Автор: Андреева Эльвина Ильдаровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: СПб ГБУ "СРЦ для несовершеннолетних "Воспитательный Дом"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Раздел: дошкольное образование
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НРАВСТВЕННОМУ
ВОСПИТАНИЮ
ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Андреева Эльвина Ильдаровна, воспитатель
СПб ГБУ "СРЦ для несовершеннолетних "Воспитательный Дом", Санкт-
Петербург
Актуальность данной темы, связана с проблемой воспитанности детей с
нарушением
интеллекта. Задача воспитанности дошкольников приобретает не только
теоретическое,
но и большое практическое значение.
Дошкольники с нарушением интеллекта должны быть воспитаны так, чтобы
их са-
мостоятельное поведение в разных жизненных ситуациях соответствовало
существую-
щим в обществе социальным нормам.
Поскольку нравственность считается нормой поведения и показателем
моральной
зрелости личности, данная тема имеет большую значимость.
Проблема формирования нравственного воспитания связана с большой
группой ра-
бот, выполненных русскими учеными, раскрывающих различные аспекты
нравственно-
сти подрастающего поколения.
Но, несмотря на многочисленные научные труды, посвященные проблеме
духовно-
нравственного воспитания, изучение и анализ всех доступных
публикаций позволяет
сделать вывод о том, что педагогические исследования по развитию и
состоянию нрав-
ственного воспитания дошкольников с ограниченными интеллектуальными
возможно-
стями проводились не так часто.
Это позволяет сделать вывод о том, что в недостаточной степени
разработана орга-
низация духовно – нравственного воспитания дошкольников с нарушением
интеллекта.
Одной из задач педагогики было и осталось нравственное воспитание
подрастающе-
го поколения. Потому что они так сильно зависят от нравственного
воспитания -
в конце концов, это процесс передачи жизненного опыта, идеологических
ценностей от
старшего поколения к младшему, в то время как они являются предыдущей
трудовой
жизнью, выполнением функций гражданин и патриот, это процесс раскрытия
в каждой
новой личности истинных человеческих качеств и творческих
способностей
и превращения их в преимущества людям.
С первых дней жизни ребенка окружают похожие люди, включенные в
социальные
взаимодействия. Будучи частью общества, маленький человек приобретает
определен-
ный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью
личности.
Результаты нравственного воспитания напрямую зависят от воздействия на
человека
различных источников нравственных знаний. Это прежде всего окружающая
ребенка
естественная, социальная и этническая среда в которой он живет,
общение с семьей,
коллективом, со взрослыми и сверстниками, средства массовой
информации, а также
специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей
определенных
качеств личности, осуществляемая различными образовательными
учреждениями. Эти
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО
АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ No ФС77-70095
ВЕСТНИК дошкольного образования 66 ВЫПУСК No 48 (123) 2021
факторы и определенные группы играют ключевую роль в нравственном
воспитании
и социализации ребенка.
Процесс нравственного воспитания и социализации непрерывен и
многогранен
и продолжается в течение всей жизни человека. Но это происходит наиболее
интенсив-
но в детстве, в младшем школьном возрасте, когда демонстрируются все
основные мо-
ральные ценности, усваиваются основные социальные нормы и отношения, а
также по-
ощряется социальное и моральное поведение.
Поэтому нравственное воспитание направлено как на систематическое
воздействие
на сознание, чувства и поведение детей с целью формирования их
нравственных ка-
честв, соответствующих требованиям общественной морали. Моральное
воспитание
находится в тесном контакте с общим учебным процессом, его задачи
выполняются
в специальных классах, по школьным предметам, во внеурочной
деятельности.
Основной целью образовательного процесса в школе является личность
ученика как
носителя социальных и ценностных отношений, как субъекта отношений
и деятельности, как личности с уникальными чертами и качествами,
свободно
и достойно проявляющей себя. Основной целью нравственного
воспитания является
формирование морально устойчивой, цельной личности, благодаря которой
нравствен-
ные нормы выступают как ее собственные убеждения и привычные формы
поведения.
