Напоминание

"Постановка игрового аппарата аккордеониста - основа формирования исполнительских навыков учащегося"


Автор: Азеева Елена Рэмовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУДО Свердловская ДШИ
Населённый пункт: г.о.Лосино-Петровский Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Постановка игрового аппарата аккордеониста - основа формирования исполнительских навыков учащегося"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Постановка игрового аппарата аккордеониста – основа формирования исполнительских навыков

учащегося.

Аккордеон - сложный в изучении инструмент.

Играть приходится на двух принципиально разных клавиатурах, причем левая находится в

движении и вне обзора играющего. Поэтому в поле внимания педагога на протяжении

всего обучения должны быть посадка, установка инструмента и, конечно, руки ученика.

Правильная посадка учащегося является основой формирования его исполнительских

навыков. Существуют различные подходы к данной проблеме, которые изложены во

многих школах и самоучителях игры на аккордеоне.

Если мы вспомним, сколько времени скрипачи занимаются постановкой рук, сколько лет

вокалисты тратят на постановку голосового аппарата, то станет ясно, что баянисты-

аккордеонисты затрачивают на постановку непозволительно мало времени. А ведь от

правильной постановки игрового аппарата на начальном этапе обучения зависит будущий

успех, возможность свободно выражать свои художественные намерения.

Вопросами постановки игрового аппарата баянистов-аккордеонистов в разное время

занимались педагоги – исполнители: Ф. Липс, И. Пуриц, А. Бажилин, В. Лушников,

Ю. Акимов, А. Иванов, А. Мирек, И. Алексеев и др.

Вопросы постановки игрового аппарата аккордеониста очень важны, особенно на

начальном этапе обучения; включают в себя три компонента: посадку, установку

инструмента, положение рук, которые способствуют успешному овладению аккордеоном.

Любое неудобство, возникшее по этим основополагающим моментам, может стать

серьёзным тормозом в обучении.

Посадка аккордеониста.

В работе над посадкой необходимо учитывать физические данные ученика: рост, длину и

строение рук, ног, корпуса.

Посадка аккордеониста и положение инструмента значительно влияют на качество игры.

На аккордеоне следует играть, сидя на жёстком или полужёстком стуле, расположившись

не очень глубоко, ближе к краю сиденья. Ноги должны стоять плотно на полу.

Высота сиденья должна позволять ногам опираться на полную ступню. Учащимся

маленького роста требуется подставка под ноги.

Во время игры нужно сидеть свободно, прямо, не сутулясь, с небольшим наклоном

вперёд. При этом вес туловища вместе с весом инструмента приходится на несколько

точек опоры: на сиденье стула, ступни ног. Такая посадка обеспечивает хороший контакт

с инструментом, сохранение осанки и наименьшую утомляемость исполнителя.

1

Учащийся должен сидеть свободно и удобно, но не расхлябанно, а собранно.

Голову нужно держать прямо. Во время игры не следует смотреть на клавиатуру. Ноты

нужно ставить на уровне глаз.

Правое колено должно быть чуть выше левого. Для этого необходимо левую ногу чуть

выдвинуть вперёд, а правую подогнуть.

Гриф правой клавиатуры упирается в бедро ноги, что обеспечивает устойчивость

инструмента при сжиме меха.

Не рекомендуется сидеть, откинувшись на спинку стула, так как корпус тела и инструмент

утрачивают устойчивость, и играющий быстро устаёт.

Не следует придерживать инструмент подбородком.

Недопустим также наклон корпуса исполнителя в правую сторону, что может привести к

искривлению позвоночника и, кроме того, производит неприятное внешнее впечатление.

В процессе игры ноги, как и всё тело исполнителя, могут менять своё положение в

определённых пределах, не нарушающих устойчивость и комфортность играющего.

Регулировка ремней.

Для создания устойчивого положения инструмента очень важно хорошо отрегулировать

плечевые ремни. Ремни тщательно подгоняются соответственно телосложению ребенка.

Правый и левый ремни предназначаются для держания инструмента во время игры.

При помощи ремней аккордеон закрепляется так, чтобы нижняя часть грифа упиралась в

бедро, а задняя сторона (верхняя) плотно прилегала к грудной клетке. Верх аккордеона

находится на уровне плеча.

Не следует допускать чрезмерного приближения инструмента к груди, сдавливающего

грудную клетку и нарушающего тем самым свободу дыхания. Слишком короткие ремни

прижимают инструмент к туловищу, что лишает исполнителя свободы движений и

стесняет дыхание. С самого начала обучения нужно следить за дыханием ученика. Оно

должно быть естественным и ровным.

Хорошо отрегулированные плечевые ремни облегчают вес инструмента и поддерживают

его при разжиме. Инструмент не должен стеснять или давить своей тяжестью, а должен

находиться перед корпусом играющего в удобном для игры положении.

Ремень, прикреплённый к левой части корпуса инструмента, служит для упора запястья

левой руки при ведении меха. Рабочий ремень левой руки подгоняется с учётом того,

чтобы рука могла свободно перемещаться вдоль клавиатуры. Вместе с тем, и при разжиме,

и при сжиме меха левое запястье должно хорошо ощущать ремень, а ладонь – корпус

инструмента.

В последние годы всё более широкое распространение получает ремень, соединяющий

плечевые ремни на уровне поясницы. Это новшество можно только приветствовать,

2

поскольку ремни теперь приобретают необходимую устойчивость и не спадают с плеч.

Конечно же, рациональная установка инструмента ещё не гарантирует успеха.

Положение рук.

Игра на аккордеоне предполагает большой комплекс игровых движений, формирующих

постановку рук. Эталона постановки нет, как нет одинаковых людей. Однако это не

отрицает того, что есть общие нормы и правила.

Естественного положения правой руки, кисти можно достичь, опустив в свободном

падении руку вдоль туловища. Далее, согнув руку в локте, перенести это положение на

клавиатуру. Кисть не проваливается, не поднимается, не провисает – она как бы

продолжает предплечье. Плечи опущены, у исполнителя должно быть ощущение легкости

в игровом aппарате.

Посадка и постановка не должны быть статичны, данное описание дает лишь исходное

положение рук, корпуса. Положение корпуса и постановку рук исполнителю не следует

понимать как нечто застывшее и неизменное. Главным объективным фактором,

определяющим постановку, является характер исполняемой музыки.

Использованная литература:

1.Акимов Ю. Школа игры на баяне.

2.Алексеев И. Методика преподавания игры на баяне.

3.Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне.

4.Иванов А. Руководство по игре на аккордеоне.

5.Липс Ф. Искусство игры на баяне.

6.Лушников В. Школа игры на аккордеоне.

7.Наумов Г. Лондонов П. Школа игры на аккордеоне.

3



В раздел образования