Напоминание

"Развитие творческих способностей у воспитанников на занятиях декоративно-прикладного творчества в учреждении дополнительного образования"


Автор: Молоткова Юлия Евгеньевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДОД
Населённый пункт: г. Узловая, Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих способностей у воспитанников на занятиях декоративно-прикладного творчества в учреждении дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Рубрика: дополнительное образование

Ю.Е. Молоткова,

педагог дополнительного образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дворец детского (юношеского) творчества»

г. Узловая, Российская Федерация

Развитие творческих способностей у воспитанников на занятиях

декоративно-прикладного творчества в учреждении дополнительного

образования

В сущности, дополнительное образование — это мотивированное

образование,

позволяющее

обучающемуся

приобрести

устойчивую

потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя,

самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями

дополнительное образование детей понимается как целенаправленный

процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных

образовательных программ

[1]

.

Декоративно-прикладное творчество, воздействуя на личность ребенка,

развивает психику, обогащает ее эмоциональный и практический опыт,

формирует

интеллектуальный

потенциал,

способствует

воспитанию

эстетических способностей, ведет к накоплению профессиональных навыков

умений. Оно настраивает на дальнейшую активную, творчески осознанную

самостоятельную деятельность. В конечном итоге, творческие способности

очень важны во взрослой жизни.

«Вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и

все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее,

интенсивнее, глубже и прочнее». Н. Д. Бартрам.

Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и

таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных

специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное

условие прогрессивного развития общества – человек,

способный к

творческому

созиданию.

Формирование

творческих

качеств

личности

необходимо начинать с детского возраста.

Актуальность

данной

работы

определяется

тем,

что

развитие

творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию

личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения.

Поэтому поиск оптимальных путей творческого развития детей и подростков

в процессе образования, сегодня является одной из социально значимых,

приоритетных задач педагогической науки и общества в целом.

Развитие

творческих

способностей

одна

из

актуальных

задач

образования.

Вопрос о развитии способностей в теории и практике

обучения пока недостаточно разработан, не сформулирован целостный

комплекс показателей, отражающих многообразие понятия «творческие

способности». Между тем, у каждого ребенка есть свои способности и

таланты,

поэтому

задачей

педагога

является

систематическое

целенаправленное развитие у детей подвижности и гибкости мышления,

интуиции, воображения, способность высказывать оригинальные идеи

изделия.

Проблема развития творческих способностей у учащихся в системе

обучения и воспитания тесно связана с использованием декоративно-

прикладного

искусства,

которое

является

частью

цельной

народной

культуры. Декоративно-прикладное искусство, охватывает ряд отраслей

творчества,

которые

посвящены

созданию

художественных

изделий

(различная утварь, мебель, ткани, одежда и украшения).

Выявлению

значения

роли

и

места

народного

творчества,

художественной культуры, декоративно-прикладного искусства в процессе

развития художественных способностей личности, посвящены исследования

и публикации М.А. Ершовой, И.О.Кагана, Б.Т. Лихачева, Т.Я. Шпикаловой.

Народное

декоративно-прикладное

искусство

нашей

страны

-

неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность

этого искусства близки, понятны людям. Как всякое большое искусство, оно

воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию

гармонично развитой личности. Художественные произведения, созданные

народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение

видеть и понимать окружающий мир, а также помогают формировать

художественный вкус и учат нас видеть и понимать прекрасное в

окружающей жизни и в искусстве [8, с.13]. Народных промыслов на

территории

России

существует

достаточно

много.

Каждый

из

них

своеобразен и сохраняет корни технологического процесса создания.

Овладеть искусством промысла дело сложное, долговременное.

Для себя я более подробно открыла мир создания искусственных

цветов и композиций её секретами и историей развития. Я более подробно

изучала литературу, обладая наблюдательностью, вкусом, хорошо освоила

методику окраски, обработки лепестков, тычинок, листьев. А освоив

искусство цветоделия, научилась правильно, на основе пропорций и

гармонии, составлять букеты.

Одной из задач современной науки является сосредоточение усилия на

развитии творческой индивидуальности каждого ребенка. Особое значение в

этом процессе имеет развитие декоративного творчества детей среднего

школьного возраста.

Вопросы развития детского декоративного творчества стали предметом

изучения

многих

наук:

философии,

эстетики,

культурологии,

искусствоведения, психологии, педагогики.

