Напоминание

А. Н. Островский. «Гроза». Самобытность замысла. Жанрово-художественное своеобразие пьесы. Оригинальность основного характера. Символика «Грозы». Русские критики о драме «Гроза».


Автор: Варламова Наталья Владимировна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: Профессиональный колледж ДВФУ
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: методическая разработка
Тема: А. Н. Островский. «Гроза». Самобытность замысла. Жанрово-художественное своеобразие пьесы. Оригинальность основного характера. Символика «Грозы». Русские критики о драме «Гроза».
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тема:

А.

Н.

Островский.

«Гроза».

Самобытность

замысла.

Жанрово-

художественное

своеобразие

пьесы.

Оригинальность

основного

характера.

Символика «Грозы». Русские критики о драме «Гроза».

Цели:

1) образовательная – знакомство с пьесой А. Н. Островского «Гроза»; знакомство с

особенностями театра Островского; выявление художественных особенностей конфликта

и жанра; сопоставление характеристик жителей города Калинова; знакомство с оценками

пьесы «Гроза» в русской критике;

2) развивающая – совершенствовать умение анализировать прочитанное, выделять

главное, учитывая особенности драматического произведения;

3) воспитательная – заставить учащихся задуматься над жизненными принципами

и идеалами, которые определяют поведение и поступки героев.

Вид урока – урок усвоения нового материала

Тип урока – урок-анализ

Оборудование: текст пьесы А. Н. Островского «Гроза», эмблема Года театра в

России, раздаточный материал, рабочие карты урока.

Ход урока:

1.

Организационный момент (приветствие, проверка присутствующих).

2.

Актуализация опорных знаний студентов

– На прошлом уроке мы начали знакомиться с жизнью и творчеством русского

драматурга Александра Николаевича Островского. Что вы о нем узнали? Где он родился?

Сколько пьес он написал? В чем особенность названий пьес? С каким московским театром

сотрудничал? (Драматург сотрудничал с Малым театром с начала пятидесятых годов

до последнего дня жизни. На этой сцене увидели свет все пьесы драматурга. Поэтому

критики стали называть Малый театр домом Островского.

Постановки Малого

театра всегда становились событиями в культурной жизни всей России.)

– Чествуя драматурга в день тридцатилетия его деятельности, Иван Андреевич

Гончаров так определил значение творчества Островского для литературы и театра:

«Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для

сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого

положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы,

русские, можем с гордостью сказать: "У нас есть свой… Закончите фразу: русский,

национальный театр". Он, по справедливости, должен называться: "Театр Островского"».

В чем особенности театра Островского? (Обращение к массовому зрителю,

изображение быта, знакомой зрителям жизни, персонажи говорят понятным языком.)

3.

Сообщение темы и целей урока:

Сегодня на примере драмы «Гроза» мы попробуем с вами рассмотреть

особенности пьес Островского, познакомимся с системой персонажей, оценкой русскими

критиками драмы «Гроза».

4.

Начальная мотивация учебной деятельности

– Как вы думаете, для чего нам важно знать творчество А. Островского? Для чего

нам знать своеобразие драматических произведений? (С целью дальнейшего развития

театрального искусства объявить 2019 год Годом театра в России. Показать эмблему.

Под эгидой Года театра по всей стране проходят масштабные международные и

всероссийские мероприятия: Театральная олимпиада; культурно-образовательный проект

«Театр

детям»;

Всероссийский

театральный

марафон,

который

стартовал

во

Владивостоке и завершится в Калининграде; XXV фестиваль «Золотая маска»; XIV

Международный театральный фестиваль имени Чехова и еще много других, более 2600.)

5.

Изучение нового материала

История создания пьесы

– Что такое пьеса? (Произведение, предназначенное для постановки на сцене.)

Записать на доске.

– Созданию пьесы предшествовала поездка по Волге. По инициативе Морского

министерства была организована литературная экспедиция с целью изучения быта

жителей Волги. Тогда Островский посетил такие города, как Ярославль, Углич, Кострома,

Осташково, Тверь, Торжок. Этот город славится своим художественным промыслом,

которое упоминается Островским. Это знаменитое торжокское золОтное шитьё. Наиболее

характерен растительный узор, ветка цветка с завитками, усиками, блестками. Показать

бархатную сумочку. Собирательный образ этих городов был воплощен в городе, в

котором происходит действие пьесы.

