих

способностях

и

возможностях.

Проанализировав виды учебных мотивов, можно выделить те мотивы, к

формированию и развитию которых нужно стремиться: познавательные и

социальные, внутренние и мотивы, направленные на достижение успеха.

Система воспитательной работы по формированию мотива успешной

учебной деятельности. Собственный опыт работы во взводе.

Система воспитательной работы по формированию мотива успешной

учебной деятельности состоит из следующих аспектов:

- диагностика;

- планирование работы воспитателя во взводе по повышению учебной

мотивации;

- сотрудничество с преподавателями, психологом роты;

- взаимодействие с родителями.

Диагностика уровня учебной мотивации каждого суворовца с целью

выявления общего отношения к учебе и определения того, что побуждает

суворовцев учиться, проводится совместно с психологом роты во взводе в

начале и конце каждого учебного года

по методике Н.Г. Лускановой.

Тестирование позволяет определить эмоциональное отношение суворовцев к

учебе, а также выявить причины низкой успеваемости, наметить шаги

индивидуальной работы по повышению мотивации. Так, например, по

итогам диагностики в октябре 2013 года было выявлено, что у суворовца Т.

значительно снизилась учебная мотивация по причине его активного

увлечения спортом. Снижение мотивации повлекло и значительное снижение

качества обучения, что сказалось на четвертных оценках. Суворовец, много

времени уделяя тренировкам и участию в соревнованиях, некачественно

выполнял самоподготовку, неактивно работал на уроках, не стремился к

тому, чтобы знать больше и лучше. Постоянная и кропотливая работа

воспитателя, психолога и тренера позволили суворовцу изменить свое

отношение к учению, сдать ГИА хорошо и удовлетворительно. Основной

аргумент

влияния на

воспитанника

был следующий: спорт - это

замечательно, но если ты не собираешься с ним связывать свое дальнейшее

образование и карьеру, то надо больше времени уделять учебным предметам,

особенно учитывая предстоящие экзамены. Так формируется социальный

мотив к успешному учению - стремление хорошо подготовиться к

поступлению в ВУЗ и выбрать достойную профессию.

Планирование

развития

повышения

учебной

мотивации

каждого

суворовца взвода проводится с учетом следующих факторов:

Опора на достижения суворовца и зону развития его учебной

мотивации – как умеет учиться суворовец, как может учиться (обучаемость),

как умеет ставить и реализовывать цели.

Оптимистическая позиция воспитателя, состоящая в том, что у каждого

суворовца есть уровень положительной мотивации, на который можно

опереться, а также резервы ее развития.

Планирование проводится также с учетом проводимого мониторинга

учебной деятельности воспитанников. Это ежедневный контроль текущей

успеваемости каждого суворовца через LMS- школу и «Дисциплинарную

тетрадь»; подведение итогов успеваемости за день, неделю, месяц каждого

суворовца и взвода в целом; подведение итогов успеваемости за четверть,

полугодие, учебного года на итоговом собрании взвода. Отслеживается не

только урочная деятельность, но и участие в олимпиадах, конкурсах,

внеклассных мероприятиях по предмету.

Воспитатель ведет работу со взводом и с каждым суворовцем в

отдельности, как через индивидуальную, так и через групповую формы.

Одна из групповых форм работы - подведение итогов успеваемости,

дисциплины и порядка во взводе с анализом и постановкой задач. Здесь

важно заметить, что для поощрения мотивации применяется такой прием,

когда воспитатель сравнивает успехи конкретного суворовца не с успехами

других суворовцев, а с его прежними результатами. Оценочное суждение

воспитателя повышает учебную мотивацию, если оно относится не к

способностям воспитанника в целом, а к тем усилиям, которые прилагает

суворовец для достижения результатов.

Например, суворовцем Д. получено задание подготовить мини-проект в

виде презентации. Подготовка презентации – процесс нелегкий, занимает

много времени. Что движет суворовцем, который выполняет задание?

Желание получить хорошую отметку, не быть наказанным за невыполненное

задание или желание отлично выступить перед товарищами? Хорошо, если

главный мотив воспитанника – узнать больше, хотя остальные мотивы также

имеют место быть. Задание выполнено, выступление подготовлено и

заслужило хорошей оценки. Воспитателю обязательно стоит отметить это

при подведении итогов, как маленькую победу суворовца, который, кстати,

не является передовиком учебы. Его прежние успехи по предмету оставляют

желать лучшего, о чем упоминать не следует, как уже говорилось выше. Эта

его маленькая победа достойна похвалы: «Сегодня твое выступление было

отличным, ты - молодец. Пусть это станет твоим новым шагом к успеху».

Важно при подведении итогов услышать мнение самих суворовцев. Как

правило, выступают командиры отделений, заместитель командира взвода.

Здесь для суворовца важен социальный мотив: как я выгляжу на фоне

других, не подвожу ли я товарищей, что смогу сделать для повышения

рейтинга взвода и т.п.

Еще одна форма групповой работы - классный час. Интерес к учебной

деятельности у суворовцев формируется через проведение классных часов

соответствующей тематики: «Ступени успешной учебы», «Успех в учебе –

успех в жизни», «Учись учиться» и другие, которые систематически

проводятся во взводе, как воспитателем, так и совместно с психологом роты.

