Автор: Кольцова Екатерина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 11 Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: Родительский клуб, как форма взаимосотрудничества семьи и ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Родительский клуб,
как форма взаимосотрудничества семьи и ДОУ
Воспитатель
Государственного
бюджетного
дошкольного
образовательного учреждения детский сад №11 Приморского района
Санкт-Петербурга
Кольцова Екатерина Сергеевна
Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации
детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития
ребенка необходимо их взаимодействие.
С 01.01.2014г. в действие введен Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки
России
от
17.10.2013
№
1155
«Об
утверждении
федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
где
одной
из
задач
является
обеспечение
психолого-педагогической
поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления
здоровья детей.
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного
учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность
родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать,
направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений
семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется
понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит
привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Формирование
активной
жизненной
позиции
родителей
явилось
актуальной проблемой для педагогов нашего детского сада. А от участия
родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты
педагогического процесса. Прежде всего – дети.
Проанализировав сложившую ситуацию, существующие в практике
формы и методы взаимодействия ДОУ с родителями, мы пришли к выводу,
что наиболее эффективной формой сотрудничества с родителями является
Родительский клуб.
Цель
Родительских
клубов
–
повышение
педагогической
компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и
укрепления здоровья дошкольников. Привлечение их к сотрудничеству с
коллективом нашего учреждения в плане единых подходов воспитания
ребенка.
Задачи:
оказывать квалифицированную консультативную и практическую
помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка;
повышать педагогическую культуру родителей;
активизировать и обогатить воспитательные умения родителей,
поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
выявлять и транслировать положительный семейный опыт по
воспитанию и развитию детей дошкольного возраста;
способствовать установлению доверительных отношений между
родителями и коллективом детского сада.
Из опыта моей предыдущей работы пришла к выводу, если в ДОУ было
принято решение проводить встречи родительского клуба, то не чаще 1 раза
в
месяц.
На
каждое
мероприятие
вход
организовывается
по
«пригласительным билетам», которые раздают педагоги в своих группах. На
первые встречи приходили самые активные родители, но положительные
отзывы о проведенных встречах, рассеяли сомнения и стеснительность более
осторожных родителей. Позднее встречи родительского клуба можно
проводить 1 раз в 3 месяца, так как можно повторять мероприятия для тех,
кто постеснялся первый раз или в силу своей загруженности не мог прийти.
Темы встреч могут быть самыми разнообразными, затрагивающие все
области
развития
детей
(физическая,
речевая,
познавательная,
художественно-эстетическая, социально-коммуникативная) - «Играем вместе
с детьми», «Новогодние семейные традиции», «Речевое развитие детей»,
«Творческая мастерская», «Туристический поход», «Экспериментируем
дома», «В здоровом теле – здоровый дух» «Патриоты Родины», «Этот
загадочный космос», «Квест по сказкам» и др.
В организационной части мероприятия, ведущие погружают в тему
театрализованным
представлением,
музыкальным
сопровождением
или
просмотром видеоматериала, чтобы снизить волнение родителей, а также
привлечь их внимание и интерес детей. Педагоги и специалисты ДОУ,
выступают в роли ведущих, дают немного теории. Большой объем
теоретической
части
неуместен
в
рамках
таких
встреч,
так
как
присутствовали дети. В виде игровой деятельности родители узнают, как
организовать детей, в какой форме доступны получаемые знания ими и опыт.
Сопутствующие мастер-классы помогают практически закрепить сжато
изложенный теоретический материал.
В мастер-классах зачастую родители сами для себя открывают что-то
новое и увлекательное. Ведь любой взрослый в душе маленький ребенок. А
«взрослые» проблемы и обязанности не дают времени заняться «детскими»
делами. И кто говорил, что не умеет, не знает, у меня не получится,
совместно с детьми, погружаясь в атмосферу «детской сказки» создают,
творят и играют. Под чутким ненавязчивым руководством ведущих наши
родители получают и теоретический и практический опыт.
Так как в мероприятии участвуют дети, а длительность мероприятия 1-
1,5 часа, обязательно нужно включать игры для переключения внимания и
смены деятельности. Можно организовать игры только для детей, в этот
момент родители могут немного отдохнуть, полюбоваться игрой своих детей.
Также организовываются подвижные игры родителей и детей совместно, что
еще больше сплачивает и укрепляет детско-родительские отношения.
В конце встречи подводятся небольшие выводы, ведущие отвечают на
«горячие» вопросы, дают небольшое задание или поручение, чтобы тема
мероприятия не осталась в стенах ДОУ и рамках встречи «Дружной
семейки». На этом мероприятие заканчивается. Родители между собой
делятся
впечатлениями,
кому
необходима
консультация,
ведущие
в
индивидуальной форме стараются помочь каждому обратившемуся.
Так как встречи родительского клуба объединяют родителей разных
групп ДОУ, то интерес к данному мероприятию повышается с каждым разом.
Для успешной учебно-воспитательной деятельности ДОУ необходимо
тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Работа
семейного клуба в целом имеет существенное значение для установления
отношений сотрудничества между педагогическим составом детского сада,
семьёй и детьми. В частности, заседания клуба позволяют обсудить и
разобрать насущные задачи, связанные с созданием оптимальных условий
для
полноценного
интеллектуального,
эмоционального,
духовно-
нравственного и физического развития дошкольников.
Список литературы
1.Артамонова Е. И., Екжанова Е. В. и. Зырянова Е. В Психология
семейных отношений с основами семейного консультирования. М.:Изд.
Центр «Академия» 2002г
2.Арнаутова Е. П. «Педагог и семья» М. "2014г.
3. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.
М. Марковская. – СПб., 2005.
4.Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к
общению с родителями. 2002.№4
5.Лобанок Т.С Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного
учреждения с семьей.. - 2-е изд. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2003.
6. К. Фопель «Как научить детей сотрудничать?»; Генезиз. 2010 г.
7. Фомичева М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»:
пособие для воспитателей детского сада. – М. «Пресс», 2004.