Напоминание

Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка. Пути предупреждения неуспеваемости


Авторы: Завадская Юлия Анатольевна, Юлия Анатольевна Завадская
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка. Пути предупреждения неуспеваемости
Раздел: среднее образование





Назад




Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка. Пути

предупреждения неуспеваемости

Неуспеваемость – вечная головная боль учителей, одна из основных школьных

проблем, которую пытаются разрешить самыми разными способами на протяжении

всего педагогического процесса.

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором школьник не овладевает

на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными

учебной программой. Причин неуспеваемости может быть несколько. Далеко не

всегда они связаны с низкими умственными способностями или нежеланием учиться.

В зависимости от причин, которые вызывают неуспеваемость, существует

несколько подходов к классификации типов неуспеваемости. Но наиболее полную

классификацию причин неуспеваемости предлагает П.П.Борисов:

1.

Педагогические причины:

недостатки преподавания отдельных предметов,

пробелы в знаниях за предыдущие годы, неправильный перевод в следующий класс.

2. Социально-бытовые причины: неблагополучные условия жизни, недостойное

поведение родителей, материальная обеспеченность семьи, отсутствие домашнего

режима, безнадзорность ребенка.

3.

Физиологические причины:

болезни (частые пропуски), общая слабость

здоровья.

4.

Психологические

причины:

особенности

развития

внимания,

памяти,

недостаточный

уровень

развития

речи,

несформированность

познавательных

интересов, узость кругозора.

В каком состоянии ум наших школьников говорят мониторинги всех уровней:

проверочные работы, контрольные, зачеты, ОГЭ, ГИА и т.д. Критерием для

определения неуспеваемости у нас является фиксированные неудовлетворительные

оценки в конце четверти

.

Мировая школа накопила лишь два подхода к решению этой проблемы. Первый-

перевод неудачливых школьников в следующий класс, где обучение осуществляется

по программам с заниженными требованиями.

Второй — повторное изучение курса за прошлый год, то есть второгодничество,

которое, как давно показано, не всегда оправдывает себя ни в психологическом, ни в

педагогическом смысле. Поэтому очень важно своевременно выявить причины

неуспеваемости и устранить их. Если в младших классах у ребенка не выработались

навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как

снежный ком.

Попытаемся разобраться в главном – в причинах низкой успеваемости. Каждый из

нас может уверенно сказать, что причин неуспеваемости, по большому счету, не так

уж и много.

Основные причины низкого качества знаний учащихся следующие: отсутствие

мотивации;

низкие

способности;

педагогическая

запущенность

учащихся;

отсутствие должного контроля со стороны родителей; уровень подготовленности

учащихся в начальной школе;

ухудшение здоровья подрастающего поколения;

недостаточное отслеживание учителем западающих тем по предмету. Выявить

причины неуспеваемости не составит особого труда. Хотя потребует от учителя

некоторой дополнительной работы, ведь сколько неуспевающих учащихся, столько и

1

разных причин неуспеваемости. Отдельные из указанных причин неуспеваемости

невозможно устранить и вовсе.

Очень часто мы, учителя, ставим профилактическую двойку. Так называемая

профилактическая двойка приводит к состоянию неуверенности, безразличия к

оценке. Чаще всего к концу четверти эти ученики, сдав долги, получают за четверть

«три». Так строгость и объективность порождает неуспеваемость, равнодушие к

учёбе, нежелание работать и, как следствие, новые «двойки».

Ещё одна немаловажная причина неуспеваемости – это неумение работать в

темпе класса. Известно, что многие ученики в силу своего темперамента, а иногда

просто из-за плохой техники чтения не могут быстро работать. Чувствуя, что он не

успевает за классом, ребёнок по-разному реагирует: один переживает, теряется,

другой - теряет интерес к учению, третий - находит себе постороннее занятие, т.к.

учение потеряло для него всякий смысл.

Распространённой

причиной

устойчивой

неуспеваемости

является

недисциплинированность отдельных учеников. Поэтому первоочередной задачей для

всех

учителей

является

дисциплина

на

уроке.

С

проблемами

дисциплины

сталкиваемся не только на начальном этапе, когда берем новых детей, но и в течение

всего учебного года. Если нет дисциплины - не будет и знаний.

