Автор: Логош Дарья Александровна
Должность: Учитель физики
Учебное заведение: МАОУ СОШ 216
Населённый пункт: Город Новосибирск
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Практикум по решению физических задач
Раздел: среднее образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 216»
ПРИНЯТО
протокол заседания методического объединения
учителей ________________________________
от «____» № ___
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________________ __________________
от «______» ______ года
ПРИНЯТО
протокол заседания методического объединения
учителей ________________________________
от «____» № ___
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________________ __________________
от «______» августа 201 года
ПРИНЯТО
протокол заседания методического объединения
учителей ________________________________
от «____» августа 20 года № ___
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________________ __________________
от «______» августа 20 года
Рабочая программа учебного предмета
«Практикум по решению физических задач»
для основного общего образования (7 класс)
2019
1.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Составители:
Логош Д.А., учитель физики
«ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ»
1.1 Личностные результаты освоения учебного предмета, курса
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому
и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга
перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная
значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и
ощущение
личностной
сопричастности
судьбе
российского
народа).
Осознание
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с
российской
многонациональной
культурой,
сопричастность
истории
народов
и
государств,
находившихся
на
территории
современной
России);
интериоризация
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире
профессий
и
профессиональных
предпочтений,
с
учетом
устойчивых
познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения,
осознанного
и
ответственного
отношения
к
собственным
поступкам
(способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное
отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных
норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении,
расточительном потребительстве;
сформированность
представлений
об
основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и
истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской
государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни
человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению;
уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню
развития
науки
и
общественной
практики,
учитывающего
социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
(идентификация
себя
как
полноправного
субъекта
общения,
готовность
к
конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа
допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как
конвенционирования интересов,
процедур,
готовность и
способность к ведению
переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к
участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены
и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское
участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного
объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными
институтами;идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований,
освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация
ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей
социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности,
самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера,
формирование
компетенций
анализа,
проектирования,
организации
деятельности,
рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации
собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать
художественные
произведения,
отражающие
разные
этнокультурные
традиции;
сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения;
эстетическое,
эмоционально-ценностное
видение
окружающего
мира;
способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации
в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры
своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в
общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к
традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной
и
практической
деятельности
в
жизненных
ситуациях
(готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к
художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе
экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
1.2 Метапредметные результаты освоения учебного предмета, курса
Регулятивные УУД
1.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать
существующие
и
планировать
будущие
образовательные
результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять
необходимые
действие(я)
в
соответствии
с
учебной
и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая
логическую последовательность шагов);
выбирать
из
предложенных
вариантов
и
самостоятельно
искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять
план
решения
проблемы
(выполнения
проекта,
проведения
исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
технологии решения практических задач определенного класса;
планировать
и
корректировать
свою
индивидуальную
образовательную
траекторию.
3.
Умение
соотносить
свои
действия
с
планируемыми
результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать
(в
том
числе
выбирать
приоритетные)
критерии
планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать
свою
деятельность,
аргументируя
причины
достижения
или
отсутствия планируемого результата;
находить
достаточные
средства
для
выполнения
учебных
действий
в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
продукта/результата;
устанавливать
связь
между
полученными
характеристиками
продукта
и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
4.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария
для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать
и
анализировать
динамику
собственных
образовательных
результатов.
5.
Владение
основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решений
и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
наблюдать
и
анализировать
собственную
учебную
и
познавательную
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить
реальные
и
планируемые
результаты
индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных
состояний
для
достижения
эффекта
успокоения
(устранения
эмоциональной
напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта
активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся
сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки
и свойства;
выстраивать
логическую
цепочку,
состоящую
из
ключевого
слова
и
соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и
объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи
между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть
причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при
этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи;
самостоятельно
указывать
на
информацию,
нуждающуюся
в
проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением
формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки
зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные
/наиболее
вероятные
причины,
возможные
последствия
заданной
причины,
самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать
вывод
на
основе
критического
анализа
разных
точек
зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными
данными.
7.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать
данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область;
переводить
сложную
по
составу
(многоаспектную)
информацию
из
графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и
наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный
ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется
алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной
ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать
текст
(художественный
и
нехудожественный
–
учебный,
научно-популярный,
информационный, текст non-fiction);
критически оценивать содержание и форму текста.
