Автор: Молоткова Юлия Евгеньевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДОД
Населённый пункт: г. Узловая, Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих способностей у воспитанников на занятиях декоративно-прикладного творчества в учреждении дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование
Рубрика: дополнительное образование
Ю.Е. Молоткова,
педагог дополнительного образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дворец детского (юношеского) творчества»
г. Узловая, Российская Федерация
Развитие творческих способностей у воспитанников на занятиях
декоративно-прикладного творчества в учреждении дополнительного
образования
В сущности, дополнительное образование — это мотивированное
образование,
позволяющее
обучающемуся
приобрести
устойчивую
потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя,
самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями
дополнительное образование детей понимается как целенаправленный
процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных
образовательных программ
[1]
.
Декоративно-прикладное творчество, воздействуя на личность ребенка,
развивает психику, обогащает ее эмоциональный и практический опыт,
формирует
интеллектуальный
потенциал,
способствует
воспитанию
эстетических способностей, ведет к накоплению профессиональных навыков
умений. Оно настраивает на дальнейшую активную, творчески осознанную
самостоятельную деятельность. В конечном итоге, творческие способности
очень важны во взрослой жизни.
«Вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и
все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее,
интенсивнее, глубже и прочнее». Н. Д. Бартрам.
Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и
таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных
специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное
условие прогрессивного развития общества – человек,
способный к
творческому
созиданию.
Формирование
творческих
качеств
личности
необходимо начинать с детского возраста.
Актуальность
данной
работы
определяется
тем,
что
развитие
творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию
личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения.
Поэтому поиск оптимальных путей творческого развития детей и подростков
в процессе образования, сегодня является одной из социально значимых,
приоритетных задач педагогической науки и общества в целом.
Развитие
творческих
способностей
–
одна
из
актуальных
задач
образования.
Вопрос о развитии способностей в теории и практике
обучения пока недостаточно разработан, не сформулирован целостный
комплекс показателей, отражающих многообразие понятия «творческие
способности». Между тем, у каждого ребенка есть свои способности и
таланты,
поэтому
задачей
педагога
является
систематическое
целенаправленное развитие у детей подвижности и гибкости мышления,
интуиции, воображения, способность высказывать оригинальные идеи
изделия.
Проблема развития творческих способностей у учащихся в системе
обучения и воспитания тесно связана с использованием декоративно-
прикладного
искусства,
которое
является
частью
цельной
народной
культуры. Декоративно-прикладное искусство, охватывает ряд отраслей
творчества,
которые
посвящены
созданию
художественных
изделий
(различная утварь, мебель, ткани, одежда и украшения).
Выявлению
значения
роли
и
места
народного
творчества,
художественной культуры, декоративно-прикладного искусства в процессе
развития художественных способностей личности, посвящены исследования
и публикации М.А. Ершовой, И.О.Кагана, Б.Т. Лихачева, Т.Я. Шпикаловой.
Народное
декоративно-прикладное
искусство
нашей
страны
-
неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность
этого искусства близки, понятны людям. Как всякое большое искусство, оно
воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию
гармонично развитой личности. Художественные произведения, созданные
народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение
видеть и понимать окружающий мир, а также помогают формировать
художественный вкус и учат нас видеть и понимать прекрасное в
окружающей жизни и в искусстве [8, с.13]. Народных промыслов на
территории
России
существует
достаточно
много.
Каждый
из
них
своеобразен и сохраняет корни технологического процесса создания.
Овладеть искусством промысла дело сложное, долговременное.
Для себя я более подробно открыла мир создания искусственных
цветов и композиций её секретами и историей развития. Я более подробно
изучала литературу, обладая наблюдательностью, вкусом, хорошо освоила
методику окраски, обработки лепестков, тычинок, листьев. А освоив
искусство цветоделия, научилась правильно, на основе пропорций и
гармонии, составлять букеты.
Одной из задач современной науки является сосредоточение усилия на
развитии творческой индивидуальности каждого ребенка. Особое значение в
этом процессе имеет развитие декоративного творчества детей среднего
школьного возраста.
Вопросы развития детского декоративного творчества стали предметом
изучения
многих
наук:
философии,
эстетики,
культурологии,
искусствоведения, психологии, педагогики.
