Автор: Далалаева Вера Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №4
Населённый пункт: город Асино,Томская область
Наименование материала: статья
Тема: " Экологическое воспитание младших школьников"
Раздел: начальное образование
Формирование экологической культуры в начальной школе
Далалаева Вера Александровна
МАОУ СОШ №4 г. Асино Томская область
Экологическое образование и воспитание - одно из приоритетных направлений
учебно - воспитательного процесса в современной школе.
Главная цель экологического образования – воспитание экологической культуры
подрастающего поколения.
Решению этой задачи способствует организация проектной деятельности. Всю нашу
жизнь можно представить как последовательность различных жизненных проектов.
Задача учителя – научить ребёнка успешно реализовывать их.
Основные
направления
экологоориентированной
проектной
деятельности
школьников: экологический мониторинг окружающей среды; пропаганда идей экологии,
охраны природы; практические дела по благоустройству и защите окружающей среды;
формирование здорового образа жизни как условия устойчивого развития.
Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя
совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей
сути, направленных на самостоятельное получение учеником задуманного результата. В
проектной деятельности младших школьников выделяют несколько этапов.
Были разработаны и реализованы проекты:
Проект «Парад цветов». Цель проекта – выбор лучшего цветка. В нашей школе стало
традицией при проведении «Весенней недели добра» каждый класс представляет какое –
нибудь растение. Каждый желающий ученик выбрал понравившееся растение, дал ему
имя, нашёл интересную информацию. Ребята сочиняли стихи, рисовали своих любимцев.
Приняли участие в областном конкурсе, где надо было нарисовать своё любимое растение
и сочинить стихотворение. В результате увеличилось количество цветов в классе.
Проект «Помощники здоровья». Цель проекта – организовать в классе выставку
экспонатов, «помощников здоровья» - гигиенических принадлежностей. Для каждого
экспоната необходимо представить «визитную карточку»: история возникновения,
появление в нашей стране , рекомендации по использованию, воздействию на организм. В
рамках этого проекта ребята самостоятельно организовали экскурсию в парикмахерскую,
к косметологу. Презентация сопровождалась загадками, пословицами, выставками
детских рисунков, инсценировками, советами доктора Айболита по применению данных
«помощников здоровья».
Проект «Покормите птиц зимой». Цель его создание и организация регулярной работы
«птичьей столовой». Дети ведут наблюдения, насыпают корм, фотографируют, делают
зарисовки, пишут сочинения.
«Лес - наш зелёный друг». Цель проекта: повышение экологической грамотности
обучающихся через формирование представлений о роли леса в жизни человека и
природы. Задачи: познакомить с особенностями растительного и животного мира леса;
выявить экологические проблемы леса, которые возникли по вине человека.
Проект охватил следующие учебные темы по окружающему миру: «Леса России», «Лес и
человек» «Жизнь леса». Самостоятельная деятельность учащихся в проекте: работа с
источниками литературы, поиск информационного и иллюстративного материала о
животных, растениях и грибах. Роль учителя: заинтересовать детей; предоставить
возможность организовать различные виды творческих работ в рамках проекта,
сопровождать их в процессе проектной деятельности.
Результат: создание книги «Лес –наш зелёный друг».
Большую
помощь
в
организации
экологических
проектов
оказывает
сотрудничество с библиотекой, краеведение, конкурсы.
Научно-художественные
рассказы
помогают
формировать
экологическую
культуру. Есть произведения, в которых писатели предлагают конкретные поведенческие
ситуации в природе. Эти рассказы уже своим содержанием несут добро и тепло, заставляя
детей задуматься над поступками человека, над своими собственными действиями.
Например, рассказ В.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой», стихотворение
Н.Некрасова «Плакала Саша, как лес вырубали»
Как важно научить наших детей понимать и любить природу! Помощниками в этом
деле могут стать журналы, энциклопедии, с которыми ребята познакомились в
библиотеке.
Огромную роль в формировании экологической культуры играют произведения
устного народного творчества (фольклорный материал). Это закупы, народные приметы,
пословицы, загадки.
Закупы представляют собой словесные предписания, оберегающие птиц, зверей, растения
от бессмысленного
уничтожения. Именно закупам принадлежит немалая роль в
формировании у детей бережного отношения к природе (рябину не руби – будет грех,
синицу не зори – будет дома пожар; природы не надо увечь - а надо беречь).
Народные приметы или знания об изменениях в окружающей среде помогали не только
жить с природой в ладу, но и познавать её законы, учитывать их в трудовой деятельности,
поэтому дети младшего школьного возраста с особым интересом воспринимают народные
приметы (чем больше роса, тем жарче день, месяц красен - к дождю).
В проектной деятельности по экологическому образованию можно использовать
различные
игры,
например:
«Мы
идём
по
лесу».
«Путешествуя»
учащиеся
останавливаются, например, около муравейника, ручья, поляны с грибами. Ведущий
предлагает рассказать, что надо делать, если встретили муравейник на пути. Почему
муравьёв надо охранять?
Игра «Экологический светофор». Предлагаются различные ситуации. Если герой
ситуации так поступать не должен, учащиеся поднимают красный кружок, если действия
героя не вредят природе - зелёный. Жёлтый цвет – это ситуация выбора.
Такая форма работы, как «Экологическая почта», оказывает влияние на развитие
экологической культуры. Например, перед Новым годом с целью предупреждения
массовой вырубки елей мы с учащимися отправили корреспонденцию разным адресатам.
Обращение было примерно такого содержания: «Уважаемые жители г. Асино! Не рубите
ёлочку, она живая! Неужели вы хотите праздновать под умирающим деревом?»
Для изучения уровня экологической культуры младших школьников можно провести
диагностику по методике «Природа благодарит и сердится». Данная методика позволяет
выявить отношение младших школьников к природе и развивать представления детей о
правилах, нормах взаимодействия с нею. Детям предлагается ответить на два вопроса,
заполнив карточку в следующей форме:
Напиши, за что природа могла бы сказать тебе спасибо:_____;
рассердиться на тебя:______.
Наиболее ценен в этой работе результат внутренний. Это знания и умения, полученные
детьми, воспитание экологической культуры путём изучения жизни леса, приобщение
подрастающего поколения к решению экологических проблем.