Автор: Насыйров Мунир Габдульбарович
Должность: учитель высшей категории по физической культуре
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей №110"
Населённый пункт: г.Казань, Респулика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Ритмо-темповая структура техники бега на 100 м с барьерами как модельная основа методики обучения"
Раздел: полное образование
РИТМО-ТЕМПОВАЯ СТРУКТУРА ТЕХНИКИ БЕГА НА 100 М С БАРЬЕРАМИ
КАК МОДЕЛЬНАЯ ОСНОВА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ
М.Г. Насыйров
Спорт
высших
достижений
не
может
развиваться
в
отрыве
от
массового
физкультурного движения и детского спорта.
Анализ состояния и подготовки педагогических кадров физкультурного образования
является
важнейшей
проблемой
высшего
образования.
Из
некогда
единого
научного
и методического пространства
выделились
сильные
в спортивном и
методическом
плане
ученые, специалисты, педагоги, спортсмены и тренеры бывших союзных республик. По
различным
-
как
политическим,
так
и
экономическим
причинам
снизилось
качество
подготовки спортивных и педагогических кадров, отток их в другие виды деятельности. Это
повлекло за собой снижение количества занимающихся спортом, методические просчеты в
тренировках,
падение
конкуренции.
Что
привело
к
снижению
уровня
результатов
и
ослаблению позиций наших спортсменов на международной арене в большинстве видов
легкой атлетике.
Особенно сильно это отразилось в сложных координационных видах (барьерном беге,
мужском
прыжке
с
шестом, метании молота),
где
помимо
высокого
уровня
развития
физических
качеств,
необходимо овладение эффективной
и
рациональной
техникой
движений.
Для
успешной
работы
над овладением и
совершенствованием
оптимальной
для
каждого
уровня
результатов
техникой легкоатлетических видов
необходимо
глубокое
понимание ритмовой структуры
движения,
знания
пр о ст р анственно - вр ем енных
характеристик, соотношения изменения элементов техники по мере развития физических
качеств.
Специалисты
отмечают
особую
роль
ритмической
структуры
соревновательного
упражнения в создании рациональной техники. Эта структура для начинающих должна быть
образцом, «рамкой», ориентированной на построение системой рациональных движений, а
для
высококвалифицированных
спортсменов
она
играет
роль
показателя
технического
мастерства [1,3].
Особую
сложность
представляет
и
то
что
сложные
координационные
действия
необходимо выполнять на фоне максимальных проявлений скоростно-силовых физических
качеств и предельной мощности работы.
В
барьерном
беге
остро
встает
и
проблема
соотношения
мер
стандартизации
и индивидуализации техники. Спортсменкам с различными антропометрическими данными
и
генетическими
(мобильностью
и
проводимостью
нервной
системы,
запасов
фосфорсодержащих
источников
энергообеспечения,
скоростью
реагирования
внутренних
систем организма, количеством быстрых мышечных волокон и др.) данными приходится
выполнять
строго
регламентированное
правилами соревнований упражнение
при
стандартной высоте и расстановке барьеров.
С п е ц и а л и с т ы
о т м е ч а ю т
о с о б у ю
р о л ь
р и т м и ч е с к о й
структуры соревновательного упражнения в создании рациональной техники.
Для
выявления
ритма
–
темповой
структуры
собственно
преодоление
барьера
определялась средняя скорость движения точек тела в горизонтальных и вертикальных
векторах при преодолении барьера, по встречающимся в научно-методической литературе
[2,4,5]
многозвенным
моделям
тела
спортсменок.
Изменения
положения
сегментов
–
туловища,
бедер
и
голеней
обеих
ног
–
определялись
по
следующим
точкам,
ограничивающим сегменты: стопа толчковой ноги, колено толчковой ноги, стопа маховой
ноги, колено маховой ноги, точка головы и вместо
точки общего центра масс (трудно
определяемый
и
поэтому
сложно
используемый
в
практической
работе)
в
этой
модели
использовалось точка тазобедренного сустава ближней к оператору ноги. Использовалось
съемка,
проводимая
перпендикулярно
направлению
бега
спортсменок.
Изображения
1
отдельных
кадров
с
помощью
программ
видео
редакторов
разбивалось
на
отдельные
последовательные
изображения,
затем
монтировалось
на
координатную
сетку
и
жестко
привязывалось на плоскости относительно вертикали барьера. Зная стандартную высоту
барьера – 84 см, можно было измерить положение вычисляемых точек на плоскости и свести
к
общему
знаменателю
у
различных
спортсменок,
зная
частоту
кадров
съемки,
можно
определить скорость изменения положения этих точек на плоскости относительно барьера.
Результаты
методических
разработок
по
совершенствованию
ритмовой
структуры
барьерного
бега
с
помощью
систематизированных
комплексов
специальных
упражнений апробировались в
ходе
специально
организованных
естественных
и
формирующих
экспериментов
продолжительностью
более
10
лет.
На
первом
этапе
исследования в 1990 - 1995 гг. принимали участие 2 мастера спорта международного класса и
6 мастеров спорта, 7 кандидатов в мастера спорта, 8 спортсменок 1 разряда. На втором этапе
с 1996 г. по настоящее время были задействованы студентки, обучающиеся на факультете
физической культуры и спорта Московского педагогического государственного университета
общей численностью 124 человека.
