Напоминание

"Ритмо-темповая структура техники бега на 100 м с барьерами как модельная основа методики обучения"


Автор: Насыйров Мунир Габдульбарович
Должность: учитель высшей категории по физической культуре
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей №110"
Населённый пункт: г.Казань, Респулика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Ритмо-темповая структура техники бега на 100 м с барьерами как модельная основа методики обучения"
Раздел: полное образование





Назад




РИТМО-ТЕМПОВАЯ СТРУКТУРА ТЕХНИКИ БЕГА НА 100 М С БАРЬЕРАМИ

КАК МОДЕЛЬНАЯ ОСНОВА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ

М.Г. Насыйров

Спорт

высших

достижений

не

может

развиваться

в

отрыве

от

массового

физкультурного движения и детского спорта.

Анализ состояния и подготовки педагогических кадров физкультурного образования

является

важнейшей

проблемой

высшего

образования.

Из

некогда

единого

научного

и методического пространства

выделились

сильные

в спортивном и

методическом

плане

ученые, специалисты, педагоги, спортсмены и тренеры бывших союзных республик. По

различным

-

как

политическим,

так

и

экономическим

причинам

снизилось

качество

подготовки спортивных и педагогических кадров, отток их в другие виды деятельности. Это

повлекло за собой снижение количества занимающихся спортом, методические просчеты в

тренировках,

падение

конкуренции.

Что

привело

к

снижению

уровня

результатов

и

ослаблению позиций наших спортсменов на международной арене в большинстве видов

легкой атлетике.

Особенно сильно это отразилось в сложных координационных видах (барьерном беге,

мужском

прыжке

с

шестом, метании молота),

где

помимо

высокого

уровня

развития

физических

качеств,

необходимо овладение эффективной

и

рациональной

техникой

движений.

Для

успешной

работы

над овладением и

совершенствованием

оптимальной

для

каждого

уровня

результатов

техникой легкоатлетических видов

необходимо

глубокое

понимание ритмовой структуры

движения,

знания

пр о ст р анственно - вр ем енных

характеристик, соотношения изменения элементов техники по мере развития физических

качеств.

Специалисты

отмечают

особую

роль

ритмической

структуры

соревновательного

упражнения в создании рациональной техники. Эта структура для начинающих должна быть

образцом, «рамкой», ориентированной на построение системой рациональных движений, а

для

высококвалифицированных

спортсменов

она

играет

роль

показателя

технического

мастерства [1,3].

Особую

сложность

представляет

и

то

что

сложные

координационные

действия

необходимо выполнять на фоне максимальных проявлений скоростно-силовых физических

качеств и предельной мощности работы.

В

барьерном

беге

остро

встает

и

проблема

соотношения

мер

стандартизации

и индивидуализации техники. Спортсменкам с различными антропометрическими данными

и

генетическими

(мобильностью

и

проводимостью

нервной

системы,

запасов

фосфорсодержащих

источников

энергообеспечения,

скоростью

реагирования

внутренних

систем организма, количеством быстрых мышечных волокон и др.) данными приходится

выполнять

строго

регламентированное

правилами соревнований упражнение

при

стандартной высоте и расстановке барьеров.

С п е ц и а л и с т ы

о т м е ч а ю т

о с о б у ю

р о л ь

р и т м и ч е с к о й

структуры соревновательного упражнения в создании рациональной техники.

Для

выявления

ритма

темповой

структуры

собственно

преодоление

барьера

определялась средняя скорость движения точек тела в горизонтальных и вертикальных

векторах при преодолении барьера, по встречающимся в научно-методической литературе

[2,4,5]

многозвенным

моделям

тела

спортсменок.

Изменения

положения

сегментов

туловища,

бедер

и

голеней

обеих

ног

определялись

по

следующим

точкам,

ограничивающим сегменты: стопа толчковой ноги, колено толчковой ноги, стопа маховой

ноги, колено маховой ноги, точка головы и вместо

точки общего центра масс (трудно

определяемый

и

поэтому

сложно

используемый

в

практической

работе)

в

этой

модели

использовалось точка тазобедренного сустава ближней к оператору ноги. Использовалось

съемка,

проводимая

перпендикулярно

направлению

бега

спортсменок.

Изображения

1

отдельных

кадров

с

помощью

программ

видео

редакторов

разбивалось

на

отдельные

последовательные

изображения,

затем

монтировалось

на

координатную

сетку

и

жестко

привязывалось на плоскости относительно вертикали барьера. Зная стандартную высоту

барьера – 84 см, можно было измерить положение вычисляемых точек на плоскости и свести

к

общему

знаменателю

у

различных

спортсменок,

зная

частоту

кадров

съемки,

можно

определить скорость изменения положения этих точек на плоскости относительно барьера.

Результаты

методических

разработок

по

совершенствованию

ритмовой

структуры

барьерного

бега

с

помощью

систематизированных

комплексов

специальных

упражнений апробировались в

ходе

специально

организованных

естественных

и

формирующих

экспериментов

продолжительностью

более

10

лет.

На

первом

этапе

исследования в 1990 - 1995 гг. принимали участие 2 мастера спорта международного класса и

6 мастеров спорта, 7 кандидатов в мастера спорта, 8 спортсменок 1 разряда. На втором этапе

с 1996 г. по настоящее время были задействованы студентки, обучающиеся на факультете

физической культуры и спорта Московского педагогического государственного университета

общей численностью 124 человека.

