Автор: Томилова Галина Андреевна
Должность: студент группы 34(9)
Учебное заведение: Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Архангельской области "Архангельский педагогический колледж"
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: конспект занятия по математическому развитию
Тема: Путешествие в страну "Математика"
Раздел: среднее профессиональное
КОНСПЕКТ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
Тема: Путешествие в страну «Математика».
Возрастная группа: Подготовительная группа (6-7лет).
Вид математической деятельности: числовой.
Цель
Для педагога:
Развитие математических способностей.
Для детей:
Помочь Царице Математики спасти Математическое Царство.
Задачи
Обучающие
Для педагога:
Совершенствовать навыки количественного счета в пределах 10;
Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические
задачи на сложение и вычитание;
Моделировать геометрические фигуры: составлять из нескольких
треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов –
один большой прямоугольник, из полукругов – круг и т.д.;
Учить при решении задач пользоваться знаками отношения равно (=),
больше (>), меньше (<);
Уточнить знание названий известных геометрических фигур.
Для детей:
Считать до 10;
Составить круг из полукругов, ромб из треугольников, прямоугольник из
квадратов и т.д.
Решать задачи с использованием знаков «+», «-», «=», «<», «>».
Называть известные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и
т.д.
Развивающие
Для педагога:
Развивать логическое мышление, сообразительность.
Для детей:
Понимать поставленную задачу, правильно отвечать на вопросы и
выполнять задания.
Воспитательные
Для педагога:
Воспитывать умение работать в парах: не мешать друг другу, уметь
договариваться, уметь решать проблему;
Воспитывать желание прийти на помощь герою.
Для детей:
Работать дружно в парах, договариваться, помогать друг другу;
Помочь Царице Математики спасти ее царство от Хулигана
Материалы: буквенно-числовые карточки от 1 до 10, 2 письма от Царицы Математики, счетные палочки, картинки:
6 дубов, 3 сосны, 6-ый змей, облако и солнышко для самооценки, схема дома, тетради, карандаши, ребусы, блоки
Дьенеша.
Ход:
Этапы
Содержание
Приемы
Вводно-
организационный
Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами совершим
путешествие в Математическую страну.
– Есть такая страна – Математика.
Эта страна – волшебная!
Вопросы к детям
Пояснение
Мотивационно-
побудительный
Ребята, вот это письмо нам прислала сама Царица Математика. Вот,
послушайте, что она пишет.
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне нужна
ваша помощь. В мое математическое царство забрался двоечник и
хулиган. Он сотворил ужасные вещи: все перепутал, не знает цифр,
решил задачи с ошибками!
Все нарушилось в моем математическом царстве-государстве!
Жители моей страны напуганы, и нам некому помочь.
Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные,
поспешите к нам на помощь! Математическое царство в опасности.
Ваш друг Царица Математика».
Ну, что, ребята, поможем Царице Математике навести порядок в
математическом царстве-государстве?
Ребята, чтобы попасть в математическое царство, нам нужно получить
пароль. Для этого нам нужно решить занимательные задачки.
Сюрпризный
момент
(появление
письма)
Проблемная
ситуация
Содержательный
Внимательно слушайте вопросы и дайте правильные ответы.
1. Сколько ушей у двух мышей? (4)
2. Сколько дней в неделе? (7)
Логические
задачки
3. Сколько глаз у светофора? (3)
4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
5. Сколько солнышек на небе? (1)
6. Сколько лап у двух собак? (8)
7. Сколько пальцев на двух руках? (10)
8. Сколько в неделе выходных дней? (2)
9. Какое число меньше 7, но больше 5? (6)
10. Какое число больше 8, но меньше 10? (9).
В процессе ответов на вопросы дети прикрепляют к доске карточки с
цифрами – ответами.
Вы правильно ответили на все вопросы, но для того, чтобы узнать
пароль, надо числа поставить по порядку. Дети выходят по очереди и
выкладывают числовой ряд слева на право.
А теперь давайте посчитаем и проверим правильно ли вы расставили
цифры.
А теперь я переверну карточки на другую сторону, и мы сможем
прочитать «пароль» (на обратной стороне написано слово
«Математика»).
Молодцы, ребята, вы узнали пароль, и теперь мы с вами в
математической стране.
Практический
А вот и первое задание: вам предстоит стать спасателями и
строителями. Хулиган разрушил дом Царицы, который состоит из
геометрических фигур. Царица Математики прислала нам схему, по
которой мы должны восстановить её дом в математическом царстве.
Давайте посмотрим, из каких геометрических фигур состоит дом?
Ребята, внимательно посмотрите на наш дом. Из каких фигур мы
соберем круг? А из каких фигур мы построим квадрат? Нужно
построить дом в парах, работаем дружно, чтобы дом получился крепким
и красивым.
Дети собирают дома из геометрических фигур по схеме.
Как быстро вы построили дома. Расскажите, а из каких фигур вы
построили окна? Верно, из круга. А круг из каких частей сделали? Да,
из полукругов. На какую фигуру похожа вертушка крыши дома? Верно,
на четырехугольник. А как такая фигура называется? Ромб. Из каких
двух фигур вы построили ромб?
