Напоминание

ИГРЫ С ЦИФРАМИ


Автор: Исмагилова Гульбуляк Абулаесовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: БОФ "Мархамат (Милосердие)"
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: статья
Тема: ИГРЫ С ЦИФРАМИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




ИГРЫ С ЦИФРАМИ

При обучении детей основам математики важно, чтобы к началу обучения в школе они

имели следующие знания:

— счет до десяти в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры

подряд и вразбивку, количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй,

третий...) числительные от одного до десяти;

— предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять

числа первого десятка;

узнавать

и

изображать

основные

геометрические

фигуры

(треугольник,

четырехугольник, круг);

— сравнивание предметов: больше — меньше, шире — уже, выше — ниже и т.д.

Как же сделать так, чтобы ребенок все это освоил легко и быстро. Учитывая особенности

дошкольного возраста, можно подключить в этот процесс – игру.

Так как одно из

эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими

методами и приемами это - игра. Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы

занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс

познания был более продуктивным.

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для ребенка

наиболее подходящей формой обучения.

Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей, в начале их

интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя

участвовать в игре.

В ходе игры дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим

приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном

счете, решать задачи.

В дошкольном возрасте, дети на лету схватывают всё, что интересно, поэтому их несложно

вовлекать в обучающие игры.

Давайте рассмотрим пару необычных приёмов для обучения счёту, которые одинаково

полезны не только младшим и средним, но и старшим дошкольникам.

Мы, взрослые, каждый день думаем числами, но не всегда называем их вслух. А ведь детей

может заинтересовать именно «язык чисел»: «Во сколько мы сегодня проснулись? В 7 утра.

А какой автобус ждали на остановке? 12-й. Сколько минут ехали? 10».

Постепенно просто называть числа станет скучно. Покажите ребёнку, как интересно

считать всё, что его окружает: подъезды в доме, машины на парковке, деревья возле

детской площадки, номера домов. Если вы находчивый родитель, то сможете на ходу

придумать небольшие математические задачки на сложение и вычитание.

В помощь предлагаю несколько вариантов игр, которые помогут лучше освоить математику

1. "Чего бывает по 4"?

Ребенок, говорит, чего бывает по 4. Например, 4 лапы у кота, 4 этажа в доме, 4 ножки у

стола и т.д.

Аналогичная игра "Чего бывает по 2". Например, 2 глаза, 2 руки, и т.д.

2. "Назови предметы заданной формы"

Ребенок должен назвать предметы заданной формы. Например, круг: солнце, колесо и т.д.

3. "Что видишь?"

Игра на развитие ориентировки в пространстве и речи. Ребенок должен рассказать, что

видит справа, слева, впереди.

4. "Считаем шаги"

Предложите ребенку посчитать, сколько шагов, например, от вашего дома до детского

сада, школы, остановки и т.д.

5. «Что больше?»

Предложите сравнить ребенку, например, 2 дома, машины, деревья и определить какие из

них больше, а какие меньше. Сравнивать можно по высоте, ширине, толщине (если

например, это деревья).

6. «Считаем»

По дороге домой или на прогулке считаем машины, деревья, дома или предметы

определенного цвета.

7. "Отгадай число"

Взрослый загадывает число, например 5. Ребенок говорит, сколько от него нужно отнять,

3. Взрослый называет полученное число - 2. Ребенок должен отгадать загаданное число.

Затем можно поменяться, пусть малыш загадывает. С детьми постарше можно играть,

применяя умножение, деление и несколько действий сложения.

8. "Когда это бывает?"

Взрослый спрашивает у ребенка: "Когда цветет сирень?" Ребенок отвечает - весной,

"Когда бывает рассвет?"- утром и так далее. В этой игре ребенок закрепляет понятия о

временах года, частях суток, дней недели.

Похожая игра "Что было раньше, позже, вчера, сегодня, завтра?"

9. "Число по соседству"

Ведущий (сначала взрослый, затем меняемся) загадывает число и говорит его соседей,

например, 6 и 8, значит загаданное число 7.

10. Счет в дороге

Маленькие дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это

время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать

можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки.

Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы

маленькие. У кого больше?

11.Сосчитай себя

Назвать части своего тела, которых по одной (голова, нос, рот, язык, грудь, живот, спина).

Назвать парные части тела (2 уха, 2 виска, 2 брови, 2 глаза, 2 щеки, 2 губы, 2 руки, 2 ноги).

Показать те части тела, которые можно считать до пяти (пальцы рук и ног).

Данные игры направлены на изучение и закрепление:

-порядкового счета;

-написания цифр, сложения и вычитания;

-ориентировки в пространстве;

-сравнению по величине: форме, цвету, размеру;

-понятия о времени суток, днях недели, временах года;

-способствуют интеллектуальному развитию детей.

В ходе игры дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим

приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном

счете, решать задачи.

Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная

умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего

мира.



В раздел образования