Положения, выносимые на защиту:

1. Параметры ритмовой структуры движений каждого из сегментов тела барьеристок

высшей квалификации во время преодоления барьера, являющиеся основой рациональной

техники в этом виде легкой атлетики.

2.Система упражнений, подобранных на основе системно-структурного подхода для

целенаправленного

воздействия

на

определенные

компоненты

сложных

двигательных

действий (ритмо-темповую структуру) различных сегментов тела во время преодоления

барьера,

позволяющая

эффективно овладевать и

совершенствовать

рациональную

модель

техники.

3.

Методические

приёмы

использования

этих

упражнений,

заключающиеся

в

следующем:

- целенаправленности и избирательности воздействии на пространственно-временных

показателей двигательных актов являющихся отдельными компонентами техники барьерного

бега,

- многократном чередовании специально-подготовительных (расчленённый метод) и

тренировочных форм соревновательного упражнения (целостный метод) в одном учебном

занятии, направленных на совершенствование ритмовой структуры бега с барьерами;

- высокая концентрация нагрузки во время обучения, повышающая результативность

методических

приёмов,

способность

к

утилизации

эффектов

воздействия

и

в

целом

эффективность учебных занятий в достижении специальной технической подготовленности;

-

система

контрольных

упражнений

для

проверки

уровня

овладения

каждым

из

компонентов

техники

барьерного

бега

для

занимающихся

с

различным

уровнем

подготовленности.

Таким образом, можно сказать следующее, что в результате исследований разработана

методика обучения и совершенствования техники барьерного бега включающая в себя:

- барьерные упражнения, целенаправленно воздействующие на ритмовую структуру

преодоления

барьера,

которые

позволяют

эффективно обучать этому

сложному

двигательному

действию

и

совершенствовать

техническую

составляющую

спортивного

мастерства у контингента с различным уровнем подготовленности.

- методического приёма:

подбора

специальных

упражнений,

с т ру кту р н о

соответствующих

элементам

основного соревновательного,

в

чередовании

с

основным соревновательным или части его, в стандартных режимах. В барьерном беге это

проявляется

в

выполнении

специальных упражнений барьериста

в

сочетании

с бегом,

имитирующим ритмовой рисунок соревновательного бега -3 беговых шага и 1 барьерный,

- методические указание,

которые

в

словесной

форме

точно

характеризуют

оптимальную ритмо-темповую структуру барьерного бега, определяют силовые акценты в их

2

последовательности и соразмерности друг с другом для каждого из сегментов тела при

преодолении барьера,

-

контрольные

упражнения,

позволяющие

следить

за

ходом

обучения

каждой

из

составляющих барьерного бега и за процессом в целом.

Основные черты предложенной методики:

-

подбор

упражнений,

избирательно,

направленных

на

т ех н и ч е с ко е

совершенствование определенного элемента движения каждым из сегментов тела,

-

оптимальное

количество

используемых

в

учебно-тренировочном

процессе

специальных упражнений, направленных на совершенствование входа на барьер, схода с

барьера и преодоления барьера в целом, соотносятся как 1:1:1;

-

многократное вариативное чередование

серий

специального

технического

упражнения

на

месте

и

в

ходьбе,

с

элементами

основного

соревновательного

в

беге

соотносится в серии как 3:1;

- интенсивность выполнения специальных упражнений, близкая к максимальной и

максимальная

(97-100

%)

при

контроле

за

техникой

и

ритмом

выполнения,

особенно

соразмерность

и

последовательность

силовых

акцентов

каждого

из

сегментов

тела

при

преодолении барьера;

- контроль за ходом освоения отдельных элементов техники с помощью упражнений,

позволяющих оценить степень овладения каждым из последовательных действий;

- концентрированное применение специализированных комплексов на протяжении

цикла из 12 - 16 занятий (в зависимости от индивидуальных двигательных способностей

занимающихся)

позволяет

прочно

и

точно

закрепить

первоначальный навык бега

с

барьерами.

ЛИТЕРАТУРА

1.Балахничев. В.В. Бег на 110 метров с барьерами/ В.В.Балахничев – М.: Физкультура

и спорт, 1987. – 80с.

2.Визуальная

оценка

техники

бега

с

максимальной

скоростью/

В.В.Тюпа,

И.Н.Мироненко, А.А.Джалилов (и др.)// Теория и практика физической культуры. – 1993. -

№6 – с.21-23

3.Отрубянников Р.Я. Спринт с барьерами/ Р.Я.Отрубянников, Е.А.Разумовский. – К.:

Здоровья,1988. – 120 с.

4.Тюпа В.В. Биомеханика бега (механическая работа и энергия): учеб. пособие для

студ. ГЦОЛИФКа/ В.В.Тюпа, Е.Е.Аракслян, Ю.Н.Примаков: Гос.центр. инт физ. Культуры. –

М.: 1990. – 98 с.

5.Утомление

и

техника

бега/

И.Н.Мироненко,

Ф.А.Гусейнов,

Ю.Н.Травин

др.)//Легкая атлетика. – 1994. - №9 . – С.8-9,19.

3



В раздел образования