Существует мнение, что творческими способностями обладают все люди. Но
большинство, просто не знает о своих возможностях или даже не
задумывается о них.
По мнению Гаврилова В.В. творческий человек - это в первую очередь
оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения.
Артемьева Л.А. считает, что человек сам может в себе воспитать, а
скорее разбудить, способность к творчеству. Это не значит, что можно себя
убедить в том, что ты виртуозный скрипач, но попробовать взглянуть на
окружающий мир или конкретный вопрос под другим углом может каждый
человек. Творческие способности - это в первую очередь способность
человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или
задачи. Эта способность напрямую зависит от кругозора человека. Чем
больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных
ракурсов. [4, c.4]
Конечно, способность к творческим решениям появляется не сразу, но
у каждого человека есть свой определенный потенциал. Творческие
возможности нужно и можно развивать.
Артемьева Л.А. считает, что каждая из стадий развития ребенка несет с
собой новые возможности формирования личности. Именно в определенные
годы детства обнаруживаются возрастные предпосылки творчества.
Первостепенное значение имеет сама потребность в художественном
творчестве. Она возникает при особом эмоциональном отношении к
окружающему, когда за формой предметов и явлений дети открывают
вызывающее у них отклик внутреннее содержание. При достаточном
богатстве таких впечатлений для ребенка становится возможным и желание
выразить свои личные переживания в создаваемых им самим образах [4,
c.139].
Создание
условий,
направленных
на
развитие
художественных
способностей
детей,
воображение
и
образное
мышление,
которые
способствуют
приобщению
детей
к
народному
искусству,
помогают
закрепить технические навыки, полученные ранее, учат анализировать и
сравнивать и, используя народный промысел, оптимизировать процесс
развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
Анализ проблемы развития творческих способностей определяется
содержанием, которое вкладывается в это понятие. Очень часто в обыденном
сознании творческие способности отождествляются со способностями к
различным
видам
художественной
деятельности,
с
умением
красиво
рисовать, сочинять стихи, писать музыку. Что такое творческие способности
на самом деле?
Детское творчество, по мнению ряда психологов и педагогов — это
осуществление
процесса
передачи
опыта
творческой
деятельности.
Накопление опыта в творческой деятельности и овладение уже накопленным
опытом становится возможным, когда ребенок сам оказывается в ситуации,
требующей непосредственного осуществления аналогичной деятельности.
По мнению В.А. Левина за формой творчества, за его результатами
всегда
должно
стоять
нравственно-духовное
содержание;
результаты
творчества должны отражать отношение ребенка к миру, представления его о
себе, о мире, о людях окружающих его, а не служить безликим памятником
умения владеть технологиями [15, с 38]. Б.М. Теплов, рассматривая проблему
способностей, определяет их, считая, что способности не сводятся к знаниям,
умениям и навыкам, это нечто другое, что объясняет (обеспечивает) их
быстрое приобретение, закрепление и использование на практике.
Алексеева В.В. считает, что формирование творческой личности - одна
из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. В
процессе
рисования,
лепки,
аппликации
дошкольник
испытывает
разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им,
огорчается, если что-то не получается [1, c.62].
Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как
создание человеком объективно и субъективно нового
Исследовательница
изобразительного
творчества
ребенка
Н.П.
Сакулина писала: «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в
течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно
художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий
след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в
дальнейшем приложат к любой области труда».
Изобразительная работа детей как прообраз деятельности взрослого
художника заключает в себе общественно-исторический опыт поколений.
Ребенок не может усвоить данный опыт самостоятельно. Именно взрослый
является
носителем
и
передатчиком
всех
знаний
и
умений.
Сам
изобразительный
труд,
включающий
рисование,
лепку,
аппликацию,
способствует разностороннему развитию детской личности.
Е.А. Флёрина указывала: «Детское изобразительное творчество мы
понимаем
как
сознательное
отражение
ребенком
окружающей
действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое
построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а
также впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды
искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его
в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому».
А. А. Волкова писала: «Воспитание творчества — разностороннее и
сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности
взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер
(смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом,
мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка, для
того чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка
разнообразными представлениями, некоторыми знаниями — значит дать
обильную
пищу
для
творчества
детей.
