Автор: Мачихина Клара Ямигануровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №39 "Дельфиненок" Населённый пункт: город Владивосток, Приморский край Наименование материала: консультация для родителей Тема: Закаливание Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр
развития ребенка – детский сад №39 г. Владивостока»
Консультация для родителей
Тема: «Закаливание»
Воспитатель:
Мачихина
Клара
Ямигануровна
МБДОУ №39
2016 г.
Закаливание
Закаливание является важным звеном в системе физического
воспитания детей, так как обеспечивает тренировку защитных сил
организма, повышения его устойчивости к воздействию внешней среды.
Внешняя среда не стабильна, она меняется не только в естественных, но и
специально организованных условиях. Изменения во внешней среде
вызывают нарушения в привычной системе физиологических функций
организма ребенка и ставят перед ним задачу быстрого приспособления,
адаптации к этим новым условиям.
Закаливание – это целый комплекс закаливающих мероприятий,
осуществляемый в повседневной жизни. Это соблюдение воздушного
режима, регулярное проветривание помещений, поддержание температуры
воздуха в пределах нормы. Закаливающий эффект дают ежедневные водные
процедуры, если дети приучены по утрам мыть руки до локтя, уши, шею,
верхнюю часть груди, а перед ночным сном умываться, мыть ноги или лучше
принимать душ.
Специальные формы закаливания водой следует начинать с местных
процедур с последующим переходом к общим (обливание, душ, купание).
Начальная температура воды должна быть близкой к температуре кожи тех
участков тела, которые будут подвергаться ее воздействию.
Из местных водных процедур наиболее распространено обливание ног . Для
этого ковшом из лейки льется вода в течение 15-20°С на нижнюю половину
голени и стопы. Начальную температуру воды 30°С постепенно снижают
через 1-2 дня на 2° и доводят до 16°С - 14°С. На эту процедуру расходуется
около1/2 - 1/3 литра воды. Широко применяется контрастное обливание
стоп . Попеременное воздействие холодной и теплой воды приводит к более
быстрым реакциям нервной системы.
Для ослабленных детей контрастные обливания ног можно проводить,
постепенно увеличивая разницу температур теплой и холодной воды.
Начальная температуры теплой и холодной воды 36°С – 35°С постепенно
увеличивается до 40°С – 41°С; температура холодной воды с 24°С – 25°С
снижается до 18°С.
Для тренировки к длительным влияниям охлаждения закаленным
детям рекомендуется после обливания ноги не вытирать, а дать им
высохнуть.
Для закаливания стоп можно использовать комбинированное воздействие :
хождение босиком, водная гигиеническая, а затем закаливающая процедура;
начинать ходить босиком рекомендуется при температуре пола не ниже 18°С.
Под влиянием закаливания сосудистая реакция характеризуется постоянной
пульсацией, то есть попеременным расширением и сужением сосудов; при
этом кровоснабжение, а, следовательно, и питание тканей не нарушается, они
функционируют нормально.
У незакаленных детей после спазма и последующего расширения
сосудов не происходит сужения и тем более пульсации, кровь застаивается в
капиллярной сети (мраморная кожа), питание тканей ухудшается, и их
функции резко ослабевают. Если незакаленный ребенок выпил холодную
воду, съел мороженое, промочил ноги, пробежал по холодному полу босиком,
у него рефлекторно нарушается кровоснабжение слизистой оболочки носа и
глоточного кольца, и они теряют функцию барьера (защиты) как от
собственной микрофлоры, так и от микробной загрязненности воздуха.
Охлаждение, ослабляя защитные функции организма, провоцирует
возникновение заболевания. Большинство детей, с которыми не занимаются
физкультурой, имеют низкие показатели скорости бега, плохую
результативность в метании мяча и другие слабые показатели.
В тех семьях, где систематически используются все формы физического
воспитания – утренняя гимнастика, прогулки, подвижные игры, физические
упражнения, закаливание – дети растут здоровыми и крепкими
Рекомендации для родителей:
Дыхательная гимнастика для ослабленных детей
1.
«Часики» - Встать, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая
прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так» (10-12 раз).
2.
«Трубач» - Сесть на стул, кисти рук сжаты и подняты вверх.
Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф» (4-5 раз)
3.
«Помаши крыльями, как петух». – Встать прямо, ноги врозь, руки
опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопать ими по бедрам.
Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку» (4-5 раз).
4.
«Каша кипит» - Сесть, одну руку положить на живот, другую на грудь.
Втягивая живот и набирая воздух в грудь, сделать вдох, опустить грудь,
выдыхая воздух и выпячивая живот, - выдох. При выдохе громко
произносить звук «ф-ф-ф» (3-4 раза).
5.
«Паровозик» - Ходить по комнате, делая попеременные движения
руками и приговаривая «Чух-чух» (20-30-сек.)
6.
«На турнике» - Встать, ноги вместе, гимнастическую палку держать
перед собой. Поднять палку вверх, встать на носочки – вдох, палку
опустить назад на лопатки – длинный выдох с произнесением звука «ф-
ф-ф» (5-6 раз).
7.
«Насос» - Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох, затем
наклон туловища в сторону. Выдох, руки скользят, при этом громко
произносить «с-с-с-с». Выпрямление вдох, наклон в другую сторону с
повторением звука «с-с-с-с», (6-8 раз).
8.
«Регулировщик» - Встать, ноги поставить на ширину плеч, одну руку
поднять вверх, другую отвести в сторону. Вдох носом, затем поменять
положение рук с удлиненным вдохом и произнесением звука «р-р-р» (3-
4 раза).