Существует мнение, что творческими способностями обладают все люди. Но

большинство, просто не знает о своих возможностях или даже не

задумывается о них.

По мнению Гаврилова В.В. творческий человек - это в первую очередь

оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения.

Артемьева Л.А. считает, что человек сам может в себе воспитать, а

скорее разбудить, способность к творчеству. Это не значит, что можно себя

убедить в том, что ты виртуозный скрипач, но попробовать взглянуть на

окружающий мир или конкретный вопрос под другим углом может каждый

человек. Творческие способности - это в первую очередь способность

человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или

задачи. Эта способность напрямую зависит от кругозора человека. Чем

больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных

ракурсов. [4, c.4]

Конечно, способность к творческим решениям появляется не сразу, но

у каждого человека есть свой определенный потенциал. Творческие

возможности нужно и можно развивать.

Артемьева Л.А. считает, что каждая из стадий развития ребенка несет с

собой новые возможности формирования личности. Именно в определенные

годы детства обнаруживаются возрастные предпосылки творчества.

Первостепенное значение имеет сама потребность в художественном

творчестве. Она возникает при особом эмоциональном отношении к

окружающему, когда за формой предметов и явлений дети открывают

вызывающее у них отклик внутреннее содержание. При достаточном

богатстве таких впечатлений для ребенка становится возможным и желание

выразить свои личные переживания в создаваемых им самим образах [4,

c.139].

Создание

условий,

направленных

на

развитие

художественных

способностей

детей,

воображение

и

образное

мышление,

которые

способствуют

приобщению

детей

к

народному

искусству,

помогают

закрепить технические навыки, полученные ранее, учат анализировать и

сравнивать и, используя народный промысел, оптимизировать процесс

развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Анализ проблемы развития творческих способностей определяется

содержанием, которое вкладывается в это понятие. Очень часто в обыденном

сознании творческие способности отождествляются со способностями к

различным

видам

художественной

деятельности,

с

умением

красиво

рисовать, сочинять стихи, писать музыку. Что такое творческие способности

на самом деле?

Детское творчество, по мнению ряда психологов и педагогов — это

осуществление

процесса

передачи

опыта

творческой

деятельности.

Накопление опыта в творческой деятельности и овладение уже накопленным

опытом становится возможным, когда ребенок сам оказывается в ситуации,

требующей непосредственного осуществления аналогичной деятельности.

По мнению В.А. Левина за формой творчества, за его результатами

всегда

должно

стоять

нравственно-духовное

содержание;

результаты

творчества должны отражать отношение ребенка к миру, представления его о

себе, о мире, о людях окружающих его, а не служить безликим памятником

умения владеть технологиями [15, с 38]. Б.М. Теплов, рассматривая проблему

способностей, определяет их, считая, что способности не сводятся к знаниям,

умениям и навыкам, это нечто другое, что объясняет (обеспечивает) их

быстрое приобретение, закрепление и использование на практике.

Алексеева В.В. считает, что формирование творческой личности - одна

из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. В

процессе

рисования,

лепки,

аппликации

дошкольник

испытывает

разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им,

огорчается, если что-то не получается [1, c.62].

Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как

создание человеком объективно и субъективно нового

Исследовательница

изобразительного

творчества

ребенка

Н.П.

Сакулина писала: «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в

течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно

художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий

след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в

дальнейшем приложат к любой области труда».

Изобразительная работа детей как прообраз деятельности взрослого

художника заключает в себе общественно-исторический опыт поколений.

Ребенок не может усвоить данный опыт самостоятельно. Именно взрослый

является

носителем

и

передатчиком

всех

знаний

и

умений.

Сам

изобразительный

труд,

включающий

рисование,

лепку,

аппликацию,

способствует разностороннему развитию детской личности.

Е.А. Флёрина указывала: «Детское изобразительное творчество мы

понимаем

как

сознательное

отражение

ребенком

окружающей

действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое

построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а

также впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды

искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его

в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому».

А. А. Волкова писала: «Воспитание творчества — разностороннее и

сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности

взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер

(смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом,

мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка, для

того чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка

разнообразными представлениями, некоторыми знаниями — значит дать

обильную

пищу

для

творчества

детей.

