Автор: Бакулина Марина Юрьевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: Коррекционно-логопедическая работа на этапе автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями
Раздел: дошкольное образование
Коррекционно-логопедическая работа на этапе автоматизации звуков у детей с
речевыми нарушениями
Бакулина Марина Юрьевна
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,
город Пермь
Процесс автоматизации поставленных звуков является одним из важных этапов
коррекции звукопроизношения у детей с речевыми нарушениями.
Автоматизация звука – это выработка нового навыка, требующая длительной
систематической тренировки. Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или
иным
причинам
имеют
весьма
стойкий
характер.
Поэтому
необходим
квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы. Поскольку
процесс автоматизации звуков речи у детей протекает достаточно сложно, необходимо
всеми возможными способами облегчить детям работу по введению нового звука в речь.
Чтобы процесс автоматизации звуков стал интереснее и эффективнее, наряду с обычными
дидактическими играми, в коррекционной работе используются авторские интерактивные
игры.
Логопедическая работа по автоматизации правильного произношения — одна из
важных составляющих этапа формирования первичных произносительных умений и
навыков, следующая за постановкой (или коррекцией) звука. Закрепление правильного
звукопроизношения
характеризуется
продолжительностью
и
значительной
трудоемкостью, что обусловлено необходимостью затормаживания привычного для
ребенка ненормативного произношения с переходом к новому двигательному стереотипу.
Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по
исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных
умений и навыков (по Л.С. Волковой).
С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой
закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом
материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без
подкрепления может быстро разрушиться.
Цель этапа автоматизации звуков заключается в том, чтобы научить ребенка
правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение
закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.
У
детей
с
нарушениями
звукопроизношения
закреплены
стереотипы
неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука требует
активного
использования
процесса
внутреннего
торможения,
способности
к
дифференциации
правильного
и
неправильного
артикуляционного
уклада.
Она
осуществляется по принципу от простого к сложному.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда
ребенок
произносит
его
изолированно
совершенно
правильно
и
четко
при
продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в
слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это
приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в
произношении.
Автоматизация
поставленного
звука
должна
проводиться
в
строгой
последовательности:
1.
автоматизация изолированного звука
2.
автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
3.
автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
4.
автоматизация звука в предложениях;
5.
автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
6.
автоматизация звука в текстах и рассказах;
7.
автоматизация звука в разговорной речи.
Т.Б. Филичева рекомендует начинать отработку звука с сильной позиции, когда
согласный находится перед ударным гласным.
Г. В. Чиркина предлагает два этапа в постановке звуков и их дифференциации:
I этап. Отрабатываются звуки: [а, п, у, м, к, ы, н, х, в, о, т, с, л] автоматизируются. На
этом этапе планируют дифференциацию: [п-м, м-н, к-х, т-с, а-у-о-ы].
II этап. Отрабатывают: [б, д, з, г, ж, ш, щ, ч, ц, р]. Дифференцируют: [с-з, ш-ж, ц-ч, ч-
щ, ч-т’].
Рекомендуемая последовательность коррекции звуков при дизартрии: Гласные: [э,
а, и, ы, о, у]
Согласные: [м’-м]
Сонорные [н’-н], [ j-ль], [л’-л], [р’-р]
Смычно-взрывные [п’-п], [6′-6], [т’-т], [д’-д], [к’-к], [г’-к]
Щелевые Переднеязычные [ф’-ф][в’-в] [с’-с], [з’-з], [ш-ж], [х’-х], [щ], [ч], [ц][ц]
Впервые Е.М. Мастюкова и М.В. Ипполитова разработали индивидуальный подход
при
коррекции
звуков
при
дизартрии.
Ими
предложена
индивидуальная
последовательность коррекции звуков.
В ряде случаев не стоит придерживаться традиционного порядка, рекомендующего
постановку с нарушенных свистящих звуков. Работая по коррекции звукопроизношения
при дизартрии, по мнению Архиповой Е.Ф., целесообразно вызывать ту группу звуков,
артикуляционный уклад которых «созрел» прежде всего. Из числа дефектных звуков в
первую
очередь отрабатываются
звуки раннего
онтогенеза.
У многих
детей
с
речедвигательными
расстройствами
сначала
лучше
осуществляется
постановка
и
дальнейшая автоматизация более «сложных» звуков, например: шипящих или сонорных.