Научить
их
внимательно
присматриваться,
быть
наблюдательными
—
значит
сделать
их
представления
ясными,
более
полными.
Это
поможет
детям
ярче
воспроизводить в своем творчестве виденное ими».
Чем характеризуется творческая деятельность ребенка? Обратимся к
работе Б. М. Теплова: «Главное условие, которое надо обеспечить в детском
творчестве, — искренность. Без нее все другие достоинства теряют
значение». Этому условию отвечают те замыслы, которые являются
внутренней потребностью ребенка. Но систематическая педагогическая
работа, по мнению ученого, не может строиться с расчетом лишь на эту
потребность. У многих ребят ее не наблюдается, хотя при организованном
вовлечении в художественную деятельность эти дети обнаруживают иногда
незаурядные
способности.
Следовательно,
возникает
большая
педагогическая проблема — найти такие стимулы к творчеству, которые
рождали бы у ребенка подлинное желание «сочинять».
Следует поддерживать живое общение детей! К сожалению, часто на
практике происходит обратный процесс: разговоры пресекаются, обрываются
воспитателем или педагогом.
Е.И. Игнатьев писал: «От простого перечисления отдельных деталей в
рисунке ребенок переходит к точной передаче особенностей изображаемого
предмета. Одновременно изменяется и роль слова в изобразительной
деятельности ребенка, слово все больше и больше приобретает значение
регулятора, направляющего процесс изображения, контролирующего приемы
и способы изображения...».
В.Г. Злотников в своем исследовании указывает, что «художественное
творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения,
практической
деятельности
и
психических
процессов.
Оно
является
специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой
возникает особый материальный продукт произведение искусства».
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные
результаты, если у учащегося имеются сильные, яркие и глубокие мотивы,
вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные
затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.
Методы стимулирования:
методы эмоционального стимулирования;
методы развития познавательного интереса;
методы формирования ответственности и обязательности;
методы развития творческих способностей и личных качеств учащихся;
постановка перспективы (ближней, рассчитанной на время выполнения
одного задания, занятия или учебного дня, средней, на неделю,
четверть или год и дальней, на несколько лет).
Проектные методы обучения на занятиях ДПТ
«Метод проектов» является открытой и развивающей системой,
которая может совершенствоваться на основе учета педагогического опыта.
Он применяется и при коллективной, и при индивидуальной работе
учащихся.
Практика показывает, что на каждом этапе занятия ДПТ необходимо
использовать приемы и методы дифференциации и индивидуализации,
задания различной трудности и объема. Это позволяет педагогу полнее
учитывать индивидуальные возможности и личные особенности ребенка,
достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих
способностей учащихся.
Этапы занятий ДПТ
Рассмотрим этапы занятий ДПТ на примере творческого коллектива
«Цветочный дизайн» для 2-8 классов.
Весь
период
занятий
разделен
на
несколько
этапов:
подготовительный, совместная деятельность и итоговый. На первом этапе, в
беседе, при помощи различных заданий по разным жанрам декоративно –
прикладного
искусства,
выясняются
склонности,
способности
и
предрасположенность ребёнка к конкретному виду деятельности. Затем
подбираются такие изделия, работу над которыми ребёнок завершит раньше,
чем у него пройдёт пик активности и пропадёт интерес заниматься этим
делом. На втором этапе идёт совместная деятельность по разработке и
изготовлению изделия. На этом этапе педагог выступает как наблюдатель и
консультант, иногда параллельно с ребёнком выполняет, для наглядности, то
же изделие, что и ребёнок. На третьем этапе идет анализ изготовленных
изделий, анализ проведенной работы, разбор ошибок и подготовка изделий к
выставкам. На этом этапе рассматриваются дальнейшие пути творческого
развития ребёнка (выбор изделия, выбор жанра, комбинирование жанров).
В объединении занимаются дети 9-14 лет. Ребята работают по
образцам и самостоятельно. При работе по образцам развиваются навыки,
художественный вкус, ребята учатся анализировать, как обрабатывается тот
или иной материал, какими средствами достигается создание образа.
Большие возможности в развитии творчества заключают в себе новые
технологии в декоративно- прикладном творчестве, например, работа в
технике
«канзаши»,
«шебби-шик»,
«komono».
Работа
выполняется
специальными
инструментами.
