Автор: Копач Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: детский сад № 1 "Чоппууска" - филиал АН ДОО "Алмазик"
Населённый пункт: город Мирный, республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Мини-программа
Тема: Мини-программа "Клуб любящих родителей"
Раздел: дошкольное образование
Мини- программа
«Клуб любящих родителей»
Детского сада № 1 «Олененок» - филиал АН ДОО «Алмазик»
Мирный 2018 г.
Мини- программа: «Клуб любящих родителей», как одна из форм работы в организации взаимодействия с
семьями воспитанников»
«Практика ребенка становится культурной, когда она создает возможности для его повседневной активности, личной
инициативы, осмысления повседневного опыта и создания собственных творческих продуктов деятельности на основе
осваиваемых культурных норм (где культура – сущностное качество любой формы деятельности)».
Крылова Н.Б.
Обоснование выбора образовательной программы и УМК
Данная форма интересна тем, что тематика клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей.
В работе клуба принимают участие: воспитатели, дети и родители воспитанников.
Основой взаимодействия с семьей является создание благоприятных условий для полноценного социального
становления, развития и воспитания детей.
Актуальность:
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но
зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг
друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Очень важно в
прогрессивную эпоху, насыщенную сложными технологиями, информацией, и противоречиями не
утратить связь, и ценность поколений.
Проблема:
1. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их
место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои
мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.
2. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии. Водят на дополнительные занятия к педагогам-
репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков
близким, на прогулки, совместные игры и прочее времени свободного не остается.
3. А кто же даст ему уроки нравственности?
педагоги
п е д аго ги
р
о
д
и
т
е
л
и
р
о
д
и
т
е
л
и
д
е
т
и
д
е
т
и
Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Значит, нам, педагогам, необходимо
выполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей.
Все родители с рождения ребенка – воспитатели. Им нужны педагогические знания. Воспитатели – профессионалы, мы
готовы помочь в воспитании детей. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей.
Создание единого образовательного пространства невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками
педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет
увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть
терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
Цель: Стремление возродить традиции семейного воспитания, приобщать к самостоятельности и проявлению
творческих способностей дошкольников, через различные культурные практики.
Задачи:
- Способствовать повышению значения семейных ценностей;
- Воспитывать у дошкольника любовь и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через
нетрадиционные формы совместной с семьей деятельности;
- Развивать интерес к русским традициям, обычаям, промыслам;
- Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям;
- Привлекать родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к
формированию семейных ценностей;
Система по взаимодействию с семьёй включает в себя три блока:
Диагностический
Диагностический блок помог выявить запросы родителей по воспитанию дошкольников, выявить мотивацию участия в
работе по данному направлению, определить уровень компетентности родителей в этом вопросе.
Данная работа реализовывалась через такие формы, как анкетирование, опрос, беседы с родителями.
Получив необходимую информацию, обработав её, перешла ко второму блоку – теоретическому.
Теоретический
На теоретическом этапе был разработан план работы по развитию самостоятельности, творческой активности детей в
содружестве с семьей:
Формы работы с родителями
1.
Индивидуальные (беседы, а также "Родительская почта" или «Почта ученого кота»)
2.
Коллективные (акции, проекты, презентации)
3.
Наглядно – информационные (информационные буклеты
консультации, оформление стендов, папки-передвижки)
4.
Родительские собрания.
5.
Досуги, праздники, день открытых дверей.
Практический
Затем перешла к последнему блоку – практическому.
Эта форма работы увлекательна, позволяет сразу видеть результат собственного участия.
Практическая работа:
Акция на лучшую семейную газету «Моя семья – моя радость!» где родители вместе с детьми представляли традиции
своей семьи в виде коротких фото рассказов, в итоге в группе был оформлен стенд.
Эта акция помогла нам в формировании ценностного отношения к своим близким, традициям каждой семьи,
толерантности и уважения к каждой национальности.
Акция «Моя семья – моя радость!»
Информативно наполненная и вызвавшая душевный отклик была акция «Герб моей семьи». Каждая семья трудилась
над созданием своего личного, необыкновенного, неповторимого Герба, с учетом национальных традиций, семейных
особенностей. Ни один герб не походил на другой, каждый отражал особенности своей семьи.
Каждая семья выбрала свой девиз: «Мой дом – моя крепость», «Всегда вместе – всегда рядом», «Моя семья – моё
богатство».
Акция
«Герб моей семьи»
Акция вдохновила семьи на изучение своих истоков и стимулировала стремление быть достойными членами своего
рода. Немалую фантазию родители проявили при оформлении герба семьи.
Каждая семья выбрала свой девиз: «Мой дом – моя крепость», «Всегда вместе – всегда рядом», «Моя семья – моё
богатство».
Совместно с детьми и родителями разработали познавательно – творческие проекты:
«Как я провел лето», «Мы и наши любимцы».