Знакомство с текстом пьесы

– Как называется этот город? Откуда мы можем получить эту информацию?

(Прочитав авторские ремарки.)

– Ремарка – это замечание автора текста, внесюжетный элемент произведения.

РЕМАРКА

Заставочная

Попутная

(большая, которая вводит действие, говорит о

(замечания в скобках)

времени, месте, о положении героев на сцене)

Изучение афиши (списка действующих лиц)

Определение жанра пьесы

– Как Островский определил жанр пьесы? (Драма.) На доске появляется надпись

Жанр пьесы «Гроза»

автор современники

драма трагедия

– Давайте найдем определение ДРАМЫ в литературоведческом словаре. Работа с

Грамотой. Ру.

– Запишите определение в тетрадь.

– Найдите определение ТРАГЕДИИ. Запишите в тетрадь.

– Почему пьесу Островского «Гроза» можно отнести и к жанру драмы, и к жанру

трагедии? Как вы думаете?

Символика названия произведения

– 50-60-е годы –

это период общественного подъема, когда трещали устои

крепостничества. В драме отразился подъем общественного движения, те настроения,

которыми

жили

передовые

люди

этой

эпохи.

Это

было

ожидание

реформ,

многочисленные волнения крестьянской массы стали выливаться в грозные бунты.

– Как вы думаете, каково значение образа грозы в пьесе?

Желтые стикеры

Тихон (д. 2, явл. 4).

1.

Гроза как синоним «угроза». Гроза – символ психологического состояния

героев: тревоги и смятения Катерины, страха Тихона.

Катерина (д. 1, явл. 9)

2. Гроза – символ Божьего гнева и Божьей кары + бытовой, суеверный страх (убьет

молния). Этот страх типичен для всех жителей города (д. 4, явл. 5). Именно под

впечатлениеь грозы Катерина признается в измене мужу.

Дикой, Кулигин (гроза как физическое явление) – д. 4, явл. 1

3. Гроза – «освежающее явление» (Н. Добролюбов), символ свободы, намек на то,

что «темное царство» падет.

– А как думаете вы?

Система действующих лиц

– Всех действующих лиц драмы, как и во многих пьесах Островского, можно

подразделить на «самодуров» и «жертв».

Система героев

«Самодуры» «Жертвы»

Активные Пассивные

Внесюжетные герои

– Кого мы отнесем к «хозяевам жизни», «самодурам»? (Дикой – ругатель, грубиян,

чувствует свою власть над людьми; Кабаниха – ханжа (Ха

́

нжество

— показная

(демонстративная) форма благочестия и набожности при тайной или явной неверности

исповедуемым идеям), не терпит воли и неподчинения, действует страхом.)

– Кто из них страшнее? (Кабаниха. Прикрываясь религией и заботой о других,

подавляет волю.)

– Кого отнесем к «жертва»? (Катерина, Варвара. Тихон и Борис. Общее между Т. и

Б. – слабохарактерность. Катерина и Варвара отличаются по характеру. У К. –

болезненная совестливость, постоянная сосредоточенность на серьезных нравственных

вопросах, размышлении о грехе; у В. – практицизм в сочетании с некоторым

легкомыслием.)

Кто

из

русских

критиков

высказывает

парадоксальную

мысль,

что

положительный героиней и примером для подражания является не Катерина, а Варвара?

(Д. Писарев.) А как думаете вы?

– Какие черты характера героини проявляются в первом же монологе? (Д. 1, явл. 7.)

Чтение монолога наизусть

– Какая атмосфера окружала ее в детстве и в семье мужа? (В семье мужа – страх.)

– В чем выражается протест Катерины? (В любви к Борису.)

– Кого отнесем к внесюжетным героям? (Изобретатель Кулигин, странница

Феклуша.)

– Главная функция их реплик и монологов – идеологический комментарий

происходящего.