Была
разработана
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Изготовление
искусственных цветов из лент», согласована и утверждена на педагогическом
совете. Программа удачно реализуется в коллективе.
В программе интегрируются знания по культурологии, композиции,
литературе, графике, биологии, дизайна, эстетике внешнего вида и культуре
поведения, самопрезентации, проектной и выставочной деятельности.
Мною были разработаны:
техника безопасности при работе с ручными и электроинструментами;
разные эскизы одинаковой сложности по каждой теме, совмещённые с
цветовыми схемами;
практические задания разной сложности, технологические карты;
критерии оценки выставочных работ;
критерии оценки освоения образовательной программы;
мастер-классы и слайдовые презентации.
Коллектив «Цветочный дизайн» предоставляет большие возможности
для удовлетворения запросов детей с учетом индивидуальных и возрастных
особенностей
развития.
Занятия
в
объединении
дают
простор
для
творческого развития, о чём свидетельствуют устойчивые положительные
результаты образовательной деятельности (за последние три года) по
показателям
-
полнота
выполнения
программ
–
100%,
сохранность
контингента в среднем в диапазоне от 91% до 97%, продуктивность участия
воспитанников в творческих конкурсах.
Результативность коллектива за 2018-2021 учебный год:
Результаты участия обучающихся во всероссийских, межрегиональных,
районных и муниципальных конкурсах, выставок.
Всероссийский уровень
Большой Всероссийский фестиваль детского и юношеского творчества, в том
числе для детей с ограниченными возможностями здоровья – победитель;
Всероссийский конкурс детского творчества «Динамо»-глазами детей»-
победители;
Региональный уровень
Межрегиональный фестиваль детского творчества «Курочка Ряба» - 1 место;
Конкурс
рисунков
«Искусство
должно
давать
счастье
и
радость»,
посвященное 175-летию художника В.Д. Поленова – 3 место;
Региональный фестиваль-конкурс «Гордись и радуйся, поэт!», посвященном
памяти А.С. Пушкина – 1 и 3 место;
Областной уровень
Областная выставка-конкурс творческих работ обучающихся «Тульские
промыслы»- 1 и 2 место;
Областная выставка-конкурс творческих работ обучающихся «Волшебные
краски Ясной Поляны»- участники;
Областная выставка-конкурс творческих работ обучающихся «Тульские
промыслы»- 3 место;
Муниципальный уровень
Районный православный фестиваль «Красота Божьего мира» - призеры
Районный фестиваль «Созвездие талантов» - победители;
Фестиваль творческих проектов «Мир, в котором я живу» - победители.
Таким образом, уровень подготовки воспитанников является высоким
по
профилю
декоративно
прикладного
творчества
в
системе
дополнительного образования учащихся МБОУ ДОД «ДДЮТ», моих
воспитанников,
что
также
подтверждается
итогами
участия
в
муниципальных, региональных, всероссийских творческих конкурсах.
В заключении я хочу сказать, что успехи в декоративно – прикладном
творчестве рождает у детей уверенность в своих силах. Они преодолевают
барьер нерешительности, робости перед новым видом деятельности. У них
воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.
В данной работе были рассмотрены: природа творчества и творческой
деятельности;
понятие
творческих
способностей;
выявление
связи
максимальной продуктивности с возрастом; изучение индивидуальных
качеств личности; выявлены наиболее эффективные методы развития
творческих способностей на занятиях ДПТ.
Дополнительное образование- необходимое звено воспитания и образования
многогранной личности, оно представляет каждому ребенку, возможность
свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их
освоения,
включения
в
разнообразные
виды
деятельности
с
учетом
индивидуальных наклонностей.
Список использованной литературы
1.
1. Березина В. А. Дополнительное образование детей как средство их
творческого развития. — Диссертация на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук. — М., 2002
2.
Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное
образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ,
2005. – с.159
3.
Заболотская И.А.Опыт работы с одарёнными детьми / И.А.
Заболотская // Дополнительное образование и воспитание. – 2007.-№9.
4.
Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии…» (творчество и
развивающее обучение)//Вопросы психологии – 1998г. - №5
5.
Темчишена С.П. Организация работы с одарёнными детьми в условиях
учреждения ДО / С.П. Темчишена // Дополнительное образование и
воспитание. – 2010.-№11.