Где родители делились своим семейным отдыхом, экскурсиями, походами.
«Как я провел лето «Мы и наши любимцы»
Очень увлекательным и полезным оказался
проект «Генеалогическое древо».
После моей консультации о составлении «генеалогического древа семьи» у родителей появилось желание составить
родословные семей.
В группе, совместно с родителями и детьми оформили семейный альбом, на страничках которых фотографии семьи,
герб, совместные праздники, поездки.
Каждый родитель подошел к этому вопросу по-особенному.
Проект «Генеалогическое древо»
Дети подолгу рассматривали альбомы и с гордостью рассказывали о своей семье.
Творческая мастерская «Волшебная пуговица»
Все детские работы до сих пор украшают лестничные площадки детского сада
Творческая мастерская «Новогодняя игрушка»; «Зимушка - зима»
Где родители приняли активное участие
Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство
гордости за своих родителей.
Семейные презентации «Автотранспорт моего горда», «Я –стилист, дизайнер», которые не только обогащают
семейный досуг, но и объединяет детей
и взрослых в общих делах. (раскрывают интересы детей,
знакомятся с профессиями интересные
им).
Презентация «Автотранспорт моего
города»
«Я –стилист, дизайнер»
Кол
(акции, проекты,
презентации)
Вот так я делаю прическу своей сестре
"Почта ученого кота" также помогает нам наладить более тесный контакт с семьями, любой член семьи имеет
возможность в короткой записке задать вопрос от имени ребенка, высказать сомнения по поводу методов воспитания
своего ребенка, подсказать каким бы ему хотелось видеть воспитательно-образовательный процесс в группе, обратиться
за помощью.
Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и
продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают
родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.
Конечно, организация всех мероприятий требует от нас и времени, и труда, и душевных сил.
Но такую радость они нам приносят, когда мы видим счастливые глаза детей и слышим слова
благодарности родителей!
" Почта ученого кота"
Досуги, праздники.
Досуги, праздники - самые привлекательные, востребованные формы работы.
Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании духовной культуры ребенка.
Праздник «Осенняя ярмарка», праздники «Масленица раздольная», «Пасха», также имеющие немаловажное значение
для воспитания духовно-нравственных качеств у детей.
Праздник «Ай, да, папы!»; Праздники для мам «День Матери»; «Международный женский день 8 марта»;
Патриотическому празднику 9 мая; Не забываем мы и о 12 июня и 22 августа. Где чествуем государственные символы
России.
Через такую форму деятельности дошкольник знакомится с народной культурой,
с традициями и народными обрядами. Где воспитывается любовь к родному краю.
Традиционно в детском саду мы с детьми и родителями принимаем участие в праздновании Дня семьи «Семья моя –
мой отчий дом!».
Этот праздник позволяет нам лишний раз задуматься о важности семьи в нашей жизни и проявить внимание к близким
людям.
Открытые показы воспитательно-образовательного процесса День открытых дверей «Наша
жизнь день за днем».
Квест-игра – способствует формированию людей нового поколения: неординарно мыслящих, творчески активных,
способных принимать нестандартные решения.
Квест-игра - активизирует активное включение родителей воспитанников в образовательный процесс.
Эта форма работы показала, что пользуется у родителей популярностью.
Квест способствует сплочению не только детского коллектива, но и родителей, а также улучшает детско-родительские
отношения. Родители становятся активными участниками образовательного процесса в д/с, укрепляются и
формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.
Цель квеста - это мощнейшая мотивация детей на их деятельность- выполнение заданий, которые их ждут на пути
конечной цели. А выполняя эти задания дети закрепляют материал или расширяют свои познания.
Родители являются активными партнёрами, а в некоторых квест - играх и участниками, а это является одной из главных
задач, которая прописана в законе РФ «Об образовании» и ФГОС ДО.
Подготовительный этап – На родительском собрании знакомим родителей с понятием «квест-игра». Углубляем знания
о квест-играх, алгоритме создания квест-игр;
Основной этап - Проведение квест – игры;
Заключительный этап - Подведение итогов и оценка мероприятия
Популяризация имиджа детского сада
С помощью родителей были оформлены лестничные площадки
детского сада.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки
родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и
мам наших детей.
Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности организации клуба. Совместная деятельность
сближает родителей и детей.
Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка
близким другом.
А в процессе творческой деятельности изменяется и сам ребенок – формы и способы его мышления, личностные
качества, - сам ребенок
становится творческой личностью.
Результат совместной работы
Дети получили информацию о своей семье, истории и традиции. Они проявляют уважительное отношение и
любовь к родным, близким и окружающим людям;
Найдены пути оптимизации педагогического взаимодействия детского сада и семьи;
Налажен тесный контакт с семьями воспитанников, организованна работа по укреплению духовного,
психического и физического здоровья семьи;
Овладение детьми основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и
самостоятельности в различных видах деятельности;