Содержание нравственного воспитания включает в себя детальную
систему кон-
кретных заданий и мероприятий, учитывающую возрастные особенности
и способности учащихся, уровень их нравственного воспитания и
психофизического
развития, влияние социальной среды, направленность общественного
мнения
и отношений. В связи с этим позиция Л.С. Выготского, выражается в том,
что педаго-
гика должна сосредоточиться не вчера, а завтрашнее развитие, является
отправной точ-
кой для определения степени содержания нравственного воспитания.
Методы нравственного воспитания — это общепринятые методы
воспитания,
направленные на решение моральных проблем: убеждение, этические
беседы, различ-
ные наглядные пособия, создание особых ситуаций нравственного
поведения,
с серьезной борьбой мотивов (выбор ситуации) и так далее.
В системе нравственного воспитания был установлен ряд подходов к
организации
и механизмам воспитательной работы: словесный подход, который в
основном требует
разработки определенного количества воспитательных разговоров,
раскрывающих со-
держание нравственных норм.
Активный подход, который вовлекает детей в специально разработанную
систему
действий и развивает поведенческие навыки.
Подход целостности, органического единства нравственного воспитания
и жизни.
единство нравственного воспитания и жизни. Таким образом, мораль
формируется
с точки зрения словесных действий, связанных с действиями, а также в
повседневных
отношениях и жизненных трудностях, в которых ребенок должен понимать,
принимать
решения и совершать действия. В результате у детей созревает
нравственная осведом-
ленность, укрепляются принципы поведения и самоконтроля.
Моральные качества человека не формируются без насущной
необходимости. По-
этому возможно организовать конфликтную ситуацию с конфликтами
моральных по-
зиций, чтобы они могли испытать и почувствовать последствия нарушения
этических
норм. Тогда истина - действовать по отношению к другим так, как вы
хотите, чтобы
они действовали по отношению к вам, - приобретает концептуальный и
конкретный
смысл.
Как можно больше действий, мотивированных благородными желаниями,
являются
одним из золотых правил воспитания нравственных качеств. Невозможно
выработать
несколько привычек одновременно, так как это требует больших затрат
нервной энер-
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО
АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ No ФС77-70095
ВЕСТНИК дошкольного образования 67 ВЫПУСК No 48 (123) 2021
гии и самоконтроля: требуются циклические последовательные действия;
количество
повторений разумных действий очень индивидуально; заменить вредную
привычку,
воспитывая позитив и действуя против причин, которые его обосновали;
Ищите
у ребенка понимание того, насколько плохая и дурная привычка хороша.
Младший школьник в процессе обучения постепенно становится не
только объек-
том, но и предметом педагогического воздействия, поскольку далеко не
сразу и не во
всех случаях воздействия учителя достигают своей цели. Ребенок
является действи-
тельным субъектом только тогда, когда педагогические воздействия
вызывают в нем
соответствующие изменения.
Это относится к знаниям, полученным детьми путем улучшения навыков,
методов
обучения, способов работы и отношений между детьми. Естественный и
необходимый
«шаг» важен в процессе развития ребенка в младшем школьном возрасте.
Придерживаясь образовательной деятельности, начальные школы учатся
действо-
вать целенаправленно как при выполнении образовательных задач, так и при
определе-
нии методов их поведения. Их действия становятся сознательными. Все чаще
ученики
используют свой опыт для решения различных психических и нравственных
проблем.
Важной особенностью субъекта действия является как его осознание своих
способно-
стей, так и способность (способность) соотносить их и свои стремления
с условиями
объективной реальности.
Таким образом, в психолого-педагогической литературе нравственное
воспитание
рассматривается как целенаправленное формирование нравственного
сознания, разви-
тие привычек и умений нравственного поведения, развитие нравственных
чувств.
Из этого определения, становится понятно, что нравственность, как
личностная ха-
рактеристика, представляет собой сложное явление, которое в себе
содержит такие
личностные качества как разум, чувства и воля.
Нравственное воспитание, определяют как целостный процесс воспитания:
• нравственного облика (это воспитание милосердия, кротости, терпения и
т.д.);
• нравственного поведения (это проявление духовной воспитанности, доброй
воли,
послушания и т.д.);
• нравственных чувств (это чувство долга, совесть, ответственность и т.д.);
• нравственной позиции (это способность различать зло и добро, способность
прояв-
лять любовь и самоотверженность и т.д.).