Кулигин представляет эпоху XVIII

века (читает Ломоносова и

Державина, хотел бы изобразить нравы городами «стихами». Выглядит по-разному:

иногда смешон и чудаковат (изобретает вечный двигатель), иногда серьезен и патетичен

(увещевание толпы перед грозой, сцена возле тела Катерины). Кулигину принадлежат три

монолога: 2 сатирических (обращены к Борису как к человеку, не знающего города) и 1

патетический.

Д. 1, явл. 3 «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе» (посвящен социальным

отношениям в г. Калинове).

Д. 3, явл. 3 «Вот такой, сударь, у нас городишко…» (посвящен частной жизни

горожан).

Д. 4, явл. 4 (обращается непосредственно к жителям города).

Феклуша – представитель народного мифологического сознания, показано в

карикатурном, пародийном виде.

Д. 2, явл. 1 (разговор Феклуши с Глашей о грехах и праведности).

Д. 1, явл. 3, д. 2, явл. 2 (о судах и судьях). «Наше» свято и не подлежит никакой

критике.

Таким образом, Феклуша – отрицательный герой, и ирония к ней автора очевидна.

Кулигин – благородный резонёр (резонёр — персонаж пьесы, который не принимает

активного участия в развитии действия и призван увещевать или обличать других героев,

высказывая длинные нравоучительные суждения с авторских позиций), выражает точку

зрения автора.

Создание синквейна

– Синквейн – это пятистишие, которое строится по определенной структуре:

1-я — слово-понятие (существительное или местоимение в начальной форме);

2-я — два слова, описывающих качества (прилагательные или причастия в

именительном падеже);

3-я — три слова, рассказывающих о действиях, связанных с понятием (глаголы или

деепричастия в начальной форме);

4-я — предложение (4–5 слов), отражающее отношение к понятию;

5-я — слово-резюме, которое выражает суть темы.

– Разделитесь на 8 микрогрупп и приступайте к выполнению задания.

(Ответы студентов.)

– Дайте определение понятию конфликт в литературном произведении.

– Из-за чего возникла конфликтная ситуация в пьесе? (В результате попытки

личности жить в соответствии с запросами души, не подчиняясь омертвелым догмам.)

– Какой конфликт составляет основу сюжета пьесы? (Конфликт между старыми

социально-бытовыми

принципами

и

новыми,

прогрессивными

стремлениями

к

равноправию, к свободе человеческой личности (конфликт Катерины и Бориса с

окружающей их средой)).

Основной

конфликт

произведения

объединяет

все

остальные

конфликты.

Попробуйте выделить их:

- конфликт Кулигина с Диким и Кабанихой;

- конфликт Кудряша с Диким;

- конфликт Бориса с Диким;

- конфликт Варвары с Кабанихой;

- конфликт Тихона с Кабанихой.

Основной конфликт в «Грозе» развивается быстро и напряжённо. Это достигается

особым расположением сцен: с каждой новой сценой растёт напряжённость борьбы.

(Работа в парах по карточкам.) – Давайте проследим развитие основного конфликта.

Распределите в порядке развития конфликта предложенные действия.

– Прочитайте, что у вас получилось

Действие 1 – социально-бытовой фон конфликта; неизбежность, предчувствие

конфликта.

Действие 2 – непримиримость противоречий и острота конфликта Катерины с

«тёмным царством»;

Действие 3 – свобода, обретённая Катериной, - шаг к трагической гибели героини;

Действие 4 – душевное смятение Катерины – следствие свободы, обретённой ею;

Действие 5 – самоубийство Катерины как вызов самодурству.

– Впервые в своём творчестве Островский привёл драматургический конфликт к

трагической развязке. Как вы считаете, самоубийство Катерины – величайшая глупость

или вызов самодурной силе? Напишите свое мнение в сочинении-миниатюре.

6.

Обобщение и систематизация изученного материала

Заполнение рабочих карт.

7.

Итоговая часть занятия

– Что нового узнали на уроке?

– Чему научились на уроке?

Выставление оценок.

8.

Сообщение домашнего задания.

– Написать сочинение-миниатюру. Посмотреть фильм «Гроза», реж. Владимир

Петров, 1934 г.



В раздел образования