Положения, выносимые на защиту:
1. Параметры ритмовой структуры движений каждого из сегментов тела барьеристок
высшей квалификации во время преодоления барьера, являющиеся основой рациональной
техники в этом виде легкой атлетики.
2.Система упражнений, подобранных на основе системно-структурного подхода для
целенаправленного
воздействия
на
определенные
компоненты
сложных
двигательных
действий (ритмо-темповую структуру) различных сегментов тела во время преодоления
барьера,
позволяющая
эффективно овладевать и
совершенствовать
рациональную
модель
техники.
3.
Методические
приёмы
использования
этих
упражнений,
заключающиеся
в
следующем:
- целенаправленности и избирательности воздействии на пространственно-временных
показателей двигательных актов являющихся отдельными компонентами техники барьерного
бега,
- многократном чередовании специально-подготовительных (расчленённый метод) и
тренировочных форм соревновательного упражнения (целостный метод) в одном учебном
занятии, направленных на совершенствование ритмовой структуры бега с барьерами;
- высокая концентрация нагрузки во время обучения, повышающая результативность
методических
приёмов,
способность
к
утилизации
эффектов
воздействия
и
в
целом
эффективность учебных занятий в достижении специальной технической подготовленности;
-
система
контрольных
упражнений
для
проверки
уровня
овладения
каждым
из
компонентов
техники
барьерного
бега
для
занимающихся
с
различным
уровнем
подготовленности.
Таким образом, можно сказать следующее, что в результате исследований разработана
методика обучения и совершенствования техники барьерного бега включающая в себя:
- барьерные упражнения, целенаправленно воздействующие на ритмовую структуру
преодоления
барьера,
которые
позволяют
эффективно обучать этому
сложному
двигательному
действию
и
совершенствовать
техническую
составляющую
спортивного
мастерства у контингента с различным уровнем подготовленности.
- методического приёма:
подбора
специальных
упражнений,
с т ру кту р н о
соответствующих
элементам
основного соревновательного,
в
чередовании
с
основным соревновательным или части его, в стандартных режимах. В барьерном беге это
проявляется
в
выполнении
специальных упражнений барьериста
в
сочетании
с бегом,
имитирующим ритмовой рисунок соревновательного бега -3 беговых шага и 1 барьерный,
- методические указание,
которые
в
словесной
форме
точно
характеризуют
оптимальную ритмо-темповую структуру барьерного бега, определяют силовые акценты в их
2
последовательности и соразмерности друг с другом для каждого из сегментов тела при
преодолении барьера,
-
контрольные
упражнения,
позволяющие
следить
за
ходом
обучения
каждой
из
составляющих барьерного бега и за процессом в целом.
Основные черты предложенной методики:
-
подбор
упражнений,
избирательно,
направленных
на
т ех н и ч е с ко е
совершенствование определенного элемента движения каждым из сегментов тела,
-
оптимальное
количество
используемых
в
учебно-тренировочном
процессе
специальных упражнений, направленных на совершенствование входа на барьер, схода с
барьера и преодоления барьера в целом, соотносятся как 1:1:1;
-
многократное вариативное чередование
серий
специального
технического
упражнения
на
месте
и
в
ходьбе,
с
элементами
основного
соревновательного
в
беге
соотносится в серии как 3:1;
- интенсивность выполнения специальных упражнений, близкая к максимальной и
максимальная
(97-100
%)
при
контроле
за
техникой
и
ритмом
выполнения,
особенно
соразмерность
и
последовательность
силовых
акцентов
каждого
из
сегментов
тела
при
преодолении барьера;
- контроль за ходом освоения отдельных элементов техники с помощью упражнений,
позволяющих оценить степень овладения каждым из последовательных действий;
- концентрированное применение специализированных комплексов на протяжении
цикла из 12 - 16 занятий (в зависимости от индивидуальных двигательных способностей
занимающихся)
позволяет
прочно
и
точно
закрепить
первоначальный навык бега
с
барьерами.
ЛИТЕРАТУРА
1.Балахничев. В.В. Бег на 110 метров с барьерами/ В.В.Балахничев – М.: Физкультура
и спорт, 1987. – 80с.
2.Визуальная
оценка
техники
бега
с
максимальной
скоростью/
В.В.Тюпа,
И.Н.Мироненко, А.А.Джалилов (и др.)// Теория и практика физической культуры. – 1993. -
№6 – с.21-23
3.Отрубянников Р.Я. Спринт с барьерами/ Р.Я.Отрубянников, Е.А.Разумовский. – К.:
Здоровья,1988. – 120 с.
4.Тюпа В.В. Биомеханика бега (механическая работа и энергия): учеб. пособие для
студ. ГЦОЛИФКа/ В.В.Тюпа, Е.Е.Аракслян, Ю.Н.Примаков: Гос.центр. инт физ. Культуры. –
М.: 1990. – 98 с.
5.Утомление
и
техника
бега/
И.Н.Мироненко,
Ф.А.Гусейнов,
Ю.Н.Травин
(и
др.)//Легкая атлетика. – 1994. - №9 . – С.8-9,19.
3