Моральное образование — это широкое понятие. Он охватывает все аспекты
челове-
ческой жизни и представляет собой сложный двусторонний процесс.
Помогая детям
выучить моральные концепции, понять их отношение к безнравственному
и нравственному поведению, а также об их действиях и поведении в целом.
Мораль заключается в осознании того, что в каждый момент своей жизни
и деятельности нужно соблюдать все необходимые требования. Признаки
личности не
присущи его бытию, и ребенок общается в процессе своего развития и
общения
с другими людьми.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс
целенаправленного
развития духовной сферы человека, как внешней, так и внутренней. В
процессе духов-
но-нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о
родных людях
в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со
сверстниками, даются
представления о непосредственном и далеком окружении.
Нравственное воспитание непосредственно влияет на телесное развитие
ребенка
и определяет зрелость психофизиологической личности. «Обучение и
воспитание
находятся между собой в тесном взаимодействии, и одно не может заменить
другое».
Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с
рождения чело-
века и продолжается всю жизнь, и направлен на овладение людьми
правилами
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО
АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ No ФС77-70095
ВЕСТНИК дошкольного образования 68 ВЫПУСК No 48 (123) 2021
и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя
обозначить ка-
кие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это
возможно
и целесообразно.
Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды
существуют не-
одинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток
и юноша,
например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания
и учет до-
стигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает
проектировать
в воспитании его дальнейший рост.
Изучая проблему нравственного воспитания младших школьников, можно
рекомен-
довать:
Изучить литературу по организации нравственного воспитания младших
школьни-
ков.
При решении проблем нравственного воспитания младших школьников
необходимо
учитывать их возрастные и психологические особенности. Важно научить
ребенка учи-
тывать интересы других, их потребности, представленные в его личном
опыте.
Основой нравственного воспитания должен быть диалог, сотрудничество
учеников
с учителем. Педагогические влияния, с одной стороны, должны
корректировать суще-
ствующее моральное поведение учащихся, с другой стороны, они
стимулируют новый
опыт социального поведения.
Учитель должен быть эмоционально отзывчивым на переживания ребенка,
умел во-
время прийти ему на помощь. Правильно понять и раскрыть процесс
нравственного
становления можно лишь при условии основательного изучения
психофизических за-
кономерностей развития ребенка, его личности.
Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть
построен
таким образом, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого
ребенка, исходя из
его личности. Следует помнить, что на нравственное развитие ребенка могут
влиять не
только биологические факторы, но и влияние различных патологических
отклонений,
временных психических и физических условий.
Формирование нравственности должно происходить в школе на всех
уровнях педа-
гогического процесса - урочной, внеурочной и внеклассной деятельности
учащихся.
Основой процесса воспитания является не только содержание, методы и
организация
обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера,
которая скла-
дывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой.
Воспитывает
себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.
Развивающая актив-
ность школьника, сознательность, инициативность в процессе обучения и
есть овладе-
ние собственным поведением.
Для нравственного воспитания важно организовать учение как
коллективную дея-
тельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Влияние
коллектива на
личность оптимально тогда, когда каждый ребенок занимает в коллективе
адекватное
своим возможностям место, становится незаменимой личностью.
Для формирования у учащихся устойчивых, осознанных моральных
качеств, необ-
ходимо, чтобы процесс нравственного воспитания был организован в
учебной
и разнообразной внеклассной деятельности, в которых школьники изучали
необходи-
мые теоретические основы моральных норм поведения, а также получали
возможность
закрепления полученных знаний и умений в практических упражнениях
в нравственных поступках.
Библиографический список:
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -
СПб.:Питер,2008. -398с.
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО
АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ No ФС77-70095
ВЕСТНИК дошкольного образования 69 ВЫПУСК No 48 (123) 2021
2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция
задержки
психического развития у детей. Учебно- методическое пособие. -М.:Гном –
Пресс,2002.
-67 с
3. Буре Р.С. Развитие теории и методики воспитания нравственных
качеств
у детей.-М.: Мозаика –синтез,2011.- 47с.