Авторы: Завадская Юлия Анатольевна, Юлия Анатольевна Завадская
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка. Пути предупреждения неуспеваемости
Раздел: среднее образование
Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка. Пути
предупреждения неуспеваемости
Неуспеваемость – вечная головная боль учителей, одна из основных школьных
проблем, которую пытаются разрешить самыми разными способами на протяжении
всего педагогического процесса.
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором школьник не овладевает
на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными
учебной программой. Причин неуспеваемости может быть несколько. Далеко не
всегда они связаны с низкими умственными способностями или нежеланием учиться.
В зависимости от причин, которые вызывают неуспеваемость, существует
несколько подходов к классификации типов неуспеваемости. Но наиболее полную
классификацию причин неуспеваемости предлагает П.П.Борисов:
1.
Педагогические причины:
недостатки преподавания отдельных предметов,
пробелы в знаниях за предыдущие годы, неправильный перевод в следующий класс.
2. Социально-бытовые причины: неблагополучные условия жизни, недостойное
поведение родителей, материальная обеспеченность семьи, отсутствие домашнего
режима, безнадзорность ребенка.
3.
Физиологические причины:
болезни (частые пропуски), общая слабость
здоровья.
4.
Психологические
причины:
особенности
развития
внимания,
памяти,
недостаточный
уровень
развития
речи,
несформированность
познавательных
интересов, узость кругозора.
В каком состоянии ум наших школьников говорят мониторинги всех уровней:
проверочные работы, контрольные, зачеты, ОГЭ, ГИА и т.д. Критерием для
определения неуспеваемости у нас является фиксированные неудовлетворительные
оценки в конце четверти
.
Мировая школа накопила лишь два подхода к решению этой проблемы. Первый-
перевод неудачливых школьников в следующий класс, где обучение осуществляется
по программам с заниженными требованиями.
Второй — повторное изучение курса за прошлый год, то есть второгодничество,
которое, как давно показано, не всегда оправдывает себя ни в психологическом, ни в
педагогическом смысле. Поэтому очень важно своевременно выявить причины
неуспеваемости и устранить их. Если в младших классах у ребенка не выработались
навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как
снежный ком.
Попытаемся разобраться в главном – в причинах низкой успеваемости. Каждый из
нас может уверенно сказать, что причин неуспеваемости, по большому счету, не так
уж и много.
Основные причины низкого качества знаний учащихся следующие: отсутствие
мотивации;
низкие
способности;
педагогическая
запущенность
учащихся;
отсутствие должного контроля со стороны родителей; уровень подготовленности
учащихся в начальной школе;
ухудшение здоровья подрастающего поколения;
недостаточное отслеживание учителем западающих тем по предмету. Выявить
причины неуспеваемости не составит особого труда. Хотя потребует от учителя
некоторой дополнительной работы, ведь сколько неуспевающих учащихся, столько и
1
разных причин неуспеваемости. Отдельные из указанных причин неуспеваемости
невозможно устранить и вовсе.
Очень часто мы, учителя, ставим профилактическую двойку. Так называемая
профилактическая двойка приводит к состоянию неуверенности, безразличия к
оценке. Чаще всего к концу четверти эти ученики, сдав долги, получают за четверть
«три». Так строгость и объективность порождает неуспеваемость, равнодушие к
учёбе, нежелание работать и, как следствие, новые «двойки».
Ещё одна немаловажная причина неуспеваемости – это неумение работать в
темпе класса. Известно, что многие ученики в силу своего темперамента, а иногда
просто из-за плохой техники чтения не могут быстро работать. Чувствуя, что он не
успевает за классом, ребёнок по-разному реагирует: один переживает, теряется,
другой - теряет интерес к учению, третий - находит себе постороннее занятие, т.к.
учение потеряло для него всякий смысл.
Распространённой
причиной
устойчивой
неуспеваемости
является
недисциплинированность отдельных учеников. Поэтому первоочередной задачей для
всех
учителей
является
дисциплина
на
уроке.
С
проблемами
дисциплины
сталкиваемся не только на начальном этапе, когда берем новых детей, но и в течение
всего учебного года. Если нет дисциплины - не будет и знаний.
На своих уроках я также сталкиваюсь с неуспевающими учащимися. Говорить о
них мне сложней, так как у меня неуспевающих много, а решить эту проблему
полностью не могу, справляюсь лишь частично. Сначала пытаюсь выявить причины
отставания: провожу беседы с ребенком, слежу за работой учащегося на уроках,
только тогда пытаюсь исправлять ситуацию. Беседую с классным руководителем о
«проблемных» учениках. Когда говорю, что существуют проблемы у некоторых
учеников по успеваемости, предлагаю возможные пути решения (сдача долгов) для
получения удовлетворительной оценки. Обращаю внимание на недостаточную
домашнюю подготовку и отсутствие контроля со стороны родителей. Родители
обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем
самостоятельных занятий или консультаций с учителем.