9.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной,
коммуникативной,
социальной
практике
и
профессиональной
ориентации. Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на
действие другого фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по
защите окружающей среды;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели,
проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и
разрешать
конфликты
на
основе
согласования
позиций
и
учета
интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его
речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы,
теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
строить
позитивные
отношения
в
процессе
учебной
и
познавательной
деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать
контраргументы,
перефразировать
свою
мысль
(владение
механизмом
эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять
в
рамках
диалога
разрывы
в
коммуникации,
обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
12.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера
в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать
письменные
«клишированные»
и
оригинальные
тексты
с
использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;
использовать
невербальные
средства
или
наглядные
материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно
после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13.
Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно
искать
и
использовать
информационные
ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с
условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных
программно-аппаратных
средств
и
сервисов)
для
решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
1.3 Предметные результаты освоения учебного предмета, курса
7 класс
Семиклассник научится:
Первоначальные сведения о строении вещества.
понимать природу физических явлений: расширение тел при нагревании,
диффузия в газах, жидкостях и твердых телах, смачивание и не смачивание тел большая
сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
ставить опыты по исследованию физических явлений или физических
свойств тел при изучении скорости протекания диффузии от температуры, исследования
зависимости смачивания и не смачивания тел от строения вещества, выявления степени
сжимаемости жидкости и газа; при этом формулировать проблему/задачу учебного
эксперимента; проводить опыт и формулировать выводы.
понимать роль эксперимента в получении научной информации;
проводить прямые измерения физических величин: расстояние, объем, при
этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы
оценки погрешностей измерений.
проводить косвенные измерения физических величин: вычислять значение
величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений
при измерении размеров малых тел, объема;
применять знания о строении вещества и молекулы на практике;
Взаимодействие тел.
распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся
знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: механическое
движение, равномерное и неравномерное движение, относительность механического
движения, инерция, взаимодействие тел, всемирное тяготение;
описывать изученные свойства тел и механические явления, используя
физические величины: путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила (сила
тяжести, сила упругости, сила трения); при описании правильно трактовать физический
смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы,
связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение
физической величины;
анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя
физические законы: закон всемирного тяготения, закон Гука; при этом различать
словесную формулировку закона и его математическое выражение;
различать
основные
признаки
изученных
физических
моделей:
материальная точка;
решать задачи, используя физические законы (закон Гука) и формулы,
связывающие физические величины (путь, скорость, время, масса тела, плотность
вещества, объем тела, сила упругости, равнодействующая двух сил, направленных по
одной прямой): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять
физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить
расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины;
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических
методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать
результаты наблюдений и опытов;
понимать роль эксперимента в получении научной информации;
проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса
тела, сила, вес, сила трения скольжения, сила трения качения, объем, при этом выбирать
оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей
измерений.
проводить
исследование
зависимостей
физических
величин
с
использованием прямых измерений: пройденного пути от времени, удлинения пружины
от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от
площади соприкосновения тел и силы, прижимающей тело к поверхности (нормального
давления); при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной
зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по
результатам исследования;
проводить косвенные измерения физических величин: скорость, плотность
тела, равнодействующая двух сил, действующих на тело и направленных в одну и
противоположные стороны, при выполнении измерений собирать экспериментальную
установку,
следуя
предложенной
инструкции,
вычислять
значение
величины
и
анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
ставить опыты по исследованию физических явлений или физических
свойств
тел
без
использования
прямых
измерений;
при
этом
формулировать
проблему/задачу
учебного
эксперимента;
собирать
установку
из
предложенного
оборудования; проводить опыт и формулировать выводы;
анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в
них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять
имеющиеся знания для их объяснения; находить связь между физическими величинами:
силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой
и объемом, силой тяжести и весом тела;
понимать принципы действия динамометра, весов, встречающихся в
повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот;
использовать
при
выполнении
учебных
задач
научно-популярную
литературу
о
физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
Давление твердых тел, жидкостей и газов.
распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся
знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: атмосферное давление,
передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление,
плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся
сосудах, существование воздушной оболочки Земли, способы увеличения и уменьшения
давления;
описывать изученные свойства тел и механические явления, используя
физические величины: давление, температура, площадь опоры, объем, сила, плотность;
при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их
обозначения
и
единицы
измерения,
находить
формулы,
связывающие
данную
физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя
физические законы: закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную
формулировку закона и его математическое выражение;
решать задачи, используя физические законы (закон Паскаля, закон
Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (масса тела, плотность
вещества, сила, давление, давление на дно и стенки сосуда): на основе анализа условия
задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы,
необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного
значения физической величины.
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических
методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать
результаты наблюдений и опытов;
понимать роль эксперимента в получении научной информации;
проводить прямые измерения физических величин: объем, атмосферное
давление; при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие
методы оценки погрешностей измерений;
проводить косвенные измерения физических величин: давление жидкости на
дно
и
стенки
сосуда,
сила
Архимеда;
при
выполнении
измерений
собирать
экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение
величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности
измерений;
проводить
исследование
зависимостей
физических
величин
с
использованием прямых измерений: сила Архимеда от объема вытесненной телом воды,
условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда; при этом
конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических
величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
ставить опыты по исследованию физических явлений или физических
свойств
тел
без
использования
прямых
измерений;
при
этом
формулировать
проблему/задачу
учебного
эксперимента;
собирать
установку
из
предложенного
оборудования; проводить опыт и формулировать выводы;
анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в
них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять
имеющиеся знания для их объяснения;
понимать принципы действия барометра-анероида, манометра, поршневого
жидкостного насоса, гидравлического пресса, условия их безопасного использования в
повседневной жизни;
использовать
при
выполнении
учебных
задач
научно-популярную
литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
Работа и мощность. Энергия.
распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся
знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равновесие твердых тел,
имеющих закрепленную ось вращения, превращение одного вида кинетической энергии в
другой;
описывать изученные свойства тел и механические явления, используя
физические величины: сила, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая
работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого
механизма; при описании правильно трактовать физический смысл используемых
величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную
физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя
физические законы: закон
сохранения энергии; при
этом
различать словесную
формулировку закона и его математическое выражение;
решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии) и
формулы, связывающие физические величины (кинетическая энергия, потенциальная
энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма,
условие равновесия сил на рычаге, момент силы): на основе анализа условия задачи
записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы,
необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного
значения физической величины;
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических
методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать
результаты наблюдений и опытов;
ставить опыты по исследованию физических явлений или физических
свойств
тел
без
использования
прямых
измерений;
при
этом
формулировать
проблему/задачу
учебного
эксперимента;
собирать
установку
из
предложенного
оборудования; проводить опыт и формулировать выводы;
понимать роль эксперимента в получении научной информации;
проводить прямые измерения физических величин: расстояние, сила); при
этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы
оценки погрешностей измерений.
проводить
исследование
зависимостей
физических
величин
с
использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать
результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков,
делать выводы по результатам исследования;
проводить
косвенные
измерения
физических
величин:
определение
соотношения сил и плеч для равновесия рычага; при выполнении измерений собирать
экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение
величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности
измерений;
анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в
них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять
имеющиеся знания для их объяснения;
понимать принципы действия рычага, блока, наклонной плоскости, условия
их безопасного использования в повседневной жизни;
использовать
при
выполнении
учебных
задач
научно-популярную
литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
Семиклассник получит возможность научиться:
Первоначальные сведения о строении вещества.
использовать
приемы
построения
физических
моделей,
поиска
и
формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе
эмпирически установленных фактов;
сравнивать точность измерения физических величин по величине их
относительной погрешности при проведении прямых измерений;
самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических
величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать
средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор
способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности
полученных результатов;
воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной
литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную
информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
использовать полученные знания о способах измерения физических величин, о диффузии
и скорости ее протекания, о взаимодействии молекул, свойств веществ в различных
агрегатных состояниях в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды),
приводить примеры.
Взаимодействие тел.
осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении
представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
использовать приемы построения физических моделей, поиска и
формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе
эмпирически установленных фактов;
сравнивать точность измерения физических величин: время, расстояние,
масса тела, сила, вес, объем, по величине их относительной погрешности при проведении
прямых измерений;
самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических
величин с использованием различных способов измерения физических величин: скорость,
плотность тела, равнодействующая двух сил, действующих на тело и направленных в
одну и противоположные стороны; выбирать средства измерения с учетом необходимой
точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной
задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной
литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную
информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
создавать собственные письменные и устные сообщения о физических
явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,
для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей
среде; приводить примеры практического использования физических знаний о
механических явлениях и физических законах;
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий
характер фундаментальных законов (закон всемирного тяготения) и ограниченность
использования частных законов (закон Гука и др.);
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать
проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием
математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Давление твердых тел, жидкостей и газов.
осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении
представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
использовать приемы построения физических моделей, поиска и
формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе
эмпирически установленных фактов;
самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических
величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать
средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор
способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности
полученных результатов;
воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной
литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную
информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
создавать собственные письменные и устные сообщения о физических
явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,
для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей
среде; приводить примеры практического использования физических знаний о
механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых
источников энергии;
различать границы применимости физических законов, понимать
ограниченность использования частных законов (закон Архимеда и др.);
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как
на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата,
так и при помощи методов оценки.
Работа и мощность. Энергия.
осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении
представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
использовать приемы построения физических моделей, поиска и
формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе
эмпирически установленных фактов;
сравнивать точность измерения физических величин по величине их
относительной погрешности при проведении прямых измерений;
самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических
величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать
средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор
способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности
полученных результатов;
воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной
литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную
информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
создавать собственные письменные и устные сообщения о физических
явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,
для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей
среде; приводить примеры практического использования физических знаний о
механических явлениях и физических законах;
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий
характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии);
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как
на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата,
так и при помощи методов оценки
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ»
Введение
Инструктаж по технике безопасности. Наблюдения, опыты, измерения. Правила
пользования измерительными приборами, соблюдение техники безопасности.
Погрешности измерений. Измерительные приборы, цена деления шкалы прибора,
инструментальная погрешность.
Первоначальные сведения о строении вещества
Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и
отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе
молекулярно-кинетических представлений.
Взаимодействие тел
Механическое движение. Масса тела. Равномерное движение. Скорость. Инерция.
Взаимодействие тел. Плотность вещества. Сила тяжести и сила трения. Явление
тяготения. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и
массой. Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя.
Давление твердых тел, жидкостей и газов
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Закон Паскаля. Давление в жидкости и
газе. Архимедова сила. Условия плавания тел.
Работа и мощность. Энергия
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые
механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной
осью вращения. Виды равновесия. Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой
пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида
механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
Практикум по решению физических задач
(1*35, 35 часов)
№ п/п
Тема
Кол-во
часов
Характеристика деятельности
ученика
7 класс
Физика и ее роль в познании окружающего мира (3ч)
1
Инструктаж по технике
безопасности. Наблюдения,
опыты, измерения. Правила
пользования измерительными
приборами, соблюдение
техники безопасности.
1
Наблюдение и описание
физических явлений.
Определение цены деления
шкалы прибора.
Выполнение опытов по
обнаружению действия сил
молекулярного притяжения.
Объяснение свойств газов,
жидкостей и твердых тел на
основе атомной теории строения
вещества. Наблюдение процесса
образования кристаллов.
2
Погрешности измерений.
Измерительные приборы, цена
деления шкалы прибора,
инструментальная
погрешность. Лабораторная
работа №1 «Определение
цены деления шкалы и
инструментальной
погрешности приборов
(линейки, мензурки, часов)»
1
3
Лабораторная работа №2
«Определение длины линии и
площади плоской фигуры»
Лабораторная работа №3
«Определение толщины
нитки, тонкой медной
проволоки, монеты, диаметра
зернышка пшена (на выбор)»
1
Взаимодействие тел (7ч)
4
Молекулы. Диффузия.
Движение молекул.
Броуновское движение.
Лабораторная работа №4
«Определение скорости
протекания диффузии в
жидкостях и газах»
1
Расчет пути и скорости тела при
равномерном прямолинейном
движении. Измерение скорости
равномерного движения.