Молодцы, ребята! Вы оказались замечательными строителями. Ожила
математическая страна, но впереди у нас еще много дел!
Посмотрите, какие деревья выросли около дома Царицы Математики?
На доске 7 картинок дубов и 3 картинки сосен.
Воспитатель читает задачу:
Вот 6 дубков и 3 сосны
Возьмите счетные палочки и выложите столько, сколько дубов выросло
у дома Царицы, а теперь положите столько палочек, сколько сосен.
Как зелены они, стройны!
Деревьев сколько тут? Узнайте
И хорошенько посчитайте.
Возьмите счетные палочки и выложите столько, сколько дубов выросло
у дома Царицы, а теперь положите столько палочек, сколько сосен. Что
нам нужно сделать с деревьями? Верно, нам нужно сосчитать сколько
всего деревьев выросло. Назовите арифметическое действие, с помощью
которого вы будете решать эту задачу. Сложение. Посчитайте наши
деревья. Сколько получилось? Верно, всего выросло 9 деревьев.
Я вижу, что вы очень старались, сейчас мы немного отдохнем.
Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места!
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Руки вверх подняли, покачали –
Это дерево в лесу.
Руками взмахнули,
Задание
«Построй дом из
геометрических
фигур»
Задание
«Волшебные
задачки»
Физминутка
Кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками с вами помашем –
Это к нам птицы летят
Как они сядут, мы тоже покажем –
Крылышки сложим назад.
На доске картинка - шестиглавый змей.
Посмотрите в царство математики прилетел змей Горыныч, он хочет
сжечь дом и деревья. Поможем богатырю одолеть его.
«Был бой отчаянно суров
У змея было 6 голов.
Возьмите счетные палочки и выложите столько, сколько голов было у
змея.
Но богатырь срубает 3… Закрываю 3 головы.
Осталось сколько, посмотри.»
Отсекаем 3 головы. Сколько голов у змея Горыныча осталось?
Назовите арифметические действие, с помощью которого вы будете
решать эту задачу. С помощью счетных палочек решите эту задачу и
назовите ответ.
Давайте узнаем, а какое время года сейчас в Математическом царстве.
Для этого я предлагаю вам разгадать ребусы. Дети разгадывают ребусы
и узнают, что в Математическом царстве сейчас зима.
Получилось узнать какое время сейчас царит в стране Математики?
Правильно, зима. Ребята, в математическом царстве сейчас очень
холодно, и жители математического царства еще носят рукавички.
Двоечник и хулиган взял и растерял все рукавички у жителей
математического царства. Нам нужно им помочь. Для этого нужно
сосчитать варежки и в пустой кружок поставить знак «>», «<» или «=».
Давайте вспомнить как пишутся эти знаки.
Как мы пишем знак «равно»? Миша, выйди и покажи ребятам. А как мы
пишем знак «больше»? «меньше»?
А теперь давайте проверим как вы справились с заданием. Какой знак
вы поставили в первый кружок? Почему в первом кружочке стоит знак
«больше»? Почему во второй кружок мы поставили знак «меньше»? и
т.д.
Для того, чтобы в Математическом царстве больше не было бед, мы с
вами с помощью волшебных фигур построим сторожевых охранников-
собачек. Посмотрите внимательно, какие геометрические фигуры нам
понадобятся?
Работа с
занимательным
материалом
Работа в
тетрадях
Эффективные
дидактические
средства
(блоки Дьенеша)
Оценочно-
рефлексивный
«Молодцы, ребята, вы прекрасно справились со всеми заданиями:
поставили числа по порядку, восстановили разрушенный дом,
посчитали деревья у дома, помогли богатырю. Ну, а теперь нам пора
возвращаться из математической страны.
«Ну.вот мы и дома, в детском саду. Все математические приключения
позади. Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно? А что мы
сегодня делали? Как мы помогли Царице Математике? Из каких фигур
мы строили дом? А из каких фигур мы собирали квадрат, круг, ромб? А
еще что мы делали? Как мы работали со счетными палочками? Какие
арифметические действия мы использовали для решения задач? А когда
Хулиган растерял все рукавички, что мы делали? Верно считали и
ставили знаки «больше», «меньше» или «равно». А каких сторожевых
животных мы построили? А из чего мы их сделали?
Ребята, кому было на занятии интересно, кто без трудностей справился
со всеми заданиями – подойдите к «Солнышку», а кто испытал какие-
либо затруднения, кому было скучно на занятии - подойдите к
«Облачку».
Входит помощник воспитателя и говорит: «Вам письмо».
Большое спасибо. Кто бы это мог быть? Письмо от Царицы
Математики: «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную
помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы не просто
Подведение
итогов
Вопросы к детям
Самооценивание
Сюрпризный
момент (письмо)
Похвала
спасли математическую страну, вы создали прекрасные дома из
геометрических фигур, он стал лучше прежнего. В моем
математическом царстве царит абсолютная точность и порядок».
Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы оказали
помощь математической стране и ее жителям. Скоро вы пойдете в
школу и узнаете там много интересного.