Научить

их

внимательно

присматриваться,

быть

наблюдательными

значит

сделать

их

представления

ясными,

более

полными.

Это

поможет

детям

ярче

воспроизводить в своем творчестве виденное ими».

Чем характеризуется творческая деятельность ребенка? Обратимся к

работе Б. М. Теплова: «Главное условие, которое надо обеспечить в детском

творчестве, — искренность. Без нее все другие достоинства теряют

значение». Этому условию отвечают те замыслы, которые являются

внутренней потребностью ребенка. Но систематическая педагогическая

работа, по мнению ученого, не может строиться с расчетом лишь на эту

потребность. У многих ребят ее не наблюдается, хотя при организованном

вовлечении в художественную деятельность эти дети обнаруживают иногда

незаурядные

способности.

Следовательно,

возникает

большая

педагогическая проблема — найти такие стимулы к творчеству, которые

рождали бы у ребенка подлинное желание «сочинять».

Следует поддерживать живое общение детей! К сожалению, часто на

практике происходит обратный процесс: разговоры пресекаются, обрываются

воспитателем или педагогом.

Е.И. Игнатьев писал: «От простого перечисления отдельных деталей в

рисунке ребенок переходит к точной передаче особенностей изображаемого

предмета. Одновременно изменяется и роль слова в изобразительной

деятельности ребенка, слово все больше и больше приобретает значение

регулятора, направляющего процесс изображения, контролирующего приемы

и способы изображения...».

В.Г. Злотников в своем исследовании указывает, что «художественное

творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения,

практической

деятельности

и

психических

процессов.

Оно

является

специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой

возникает особый материальный продукт произведение искусства».

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные

результаты, если у учащегося имеются сильные, яркие и глубокие мотивы,

вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные

затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.

Методы стимулирования:

методы эмоционального стимулирования;

методы развития познавательного интереса;

методы формирования ответственности и обязательности;

методы развития творческих способностей и личных качеств учащихся;

постановка перспективы (ближней, рассчитанной на время выполнения

одного задания, занятия или учебного дня, средней, на неделю,

четверть или год и дальней, на несколько лет).

Проектные методы обучения на занятиях ДПТ

«Метод проектов» является открытой и развивающей системой,

которая может совершенствоваться на основе учета педагогического опыта.

Он применяется и при коллективной, и при индивидуальной работе

учащихся.

Практика показывает, что на каждом этапе занятия ДПТ необходимо

использовать приемы и методы дифференциации и индивидуализации,

задания различной трудности и объема. Это позволяет педагогу полнее

учитывать индивидуальные возможности и личные особенности ребенка,

достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих

способностей учащихся.

Этапы занятий ДПТ

Рассмотрим этапы занятий ДПТ на примере творческого коллектива

«Цветочный дизайн» для 2-8 классов.

Весь

период

занятий

разделен

на

несколько

этапов:

подготовительный, совместная деятельность и итоговый. На первом этапе, в

беседе, при помощи различных заданий по разным жанрам декоративно –

прикладного

искусства,

выясняются

склонности,

способности

и

предрасположенность ребёнка к конкретному виду деятельности. Затем

подбираются такие изделия, работу над которыми ребёнок завершит раньше,

чем у него пройдёт пик активности и пропадёт интерес заниматься этим

делом. На втором этапе идёт совместная деятельность по разработке и

изготовлению изделия. На этом этапе педагог выступает как наблюдатель и

консультант, иногда параллельно с ребёнком выполняет, для наглядности, то

же изделие, что и ребёнок. На третьем этапе идет анализ изготовленных

изделий, анализ проведенной работы, разбор ошибок и подготовка изделий к

выставкам. На этом этапе рассматриваются дальнейшие пути творческого

развития ребёнка (выбор изделия, выбор жанра, комбинирование жанров).

В объединении занимаются дети 9-14 лет. Ребята работают по

образцам и самостоятельно. При работе по образцам развиваются навыки,

художественный вкус, ребята учатся анализировать, как обрабатывается тот

или иной материал, какими средствами достигается создание образа.

Большие возможности в развитии творчества заключают в себе новые

технологии в декоративно- прикладном творчестве, например, работа в

технике

«канзаши»,

«шебби-шик»,

«komono».

Работа

выполняется

специальными

инструментами.