При этом свистящие звуки будут корригироваться позже, после «созревания» дорсальной
позиции, являющейся часто для детей с дизартрией одной из самых трудных.
Часто на практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети
произносят
все
звуки
правильно,
а
в
речевом
потоке
звуки
теряют
свои
дифференцированные признаки, произносятся скаженно.
По мнению Т.Б. Филичевой, необходимым условием автоматизации звука является
постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений.
Л.В. Лопатина и Н.В. Серебрякова рекомендуют другой подход: начинать
автоматизацию звука со слога ГС, а затем СГ. Это объясняется тем, что «… согласный в
этой
структуре
слогов
испытывает
меньшее
воздействие
соседней
фонемы».
Последовательность автоматизации также отличается: отработка звука в сочетании с
любым гласным осуществляется от слогов к слову, затем к предложению, небольшому
тексту. Поочередно проходит автоматизация звука с различными гласными в структуре
слога ГС и т.д.
В
работах
Л.В.
Мелиховой,
О.В.Правдиной,
Р.И.Мартыновой
и
других
настоятельно рекомендуется уделять тщательное внимание автоматизации звуков в
разной сложности лексическом материале.
Е.Ф.
Архипова
предлагает
следующую
последовательность
логопедической
работы: в слогах разной структуры (11 модулей), в словах разной слоговой структуры (13
классов слов), где закрепляемый звук находится в разных позициях (в начале, в конце, в
середине), в предложении насыщенном контрольным звуком. Автоматизация звука
проходит вначале с опорой на образец, т. е. по подражанию логопеду, затем с опорой
только на наглядность (схемы, картинки, символы и т. д.).
В работе О.Ю. Федосовой предлагается дифференцировать последовательность
отработки звуков и их автоматизацию в зависимости от ведущего неврологического
симптома — гипотонуса или гипертонуса.
Рассмотрим принципы эффективной автоматизации звуков.
Обязательным условием эффективности коррекционно-логопедической работы на
этапе
автоматизации звуков
является необходимость
придерживаться
следующих
принципов:
1.Принцип
фонетической
доступности предполагает
учет
фонетических
требований при подборе лексического материала для автоматизации и дифференциации
фонем (лексический материал не должен содержать неправильно произносимых ребёнком
звуков).
2.Принцип последовательности в отработке лексического материала (звук-слог-
слово-предложение-рифмовки-стихи-рассказы-самостоятельная речь, от отражённой речи
- к самостоятельной).
3.Принцип постепенного усложнения речевого материала (от сочетаний слов, к
предложениям и рассказам, от рифмовок к стихам и т.д.).
4.Принцип
соблюдения
смысловой
доступности
(доступность
лексического
материала, соответствие возрасту ребёнка, при необходимости объясняем значение
незнакомых слов).
5.Принцип
утрированного
произношения
автоматизируемого
звука (на
первоначальных этапах автоматизации).
6.Принцип постепенного увеличения темпа отработки лексического материала.
7.Принцип систематичности занятий с логопедом, закрепление автоматизируемых
звуков с родителями.
8.Принцип игровой направленности.
9.Принцип сознательности и активности (наличие у ребёнка положительной
мотивации, стимулирование его со стороны педагога при необходимости)
10. Принцип
учета
индивидуальных
особенностей
ребёнка
(смена
видов
деятельности, места, положения ребёнка и т.д.)
Таким
образом,
логопедическая
работа
по
автоматизации
правильного
произношения — одна из важных составляющих этапа формирования первичных
произносительных умений и навыков, следующая за постановкой (или коррекцией) звука.
Закрепление правильного звукопроизношения характеризуется продолжительностью и
значительной
трудоемкостью,
что
обусловлено
необходимостью
затормаживания
привычного для ребенка ненормативного произношения с переходом к новому
двигательному стереотипу.
Список литературы:
1.
Волкова, Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов /
Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
2.
Жукова
Н.С.,
Мастюкова
Е.М.,
Филичева
Т.Б.
Преодоление
общего
недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда – М.: Просвещение , 1990.
– 239 с.
3.
Кондратенко И.Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения /
2-е изд. М.: Айрис-пресс, 2009. - 64 с
4.
Кыласова Л.Е. Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические
материалы. - Волгоград: Учитель, 2009. - 404 с.
5.
Филичева,
Т.
Б. Программы дошкольных образовательных
учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Г.В.
Чиркина, Т.В. Туманова и др. – М.: Просвещение, 2008. – 201 с.