Представление результатов
измерений и вычислений в виде
таблиц и графиков. Определение
пути, пройденного за
определенный промежуток
времени, и скорости тела по
графику зависимости пути от
времени при равномерном
движении. Измерение массы
тела и плотности вещества.
Исследование зависимости
удлинения стальной пружины от
приложенной силы.
Экспериментальное определение
равнодействующей двух сил.
Исследование зависимости силы
трения скольжения от площади
соприкосновения тел и силы
нормального давления.
Экспериментальное определение
центра тяжести плоского тела.
Исследование зависимости
массы от объема. Исследование
зависимости силы трения
скольжения от силы нормального
давления.
5
Притяжение и отталкивание
молекул. Различные
состояния вещества и их
объяснение на основе
молекулярно-кинетических
представлений. Лабораторная
работа №5 «Наблюдение
межмолекулярного
взаимодействия»
1
6
Работа по теме
«Первоначальные сведения о
строении вещества»
1
7
Равномерное и неравномерное
движение.
1
8
Графики прямолинейного
движения.
1
9
Уравнения движения.
1
10
Построение графиков
прямолинейного движения.
1
Давление твердых тел жидкостей и газов (16ч)
11
Расчет массы и объема тела по
его плотности
1
Измерение силы Архимеда.
Исследование условий плавания
тел.
Измерение работы силы.
Измерение кинетической энергии
тела по длине тормозного пути
Измерение энергии упругой
деформации пружины.
Экспериментальное сравнение
изменения потенциальной и
кинетической энергии тела при
его движении по наклонной
плоскости. Применение закона
сохранения механической
энергии для расчета
потенциальной и кинетической
энергии тела. Измерение
мощности, КПД наклонной
плоскости и других простых
механизмов
12
Сила тяжести
1
13
Сила упругости
1
14
Сила трения
1
15
Равнодействующая сил
1
16
Контрольная работа.
1
17
Давление твердых тел.
1
18
Способы изменения давления.
Давление газа.
1
19
Передача давления газами и
жидкостями. Закон Паскаля.
1
20
Давление жидкости на дно и
стенки сосуда.
1
21
Атмосферное давление.
Методы измерения
атмосферного давления.
1
22
Вычисление атмосферного
давления на различных
высотах.
1
23
Зависимость давления в
жидкости от глубины
погружения.
1
24
Закон Архимеда.
1
25
Условия плавания тел.
1
26
Контрольная работа.
1
Работа. Мощность.
Энергия (9ч)
27
Механическая работа.
1
Измерение работы силы.
Измерение кинетической энергии
тела по длине тормозного пути
Измерение энергии упругой
деформации пружины.
Экспериментальное сравнение
изменения потенциальной и
кинетической энергии тела при
его движении по наклонной
плоскости. Применение закона
сохранения механической
энергии для расчета
потенциальной и кинетической
энергии тела. Измерение
мощности, КПД наклонной
плоскости и других простых
механизмов
28
Мощность. Энергия.
1
29
Потенциальная и
кинетическая энергия.
1
30
Закон сохранения полной
механической энергии.
1
31
Условия равновесия твердого
тела, имеющего закрепленную
ось движения.
1
32
Момент силы.
1
33
Центр тяжести тела.
1
34
Контрольная работа.
1
35
Повторение.
1
Всего
35ч
Приложение 1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ, С УЧЁТОМ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Практикум по решению физических задач
(1*35, 35часов)
№ п/п
Тема
Кол-во
часов
Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания
7 класс
Физика и ее роль в познании окружающего мира (3ч)
1
Инструктаж по технике
безопасности. Наблюдения,
опыты, измерения. Правила
пользования измерительными
приборами, соблюдение
техники безопасности.
1
Привлекать внимание
обучающихся к обсуждаемой на
уроке информации, активизации
познавательной деятельности
обучающихся.
Реализовывать на уроках
мотивирующий потенциал
юмора, разряжать напряжённую
обстановку в классе.
Организовывать работу
обучающихся с социально
значимой информацией по
поводу, получаемой на уроке
социально значимой информации
– обсуждать, высказывать
мнение.
2
Погрешности измерений.