Была

разработана

дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Изготовление

искусственных цветов из лент», согласована и утверждена на педагогическом

совете. Программа удачно реализуется в коллективе.

В программе интегрируются знания по культурологии, композиции,

литературе, графике, биологии, дизайна, эстетике внешнего вида и культуре

поведения, самопрезентации, проектной и выставочной деятельности.

Мною были разработаны:

техника безопасности при работе с ручными и электроинструментами;

разные эскизы одинаковой сложности по каждой теме, совмещённые с

цветовыми схемами;

практические задания разной сложности, технологические карты;

критерии оценки выставочных работ;

критерии оценки освоения образовательной программы;

мастер-классы и слайдовые презентации.

Коллектив «Цветочный дизайн» предоставляет большие возможности

для удовлетворения запросов детей с учетом индивидуальных и возрастных

особенностей

развития.

Занятия

в

объединении

дают

простор

для

творческого развития, о чём свидетельствуют устойчивые положительные

результаты образовательной деятельности (за последние три года) по

показателям

-

полнота

выполнения

программ

100%,

сохранность

контингента в среднем в диапазоне от 91% до 97%, продуктивность участия

воспитанников в творческих конкурсах.

Результативность коллектива за 2018-2021 учебный год:

Результаты участия обучающихся во всероссийских, межрегиональных,

районных и муниципальных конкурсах, выставок.

Всероссийский уровень

Большой Всероссийский фестиваль детского и юношеского творчества, в том

числе для детей с ограниченными возможностями здоровья – победитель;

Всероссийский конкурс детского творчества «Динамо»-глазами детей»-

победители;

Региональный уровень

Межрегиональный фестиваль детского творчества «Курочка Ряба» - 1 место;

Конкурс

рисунков

«Искусство

должно

давать

счастье

и

радость»,

посвященное 175-летию художника В.Д. Поленова – 3 место;

Региональный фестиваль-конкурс «Гордись и радуйся, поэт!», посвященном

памяти А.С. Пушкина – 1 и 3 место;

Областной уровень

Областная выставка-конкурс творческих работ обучающихся «Тульские

промыслы»- 1 и 2 место;

Областная выставка-конкурс творческих работ обучающихся «Волшебные

краски Ясной Поляны»- участники;

Областная выставка-конкурс творческих работ обучающихся «Тульские

промыслы»- 3 место;

Муниципальный уровень

Районный православный фестиваль «Красота Божьего мира» - призеры

Районный фестиваль «Созвездие талантов» - победители;

Фестиваль творческих проектов «Мир, в котором я живу» - победители.

Таким образом, уровень подготовки воспитанников является высоким

по

профилю

декоративно

прикладного

творчества

в

системе

дополнительного образования учащихся МБОУ ДОД «ДДЮТ», моих

воспитанников,

что

также

подтверждается

итогами

участия

в

муниципальных, региональных, всероссийских творческих конкурсах.

В заключении я хочу сказать, что успехи в декоративно – прикладном

творчестве рождает у детей уверенность в своих силах. Они преодолевают

барьер нерешительности, робости перед новым видом деятельности. У них

воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.

В данной работе были рассмотрены: природа творчества и творческой

деятельности;

понятие

творческих

способностей;

выявление

связи

максимальной продуктивности с возрастом; изучение индивидуальных

качеств личности; выявлены наиболее эффективные методы развития

творческих способностей на занятиях ДПТ.

Дополнительное образование- необходимое звено воспитания и образования

многогранной личности, оно представляет каждому ребенку, возможность

свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их

освоения,

включения

в

разнообразные

виды

деятельности

с

учетом

индивидуальных наклонностей.

Список использованной литературы

1.

1. Березина В. А. Дополнительное образование детей как средство их

творческого развития. — Диссертация на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук. — М., 2002

2.

Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное

образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ,

2005. – с.159

3.

Заболотская И.А.Опыт работы с одарёнными детьми / И.А.

Заболотская // Дополнительное образование и воспитание. – 2007.-№9.

4.

Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии…» (творчество и

развивающее обучение)//Вопросы психологии – 1998г. - №5

5.

Темчишена С.П. Организация работы с одарёнными детьми в условиях

учреждения ДО / С.П. Темчишена // Дополнительное образование и

воспитание. – 2010.-№11.



В раздел образования