На своих уроках я также сталкиваюсь с неуспевающими учащимися. Говорить о

них мне сложней, так как у меня неуспевающих много, а решить эту проблему

полностью не могу, справляюсь лишь частично. Сначала пытаюсь выявить причины

отставания: провожу беседы с ребенком, слежу за работой учащегося на уроках,

только тогда пытаюсь исправлять ситуацию. Беседую с классным руководителем о

«проблемных» учениках. Когда говорю, что существуют проблемы у некоторых

учеников по успеваемости, предлагаю возможные пути решения (сдача долгов) для

получения удовлетворительной оценки. Обращаю внимание на недостаточную

домашнюю подготовку и отсутствие контроля со стороны родителей. Родители

обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем

самостоятельных занятий или консультаций с учителем.

Планомерно провожу работу над типичными ошибками учащихся, устраиваю

тематические зачеты по устранению пробелов, провожу дополнительные занятия.

Сначала

на

них

уч-ся

могли

сдать

задолженности

по

темам,

получить

дополнительную оценку, а теперь только устраняем пробелы (эта работа более

эффективна) со слабыми учениками. В течение этого урока они получают оценки,

которые ставлю в журнал по желанию самого ученика.

Как для учителя русского языка первостепенной задачей считаю повышение

орфографической грамотности. Есть дети, у которых нет орфографической зоркости,

и что бы ты ни делал, как интересно бы не строил урок, а повысить грамотность

сложно. Учителю русского языка приходится сталкиваться порою с патологической

безграмотностью учеников. Чтобы сохранить на должном уровне качество знаний по

предмету, учитель должен найти такие формы и методы, которые будут этому

способствовать.

Несмотря ни на что для развития орфографической грамотности использую

упражнения с заданием «исправить ошибки». Умение исправлять ошибки использую

и при проведении некоторых контрольных диктантов. При проверке я не исправляю,

а только выношу на поля ошибки, дети должны сами найти, исправить и объяснить

2

правописание слов. Это имеет определённый результат, но не всегда. На уроках часто

использую

приём

самопроверки

и

взаимопроверки

упражнений.

Работа

над

ошибками, допущенными учащимися на письме, является важнейшим звеном в

системе обучения русскому языку. Хорошая, добротная работа над ошибками

предотвращает их повторение в последующих работах, но не всегда.

В трудном процессе усвоения русской орфографии, в формировании умений и

навыков грамотного письма важнейшее место занимает повторение. Известны слова

К.Ушинского, что педагог должен «повторять старое не для того, чтобы повторять

забытое, но для того, чтобы этим старым прочнее укрепить новое».

Я

практикую

ведение

справочных

тетрадей

с

конспектами

правил,

представленных в виде схем, таблиц, алгоритмов. Заводят эти тетради ученики в

пятом классе и ведут каждый год. Это прекрасное подспорье для учеников, т.к.

учебники в конце года сдаются, а ученикам часто необходимо повторить тот или

иной ранее изученный материал при изучении нового. При повторении неоднократно

в течение года возвращаемся к ним. Они открывают свои тетради и находят то, что

им необходимо вспомнить, чтобы лучше усвоить новую тему. После проведения

контрольных работ при выполнении работы над ошибками эта тетрадь также

является помощником ученикам, а слабым разрешается пользоваться во время

контрольных работ.

Провожу интересные нетрадиционные уроки: «Своя игра» после изучения

рассказов А.П.Чехова, КВН по фразеологии, медиаурок «Волшебные книги»,

инсценирование отдельных эпизодов по произведениям Маршака, Крылова, Чехова,

Андерсена и другие. Конечно, не всегда это удается, но результат того стоит. Слабые

учащиеся с удовольствием включаются в работу, благодарят и просят еще

проведения таких уроков.

На своих уроках я стараюсь организовать ученическую деятельность так, чтобы

виды работ постоянно сменялись: письменная сменялась устной, теория – практикой,

получение новых сведений опиралось на ранее изученный материал. На уроках

сочетаю индивидуальную, коллективную, групповую и работу в парах. Самоконтроль

и самоанализ способствуют продуктивному усвоению правописанию трудных слов.

Использование различных видов работы над словарными словами, упражнений,

основанных на анализе и сравнении, всегда даёт положительные результаты. Знания,

полученные учеником в готовом виде, усваиваются частично и ненадолго. И только

то, что дети добыли сами под чутким руководством учителя, остаётся надолго.

Закончить свое выступление я хочу притчей: «Священника спросили: «Вы

каждый день призываете: «Не кради, не убий, не лги!». Но идут века, а человек

крадёт, убивает, лжёт. Не напрасен ли ваш труд?» «Нет, не напрасен, - ответил

священник. – Мир был бы ещё хуже, не повторяй мы этих заповедей». Так вот и

высокая миссия учителя русского языка вполне сравнима с миссией этого

священника. Из года в год, из урока в урок повторять и учить детей, не теряя

надежды и терпения.

3



В раздел образования