Напоминание

Использование ЛЕГО-технологий в коррекционной работе с детьми


Автор: Орлова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №17
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование ЛЕГО-технологий в коррекционной работе с детьми
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование ЛЕГО-технологий в

коррекционной работе с детьми

с нарушениями речи.

Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познаёт мир,

но и выражает к нему своё отношение.

Традиционные формы и методы обучения все в меньшей степени способны

откликаться на изменения характеризующие современность.

Современные дошкольники часто отдают свое предпочтение лего-конструктору,

и не зря!

Использование лего-технологий способствует:

развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали

разной формы, окрашенные в основные цвета;

развитию

и

совершенствованию

высших

психических

функций

(памяти,

внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как

анализ, синтез, классификация, обобщение);

тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики

и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу,

т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу

важность данного конструктивного решения;

конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т.к. (вначале

с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое

количество, размеры и т.д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять

конечный результат работы.)

В работе с лего-конструктором у ребенка возникает чувство безопасности, так

к а к

к о н с т р у и р о в а н и е

э т о

м и р

п о д

е г о

к о н т р о л е м .

Лего-конструктор

не

вызывает

у

ребёнка

негативного

отношения

и

вся

образовательная работа воспринимается им как игра.

Лего - конструктор на сегодняшний день незаменимый материал для занятий в

дошкольных учреждений. Когда ребенок увлеченно и с удовольствием играет с Лего,

то

в

это

время

у

него

развивается:

память,

внимательность,

ловкость,

умение

обобщать

и

сравнивать

предметы,

познавательная

активность

и

эмоционально

-

волевая сфера. Во время игры с Лего - конструктором включаются различные группы

мышц,

происходит

развитие

и

коррекция

моторики

рук.

Тренируя

пальцы,

мы

оказываем

мощное

воздействие

на

работоспособность

коры

головного

мозга,

а

следовательно

и

на

развитие

речи.

Поэтому

применение

Лего-технологий,

ориентированных

на

развитие

мелкой

моторики

являются

незаменимыми

в

логопедической

работе. Лего-конструктор

это

универсальный

дидактический

материал, который можно использовать на любых занятиях.

Закрепление сенсорных представлений и пространственного восприятия с

помощью лего-конструирования:

Для развития слуховой памяти и увеличения объёма произвольного слухового

внимания

используется

упражнение

«Волшебный

диктант»,

где

тетрадный

лист

заменяется планшет - пластиной, а карандаш – лего-деталями. При формировании у

ребенка пространственных представлений и усвоении их словесных обозначений

используется

геометрическая

мозаика.

Сначала

ребёнок

должен

научиться

показывать,

какие

геометрические

фигуры

располагаются

вверху

и

внизу

от

центральной фигуры, а какие - справа и слева от неё. В последующем, по словесной

инструкции, дети сами располагают фигуры на пластине. Данные задания помогают

детям в игровой форме усвоить такие понятия, как «вверху - внизу», «выше - ниже»,

«справа

слева».

Собирая

пирамиду

или

другую

постройку,

дети

познают

трёхмерное пространство и знакомятся с пространственными предлогами: «над»,

«под», «между», «возле», «перед», «около» и другими. Все описанные виды работ

активизируют

зрительное

внимание

ребёнка,

приучают

его

присматриваться

к

предлагаемым изображениям и замечать в них не только сразу бросающееся в глаза

сходство, но и небольшие различия.

Примеры дидактических игр для младших дошкольников:

«Найди кирпичики, как у меня»

Цель: закреплять цвет, форму детали.

«Разложи по цвету»

Цель: закреплять цвета.

«Что изменилось?»

Цель: закреплять цвет, форму, внимание

«Собери модель по памяти» (из 4-6 деталей),

«Простые логические цепочки».

В старшем дошкольном возрасте при знакомстве и закреплении состава числа на

занятиях активно используется лего-мозайка.

Легоконструирование на занятиях по обучению грамоте

Важная роль при подготовке к школе отводится развитию мелкой моторики.

Предлагая

детям

работу

с

мелкими

элементами,

требующими

тонких

и

точных

движений пальцев и четкого согласования движения руки и глаза, мы готовим руку

ребенка к письму.

На

начальном

этапе

по

подготовке

к

обучению

грамоте

знакомим

детей

с

термином

«звук».

С

этой

целью

используются

лего-человечки

в

разноцветных

костюмчиках. Человечки в красных костюмчиках изображают гласные звуки, в синих

и зелёных - согласные звуки (цветовая гамма помогает усвоить их «твёрдость» и

«мягкость»). Для уточнения предлагаем детям самостоятельно построить домики для

своих героев.

На занятиях мы учим детей не только различать звуки, улавливать разницу

между оппозиционными звуками и выделять заданный звук, но и обучаем звуковому

анализу и синтезу. Манипулируя «человечками», переставляя их местами, ребёнок

экспериментирует, получает новые слоги. В последующем разноцветные «человечки»

заменяются кирпичиками соответствующего цвета. Это необходимо для составления

схем слов. Таким образом, детей знакомим с понятием «схема слова». По аналогии

используем лего при составлении схемы предложения.

Для лучшего запоминания образа буквы необходимо задействовать как можно

больше анализаторов (зрительный, тактильный, кинестетический). С данной задачей

справляется лего-конструктор. Для поддержания интереса на занятии, при знакомстве

с

новой

буквой,

детям

предлагается

загадка.

Отгадка

(буква)

выкладывается

на

планшете с помощью лего-элементов.

К концу дошкольного периода дети знают буквы, большинство из них умеют

читать.

Лего-конструирование при закреплении лексических тем в

разной

деятельности

помогает

детям, более

эмоционально

проявляют

свои

познавательные возможности. Можно использовать различные задания на построение

героев

изученных сказок,

пройденных

животных,

растений,

транспорта,

строительства зданий, при закреплении ПДД. Лего-конструктор приходит на помощь

в тех случаях, когда ребята участвуют к подготовке к театральной постановке.

Сначала они строят своих героев из конструктора, и, репетируя, озвучивают их.

Поправляя детей, педагог указыв

а

ет на ошибки их героев, а не их самих, что

позволяет

некоторым

ребятам

перестать

бояться

совершить

ошибку.

Работа

над

пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа

не

по

сюжетной

картинке,

а

по

объёмному

образу

декораций

из

конструктора,

помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и

логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей

сложности, с постепенным убыванием наглядности.

В

силу

своей

универсальности

лего-конструктор

является

наиболее

предпочтительным

развивающим

материалом,

позволяющим

разнообразить

образовательный процесс в ДОУ.

Воспитатель МБДОУ № 17 «Белочка» г.Сургут:

Орлова Татьяна Владимировна.



В раздел образования