Формы проведения классных часов также различны – например, встречи с

интересными людьми, с бывшими суворовцами, добившимися успеха в

жизни, благодаря постоянному познанию и трудолюбию; часы общения;

тренинги на формирование памяти, внимания, мышления, творчества,

любознательности; лекции; презентации, подготовленные суворовцами;

диспуты, викторины и другие формы.

В качестве примера приведем фрагмент классного часа «Успех в учебе

- успех в жизни». Суворовец К. рассказал об А.В. Суворове, который, как

известно, самую первую и самую главную победу одержал над собственной

слабостью, леностью, нездоровьем - над самим собой. Суворов учился всю

свою яркую жизнь и добился значительных успехов, прежде всего в военной

службе. Его жизнь и служение Отечеству – яркий пример того, что добиться

чего - либо в жизни можно лишь ценой усилий в познании, учении,

самовоспитании. Суворовцы сами рассуждают и дают ответы на вопрос

воспитателя: «Как добиться успеха на примере А.В. Суворова?»

Совместно с психологом воспитатель проводит такие классные часы,

которые помогают суворовцам четко выполнять распорядок дня, чередовать

умственную и физическую нагрузку, снимать усталость и напряжение,

помогают узнать, например, приемы запоминания большого материала или

учат искусству самопрезентации. Все это в системе дает мотивацию на успех.

Индивидуальная работа с суворовцами может проводиться в форме

доверительной беседы с суворовцем, индивидуальной беседы с суворовцем в

присутствии педагога, родителя, психолога.

Важно

отметить

необходимость

тесного

сотрудничества

преподавателей, воспитателей и психологов с целью создания психолого-

педагогических и организационно-педагогических условий, способствующих

формированию мотива успешной учебной деятельности каждого суворовца:

разнообразие форм организации учебного процесса;

создание комфортного рабочего места суворовца, как в учебном

корпусе, так и в расположениях рот, где материальное и техническое

оснащение учебных классов на порядок хуже;

эстетическое и методическое оформление учебного кабинета;

использование проектной деятельности, которая придает учебному

процессу практическую и творческую направленность, способствует

повышению

мотивации

суворовцев,

развитию

их

креативных

способностей.

Повышение учебной мотивации суворовцев - это задача, в первую

очередь, преподавателей, но от воспитателя зависит тоже очень многое.

Например,

самоподготовка

-

важное

звено

для

успешной

учебной

деятельности. Как воспитанник выполнит самоподготовку, будет зависеть то,

как преподаватель выстроит свою дальнейшую работу по теме, а в конечном

итоге, как данная тема будет усвоена воспитанником. Воспитатель не может

помочь по всем предметам школьной программы. Его задача другая -

организация самоподготовки, контроль ее выполнения, при необходимости

оказание помощи индивидуально. Еще в

5 классе необходимо учить

суворовцев

самостоятельной

работе,

стимулировать

их

желание

к

самообразованию, выполнению дополнительных заданий (так называемой

повышенной трудности), воспитывать организованность и прилежание при

выполнении самостоятельной работы.

В тесном взаимодействии с преподавателями воспитателями курса

решаются

общие

и

образовательные,

и

воспитательные

задачи:

формирование

ответственного

отношения

к

учению,

готовности

и

способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе

мотивации к обучению и познанию и другие.

Исследования психологов говорят о том, что интерес к познанию

нового закладывается не в школе, а гораздо раньше - в семье. Именно

родители способны своим примером или совместными действиями развить в

ребенке интерес к учению. Сильнейшим стимулом мотивации является

похвала. Важно в момент достижения результата вместе порадоваться,

похвалить за проделанный труд и проявленную самостоятельность в

достижении цели.

Сложность наших условий состоит в том, что ребята общаются с

родителями в течение недели только по телефону, а некоторые даже не

каждый

день.

Воспитатель

может

напомнить

суворовцу

обязательно

позвонить и сообщить о своих успехах родителям. Не секрет, что самому

воспитателю

чаще приходится беседовать с родителями нерадивых

воспитанников или решать какие-то проблемы. А если взять за правило

сообщать об успехах и хвалить за прилежание? Это будет и родителям

приятно, и повысит мотив к успеху у суворовца.

Проблемы

мотивации

к

учению

можно

и

нужно

решать

на

родительских собраниях взвода и роты, в личных беседах с родителями, на

встречах родителей с преподавателями и психологом роты.

Заключение

Формирование мотива успешной учебной деятельности – это решение

вопросов развития и

воспитания

личности.

Сфера мотивации более

динамична, чем познавательная и интеллектуальная и поэтому изменения в

мотивации происходят быстро. Мотивацией необходимо управлять, иначе

может произойти снижение ее уровня. Это сказывается на качестве

успеваемости, что можно проследить на примере нашего взвода, где

снижение качества успеваемости происходит довольно часто.

Поэтому проблема учебной мотивации стоит очень остро, она

актуальна

для

всех

участников

учебно-воспитательного

процесса:

суворовцев, преподавателей, родителей и воспитателей. Только в их

взаимодействии можно добиться успехов, что позволит:

- повысить эффективность учебно-воспитательной работы в училище;

- правильно оценить ее результативность;

- сделать воспитанников активными и самостоятельными участниками

учебно-воспитательного процесса;

- заложить в воспитанниках желание и возможность в дальнейшем

учиться и добиваться успеха в карьере и жизни.



В раздел образования