Измерительные приборы, цена
деления шкалы прибора,
инструментальная
погрешность. Лабораторная
работа №1 «Определение
цены деления шкалы и
инструментальной
погрешности приборов
(линейки, мензурки, часов)»
1
3
Лабораторная работа №2
«Определение длины линии и
1
площади плоской фигуры»
Лабораторная работа №3
«Определение толщины
нитки, тонкой медной
проволоки, монеты, диаметра
зернышка пшена (на выбор)»
Взаимодействие тел (7ч)
4
Молекулы. Диффузия.
Движение молекул.
Броуновское движение.
Лабораторная работа №4
«Определение скорости
протекания диффузии в
жидкостях и газах»
1
Реализовывать воспитательные
возможности в различных видах
деятельности, обучающихся со
словесной (знаковой) основой:
систематизация учебного
материала.
Акцентировать внимание
обучающихся на нравственных
проблемах, связанных с
научными открытиями,
изучаемыми на уроке.
Опираться на жизненный опыт
обучающихся, приводя
действенные примеры, образы,
метафоры – из близких им книг,
фильмов, мультиков,
компьютерных игр.
5
Притяжение и отталкивание
молекул. Различные
состояния вещества и их
объяснение на основе
молекулярно-кинетических
представлений. Лабораторная
работа №5 «Наблюдение
межмолекулярного
взаимодействия»
1
6
Работа по теме
«Первоначальные сведения о
строении вещества»
1
7
Равномерное и неравномерное
движение.
1
8
Графики прямолинейного
движения.
1
9
Уравнения движения.
1
10
Построение графиков
прямолинейного движения.
1
Давление твердых тел жидкостей и газов (16ч)
11
Расчет массы и объема тела по
его плотности
1
Реализовывать воспитательные
возможности в различных видах
деятельности обучающихся со
словесной (знаковой) основой:
выводы и доказательство
формул, анализ формул, решение
текстовых количественных и
качественных задач, выполнение
заданий по разграничению
понятий.
Применять на уроке
интерактивные формы работы с
обучающимися: дискуссии,
которые дают обучающимся
возможность приобрести опыт
ведения конструктивного
диалога.
Инициировать и поддерживать
исследовательскую деятельность
обучающихся в рамках
12
Сила тяжести
1
13
Сила упругости
1
14
Сила трения
1
15
Равнодействующая сил
1
16
Контрольная работа.
1
17
Давление твердых тел.
1
18
Способы изменения давления.
Давление газа.
1
19
Передача давления газами и
жидкостями. Закон Паскаля.
1
20
Давление жидкости на дно и
стенки сосуда.
1
21
Атмосферное давление.
Методы измерения
атмосферного давления.
1
22
Вычисление атмосферного
давления на различных
высотах.
1
23
Зависимость давления в
жидкости от глубины
1
погружения.
реализации ими индивидуальных
и групповых исследовательских
проектов, что даст обучающимся
возможность приобрести навык
публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
24
Закон Архимеда.
1
25
Условия плавания тел.
1
26
Контрольная работа.
1
Работа. Мощность.
Энергия (9ч)
27
Механическая работа.
1
Организовывать индивидуальные
и групповые формы учебной
деятельности.
Применять на уроке
интерактивные формы работы с
обучающимися: дискуссии,
которые дают обучающимся
возможность приобрести опыт
ведения конструктивного
диалога
.
Воспитывать у обучающихся
чувство уважения к жизни
других людей и жизни вообще.
Реализовывать воспитательные
возможности в различных видах
деятельности обучающихся со
словесной (знаковой) основой:
самостоятельная работа с
учебником, работа с научно-
популярной литературой, отбор и
сравнение материала по
нескольким источникам.
Реализовывать на уроках
мотивирующий потенциал
юмора, разряжать напряжённую
обстановку в классе.
Привлекать внимание
обучающихся к обсуждаемой на
уроке информации, активизации
познавательной деятельности
обучающихся.
Организовывать работу
обучающихся с социально
значимой информацией по
поводу, получаемой на уроке
социально значимой информации
– обсуждать, высказывать
мнение;
проектировать ситуации и
события, развивающие культуру
28
Мощность. Энергия.
1
29
Потенциальная и
кинетическая энергия.
1
30
Закон сохранения полной
механической энергии.
1
31
Условия равновесия твердого
тела, имеющего закрепленную
ось движения.
1
32
Момент силы.
1
33
Центр тяжести тела.
1
34
Контрольная работа.
1
35
Повторение.
1
переживаний и ценностные
ориентации ребенка.
Всего
35ч