Автор: Орлова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №17
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование ЛЕГО-технологий в коррекционной работе с детьми
Раздел: дошкольное образование
Использование ЛЕГО-технологий в
коррекционной работе с детьми
с нарушениями речи.
Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познаёт мир,
но и выражает к нему своё отношение.
Традиционные формы и методы обучения все в меньшей степени способны
откликаться на изменения характеризующие современность.
Современные дошкольники часто отдают свое предпочтение лего-конструктору,
и не зря!
Использование лего-технологий способствует:
развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали
разной формы, окрашенные в основные цвета;
развитию
и
совершенствованию
высших
психических
функций
(памяти,
внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как
анализ, синтез, классификация, обобщение);
тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики
и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу,
т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу
важность данного конструктивного решения;
конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т.к. (вначале
с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое
количество, размеры и т.д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять
конечный результат работы.)
В работе с лего-конструктором у ребенка возникает чувство безопасности, так
к а к
к о н с т р у и р о в а н и е
–
э т о
м и р
п о д
е г о
к о н т р о л е м .
Лего-конструктор
не
вызывает
у
ребёнка
негативного
отношения
и
вся
образовательная работа воспринимается им как игра.
Лего - конструктор на сегодняшний день незаменимый материал для занятий в
дошкольных учреждений. Когда ребенок увлеченно и с удовольствием играет с Лего,
то
в
это
время
у
него
развивается:
память,
внимательность,
ловкость,
умение
обобщать
и
сравнивать
предметы,
познавательная
активность
и
эмоционально
-
волевая сфера. Во время игры с Лего - конструктором включаются различные группы
мышц,
происходит
развитие
и
коррекция
моторики
рук.
Тренируя
пальцы,
мы
оказываем
мощное
воздействие
на
работоспособность
коры
головного
мозга,
а
следовательно
и
на
развитие
речи.
Поэтому
применение
Лего-технологий,
ориентированных
на
развитие
мелкой
моторики
являются
незаменимыми
в
логопедической
работе. Лего-конструктор
–
это
универсальный
дидактический
материал, который можно использовать на любых занятиях.
Закрепление сенсорных представлений и пространственного восприятия с
помощью лего-конструирования:
Для развития слуховой памяти и увеличения объёма произвольного слухового
внимания
используется
упражнение
«Волшебный
диктант»,
где
тетрадный
лист
заменяется планшет - пластиной, а карандаш – лего-деталями. При формировании у
ребенка пространственных представлений и усвоении их словесных обозначений
используется
геометрическая
мозаика.
Сначала
ребёнок
должен
научиться
показывать,
какие
геометрические
фигуры
располагаются
вверху
и
внизу
от
центральной фигуры, а какие - справа и слева от неё. В последующем, по словесной
инструкции, дети сами располагают фигуры на пластине. Данные задания помогают
детям в игровой форме усвоить такие понятия, как «вверху - внизу», «выше - ниже»,
«справа
–
слева».
Собирая
пирамиду
или
другую
постройку,
дети
познают
трёхмерное пространство и знакомятся с пространственными предлогами: «над»,
«под», «между», «возле», «перед», «около» и другими. Все описанные виды работ
активизируют
зрительное
внимание
ребёнка,
приучают
его
присматриваться
к
предлагаемым изображениям и замечать в них не только сразу бросающееся в глаза
сходство, но и небольшие различия.
Примеры дидактических игр для младших дошкольников:
«Найди кирпичики, как у меня»
Цель: закреплять цвет, форму детали.
«Разложи по цвету»
Цель: закреплять цвета.
«Что изменилось?»
Цель: закреплять цвет, форму, внимание
«Собери модель по памяти» (из 4-6 деталей),
«Простые логические цепочки».
В старшем дошкольном возрасте при знакомстве и закреплении состава числа на
занятиях активно используется лего-мозайка.
Легоконструирование на занятиях по обучению грамоте
Важная роль при подготовке к школе отводится развитию мелкой моторики.
Предлагая
детям
работу
с
мелкими
элементами,
требующими
тонких
и
точных
движений пальцев и четкого согласования движения руки и глаза, мы готовим руку
ребенка к письму.
На
начальном
этапе
по
подготовке
к
обучению
грамоте
знакомим
детей
с
термином
«звук».
С
этой
целью
используются
лего-человечки
в
разноцветных
костюмчиках. Человечки в красных костюмчиках изображают гласные звуки, в синих
и зелёных - согласные звуки (цветовая гамма помогает усвоить их «твёрдость» и
«мягкость»). Для уточнения предлагаем детям самостоятельно построить домики для
своих героев.
На занятиях мы учим детей не только различать звуки, улавливать разницу
между оппозиционными звуками и выделять заданный звук, но и обучаем звуковому
анализу и синтезу. Манипулируя «человечками», переставляя их местами, ребёнок
экспериментирует, получает новые слоги. В последующем разноцветные «человечки»
заменяются кирпичиками соответствующего цвета. Это необходимо для составления
схем слов. Таким образом, детей знакомим с понятием «схема слова». По аналогии
используем лего при составлении схемы предложения.
Для лучшего запоминания образа буквы необходимо задействовать как можно
больше анализаторов (зрительный, тактильный, кинестетический). С данной задачей
справляется лего-конструктор. Для поддержания интереса на занятии, при знакомстве
с
новой
буквой,
детям
предлагается
загадка.
Отгадка
(буква)
выкладывается
на
планшете с помощью лего-элементов.
К концу дошкольного периода дети знают буквы, большинство из них умеют
читать.
Лего-конструирование при закреплении лексических тем в
разной
деятельности
помогает
детям, более
эмоционально
проявляют
свои
познавательные возможности. Можно использовать различные задания на построение
героев
изученных сказок,
пройденных
животных,
растений,
транспорта,
строительства зданий, при закреплении ПДД. Лего-конструктор приходит на помощь
в тех случаях, когда ребята участвуют к подготовке к театральной постановке.
Сначала они строят своих героев из конструктора, и, репетируя, озвучивают их.
Поправляя детей, педагог указыв
а
ет на ошибки их героев, а не их самих, что
позволяет
некоторым
ребятам
перестать
бояться
совершить
ошибку.
Работа
над
пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа
не
по
сюжетной
картинке,
а
по
объёмному
образу
декораций
из
конструктора,
помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и
логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей
сложности, с постепенным убыванием наглядности.
В
силу
своей
универсальности
лего-конструктор
является
наиболее
предпочтительным
развивающим
материалом,
позволяющим
разнообразить
образовательный процесс в ДОУ.
Воспитатель МБДОУ № 17 «Белочка» г.Сургут:
Орлова Татьяна Владимировна.