Планомерно провожу работу над типичными ошибками учащихся, устраиваю
тематические зачеты по устранению пробелов, провожу дополнительные занятия.
Сначала
на
них
уч-ся
могли
сдать
задолженности
по
темам,
получить
дополнительную оценку, а теперь только устраняем пробелы (эта работа более
эффективна) со слабыми учениками. В течение этого урока они получают оценки,
которые ставлю в журнал по желанию самого ученика.
Как для учителя русского языка первостепенной задачей считаю повышение
орфографической грамотности. Есть дети, у которых нет орфографической зоркости,
и что бы ты ни делал, как интересно бы не строил урок, а повысить грамотность
сложно. Учителю русского языка приходится сталкиваться порою с патологической
безграмотностью учеников. Чтобы сохранить на должном уровне качество знаний по
предмету, учитель должен найти такие формы и методы, которые будут этому
способствовать.
Несмотря ни на что для развития орфографической грамотности использую
упражнения с заданием «исправить ошибки». Умение исправлять ошибки использую
и при проведении некоторых контрольных диктантов. При проверке я не исправляю,
а только выношу на поля ошибки, дети должны сами найти, исправить и объяснить
2
правописание слов. Это имеет определённый результат, но не всегда. На уроках часто
использую
приём
самопроверки
и
взаимопроверки
упражнений.
Работа
над
ошибками, допущенными учащимися на письме, является важнейшим звеном в
системе обучения русскому языку. Хорошая, добротная работа над ошибками
предотвращает их повторение в последующих работах, но не всегда.
В трудном процессе усвоения русской орфографии, в формировании умений и
навыков грамотного письма важнейшее место занимает повторение. Известны слова
К.Ушинского, что педагог должен «повторять старое не для того, чтобы повторять
забытое, но для того, чтобы этим старым прочнее укрепить новое».
Я
практикую
ведение
справочных
тетрадей
с
конспектами
правил,
представленных в виде схем, таблиц, алгоритмов. Заводят эти тетради ученики в
пятом классе и ведут каждый год. Это прекрасное подспорье для учеников, т.к.
учебники в конце года сдаются, а ученикам часто необходимо повторить тот или
иной ранее изученный материал при изучении нового. При повторении неоднократно
в течение года возвращаемся к ним. Они открывают свои тетради и находят то, что
им необходимо вспомнить, чтобы лучше усвоить новую тему. После проведения
контрольных работ при выполнении работы над ошибками эта тетрадь также
является помощником ученикам, а слабым разрешается пользоваться во время
контрольных работ.
Провожу интересные нетрадиционные уроки: «Своя игра» после изучения
рассказов А.П.Чехова, КВН по фразеологии, медиаурок «Волшебные книги»,
инсценирование отдельных эпизодов по произведениям Маршака, Крылова, Чехова,
Андерсена и другие. Конечно, не всегда это удается, но результат того стоит. Слабые
учащиеся с удовольствием включаются в работу, благодарят и просят еще
проведения таких уроков.
На своих уроках я стараюсь организовать ученическую деятельность так, чтобы
виды работ постоянно сменялись: письменная сменялась устной, теория – практикой,
получение новых сведений опиралось на ранее изученный материал. На уроках
сочетаю индивидуальную, коллективную, групповую и работу в парах. Самоконтроль
и самоанализ способствуют продуктивному усвоению правописанию трудных слов.
Использование различных видов работы над словарными словами, упражнений,
основанных на анализе и сравнении, всегда даёт положительные результаты. Знания,
полученные учеником в готовом виде, усваиваются частично и ненадолго. И только
то, что дети добыли сами под чутким руководством учителя, остаётся надолго.
Закончить свое выступление я хочу притчей: «Священника спросили: «Вы
каждый день призываете: «Не кради, не убий, не лги!». Но идут века, а человек
крадёт, убивает, лжёт. Не напрасен ли ваш труд?» «Нет, не напрасен, - ответил
священник. – Мир был бы ещё хуже, не повторяй мы этих заповедей». Так вот и
высокая миссия учителя русского языка вполне сравнима с миссией этого
священника. Из года в год, из урока в урок повторять и учить детей, не теряя
надежды и терпения.
3